Создание воспитательного пространства в рамках творческого развития детей (из опыта работы)
статья по теме

Трандафир Оксана Михайловна

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_trandafir_sozdanie_vospitatelnogo_prostranstva.docx37.3 КБ

Предварительный просмотр:

Создание воспитательного пространства  

в рамках творческого развития детей (из опыта работы)

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, единое воспитательное пространство

В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль образования как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и образовательных учреждений для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Необходимость модернизации воспитательной работы ЦРТДиЮ определяется нормативно-правовыми документами: Программой развития воспитания в системе образования России и «Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ», Президентской инициативой «Наша новая школа», где отмечается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».

В настоящее время актуальным стал вопрос о создании  единого воспитательного пространства на основе существующего опыта воспитательной работы образовательных учреждений. Возникает потребность координации деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием по стратегическому планированию и организации воспитания посредством определения приоритетов, перспектив и механизма управления развитием системы воспитания детей в Нерюнгринском районе. Назрела необходимость инвентаризации и обобщения опыта, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом специфики при построении воспитательных систем разного уровня, поиска эффективных педагогических технологий и механизмов системной организации данной работы в регионе.

Актуальность модернизации воспитательной работы Центра определена и социальным заказом участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Вот некоторые данные об ожиданиях учащихся и их родителей, от системы образования, полученные в ходе диагностики школ города.

Запрос

учащиеся

родители

1. Получить минимум знаний, необходимых для жизни в современном обществе

55

75

2. Подготовить к выбору профессии

35

73

3. Научить общаться, сопереживать

40

80

4. Помочь детям раскрыть свои способности

100

95

5. Развивать потребность в самообразовании

66

60

6. Сформировать качества делового человека

15

69

7. Научить воспринимать ценности культуры

59

54

8. Формировать самостоятельность

85

90

9. Воспринимать терпимость к другому мнению

35

75

10. Ориентировать на знание и уважение законов РФ

34

85

11. Развивать гражданские качества

33

98

12. Научить вести здоровый образ жизни

37

97

Поэтому работа над обновлением воспитательной системы объединила все подразделения Центра, включая отделы, психологическую службу, творческие объединения учащихся, выявила основные направления и позволила смоделировать и скоординировать воспитательную деятельность, способствуя созданию единого воспитательного пространства.

В связи с этим целью воспитательной системы ЦРТДиЮ является создание условий для становления и развития здоровой, культурной, социально активной личности, обладающей гуманистическими, нравственными ориентациями, устойчивой мотивацией к познанию, к творчеству и высоким адаптационным потенциалом.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

  1. Определить комплекс условий для становления и развития здоровой, культурной, социально активной личности;
  2. Разработать и апробировать сквозные комплексные программы, обеспечивающие единство образовательного и воспитательного процесса;
  3. Сформировать комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения функционирования воспитательной системы Центра;
  4. Обеспечить постоянную диагностику уровня воспитанности и личностного развития учащихся;
  5. Создать банк методического обеспечения функционирования единой системы районной воспитательной работы в условиях ЦРТДиЮ.

Одним из важнейших средств развития воспитательной работы Центра является комплекс районных развивающих программ, основанных на методике коллективного творческого дела.

Структура воспитательной работы Центра вытекает из направлений деятельности нашего учреждения и представлена следующими блоками: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, художественно-эстетическое, эколого-биологическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, организация детского самоуправления, работа с родителями.

Данные направления воспитательной деятельности объединены в различные программы, но присутствуют в любом мероприятии.

