Инновационный проект
материал

Гунгаева Аягма Раднажаповна

Инновационный проект на тему "Диалог  культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_gungaevoy_a.r.docx60.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДУЛЬДУРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

        

Инновационный проект

«Диалог культур как средство формирования

духовно-нравственных ценностей школьников»

Автор-разработчик проекта:   Гунгаева Аягма Раднажаповна,

учитель русского языка и литературы первой категории,

руководитель МО учителей русского языка и литературы

 МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»,

член общероссийской общественной организации

«Ассоциация учителей литературы и русского языка Забайкальского края»

Дульдурга, 2022

Паспорт Проекта

Наименование Проекта

«Диалог культур как средство формирования

духовно-нравственных ценностей школьников»

Основание для разработки

Проекта

1 Конституция Российской Федерации.

2 Федеральный закон «Об образовании».

3 Фундаментальное ядро содержания общего образования.

4 Конвенции о правах ребенка.

5 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

6 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025

7 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков).

8 Основная общеобразовательная программа начального и общего образования.

9. Устав школы.

10.Программы развития школы

Разработчик  Проекта

Гунгаева Аягма Раднажаповна

Цели и задачи Проекта

Цель проекта: Определить условия формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности через диалог культур  

Задачи:

1. изучить методологические основы формирования духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур в урочной и внеурочной деятельности школьников;

    2. описать систему применения диалога культур на уроках литературы для формирования духовно-нравственных ценностей школьников;

    3. выявить эффективные приемы, методы применения диалога культур на уроках и во внеурочной деятельности;

    4. подготовить  методический материал  по формированию духовно-нравственных ценностей школьников.

Сроки и этапы реализации

Проекта

2017-2022 гг.

Подготовительный этап (2017 – 2018гг.): Подготовка документации по проекту. Разработка диагностики изучения затруднений школьников. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

Проектировочный этап  (2018-2021 гг.):

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе технологий, приемов, методов обучения  школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Реализация основных мероприятий.

Экспериментально-аналитический этап (2021-2022 гг.):

контроль и анализ реализации Проекта и

достигнутых результатов, определение проблем,

возникших в ходе реализации Проекта, путей их

решения и составление перспективного план

дальнейшей работы в этом направлении.

Механизм реализации

Проекта

Проект реализуется через систему методической

работы, непрерывное образование и

самообразование учителя, через работу

творческих групп учителей и обучающихся,

взаимодействие всех участников

образовательного процесса

Ожидаемые результаты

Проекта

После реализации данного Проекта ожидаем

получить следующие результаты:

- создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности через диалог культур  

-  обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации  интересов;

-  стимулирование мотивации развития  способностей;

-  проведение уроков, конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;

- разработка методических рекомендаций для формирования духовно-нравственных ценностей школьников;

Организация контроля за

исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением

Проекта осуществляет администрация школы

  1. Обоснование проекта. Актуальность для развития системы  образования.

   Современные тенденции развития отечественного образования обусловили необходимость повышения качества новых подходов к обновлению   ценностных оснований, его содержания и технологий. На решение этой задачи был направлен Национальный проект «Образование», который поставил перед педагогическим сообществом две цели:

1)        Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ  в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

2)        Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических национально-культурных традиций.

    В связи с этим актуальным стало место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании духовно развитой личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Гуманистический потенциал русской литературы позволяет  рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство  воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре  народов Российской Федерации и мира, формирования культуры  межнационального общения.

  1. Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности.

            Анализ проведенных педагогических исследований убедительно показал, что целостного решения проблемы формирования духовно-нравственной культуры  школьника  не  выработано.  Это обусловлено наличием  ряда серьезных причин: 1) недопониманием педагогической общественностью исключительной сложности феноменов духовно-нравственной культуры;

 2) отведением второстепенной роли педагога в обеспечении духовно-нравственной культуры учащегося;

3) недостаточным осознанием многих педагогов необходимости наличия в общеобразовательном учреждении системы, направленной на формирование духовно-нравственной культуры школьника как основы его жизнедеятельности.

                В связи с этим возник ряд противоречий:

– между потребностью общества в духовно и нравственно культурной и здоровой личности и недостаточной изученностью педагогической сущностью и структурных компонентов  формирования духовно-нравственной культуры;

– между необходимостью в создании системы работы учителя в формировании духовно-нравственных ценностей и неадекватным пониманием участниками образовательного процесса сущностной характеристики жизнедеятельностных функций и духовно-нравственной культуры как педагогической цели;

  – между потребностью в создании и реализации концептуальной модели формирования духовно-нравственных ценностей школьника в системе педагогического обеспечения и ее недостаточной разработанностью.

    Выявленные противоречия обусловили проблему: каковы теоретико-методологические и содержательно-технологические основания формирования духовно-нравственных ценностей школьника в системе педагогического обеспечения в условиях общеобразовательного учреждения?

   Данная проблема и определила выбор темы: «Диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьников». Разработка данной темы обусловлена стремлением найти пути разрешения возникших противоречий и потребностью практики.

  1. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Цель проекта: определить условия формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности через диалог культур.  

Объект   исследования: деятельность учителя, направленная на эффективное повышение качества образования, отвечающего современным требованиям, повышение мотивации учащихся к изучению литературы, культуры и традиций народов, проживающих в Дульдурге.

Предмет исследования: диалог культур как средство формирования духовно-нравственных ценностей школьника в системе педагогического обеспечения.

Гипотеза: созданная система    применения диалога культур в урочной и внеурочной деятельности школьников позволит в будущем им успешно адаптироваться в обществе, быть конкурентоспособными, творческими, коммуникабельными, толерантными личностями.

Задачи: 1. Изучить методологические основы формирования духовно-нравственных ценностей               школьников через диалог культур в урочной и внеурочной деятельности школьников;

    2. создать концептуальную модель формирования духовно-нравственных ценностей через диалог культур;

    3. обосновать и описать систему работу учителя  по формированию духовно-нравственных ценностей  школьников через диалог культур;

    4. Подготовить методический материал по формированию духовно-нравственных ценностей школьников.

  1. Теоретические и методологические  обоснования проекта

         Теоретической основой проекта послужат положения  создании условий для социального пространства   собственной жизни, жизненного пути и его перспектив (А.Г. Асмолов); побуждении к жизненному саморазвитию, самореализации, самоутверждению через рефлексию (Д. Дьюи, Б.Г. Ананьев, Д.Я. Райгородский, З.И. Рябикина); связи рефлексии через ее эмоциональную сторону с духовной активностью субъекта (С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин, И.Н. Семенов); педагогической поддержке и педагогическом сопровождении обучающегося в выборе и принятии ценностей, системы жизненных смыслов, выстраивании субъектного  пространства саморазвития (В.П. Бедерханова, Н.М. Борытко, Н.Н. Верцинская,  Е.А. Кострикова, Е.Н. Сорочинская).

      Методологическую базу проекта составят: концепция об идеалистическом   и материалистическом направлении в развитии науки, о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира (Н.А. Бердяев, В.П. Зинченко, И.С. Кон, М. Мид, В.С. Соловьев, Ф. Хофман и др.); идея об экзистенциальной сущности человека (М.М. Бахтин, В.В. Розанов, Н.Ф. Федоров и др.); гуманистическая концепция (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П. Флоренский и др.); психологическая идея о ведущей роли деятельности в воспитании и развитии личности ( А.Н. Леонтьев); философия гуманизма и духовности (Ш.А.  Амонашвили, В.Г. Александрова, В.В. Сериков, С.В. Кульневич, Э.Г. Юдин и др.); концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов), концепция учебного диалога (В. А. Доманский, Е.Н. Ковалевская, С.А. Зинин, С. П. Лавлинский и др.).

  1.  Обоснование новизны инновационной деятельности: будет

представлена концептуальная модель  формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности через диалог культур.

  1.  Этапы  проекта

Этапы

Задачи

Мероприятия

Результаты

Подготовительный этап (2017 – 2018гг.)

1 Осуществить анализ проблемы исследования в теории и практике.

2 Определить  методологические основы диалога культур как средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников

 Проведение диагностики и анализ ее итогов.  

Изучение тематической литературы.

 Определение методологической основы диалога культур.

Описание современного состояния проблемы.

Статья об основных положениях диалога культур как средства формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

Прохождение курсов, семинаров, вебинаров.

Проектировочный этап  (2018-2019гг.)

1.Сформулировать и обосновать особенности  условий формирования духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур.

2. Описать  систему применения диалога культур в урочной и внеурочной деятельности школьников.

Изучение условий формирования  духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур.  

Описание  системы применения диалога культур в урочной и внеурочной деятельности школьников

Разработка  системы применения диалога культур  в урочной и внеурочной деятельности школьников.

Экспериментальный (2020-2022гг.)

1 Разработать модель условий формирования духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур

2.Апробировать   систему применения диалога культур в урочной и внеурочной деятельности  школьников;

3. Выявить эффективные приемы, методы применения диалога культур на уроках и во внеурочной деятельности

Разработка уроков, внеклассных, внеурочных мероприятий.

Проведение уроков с применением  диалога культур.

Проведение внеурочных, внеклассных  мероприятий.

Подготовка к олимпиадам, конференциям, конкурсам и т.д.

Конспекты уроков, сценарии мероприятий. Статьи, публикации.

Участие школьников в конкурсах, конференциях, олимпиадах, викторинах и т.д.

Аналитический  этап (2022 гг.)

1. диагностировать уровень сформированности духовно-нравственных ценностей школьников

 2. подготовить  методический материал  по формированию духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур;

3. составить перспективный план

дальнейшей работы в этом направлении.

Разработка методов диагностических работ.

Анализ уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий;

мониторинг сформированности духовно-нравственных ценностей школьников;

Проведение семинаров, открытых уроков, мастер-классов, подготовка публикаций по теме инновационной деятельности, размещение материала на сайте

Сочинения, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, метод наблюдения

Публикация по теме инновационной деятельности. Участие в конкурсе, конференции, симпозиуме.

  1. Практическая значимость инновационного проекта заключается   в  том, что   построенная  и внедрённая концептуальная  модель  формирования духовно-нравственных ценностей школьника  может применяться в ОУ для  повышения качества знаний, уровня воспитанности, успешной адаптации и социализации учащихся, приобщение к гуманности и толерантности.

  1. Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.

      Наиболее общими критериями оценки эффективности инновационной деятельности по созданию системы формирования духовно-нравственных ценностей  школьников являются уровни сформированности жизнедеятельностных функций школьника,  отражающие конечные результаты школьного образования: социальные, духовные, психические.

а) Социальный критерий: 1) интериоризация культуры; 2) ориентация на условия социального пространства собственной жизни, жизненного пути и его перспектив; 3) выработка индивидуального стиля поведения (деятельности); 4) овладение ведущими видами деятельности;

б) духовный: 1) выбор и принятие ценностей, системы жизненных смыслов, выстраивание субъектного пространства саморазвития; 2) жизненное самоопределение через рефлексию; 4)  духовно-нравственное развитие и творческое саморазвитие; 5) ответственное отношение к делу;

в) психический: 1) связь духовной активности субъекта с рефлексией через ее эмоциональную сторону; 2) самоуправление поведением; 3) критичность к себе, своей деятельности и ее результатам; 4) эмоциональная устойчивость; 5) проявление воли для изменения себя и окружающей действительности.

  Показатели сформированности  духовно-нравственных ценностей учащихся:

1

Повышение качества обученности

2

Активность, заинтересованность учащихся на уроках литературы

3

Повышение интереса к чтению, чуткое отношение к художественному произведению

4

Повышение интереса к литературному творчеству

5

Сформированность ценностных ориентаций школьников

6

Повышение уровня воспитанности

7

Развитие целостной картины  мира

8

Развитие диалогового мышления

9

Успешная социализация школьников, их осознанное самоопределение

10

Участие во Всероссийских предметных олимпиадах

11

Участие в научно-практических конференциях

12

Участие в Международном конкурсе чтецов «Живая классика»

13

Участие в Окружном бале старшеклассников

14

Участие в Окружном поэтическом фестивале

15

Участие в различных конкурсах, турнирах, соревнованиях

  1.  Проектируемые результаты и инновационные продукты

Главный проектируемый результат – 1) сформированность свойств и качеств, показывающих высокий уровень духовно-нравственной культуры школьника как особого типа личности россиянина, являющегося субъектом деятельности своего сознания и бытия, включенного в этнокультурные традиции народов России с позиции образованности, гражданственности; 2) создание педагогической модели, ориентированной на формирование духовно-нравственных ценностей школьников через диалог культур.

  1.  Система работы учителя

  1. Основные положения диалога культур как способа формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности

«Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь духовно самим». Так считает академик Д.С.Лихачев.  Литература – вид искусства. Искусство есть средство общения  между поколениями, между народами, между представителями разных культур. Значит, главная функция искусства, кроме воспитательного или эстетического воздействия на личность, – в возможности диалога  культур. Понятие диалог является ключевым для курса литературы.  Учителя словесности стараются представить ее как единый творческий процесс – от века к  веку, от писателя к писателю, от произведения к произведению  и, конечно, от «народа к народу». Диалоговый подход позволяет идти от родной культуры к российской и далее – к мировой. Это помогает формировать в сознании детей и молодежи целостную картину мира и повышать их общий культурный уровень. На " встрече” культур учащиеся более ярко и наглядно увидят своеобразие родной культуры и то общее, что объединяет эти культуры.

«Диалог культур» позволяет реализовать триаду: текст-контекст-подтекст, так как работа с текстами разных культур требует не только их анализа, но и интерпретации. Это делает более эффективной деятельность по формированию навыков смыслового чтения.

Кроме подбора литературных текстов для организации диалога как внутри культуры, так и между культурами необходимо обращение к произведениям других искусств: архитектуры и скульптуры, живописи и графики, музыки, садово-паркового искусства, театра, кино и т.д. Разные искусства, взаимно дополняя друг друга, создают образ определенной культурной эпохи, передают ее дух, ее эстетические и этические ценности. Конечно, поскольку разговор идет об изучении литературы, в центре внимания находятся литературные тексты, произведения же других искусств создают культурный контекст. Основной способ рассмотрения произведений разных искусств - интеграция, которая, в отличие от межпредметных связей, предполагает более концептуальную, глубинную связь.

Мастерство учителя заключается в умении создавать ситуации удивления, парадокса, поиска, желания кого-то выслушать и задать вопросы. В.С. Библер эти ситуации, в которых «завязываются узлы или точки удивления», называет загадками слова, числа, природы, момента истории, сознания, предметного орудия . Учитывая специфику изучения литературы как искусства слова, этот перечень можно легко продолжить: загадка имени, портрета, пейзажа, интерьера, исторического персонажа, Человека, Лица, Дома, Космоса и т.д.

Диалог как основополагающее понятие

Диалог в культуре и диалог культур осуществляется при помощи текстов, являющих собой своеобразные высказывания, представления, концепции мира и его образы.

Чтобы тексты порождали диалог, необходимо «воскресить» их в речевом акте, сознании читателя. На основании текста выстраивается еще один текст - его интерпретация. Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать эти тексты, выстроить их в необходимой последовательности, системе. При этом тексты определяют внутреннюю организацию уроков литературы, содержание дискурсов, заключающих в себе знаки, символы, коды, образы, идеи, концепции определенных культур. Поэтому многие выдающиеся художественные произведения могут быть прочитаны через призму этих культурно-семантических пластов, которые задаются автором самыми разнообразными средствами: введением в текст сюжетов, микросюжетов, мотивов, образов, цитат, реминисценций, относящихся к разным текстам культуры, а также сведений из области философии, этики, социологии, политики и религиозных учений [3].

Учебный диалог и его особенности

Диалог по Бахтину - обмен смыслами, поиск индивидом своего собственного смысла и общего смысла для участников диалога. Все мысли Бахтина о диалоге связаны с культурой [1]. Свое дополнение в понимание диалога внес известный философ В.С. Библер, определив его как диалог логик, в отличие от бахтинского диалога смыслов. Если бахтинский диалог определяет сущность филологического, а шире - гуманитарного мышления, то Библер придает диалогу больше коммуникативно-педагогические функции [2]. Для его осуществления ученый выделяет несколько необходимых условий:

- постановку вопроса, проблемы;

- высказывание различных версий ответа на него;

- выявление разных культурологических подходов к решению проблемы;

- обсуждение этих подходов и выбор оптимального.

    Именно библеровское понимание диалога было положено в основу разработки концепции учебного диалога, выдвинутой исследователем С.Ю. Кургановым.

   С.Ю. Курганов обозначает учебный диалог как «форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде неразрешенных проблем, парадоксов. Эти проблемы обсуждаются на уроке в споре с субъектом иной культуры, в результате чего ребенок вступает в общение с чужими культурологическими смыслами в своем сознании», «демонстрируя различные типы мышления и логики» [4].

Учебный диалог организуется посредством текстов и протекает в силовом поле культуры или культур. Он включает в себя самые разные виды диалога:

- диалог реплик и голосов героев,

- диалог сущностей и личностей героев,

- диалог внутри сознания персонажа,

- диалог образов культуры, разных логик и точек зрения,

- диалог читателя с героями, автором, критиками, другими читателями и авторами,

- диалог внутри сознания ученика и учителя,

- диалог разных полюсов культуры,

- диалог культур и разных типов сознания,

- диалог ученика с другими учениками, учителем [3].

   Настоящий диалог - это умение «примерять» разные позиции, разные логики, разные системы ценностей, выход не к абстрактному знанию, а к актуализированным, жизненно важным сущностям бытия. Безусловно, учебный диалог, происходящий на уроке в школе (школьный диалог), как и любой диалог, нельзя до конца спланировать. В этом его сложность и одновременно достоинство.

  1. Разработка системы применения диалога культур на уроках литературы

Для формирования духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы можно использовать материалы о культуре русского и бурятского народов, произведения забайкальских писателей, предлагая обучающимся для анализа культурологически информативный текст.

Одним из источников и средств поликультурного воспитания  являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются  в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с русской сказкой «Мудрая девушка» и с бурятской сказкой «Алтан Хайша – Золотые ножницы», приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, мудрость, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить рассказ на тему "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?” или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

Важное место в формировании  высококультурной, толерантной личности отводится произведениям древнерусской литературы. «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве» изучаются в сопряжении таких произведений, как «Сокровенное сказание монголов», «Жестокий век» И. Калашникова.  Прежде всего культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и возникает у юного читателя.

В школьной программе представлены и произведения 19-20 веков, позволяющие также выстраивать диалог культур:

Классы

Темы

 Русская литература

Литература народов России, зарубежная литература

5

Сказки народов России

«Мудрая девушка»

«Алтан  Хайша – Золотые ножницы»

6

Святочные рассказы. Тема рождественского чуда

А.И. Куприн «Чудесный доктор»

И.А. Ильин «Рождественское письмо»

7

Ужасный век, ужасные сердца

А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»

О. де Бальзак «Гобсек»

7

Тема предательства

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

П. Мериме «Маттео Фальконе», Д. Эрдынеев «Такая сильная любовь»

7

Тема творчества. Образ художника

- К. Паустовский «Исаак Левитан», Н. Рубцов «Левитан»

Н.Нимбуев «У картины Левитана»

8

Древнерусская литература. Образ правителя.

«Повесть временных лет»,

«Сокровенное сказание монголов»

9

Исторические походы. Главные образы

«Слову о полку Игореве»

«Жестокий век» И. Калашников

11

Образ  женщины в семье

 А.Н. Островский «Гроза»,

Г. Яхина «Зулейха открывает глаза»

11

Тема  любви

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»,

С.Цвейг «Письмо незнакомки»

11

Человек и общество

М.Булгаков «Мастер и Маргарита»,

Ч. Айтматов «И дольше века длится день…»;

11

Тема творчества

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано»,

Д. Батоболотова «Стихи мои»

11

Символика света

Б. Пастернак «Зимняя ночь»

М.Чойбонов «Лампада»

11

Тема дружбы, любви

Б.Л. Васильев «Завтра была война»

Б. Макаров «Как мой друг Лешка вдруг заженихался»

     Можно выстроить диалог культур в рамках одного произведения и  между произведениями из программного материала.

Очень удачно вписывается в канву диалога культур рассказ Чехова «Ионыч», где представлены и диалог разных литературных направлений (вспомним сцену неудачного свидания на кладбище, написанную в стиле романтизма посередине реалистического произведения), диалог разных культур Российской империи (избалованная Котик и ее семья обеспеченные люди, не должные работать, чтобы прокормить себя, и Старцев, начинающий с нуля), диалог смыслов наличия и отсутствия культуры в людях (город Н, где никто не читает, и самая талантливая семья бездарна). Этот рассказ вызывает множество вопросов, требующих ответов и дискуссий.

Приведу примеры нескольких «точек соприкосновения», диалогов различных произведений:

классы

Точки соприкосновения

  Произведение

Произведение

10

 «Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это? ...И я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».

Анна Каренина («Анна Каренина») –

Катерина Кабанова («Гроза»),

11

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветёт поздняя бабья любовь.»

Анна Каренина («Анна Каренина»),

Аксинья Астахова («Тихий Дон»)

11

«Нехай лучше у порога убьют, – всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!».

Дарья Пинигина («Прощание с Матерой»)

 Василиса Ильинична Мелехова («Тихий Дон»),

11

отношение к любви

Лирическая героиня Ахматовой

лирическая героиня Цветаевой

11

«Если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь не стоит того, чтоб об ней так много заботиться...»

Юрий Живаго («Доктор Живаго»)

Григорий Печорин («Герой нашего времени»)

11

«Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то это Ты. Завтра сожгу Тебя»

Инквизитор («Братья Карамазовы»)

Понтий Пилат («Мастер и Маргарита»)

   

 На уроках родной русской литературы для выражения национального сознания в культурном пространстве можно выделить в тематические блоки произведения, связанные ключевыми словами.

Классы

темы

Авторы, произведения

Забайкальские писатели

5

«Народные и литературные сказки»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Хитрый Будамшуу»

5

«Москва в произведениях русских писателей»

А. С. Пушкина «На тихих берегах Москвы…»,

М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»,

Л. Н. Мартынова «Красные ворота»,

А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади»

«Санкт-Петербург»

А.С. Пушкин «Город пышный, город бедный»

О.Э. Мандельштам «Петербургские строфы»

Д.С. Самойлов «Над Невой»

5

«Русский лес»

И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес»,

 А. В. Кольцов. «Лес»,

 В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»,

 В. А. Рождественский. «Берёза»,

О. Мюллер «Забайкальские березы».

Ф. Кренделев «Березка - обо»

6

«Праздники русского мира. Пасха»

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»,

 А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня на Пасху»,

А. А. Фет. «Христос Воскресе!»,

А. П. Чехов «Казак»,

 

В. Балябина «Праздники»

5

«Рождество»

Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда»

(фрагмент)

В.Д. Берестов. «Перед Рождеством»

А. И. Куприн. «Бедный принц»

И. А. Ильин. «Рождественское письмо»

5

«Семейные ценности»

И. А. Крылов. «Дерево»

И. А. Бунин. «Снежный бык»

В. И. Белов «Скворцы»

6

«Чудеса нужно делать своими руками»

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни

учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль»

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной»

8

«Пора взросления»

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»

Б. Макаров «Как мой друг Лешка вдруг заженихался»

8

«Жития святых»

«Житие протопопа Аввакума»

«Как Аввакум попал в Сибирь»

9

«Степь раздольная»

«Уж ты, степь ли моя, степь

Моздокская…» (русская народная песня)

П. А. Вяземский. «Степь»

И. З. Суриков. «В степи»

А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент)

Ц. Жамбалов «Степное богатство»

Любой текст, неважно, что это: учебник физики или произведение классической литературы, есть коммуникация, диалог, диалог автора с читателем, критиком, самим собой. Входя в текст, читатель становится со-участником происходящих событий, со-творцом текста. В любом тексте автор пытается заинтересовать читателя, задать ряд вопросов, зацепить читателя. И способов зацепки масса: от многоуровневых символов и понятных трактовок терминов до открытого финала и неоднозначных героев. Именно эти моменты и создают диалогические ситуации. Важно помнить, что участие в диалоге культур возможно при условии понимания кодов культуры. И педагог должен заложить эти коды, эти символы в обучающихся..

                         Урок – диалог и его организация.

      В свете культурологического подхода урок-диалог имеет свои особенности.  Во-первых, это общение одного субъекта с другим субъектом, постоянное разрешение внутренних противоречий в сознании. На таком уроке могут возникать вопросы, на которые не знает ответа ни учитель, ни критик, ни литературовед, ни автор изучаемого текста, т.е. никто.

   Во-вторых, это сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, которые в пространстве диалога присваивают и отстаивают определенные позиции, проявляя при этом свой свободный выбор и поступая в соответствии с особенностями своего литературного развития.

    В-третьих, урок-диалог имеет разомкнутый, спиралевидный характер, нужно отметить восхождение участников диалога к важнейшим эстетическим, нравственным, философским смыслам.

   В-четвёртых, урок-диалог рождается из взаимодействия двух текстов: подготовленной учителем режиссуры урока и текста, рождаемого в результате коллективной работы участников диалога. В этом его отличие от традиционного урока, готовый сценарий которого в большей мере реализуется на уроке.

    В-пятых, отличительной чертой урока-диалога является его многоплановость. Он предполагает разные виды деятельности учащихся, связанные с восприятием, оценкой, интерпретацией художественных текстов, литературно-творческой деятельностью, и может осуществляться в разных организационных формах (парной, групповой, фронтальной, индивидуальной).

     В-шестых, активное использование на уроке-диалоге игровых методик, что также восходит к бахтинскому пониманию сущности диалога.

    И, наконец, последнее - урок-диалог соединяет в себе макро- и микродиалог и ставит своей главной целью самосозидание личности в пространстве культуры [4].

Диалогическая ситуация создается (и в этом главное отличие урока-диалога от обычного урока-беседы, на котором учитель знает наперед ответы на поставленные вопросы), исходя из реакции учащихся на сообщаемые или приобретенные факты, смыслы, ценности. Она, естественно, прогнозируется, моделируется педагогом, но никогда не может быть запрограммированной заранее, так как в этом случае обессмысливается сам диалог как свободное общение двух равноправных сознаний в силовом поле культуры.

Выход в контекст «вечных» человеческих проблем.

     Проникая в художественные тексты и постигая своеобразие художественного сознания культурной эпохи, школьник развивает свою художественно-эстетическую сферу, которую можно представить в виде синтетической многоуровневой системы. Сформированность этих уровней характеризует в целом развитие «человека культуры».

Первый уровень определяют общепсихические процессы и способности: эмоции, представления, воображение, мышление, память, внимание, воля и т.д.

Второй уровень составляют духовно-культурные и нравственно-эстетические процессы и способности: сопереживание, рефлексия, способность к перевоплощению и игре, имитации определенной деятельности, коммуникации. Этот уровень предполагает также сформированность у личности эстетического вкуса.

Третий уровень отражает духовно-ценностное отношение человека к конкретному созданию искусства, проявляющееся в художественном восприятии.

Четвертый уровень - интегративный уровень развития личности. Его высшее проявление - постижение обобщенной образной модели мира и системы ценностей культуры [3].

Важнейшим свойством сознания на мироконцептуальном уровне является способность человека, воспринимающего произведение искусства, обнаруживать ассоциативную связь своей жизни с непрерывным рядом культурно-исторических обобщений, с деятельностным отношением к миру, которое проявляется в потребности переживания, эстетической оценки, интерпретации произведений искусства, творческого освоения действительности.

Полноценное восприятие текста, его «оживление» в сознании читателя возможно лишь при активной деятельности всех психологических сфер его личности, его сотворчестве с автором, эмоциональном отклике, сопереживании, сопричастности к событиям жизни людей разных культурных эпох.  Диалог культур требует эвристических способов познания, интегрирующих личный жизненный опыт учащегося и развивающих его способности к мыслительной деятельности, что позволяет использовать творческий потенциал и учителя, и ученика с максимальной полнотой. От учителя требуется умелое использование методов и приемов, обеспечивающих высокую продуктивность деятельности школьников.

Сотворчеству обучаемых с автором текста способствуют такие задания:

- дописывание учащимися эпизодов, сцен, реплик, диалогов, которые гипотетически могли бы существовать в тексте;

- составление писем, дневников от лица героев произведения (шестиклассники могут писать сочинение в форме письма Ассоль или Грэю по феерии А.Грина «Алые паруса»);

- создание работ по аналогии с изучаемыми произведениями (например, сочинить сказку по аналогии со сказкой Р.Киплинга «Почему у верблюда горб»);

- создание работ по мотивам изучаемых текстов;

- создание образов – символов ключевого слова урока.

- стихотворение по названию - нерифмованное стихотворение из 6 строк, каждая из которых хотя бы на одно слово длиннее предыдущей; в начало каждой строки выносится название произведения, а затем по строкам идут ассоциации:

- по цвету,

- по вкусу,

- по запаху,

- по внешности,

- по звуку,

- по переживанию.

(Пример стихотворения, составленного учащимися:

Лицемерие.

Лицемерие чёрное, как вороново крыло.

Лицемерие очень горькое, словно степная полынь.

Лицемерие мерзко пахнет, будто фальшивые чувства человека.

Лицемерие похоже даже не на двуликого Януса, а на страшную змееволосую Гекату.

Лицемерие звучит, точно пение сладкоголосой птицы, а слышатся удары молота.

Лицемерие – нетрудное для негодяев ремесло, но как противно это ужасное многоликое зло!)

- диаманта. Структура диаманты:

1 строка. Тема (1 существительное).

2 строка. Определение (2 прилагательных).

3 строка. Действие (3 причастия).

4 строка. Ассоциации (4 существительных).

5 строка. Действие (2 – 3 причастия).

6строка. Определение (2 прилагательных).

7 строка. Тема (1 существительное – антоним 1 строке).

- сочинения разных жанров (например, эссе «Человеческое лицо – самая занимательная поверхность на земле», «Лицемерие – многоликое зло»; сочинение – рассуждение «Чем страшны лицемеры?»);

- творческие работы «Сочини…»- на выбор: сказку, оду, разговор «по душам» лиц, письмо и т.д.

Творческие работы помогают поддержанию длительного интереса к тексту со стороны читателей и способствуют развитию их воображения и эмоциональной сферы.

Приём «оживления» героев способствует развитию воображения: составление рассказа от имени неодушевлённого предмета (например, рассказ от имени последнего листа или от имени холста по произведению О.Генри «Последний лист»). Воспроизведение духовной атмосферы прошлых культурных эпох требует сотворения мира по заданным моделям, которые запечатлены в культурных кодах. В этой связи интересен приём из технологии развития критического мышления под названием «РАФТ»:

Р– роль (от имени кого этот текст)

А – аудитория (кому адресован текст)

Ф – форма (письмо, дневник, записка, внутренний монолог и т. д.)

Т – тема (о чём?)

     Увлекательным для современных школьников, живущих в информационном пространстве телекоммуникаций и компьютерных игр, является прием составления киносценария по небольшому произведению или фрагменту текста (например, киносценарий по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок»). Этот прием позволяет соединить целостную картину жизни, этнографо-бытовые факты и духовные стороны жизни человека определенной эпохи. Для создания образа эпохи привлекается также и внетекстовый материал как самого писателя (дневники, письма, воспоминания и т.д.), так и другие тексты, представляющие сведения об эпохе. Здесь рекомендуется проведение лабораторной работы с документами и текстами.

      В практической деятельности можно использовать и ряд других приемов вхождения в культурную эпоху через «озвучивание», «оживление» художественных текстов: имитация споров читателей, критиков разных эпох, театрализованные праздники «погружения» в культуру. Конечно, всегда главное внимание уделяется художественному тексту, посредством которого организовывается диалог в культуре.

      Использование  диалога культур не исключает активного внедрения проектной деятельности и публичной защиты учащимися исследовательских проектов. Их отличие от обычных сообщений и докладов на литературные темы состоит в большей степени самостоятельности и творческой направленности учебной деятельности школьников. В процессе подготовки и защиты проектных и исследовательских работ целесообразно широко использовать ИКТ-технологии (мультимедийные презентации, видеоролики и т.д.)

       Рекомендуемые виды и формы работы, осуществляемые в контекстуальном характере диалога культур, способствуют развитию рефлексии, ценностному самоопределению. Через типологию сюжетов, персонажей, идей можно составить иерархию смыслов, проследить разнообразное преломление «вечных» человеческих проблем, показать связь времен и людей.

Таким образом, применение на уроках диалога культур позволяет решить главные задачи в литературном образовании школьников:

- научить школьников работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, сравнивать, делать выводы и обобщения);

- приобрести умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую доказательствами, логично излагать мысли, развивать воображение.

Культурологический подход к изучению литературы, лежащий в основе диалог культур, способствует формированию диалогового мышления и поликультурной компетентности, позволяет сформировать у учащихся духовно-нравственные ценности.

Методические рекомендации по организации  диалога культур  в урочной и внеурочной деятельности

1.        Для формирования духовно-нравственных ценностей школьников в урочной и внеурочной деятельности через диалог культур необходимо изучить и проанализировать необходимую литературу по проблеме.

2.        Осуществить подбор литературных текстов для организации диалога как внутри культуры, так и между культурами (обращение к произведениям других искусств: архитектуры и скульптуры, живописи и графики, музыки, садово-паркового искусства, театра, кино и т.д.).

3.        Выделить в тематические блоки произведения, связанные проблемами, ключевыми словами.

4.        На уроке организовать рассмотрение произведений разных искусств - интеграцию, которая предполагает более концептуальную, глубинную связь.

5.        На уроке создавать ситуации удивления, парадокса, поиска, желания кого-то выслушать и задать вопросы, ситуации, в которых «завязываются узлы или точки удивления» ( В.С. Библер)

6.        Диалог в культуре и диалог культур осуществлять при помощи текстов, подобранных для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

7.        Необходимо организовать обмен смыслами, поиск обучающегося своего собственного смысла и общего смысла для участников диалога (Выявление авторского замысла, обсуждение и анализ, выработка собственной позиции).

8.        Учебный диалог вести посредством текстов в силовом поле культуры или культур.

9.         Необходимо создавать ситуации «точек соприкосновения», диалогов различных произведений.

10.         Читатель становится со-участником происходящих событий, со-творцом текста, вступающим в активный диалог

13. Список литературы

1.Бахтин М.М. Вопрос литературы и эстетики. М., 1975.

2.Библер В.С. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии, № 6.

3.Библер В.С. Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. Кемерово, 1993.

4.Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге.

5. М.М.Поташник, М.В.Левит. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). М., Педагогическое общество России, 2006.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.т. М., НИИ школьных технологий, 2006.

7. Харина Л.В. Методические рекомендации по использованию технологии «Диалог культур» при введении ФГОС ООО https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание инновационного проекта "Инновационный подход как основа формирования положительной мотивации при обучении русскому языку"

Разработка системы обучения русскому языку, направленная на формирование положительной мотивации учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной сферы школьников....

Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»

Инновационный проект «Инновационные технологии в методике музыкального воспитания в условиях сельской школы»...

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки

План реализации целевых инновационных проектов в рамках деятельности региональной инновационной площадки...

Инновационный проект "Внедрение инновационной деятельности в образовательное пространство муниципального района"

Инновационная деятельность в образовательном учреждении — это один из аспектов его работы в режиме развития, под которым понимается последовательность определенных стадий процесса...

Приложение 2 к приказу о реализации инновационного проекта. План-график реализации инновационного проекта «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»

План-график реализации инновационного проекта  «Студия графического дизайна «ТЕТРА-АРТ» как средство формирования профессиональных компетенций школьников»...