ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «FOLK ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Мирясова Татьяна Николаевна

Фольклор актуален в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к нему у детей и  их родителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «FOLK  ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мирясова Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель

СП «Детский сад № 7 ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрань»

E-mail: dou7.butenko@mail.ru

Музыкальные руководители в своей работе признают огромное влияние фольклора на воспитание детей. Фольклор проявляет себя во всех своих многочисленных формах: это и сказки, обряды, хороводы, песни, игры. Фольклор вызывает интерес к музыкальным занятиям, помогает детям лучше усвоить материал, и позволяет украсить проведение любого мероприятия.  В настоящее период пришло время  апгрейда (обновление) подачи фольклорного материала. XXI  - это эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребенка с раннего возраста все больше привлекает яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Детям, как показывает опыт, более удобно воспринимать информацию визуально. В тоже время, погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребенка, особенно его эмоциональной сферы. Чтобы уравновесить воздействие различных сфер в детском интернете требуются современные подходы. Так, при изучении материалов интернета можно отметить, что многие педагоги начали изучать интернет  ресурсы и применять их во время своих занятий.  Настоящая тема требует большого внимания и углубленного изучения. Поэтому нами был разработан долгосрочный проект «Folk – глазами детей». Он стал добрым помощником во время современных ограничений, отмены массовых мероприятий. Родители стали более активно участвовать в культурной жизни детского сада и, помогать детям, лучше усвоить учебный материал с помощью видео обращений и заданий.

Более подробно останавливаясь на вопросе детского интернета, и проводя анализ популярных видео для детей, выясняется, что нас, взрослых, (родителей и педагогов) совсем не устраивает большинство контента. А именно: встречаются слабые места, не полезные, и даже опасные для детской психики.  Это доказывают расследования неравнодушных родителей: «Видео, которые превращают наших детей в зомби», «Как защитить своего ребенка от мусора в Ютубе», «Тик Ток, забавный и небезобидный» и т.д. После таких заявлений начали появляться творческие видео- проекты для обучения детей. В конечном счете, «обучалок» появилось огромное количество, а качество информации только у единичных  контентов соответствует нормам (качество музыки, анимации и.т.д.). Проблем с детским интернетом можно перечислять и далее. Нас заинтересовало люнгитюидное немецкое исследование. Оно показывает на то обстоятельство, что в период активного формирования у ребенка нейронных связей  при освоении мира и социума, объемного восприятия  было слишком мало, опыт детей намного беднее. Немецкий психиатр Манфред Шпитцер выяснил, что дети, которые во время бодрствования находятся среди других  людей, учатся новому гораздо интенсивнее и быстрее, чем те, кто сидит перед обучающим экраном. На авторитетном медицинском форуме педагог-дефектолог Полина Жиянова, рассказывая о задержках в развитии детских навыков, отмечает: «Эффективным способом увеличения словаря ребенка оказался отказ от просмотра телевизора».  В тоже время есть исключения, когда опыт просмотра становится интерактивным.

Еще один аспект просмотра видео – это мультилингвальность (обучение другим языкам с помощью детских мультфильмов). Также появились видео об анбоксинге (распаковке). Большая часть публикаций про анбоксинг описывают эти ролики как «Детский крек», на который детей подсаживают предприимчивые  маркетологи.

Рассматривая все эти аспекты детского интернета, мы пришли к следующему  выводу многих педагогов (Евгений Курчанов – преподаватель английского языка, Николай Милованов – учитель физики. Николай Дроздов – ученый зоолог и др.), которые решили предоставлять свой опыт в социальных сетях, уделяя внимание формированию духовно-нравственного здоровья у детей (вне зависимости от времен, оно всегда лежит на плечах педагогов и родителей).

Другое направление, которое разрабатывается в проекте  - это фолк. В настоящее время возникает модная тенденция восстановление славянских и древнерусских обычаев. Проводятся русские вечерки с волонтерами. Это обычные люди (взрослые, работающие по различным специальностям) собираются и изучают традиции своего народа, начиная от костюма  и до восстановления старорусских крепостей и слобод. Такое же опыт обязательно стоит передавать детям. Испокон веков в народной культуре отражался образ жизни людей, их быт, труд,  национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать благородством, силой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку. Благодаря этому направлению родители воспитанников особенно увлеченно учувствуют в данном проекте. Предлагают идеи, как организовать, например, съемку фольклорного праздника на природе или городской набережной с участием самих родителей.

         Выдающиеся педагоги и ученые К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, В.В.Виноградов, А.П.Усова и многие другие  уже давно заявляют о том, что необходимо и важно уделять внимание вопросам духовного – нравственного воспитания детей средствами народной культуры.  Ведь время как хороший инструмент художника уже давно отсек всё ненужное из народной культуры. Оставив самые мудрые, добрые, ценные и нужные знания о многовековом становлении общества.

После анализа данных двух направлений (фольклор и интернет), пришло осознание того, что пора детям перейти из разряда потребителей интернет - ресурсов в производители. Так мы задумали начать съемки фольклорных праздников с соблюдением всех правил и обрядов со стороны народных обычаев, и постижения особенностей съёмки и видео-редактирования с другой стороны. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: познакомить детей с предметами быта и старины; широко использовать все виды фольклора как богатейшего источника познавательного развития и духовно-нравственного развития детей; познакомить с народными праздниками, обрядами, традициями русского народа; воспитывать любовь и уважение к русской народной культуре; и, конечно, дать детям почувствовать себя значимой частью популярного мира интернета.  

Каждое мероприятие - это познавательный клип, в котором дети выступают как журналисты и ведущие праздника. Родители дома готовят или короткие видео задания, или участвуют в роли со-ведущих, помогают наполнить итоговое видео полезной информацией о том или ином празднике. Бабушки и дедушки также задействованы в помощи организации атрибутов для праздников. Педагоги очень подробно разъясняют материал о русском народном празднике, организовывают выставки по выбранной теме, редактируют и формируют итоговое видео. На музыкальных занятиях дети с удовольствием изучают русские народные игры; поют песни в доступной метрике и удобной интонационной сфере; танцуют под «Русские пляски», в которых понятен ритм и игровые движения приносят удовольствия; изучают виды кадрилей и хороводов. Одним из главных способов проверки знаний явилось команда «снимаю». Эта команда стала для детей сигналом для лучшей поддачи своих умений на камеру.  В итоге у нас собирается своеобразная виртуальная библиотека фольклорных праздников.  Проект продолжает пополняться новыми видео, которые впоследствии будут формировать детский канал.

В заключение данной статьи хочу добавить, что фольклор актуален в наши дни, и совершенно реально возродить интерес к нему у детей и  их родителей.  Работа с детьми во время подготовки видео-экскурсии в любой народный праздник особо увлекает ребят, что позволяет сформировать устойчивый интерес не только к просматриванию детского интернета, но и его использования в  познавательном развитии дошкольников.

Литература

1. Денисова, М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительная группы: концерты, праздники, представления, инсценировки, экскурсии / М. А. Давыдова. - Москва: ВАКО, 2007.

2. Зацепина, М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018.

3. Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников

Тематичнские календарные планы младшая группа на год                                          ...

Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников

Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...

Задачи музыкального воспитания дошкольников

Задачи музыкального воспитания на все возрастные группы...

Музыкальное воспитание дошкольников в семье

Статья о ролимузыкального воспитания дошкольников в семье....

Роль татарской народной игры в музыкальном воспитании дошкольников.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремилс...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.Б. Шоу          В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализаци...