Главные вкладки

    Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей
    статья по музыке на тему

    Ахметзянова Румия Салиховна

    Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность.

    Б. Шоу

     

             В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

             В рамках внедрения ФГОС  НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.

             Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

             Огромную роль имеет значимость тех знаний, которые  ребёнок получает на уроке, но если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как месячник татарского языка, литературы и искусства, «Навруз», «Фестиваль детского творчества», где каждый класс имеет своё задание (ИССЛЕДОВАНИЕ) целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний, выявление юных талантов, талантливых семей.  Таким образом проходят : (УРОК-ПРАЗДНИК, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-КОНЦЕРТ)   На таких нетрадиционных уроках- праздниках  дети,  родители, гости вместе выступают, узнают о забытых традициях своего народа.

           Чтобы подготовиться к таким нетрадиционным урокам, необходимо использовать  следующие виды проектов:

    1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов

    2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

    3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

    4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали

    5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме

    6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.

     

    По признаку предметно-содержательной области:

    Монопроекты (укладываются в классно – урочную систему)

    межпредметные проекты (Во внеурочной деятельности)

     

            Школа сотрудничает с Альметьевским Музыкальным колледжем им.Ф.Яруллина. Дети имеют возможность слушать «живую» музыку в исполнении оркестров, а также принимают участие в конференциях на базе колледжа, музыкальных конкурсах и фестивалях. Многие талантливые дети по окончании школы поступают учиться в Альметьевский музыкальный колледж.

            Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение (ИССЛЕДОВАНИЕ) основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев  и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

           Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

     -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

    -  развиваю творческие способности;

    - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы;

    - поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

    - осуществляю личностно-ориентированную направленность.

     

    ПРИМЕРЫ:

             На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.

     

    Татарские народные песни

    Русские народные песни

    1. Одноголосны.

    2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется.

    3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент.

    4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато.

    1. Многоголосны.

    2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад.

     

    3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность.

    4. Вариативное развитие.

     

           При сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен.

            Темы «Былины» и «Баиты» целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.

           Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова выделяются интонационные особенности, определяются средства музыкальной выразительности. 

           Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»

    Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.

    У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы узнаем, что он из себя представляет.

            Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.

            В конце урока обобщаем знания о баитах.

    Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.

            В 7-м классе эта тема рассматривается более углубленно.

        

           Одним из важнейших инструментов, помогающих решать проблему воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуры  других этносов, является образование, а способ  -  активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.

     

          Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». Высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_rip.docx21.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска

    Республики Татарстан

                                 

    Работа республиканского круглого стола в рамках стажировки учителей изобразительного искусства и музыки по теме:

    «Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в художественном воспитании обучающихся».

    Тема выступления:

    «Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей»

                                                                                                       Выполнила: учитель музыки

                                                                                                       высшей квалификационной категории

                                                                                                       Ахметзянова Румия Салиховна

    Единственный путь, ведущий к знаниям, это деятельность.

    Б. Шоу

             В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализация технологии системно - деятельностного подхода  предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

             В рамках внедрения ФГОС  НРК становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Введение его в предмет не должно быть искусственным и притянутым.

             Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС ООО – формирование гражданской сознательности, осознание своей этнической и национальной принадлежности, духовно-нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов.

             Огромную роль имеет значимость тех знаний, которые  ребёнок получает на уроке, но если они не находят практического применения, то бесполезно говорить об их ценности. Например, в нашей школе стали традиционными такие мероприятия, как месячник татарского языка, литературы и искусства, «Навруз», «Фестиваль детского творчества», где каждый класс имеет своё задание (ИССЛЕДОВАНИЕ) целью которого является возрождение культуры народных праздничных гуляний, выявление юных талантов, талантливых семей.  Таким образом проходят : (УРОК-ПРАЗДНИК, УРОК-ЭКСКУРСИЯ, УРОК-КОНЦЕРТ)   На таких нетрадиционных уроках- праздниках  дети,  родители, гости вместе выступают, узнают о забытых традициях своего народа.

           Чтобы подготовиться к таким нетрадиционным урокам, необходимо использовать  следующие виды проектов:

    1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов

    2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных  инструментов»

    3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

    4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали

    5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме

    6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.

    По признаку предметно-содержательной области:

    Монопроекты (укладываются в классно – урочную систему)

    межпредметные проекты (Во внеурочной деятельности)

            Школа сотрудничает с Альметьевским Музыкальным колледжем им.Ф.Яруллина. Дети имеют возможность слушать «живую» музыку в исполнении оркестров, а также принимают участие в конференциях на базе колледжа, музыкальных конкурсах и фестивалях. Многие талантливые дети по окончании школы поступают учиться в Альметьевский музыкальный колледж.

            Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение (ИССЛЕДОВАНИЕ) основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев  и традиций. Включение в программу произведений народной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимися осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

           Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:

     -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

    -  развиваю творческие способности;

    - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы;

    - поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

    - осуществляю личностно-ориентированную направленность.

    ПРИМЕРЫ:

             На уроке по теме «Протяжные песни», слушая р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» и т.н.п. “Гөлҗамал”, школьники выявляют общие и характерные особенности татарской музыки в сравнительной характеристике с русской.

    Татарские народные песни

    Русские народные песни

    1. Одноголосны.

    2. Особый лад пентатоника, состоящий из 5 ступеней, который не меняется.

    3. Распевы тонкие, напоминают кружевной орнамент.

    4. Варьируется только орнамент, цветисто, богато.

    1. Многоголосны.

    2. Мажор, минор (диатонический семиступенный), переменный лад.

    3. Большие скачки, широкие распевы, раздольность.

    4. Вариативное развитие.

           При сравнительном анализе татарских и русских народных песен добавляются сведения об особенностях исполнительской традиции татарских песен.

            Темы «Былины» и «Баиты» целесообразно изучать подряд, так как при помощи сравнительного анализа учащиеся лучше запоминают, что у каждого народа есть жанры, характерные только для его музыкальной культуры и особенности этих жанров.

           Тема «Былины». При разучивании «Былины о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова выделяются интонационные особенности, определяются средства музыкальной выразительности. 

           Тема «Баиты» начинается с вопроса «Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?»

    Д. Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.

    У. Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы узнаем, что он из себя представляет.

            Используя метод моделирования художественно-творческого процесса, выбираем средства музыкальной выразительности: мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный, ритм – ровным, темп – умеренным, динамика – тихо. При прослушивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.

            В конце урока обобщаем знания о баитах.

    Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.

            В 7-м классе эта тема рассматривается более углубленно.

         

           Одним из важнейших инструментов, помогающих решать проблему воспитания культуры межнационального общения, умения понимать и принимать культуры  других этносов, является образование, а способ  -  активное приобщение учащихся к национальной культуре, используя возможности национально-регионального компонента.

          Видный татарский ученый Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». Высказывание может относиться и к понятию «музыкальная культура»; знание музыкальной культуры разных народов обогащает душу человека, делает его жизнь духовно богаче.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

    В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

    Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

    О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка...

    Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании через использование инновационного интерактивного УМК по биологии «Навигатор».

    В основе ФГОС второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент.  Формирование и развитие личност...

    Проект как форма реализации системно –деятельностного подхода во внеурочной работе учителей естественнонаучных дисциплин

    Сущность метода проектов –это решение какой-либо проблемы на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и над предм...

    Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

    Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

    Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

    Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

    Инновационный педагогический проект "Реализация системно-деятельностного подхода через проектную деятельность в коррекционных учреждениях "

    quot;Помоги мне это сделать самому!" Из опыта моей работы с глухими детьми в сфере проектной деятельности. Различные примеры реализованных проектов....