Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика»
рабочая программа (5 класс)

Ляхова Татьяна Ивановна

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика»

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Пояснительная записка

              Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика» для 5б класса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней   в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2015 г.

              Успешное овладение знаниями в общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная  грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий со школьниками. В отборе материала к занятиям нужно ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

 Общая характеристика учебного курса

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

 Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 час в неделю по 45 минут. 35 учебных недель. Количество часов - 35.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях   направлено на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Работа по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

1.Планируемые  результаты освоения учебного курса

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

2. Содержание программы факультатива

          Содержание Примерной программы направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка, его лингвистических единиц, на базе усвоения основных норм русского литературного языка.

  История языка. Происхождение письменности на Руси.

Графика и фонетика. Классификация звуков.

  Определение роли фонетических процессов. Классификация звуков речи. Работа с лингвистическим портфолио, составление  таблиц, схем.

 Понятие фонемы, её роли в орфографии. 

   

Состав слова. Знакомство с морфемным разбором слова.

 Орфография.  Орфограмма. Обучение опознавательным признакам  орфограмм.

Правописание безударных гласных, правописание согласных в корне слова (алгоритм).

Чередующиеся гласные в корнях (-раст-рос-; -лаг-лож-). 

Составление таблицы –выбора чередующейся гласной. Выполнение заданий с выбором ответа и заданий повышенной сложности.  

Чередующиеся гласные –е –и- в корнях.

Составление таблицы « Условия выбора гласной». Лингвистическая дуэль.

Правописание предлогов и приставок. 

 Правописание гласных И, А, У после шипящих.

Правописание ь.

Самостоятельная работа на умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней.

 Орфографическая  работа с текстом, с деформированным текстом. Распознавание изучаемой орфограммы, работа с пособием « К пятёрке шаг за шагом», работа с таблицами.  

№ п\п

Наименование темы

Общее количество часов.

1

История языка. Происхождение письменности на Руси.

2

2

Графика и фонетика.

5

3

Состав слова

2

4

Орфография.  

26

35

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

3.Календарно – тематическое планирование

№ п\п

Наименование раздела и тем занятий

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Форма организа

ции учебных занятий

Виды

 контроля

Примеча

ние

Дорога к письменности   2  часа

1

Как обходились без письма?

1

Диалог

2

Древние письмена

1

Комбинированное занятие

Объясни

тельный диктант

Кто в алфавите живет? 4 часа

3

Как возникла наша письменность?

1

Занятие-беседа

Иллюст

рирован

ный диктант

4

Меня зовут фонема

1

Комбинированное занятие

Работа с карточ

кой

5,6

Для всех ли фонем есть буквы?

2

Комбинированное занятие

Объясни

тельный диктант

В путь за «главным»   правилом (6 часов)

7,8

«Ошибкоопасные» места

2

Комбинированное занятие

Самодиктант

9

Тайны фонемы

1

Занятие - игра

Объясни

тельный диктант

10

Опасные согласные

1

Занятие-практи

кум

Прове

рочная работа

11

На сцене гласные

1

Занятие-практи

кум

Тест

12

Выходим на «главное» правило

1

Обоще

ние

Самостоятельная проверочная работа

«Фонемные» и «нефонемные» правила 6 часов

13

«Фонемы повелевают буквами»

1

Комбинированное занятие

Работа с карточ

кой

14,15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

2

Занятие-практи

кум

Распределитель

ный

диктант

16

Ваши старые знакомые

1

Занятие - игра

Тест

17

Правило о непроизносимых согласных- «фонемное»

1

Занятие-практи

кум

Объясни

тельный диктант

18

«Нефонемное» правило

1

Комбинированное занятие

Самостоятельная проверочная работа

Как «оседлать» правило 4 часа

19,20

Волшебное средство – «самоинструк

ция»

2

Комбинированное занятие

Работа с карточ

кой

21,22

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

2

Комбинированное занятие

Объясни

тельный диктант

Приставки –труженицы 6 часов

23

Поговорим о всех приставках сразу

1

Комбинированное занятие

Работа с карточ

кой

24

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)

1

Занятие-практи

кум

Распределитель

ный

диктант

25

Нарушители главного правила (приставки второй группы)

1

Занятие-практи

кум

Объясни

тельный диктант

26

Самые трудные! (Приставки третьей группы)

1

Занятие-практи

кум

Предупредитель

ный диктант

27

Что может обозначать приставка при-?

1

Комбинированное занятие

Тест

28

Что может обозначать приставка пре-?

1

Обоще

ние

Самостоятельная проверочная работа

Смотри в корень!      6 часов

29

Слова- «родственники»

1

Комбинированное занятие

Предупредитель

ный диктант

30

Кто командует корнями?

1

Занятие-практи

кум

Объясни

тельный диктант

31,32

Корень и «главное» правило

2

Комбинированное занятие

Словар

ный диктант

33

«Пересаженные» корни

1

Занятие-практи

кум

Самостоятельная проверочная работа

34,35

Подводим итоги года

1

Обоще

ние: лингвис

тическая  игра

4.Требования  к уровню подготовки обучающихся.

После изучения курса учащиеся должны знать

-   правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

-  условия, от которых зависит написание;

-   норму, действующую при данных условиях;

-    последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-    приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

- находить в словах изученные орфограммы,

- уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

- находить и исправлять орфографические ошибки;

- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

   Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используется различные виды диктантов, тесты, игровые моменты («лингвистическая дуэль», «отгадай слово», «передай мелок», «кто больше?»)

             5.Учебно - методическое обеспечение

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО»,1998.

  2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

  3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997

4 .Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

5. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1 Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

6. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам. Москва: Эксмо,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года....

Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса

Рабочая рограмма факультативного курса "Занимательная математика" для 5-6 класса...

Рабочая программа факультативного курса «Коммуникативная грамматика»

Рабочая программафакультативного курса «Коммуникативная грамматика»...

Рабочая программа по курсу «Занимательная грамматика»

 Рабочая программа  курса «Занимательная  грамматика» для 5 класса разработана на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного ...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

Программа факультативного курса «Занимательная грамматика»

Программа факультативного курса «Занимательная грамматика» 5 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Занимательный русский язык" для 7 класса.

Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5- 7 классов, расширяет и углубляет его. Данный курс даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширен...