Адаптированная программа кружка "Бисероплетение"
календарно-тематическое планирование

Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений.

Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, було изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло, и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.
Женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись  пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты и т.д.
В наше время это искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться народному ремеслу.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетает различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач кружка.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Программа «Бисероплетение» является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение воспитанниками основных приемов бисероплетения Курс обучения бисероплетению планируется на 1 год. Данная программа рассчитана на детей 11 - 15 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение строится таким образом, чтобы воспитанники хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.

Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.  Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Досуговая деятельность способствует приобщению воспитанников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития коммуникативных навыков, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Работа кружков в Центре проводится во второй половине дня.  Режим и распорядок  работы – организационные формы могут быть различными.   Кружковое занятие проводится в неделю один раз и не более 1 часа.  Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных воспитанников.

Актуальность.

Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию воспитанников, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.

Цель:

Познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Задачи:

Обучающие:

- формирование навыков, умений через плетение изделий из бисера;

- обучение изготовлению поделок из бисера;

Развивающие:

Способствовать развитию

- коммуникативных навыков на основе совместного творчества.

- творческой активности, фантазии, воображения.

- мелкой моторики, зрительной памяти, образного мышления, пространственной ориентации, внимания.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.

- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

- Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.

- Вырабатывать потребность создавать красоту своими руками.

Продолжительность реализации программы.

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Формы, методы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность - 1 час. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками плетения, нахождение на определенном этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираются педагогом самостоятельно, как и физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка выставок детских работ, непосредственное изготовление работ, обсуждение и выбор рисунка для изделия.

Планируемые результаты освоения воспитанниками программы курса «Бисероплетение».

У воспитанника будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
  • культура труда на всех этапах трудового процесса;
  • навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитанник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • осознания своих способностей.

Воспитанник научится:

  • правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
  • определять номер бусины;
  • обрабатывать нить воском;
  • отличать теплые и холодные цвета;
  • находить цветовой контраст;
  • пользоваться основными законами композиции;
  • закреплять аккуратно нити и замочки в изделии;
  • читать схемы украшений;
  • отличать по схемам технику исполнения;
  • выполнять бисерные работы в разных техниках («Крест», ажурная, плетение на проволоке);

Формы подведения итогов реализации программы:

- Подготовка и проведение выставок детских работ;

- Участие в городских и районных выставках декоративно – прикладного искусства;  

- Творческий отчет педагога;

- Оформление лучших работ в портфолио.

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятий

Кол-во часов.

1.

Вводное занятие. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления.

Инструктаж по технике безопасности.

1 час

2.

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1 час

3.

Основные способы плетения.

1 час

4.

Способы параллельного и спаренного плетения.

1 ч.

5.

Изготовление украшений из бисера

3 ч.

б

Плоские фигурки животных. Паучок. Т.Б. при работе.

2 ч

7.

Змейка. Т.Б. при работе.

2 ч.

8.

Сороконожка. Т.Б. при работе.

2 ч.

9.

Стрекоза. Т.Б. при работе.

2 ч.

10

Рыбка. Т.Б. при работе.

2 ч.

11.

Бабочка. Т.Б. при работе.

2 ч.

12.

Цветы из бисера. Основные направления в бисероплетении цветов. Способ плетения «скрещенные оси». Составление композиций. Т.Б. при работе.

1 ч.

13.

Плетение лепестка по схеме

1 ч.

14.

Варианты изменения формы листа. Составление схем.

1 ч.

15.

Букет подснежников

1 ч.

16.

Букет незабудок

1 ч.

17.

Ромашки

1 ч.

18.

Мак

1 ч.

19.

Фиалки

1 ч.

20.

Оплетание пасхального яйца. Т.Б. при работе.

2 ч.

21.

Способ плетения «низание петлями по кругу» Т.Б. при работе.

1 ч.

22.

Плетение браслетов .Б. при работе.

1 ч.

23.

Плетение браслетов Т.Б. при работе.

1 ч.

24.

Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе.

1 ч.

25.

Подготовка презентации выполненных работ.

1 ч.

26.

Коллективное оформление выставки готовых изделий.

1 ч.

27.

Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни».

1 ч.

Итого:

36 ч.

 Дидактический материал:

  • Бисер различного размера и качества. Стеклярус разной длины.
  • Инструменты и материалы для бисероплетения: бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек, Леска и резинка для плетения браслетов, бисерные иглы,
  • Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре.
  • канцелярские принадлежности( клей ПВА, ножницы, цветные нитки, тканевые салфетки,калька, воск, фурнитура для украшений).

Список литературы:

  1. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
  2. Божко Л.А. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
  3. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.
  4. Гашицкая Р.П., Левина О.В. Волшебный бисер. Вышивка бисером. Ростов н/Д: Проф-Пресс, 2001.
  5. Доуэлп К.Б. Цветы из бисера/ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005.
  6. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.
  7. Дюмина Г. Бисер. – М.: ООО Изд-во АСТ, ООО Изд-во Астрель, 2001.
  8. Знаете ли вы своего ученика. Пособие для педагогов. - М., 1996.
  9. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1984.
  10. Кемпбелл – Хардинг В. Уоттс П. Шьем бисером. – М.: Издательский дом «Ниола 21 – век. 2003.
  11. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.
  12. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб.: Шк.комплект, 1997.
  13. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
  14. Маркман Л.А. Бисерная фантазия. /Издатель И.В.Балабанов. - М., 1999.
  15. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991.
  16. Норбеков М. Дорога в молодость и здоровье. - СПб, 2001.
  17. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. - М.: 1994.
  18. Подшивка журналов «Модный журнал. Бисер» за 2004 – 2006 г.г., Издательство ООО «Мода и рукоделие».
  19. Подшивка журналов «Чудесные мгновения. Бисер» за 2003 – 2007 г.г., Издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы».
  20. Рожков С. Берегиня. Опыт мастеров. - М., 1993.
  21. Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. – СПб.: «Кристалл», 19998.
  22. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 1996.
  23. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
  24. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. – Смоленск: Русич, 2005.
  25. Художественные промыслы Подмосковья. - М.: Московский рабочий, 1982.
  26. Юрова Е.С.Старинные русские работы из бисера. – М.: Истоки, 1995.

       28.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.

       29.М.В. Федотова, Г.М. Валюх. Цветы из бисера. Культура и традиции, 2004.

       30. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы

    Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций  учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММЕ КРО по математике для 5 класса

 Предложенная рабочая программа рассчитана на учащихся, имеющих ЗПР, влекущее за собой быструю утомляемость, низкую работоспособность, повышенную отвлекаемость, что, в свою очередь, ведет ...

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида

рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...

Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, вариант 8.3)

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияВариант 8.3 предполагает, что  обучающийся с РАС, осложненными  легкой умственной отст...

Адаптированная программа «Коррекционно-развивающих занятий» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ФГОС ОВЗ УО, вариант 2 - СИПР)

Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных недостатками в ...