  • гражданско-патриотическое воспитание  является одной из приоритетных задач воспитания детей и подростков включает в себя развитие чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей.
  • духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации, восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни, культурно-регионального сообщества, культуры своего народа.
  • художественно-эстетическое воспитание ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества.
  • эколого-биологическое воспитаниее, является важным компонентом человеческой культуры, оно направлено на развитие морально-этических качеств ребенка, повышение ответственности за свои поступки   самостоятельности и инициативности в области охраны окружающей среды;
  • воспитание здорового образа жизни – это содействие физическому развитию ребенка, укреплению его здоровья, профилактика вредных привычек и совершенствование спортивного мастерства.
  • организация детского самоуправления направлено на формирование лидерских качеств ребенка в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел.
  • работа с родителями проходит через деятельность районного семейного клуба «Лад» по программе «Гармония».
  • «Каникулы» в каникулярные дни педагоги меняют форму занятий. Это вносит элемент новизны и праздничности в общение детей друг с другом и с педагогами и благотворно сказывается на эмоциональном фоне детей.

Формами воспитывающей деятельности Центра являются: игра (интерактивная, интеллектуальная деловая, ролевая), соревнования, викторины (в том числе виртуальные), творческие конкурсы, выставки прикладного творчества, праздничные мероприятия, концерты, вечера, круглые столы, встречи с интересными людьми, коммунарские сборы,  

  • игры, КВН,
  • поисково-исследовательские и проектные экспедиции.

ЦРТДиЮ сегодня – открытая система дополнительного образования, направленная на расширение и углубление стандартов общего и специализированного образования, общекультурную, допрофессиональную подготовку, во-вторых, реализацию свободы выбора, в-третьих, приобретение детьми опыта творчества в интересующей их области человеческой деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей.

Характеристика наиболее сильных сторон учреждения:

– за прошедшие 3 года сложилась устойчивая система качественного дополнительного образования детей, полностью поменялись содержание, формы, методы, как образовательного, так и воспитательного процесса, согласно запросу детей и родителей;

– разработаны модели систем воспитательной работы во всех отделах ЦРТДиЮ, в дополнительных образовательных программах педагогов описаны подходы к организации воспитательной работы, разработана модель выпускника ЦРТДИЮ, организована работа детского самоуправления, проводится мониторинг образования и воспитания.

– просматривается удовлетворенность детей  и родителей в образовательном процессе.  Анализ анкетирования с целью определения удовлетворённости родителей деятельностью творческого объединения показывает, что большинство учащихся (76%) с очень хорошим настроением посещают творческое объединение. У большинства воспитанников (66%) сложились дружеские отношения с детьми творческого объединения. Большинство родителей (81%) убеждены, что у их ребёнка сложились очень хорошие  отношения с педагогом. Но остаётся небольшая категория  родителей, которые не имеют представления о взаимоотношениях своего ребёнка с педагогом и воспитанниками творческого объединения, что  затрудняет сотрудничество педагогов с такими родителями и может препятствовать развитию способностей, умений детей. Практически все родители (99,7%)  полностью удовлетворены деятельностью творческого объединения, в котором занимается их ребёнок. Эту удовлетворённость у родителей, в основном, вызывают:  качество преподавания (73%) и человеческий фактор педагогов (64%);

– ЦРТДиЮ за последние три года стал конкурентно способным образовательным учреждением. Заметно увеличился результат работы обучающихся ЦРТДиЮ – дипломанты  и лауреаты конкурсов, как республиканских, так и федеральных; победители соревнований, смотров, участники международных фестивалей;

– возрастной диапазон обучающихся ЦРТДиЮ от 5 до 18 лет, 60% детей – среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 40%  средний и старший школьный возраст. Сказывается потребность родителей в дошкольном образовании.

– повысился уровень методической работы, учебные группы имеют программное обеспечение, сформирован методический банк данных;

– расширилось межведомственное взаимодействие Центра с общественными организациями и учреждениями города.

– допрофессиональная подготовка обучающихся в творческих объединениях Центра, таких как: городская детская телестудия «Пирамида», городской детский «Пресс центр», объединение юных казаков «Всходы», городская детская общественная организация «Содружество»; воспитанников хореографических студий позволяет учащимся организовать практику дополнительной деятельности в СМИ, оздоровительном лагере «Мужество», в работе в составе отряда реализующего городскую программу «Наш двор», на концертных площадках города;

– массовые мероприятия приобрели городской и районный статус: ежегодный творческий конкурс «Созвездие талантов», районная виртуальная викторина «Включись», районная игра «Большие гонки», районные турниры по шашкам и шахматам и др.

– в 2009 г. учреждению в результате аттестации и аккредитации ЦРТДиЮ присвоена высшая категория.

ЦРТДиЮ в структуре целостного образовательного пространства Нерюнгринского района решает интегративную задачу. На сегодняшний день ЦРТДиЮ тесно взаимодействует и сотрудничает со средними общеобразовательными школами г. Нерюнгри, на базе которых организована работа творческих объединений по разным образовательным направлениям, а именно МОУ СОШ №  2, 13, 18, 23, ИТЛ №  24,  С(к)ШДС «Веселый дельфин», НСРЦ «Тускул». Методическая служба ЦРТДиЮ предоставляет для реализации ту или иную образовательную программу (в соответствии с  имеющимся кадровым потенциалом). В образовательном пространстве города ведется соответствующая работа по набору детей в заявленные творческие объединения, либо на базе образовательного учреждения, либо в ЦРТДиЮ.

С  каждым из перечисленных образовательных учреждений  составлен договор о сотрудничестве, в котором учтены специфические возможности воспитательного процесса, а также накопленный этим учреждением инновационный потенциал развития.

Принципиальное отличие ЦРТДиЮ от общеобразовательной школы состоит в том, что Центр более зависим от общественных и индивидуальных запросов, настроений детей и их родителей, потребностей окружающей микросреды, которые всегда отличаются динамичностью, большой долей непредсказуемости, неустойчивостью и разнообразием. Причем эта зависимость проявляется не, только на первом этапе записи детей в те или иные объединения, но и в течение всего периода реализации той или иной образовательной программы, так как нормой деятельности ЦРТДиЮ является право свободного выбора.

Одним из направлений работы в ЦРТДиЮ является изучение, развитие и реализация детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в 1994 г.  была создана городская детская общественная организация «Содружество».

ГДОО «Содружество» – это объединение решительных инициативных, самостоятельных, творческих, активных, интеллектуальных лидеров.

Первоначально в ее состав вошло 6 школьных организаций, а в настоящее время она насчитывает 12 детских школьных организации г. Нерюнгри и Нерюнгринского района. «Содружество» - это детское  объединение, где ребята не только решают вопросы жизнедеятельности коллектива, но и  в процессе общения обмениваются опытом.

Членами организации являются лидеры ДШО школ города и района, образующих Совет ГДОО «Содружество».

Между членами Совета распределены направления работы, куратором которых они являются: экология (СОШ № 15), милосердие (гимназия №1, 2), патриотическое воспитание (СОШ № 2, 23), творчество (СОШ № 18), ЗОЖ (ИТЛ №24), социальное проектирование (СОШ №1, 13). Члены Совета осуществляют взаимодействие и обмен опытом  между общеобразовательными учреждениями.

Совет принимает участие в организации и проведением городских, муниципальных мероприятий, является инициатором мероприятий в ДШО города и района, организует акции по направлениям ДШО.

При  Центре дополнительного образования происходит обучение актива, лидеров ДШО школ города и района в Школе общения старшеклассников «Лидер». Занятия в «Лидере» способствуют формированию у старшеклассников активной жизненной позиции. Ребята общаются, развивают свои лидерские и творческие способности, знакомятся со структурой самоуправления, методами  и динамикой развития, на разных этапах формирования коллектива, узнают морально- эстетические ценности  воспитательного коллектива. Покидая стены общеобразовательных школ, наши Лидеры продолжают заниматься в творческих объединениях и студиях. Уже, будучи студентами, они активно участвуют в мероприятиях, проводимых  ЦРТДиЮ.

ЦРТДиЮ осуществляет работу по обучению и оказанию методической помощи вожатым школ города и района, которые являются инициаторами детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Проводятся совещания,  семинары, семинары практикумы по методики развития самоуправления в школе, где рассматриваются проблемы организации деятельности детских управленческих структур.

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Благодаря сотрудничеству ЦРТДиЮ с образовательными учреждениями «летняя кампания» хорошо организованна и с наибольшим охватом детей.

Работа  ЦРТДиЮ в каникулярное время предусматривает особый способ организации  жизнедеятельности детей и проходит по следующим направлениям:

– туристические, научно-исследовательские экспедиции, походы, слеты;

– природоохранные акции (экологические походы, слеты, экспедиции);

– спортивные соревнования («Спартакиады», турниры по футболу, «Веселые старты», пожарно-прикладные эстафеты);     

– исполнительное искусство (музыка, танцы, концертные бригады);

– подвижные, познавательные, ролевые игры (конкурсы, викторины и т.д.);

– развлекательные, массовые мероприятия.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детский оздоровительный лагерь "Мужество".

ЦРТДИЮ постоянно развивает инфраструктуру вспомогательных учреждений, позволяющих образовательной системе плотнее слиться с социумом и укрепить связи с основными социальными институтами.

Сотрудничество с научными учреждениями является важным ресурсом повышения качества дополнительного образования. Сотрудничество ЦРТДиЮ с образовательными учреждениями района, имеющими в свою очередь стабильные связи с соответствующими научными организациями, дает нам возможность пользоваться потенциалом сложившихся связей, расширяя,  таким образом,  пространство взаимовыгодного сотрудничества.

Это дает свои результаты. Коллективы ЦРТДиЮ ежегодно принимают результативное участие в   республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Ежегодно творческие коллективы проводят отчетные концерты для родителей. Ведь родители наши первые помощники: они и модельеры, и художники для разработки костюмов, они участники праздников, культурно-досуговых и массовых мероприятий.

Таким образом, ЦРТДиЮ сегодня – это, во-первых, многоуровневая, вариативная открытая система дополнительного образования, направленная на расширение и углубление стандартов общего и специализированного образования, общекультурную, допрофессиональную подготовку, во-вторых, реализация свободы выбора, в-третьих, приобретение детьми опыта творчества в интересующей их области человеческой деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей.

Анализируя воспитательную работу Центра  за три последних года, отмечаем, что педагоги ориентируются на  поиск и совершенствование новых форм воспитательной работы,  стремятся обеспечивать условия для самовыражения, саморазвития и самореализации учащихся, организуя образовательный процесс и выстраивая педагогическую тактику. Как результат – достижения коллективов и отдельных учащихся на конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках различных уровней.

Системность организации единого воспитательного пространства является важнейшим условием эффективности воспитательного процесса. При соблюдении данного условия, личность ребенка развивается в целостном интегрированном педагогическом пространстве, компоненты которого в максимальной степени взаимосвязаны. Воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива, а объединение усилий субъектов воспитания многократно повышает степень и диапазон воспитательного воздействия на личность, содействует созданию условий для взаимодействия, сотрудничества гуманизации отношений между участниками образовательного процесса,  самореализации и самовыражения личности.

Создание единого воспитательного пространства Центра способствует привлечению к проблемам воспитания педагогическую и родительскую общественность, обеспечивает взаимодействие с семьей и общественными организациями, образовательными учреждениями района. В результате совместной деятельности всех элементов воспитательной системы выполняется социальный заказ государства на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ВНЕШКОЛЬНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Воспитательная работа в ДШИ, с точки зрения ее организации представляет большую сложность. В моем классе специального фортепиано обучаются  15  детей  раз...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе

Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....

«Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»

Особенность построения воспитательной работы должна заключаться в открытости и скоординированности действий учителей и родителей. У взрослых одна общая цель – создание единого благоприятного для...

"Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды"

laquo;Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства и единой образовательной среды»Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Семья и школ...