Проект как форма реализации системно –деятельностного подхода во внеурочной работе учителей естественнонаучных дисциплин
консультация на тему

Ермоленко Людмила Ивановна

Сущность метода проектов –это решение какой-либо проблемы на основе самостоятельной деятельности учащихся при использовании соответствующих способов, средств, знаний, включая межпредметные и над предметные, интеллектуальных и практических умений, а также реализации творческого потенциала для получения конкретного результата.Метод проектов – система обучения. при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Это эффективный метод формирования УУД, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-stazhyorskaya_praktika.pptx609.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект как форма реализации системно –деятельностного подхода во внеурочной работе учителей естественнонаучных дисциплин

Слайд 2

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми. Но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий » Адольф Дистерверг

Слайд 3

«Образование: скрытое сокровище» -научиться познавать; - научиться делать; -научиться жить вместе; -научиться быть;

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Создать условия, при которых обучающиеся: Самостоятельно и охотно приобретают необходимые знания из разных источников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, практических заданий. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение ); Развивают системное мышление.

Слайд 5

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Замысел Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач Личностные УУД: осознание обучающимися смысла обучения. Регулятивные действия: целеполагание умение самостоятельно планировать пути достижения цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами. Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, умение организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Слайд 6

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Организация деятельности. Осуществление проектной деятельности Личностные УУД: формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка деятельности. Познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение сравнивать данные, находить отличия, умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Слайд 7

Развитие УУД в процессе проектной деятельности Этапы проекта Формируемые УУД Презентация результатов Личностные УУД: самоопределение, действия нравственно-этического характера. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 8

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Регулятивные: определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации

Слайд 9

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Познавательные: предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Слайд 10

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий Коммуникативные: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слайд 11

Основные элементы педагогической технологии: проблема задачи цель содержание методы ресурсы результат оценка

Слайд 12

- деятельностный - личностно ориентированный - компетентностный - гуманистический - культурологический - ценностный Технологические подходы:

Слайд 13

1) формирование личностно значимых способов учебной работы; 2) овладение способами самообразования; 3) обеспечение перевода обучающегося в режим саморазвития; 4) стимулирование самостоятельной работы учащихся; 5) приобретение опыта социального взаимодействия; 6) развитие коммуникативных способностей учащихся; 7) приобретение инициативности Главные отличительные признаки:

Слайд 14

- темы могут заранее формулироваться специалистами различных отраслей науки - темы могут выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету - темы могут предлагаться самими учащимися Участники формулирования темы:

Слайд 15

1) выяснить … 2) сформулировать… 3) обосновать… 4) создать… 5) разработать… Цель лучше формулировать, начиная с глаголов: 6) организовать… 7) провести… 8) оказать помощь… 9) апробировать…

Слайд 16

Основные категории задач проектирования Задачи: Виды деятельности: познавательные коммуникативные кооперативные преобразовательные самообразования творческие организационные - социальная - политическая экономическая культурная экологическая нормативно-правовая эстетическая ценностно-ориентационная

Слайд 17

связаны с усвоением умений работать в парах, группе, ориентированных на совместное достижение ожидаемого результата проектирования Содержание задач: Познавательные задачи связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов) Коммуникативные задачи связаны с ознакомлением и усвоением способов речевого взаимодействия между участниками проекта (анализ, аргументация, преобразование информации, ее грамотное выражение, культура речи и отношений между партнерами) Кооперативные задачи

Слайд 18

связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы, определения своей роли при групповой деятельности Преобразовательные задачи связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира Задачи самообразования связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем Творческие задачи связаны с реализацией потенциала личности учащихся, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели Организационные задачи

Слайд 19

1) по количеству учащихся: а) индивидуальные б) групповые (парные, звеньевые, бригадные) 2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам: а) монопредметные б) межпредметные в) надпредметные 3) по продолжительности: а) краткосрочные (мини-проекты: от 1 до 3 уроков - неделя) б) среднесрочные (от 1 до 4 недель) в) долгосрочные (от 4 недель до 1 года) Проекты классифицируют по определенным признакам

Слайд 20

4) по доминирующему виду деятельности: а) информационные предполагают сбор, обработку и анализ информации к какой-либо учебной проблеме; поиск информации, ее обобщение, ранжирование, структурирование и представление в виде реферата, доклада, таблицы, логической схемы, графиков и видеоматериалов б) исследовательские моделирование ситуаций реального научного поиска на основе его логики и структуры; определение проблемы, темы, объекта, цели, задач, гипотезы, методов, этапов, новизны, практической значимости исследования; представление результата в виде отчета исследовательской работы в) творческие создание ситуаций для развития творческих способностей; представление результатов в виде сценария, выпуска газеты, радиопередачи, видеофильма, выставки

Слайд 21

5) по характеру контактов: а) внутри классные б) внутри школьные в) региональные (в пределах одной страны) г) международные 6) ценностно-ориентированные: а) экологические б) социальные в) культурологические г) экономические д) политические е) технологические ж) смешанные

Слайд 22

1) учитывается содержание школьных программ; 2) учитывается возраст и уровень подготовки учащихся; 3) учитываются интересы и потребности учащихся (познавательные, прикладные, творческие, ценностные и др.); 4) учитываются особенности своей личности; 5) учитывается практическая значимость ожидаемых результатов. Тема выбирается и формулируется с учетом определенных обстоятельств

Слайд 23

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Выявление проблемы, предложение путей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов (использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотров).

Слайд 24

Результаты выполненных проектов должны быть материальны: - видеофильм; - презентация; - публикации; - буклеты; - информационные бюллетени; - газеты; (в том числе и в компьютерном варианте)

Слайд 25

Этапы работы над проектом Этап Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Выдвижение идеи проекта Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели 2. Составление письменного плана выполнения проекта Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта, составление плана действия Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи

Слайд 26

3. Выполнение проекта Осуществление действий по сбору необходимой информации Выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал Наблюдают за работой и косвенно руководит (корректирует действия) 4.Завершение проекта Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект Помогает выполнить анализ , участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник

Слайд 27

5. Подготовка отчета по проекту Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления 6. Представление отчета и его оценка Определение ценности выполненного проекта Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта Слушает , задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом

Слайд 28

Научно –практическая конференция « Фруктово – ягодный экспресс » Результат проектной деятельности учащихся 7-8 классов. Проект: г рупповой м ежпредметный с реднесрочный и сследовательский и нформационный в нутри школьный

Слайд 29

Паспорт проектной работы 1. Название проекта « Фруктово-ягодный экспресс» 2. Руководитель проекта 3. Консультант проекта 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Биология, химия, география 5. Возраст учащихся, на который рассчитан проект (7 класс, 8 класс) 6. Состав проектной группы Учителя – предметники, учащиеся 7-8 классов 7. Тип проекта среднесрочный, по характеру участия детей – внутришкольный 8. Цель проекта 1. Формирование умения подбирать «правильные» фрукты и ягоды с учётом значения конкретных видов витаминов для нормального роста и развития организма. 2. Формирование умения осознанно подходить к выбору продуктов из фруктов, ягод и витаминных комплексов. 9. Задачи проекта 1.Раскрыть роль витаминов для организма человека (в обмене веществ), нормы их потребления и содержания во фруктах и ягодах 10. Необходимое оборудование ПК учителя , медиапроектор , анкеты, выставка плакатов, выставка напитков и продуктов из фруктов и ягод, географическая карта, лабораторное оборудование.

Слайд 30

Этапы работы над проектом Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Образовательный продукт 1этап Запуск проекта Беседа о содержании проекта. Составление плана работы над проектом Оформление плана работы над проектом. 2 этап Теоретические основы проекта Знакомство обучающихся с теоретическими основами по теме «Витамины» Составление конспекта Конспект 3 этап Разработка анкет и вопросов социологического опроса Тренинг по разработке и проведению анкет, социологического опроса Составление конспекта, разработка анкет Анкеты для обучающихся, родителей 4 этап Диагностика обучающихся и родителей Контроль и помощь детям при проведении анкетирования (консультирование) Проведение диагностики Анкетирование 5 этап Анализ анкет. Проведение лабораторного эксперимента. Помощь обучающимся при анализе анкет. При проведении эксперимента. (консультирование) Проведение анализа полученных результатов Оформление сводной таблицы результатов, построение графика. Составление вывода работы 6 этап Разработка памятки Тренинг по разработке памятки Составление памятки Оформление памятки 7 этап Защита проекта Разработка научно-практической конференции Выступление обучающихся на конференции Материал к выступлению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы

quot;Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода при изучении русского языка и литературы" - выступление на окружном семинаре "Подготовка педагогов к реализации ...

Приемы и формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках русского языка

О реализации принципов системно-деятельностонго подхода на уроках русского языка...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО

Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.Б. Шоу          В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализаци...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочное время. Открытое внеклассное мероприятие «День святого Валентина» 6 класс

Реализация системно-деятельностного подхода во внеурочное время.  Открытое внеклассное мероприятие «День святого Валентина» 6 класс...