Программы экологической смены
рабочая программа

Матвиенко Татьяна Александровна

В летние каникулы при школьном лагере действует экологический отряд, в котором ребята проходятобучение по программам лесной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летняя экологическая учебно-практическая программа

 «Юные дендрологи»

Пояснительная записка

Целевая группа

Летняя экологическая учебно-практическая программа «Юные дендрологи» адресована обучающимся 5-8 классов. Состав может различаться по уровню необходимых знаний, практических умений, однако, разновозрастной состав группы позволит соблюсти преемственность  за счет передачи знаний и опыта от старших к младшим.

Описание проблемы

Экологическое воспитание в условиях летнего  лагеря является наиболее эффективным,  так как ребенок  непосредственно включается   в  деятельность.

С 1969 года в МОУ Новкинская ООШ действует школьное лесничество «Внуки Берендея». Во время летних каникул организуется ряд мероприятий: экологические экспедиции, проведение исследований, природоохранная деятельность, уход за саженцами, экскурсии по экологической тропе.

При школьном лесничестве в 1989 году был заложен дендроучасток. Коллекция дендроучастка –  около 50 видов деревьев и кустарников. В его составе есть нетипичные для нашей полосы виды растений, а так же растения, характерные для нашей местности.

Дендроучасток разделен на 3 части. Наиболее полно использована площадь перед конторой  Камешковского лесничества. Это южная  часть дендроучастка, за которой постоянно ведется уход и облагораживание. Именно здесь проводятся экскурсии.

С момента закладки дендрария прошло почти 30 лет. За это время западная и восточная части заросли лесной растительностью и уникальные, редкие виды деревьев и кустарников затерялись. Поэтому и возникла необходимость  привести данную территорию в порядок.

С целью облагородить дендроучасток членами школьного лесничества и педагогами был разработан проект «Познавать экологии грани». Реализация проекта начата  в ходе работы экологической смены «Юный дендролог», организованной на базе  школьного лагеря.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся в процессе познавательной, исследовательской  и практико-ориентированной  деятельности.

  Задачи программы:

  - изучить эколого-морфологические особенности древесно-кустарниковых пород, растущих на территории дендроучастка;

- формировать практические умения по определению и описанию растений;

- способствовать формированию умений учебно-исследовательской деятельности.

- совершенствовать навыки работы с полевым оборудованием;

- способствовать приобретению нового опыта экологической деятельности.

Сроки реализации программы

 Летняя экологическая учебно-практическая программа «Юные дендрологи» реализуется  в рамках деятельности экологического отряда при школьном лагере в течение 20 дней.  

Учебно-тематический план программы

Тема занятий

Кол-во часов

Формы и кол-во часов

Теория

Практика

Экскур-сии

1

Введение. Наука дендрология. Труды отечественных дендрологов.

2

2

2

Дендрарий. Требования к организации дендрария.

2

2

3

Древесно-кустарниковые породы дендроучастка

6

4

2

4

Составление Плана дендроучастка

4

4

5

Оценка  состояния  деревьев и кустарников

6

2

4

План очистки дендрария

4

4

Очистка  территории дендро-участка от подлеска и малоценных пород деревьев и кустарников.

6

6

Составление Паспорта дендроучастка

4

1

3

Разработка экскурсий по дендроучастку

4

4

Проведение экскурсий по дендроучастку

2

2

Всего

40

7

29

4

Ожидаемые результаты:

 - повышение уровня знаний по лесоводству и лесоразведению;

- приобретение нового опыта экологической практико-ориентированной деятельности;

- раскрытие творческих способностей обучающихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

- формирование и развитие навыков межличностного общения в коллективе;

- развитие самостоятельности и ответственности;

- укрепление физического здоровья за счет труда на свежем воздухе;

- повышение личной ответственности по отношению к природе;

- воспитание трудовых навыков при работе на территории дендроучастка.

Основные требования к знаниям и умениям при изучении программы

Обучающиеся должны знать:

- основные дендрологические термины;

- виды деревьев, кустарников, произрастающих на территории дендроучастка;

- требованию к составлению плана и паспорта дендроучастка.

Обучающиеся должны уметь:

 - определять и описывать по внешним признакам основные породы деревьев и кустарников;

- осуществлять действия по благоустройству дендроучастка;

- соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности и личной гигиены при выполнении работ;

 - вести дендрологическую пропаганду среди сверстников и взрослых.

Кадровое и методическое обеспечение

В реализации программы будут задействованы опытные специалисты: учителя биологии, географии школы, работники ГКУ «Камешковское лесничество», представители Владимирского Центра защиты леса.

Материально-техническая база для реализации программы

 Экологический отряд действует на базе летнего школьного лагеря. Ребята  получают полноценное питание, посещают зарядку, линейку, мероприятия, проводимые для учащихся.

Занятия по реализации программы «Юные дендрологи» проводятся на базе МОУ Новкинская ООШ и Камешковского лесничества.

Техническое оснащение:

На базе лесничества:

- учебный кабинет, имеющий  ноутбук, принтер, мультимедийное оборудование.

- комната для индивидуальных занятий с библиотекой, где собрана специальная литература по лесному хозяйству.

- инвентарь для практических работ: лопат – 5, мерная вилка – 4, меч Колесова – 2, буссоль – 1, прибор для измерения высоты деревьев – 3.

На базе школы:

-  библиотека, компьютер с выходом в Интернет;

- кабинет информатики с выходом в сеть Интернет.

Рекомендуемая литература:

  1. Булыгин Н.Е. Дендрология. М.: Агропромиздат, 1985. 280с.
  2. Булыгин Н.Е., Ярмишко В.Т. Дендрология: Учебник. М.: МГУЛ, 2002.
  3. Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М.: Лесная пром-сть, 1991.
  4. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М., 1971.
  5. Колесников А.И. Декоративная дендрология. М.: Лесная промышленность, 1974.
  6. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Основы лесоводства. М.: Просвещение, 1986.
  7. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г. Практикум по лесоводству. М.: Просвещение, 1982.175с.
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Москва, АО МДС, Юнисам, 1995.
  9. Петров В.В. Лес и его жизнь. М.: Просвещение, 1986.
  10. Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. Дендрология и основы зелёного    строительства. М.: Высшая школа. 1980. 248с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное становление школьников в условиях профильной экологической смены

Личный педагогический опыт, а также опыт педагогов – руководителей детских экологических объединений показывает, что одним из эффективных средств развития социальной активности школьников является инт...

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ОСТРОВ СОКРОВИЩ»

МБОУ «Красноярская СОШ»       ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ«ОСТРОВ СОКРОВИЩ»   Составил программу: Пелипенко И. В....

Программа профильной смены для лидеров ДОО "СМАИЛ"

Данная программа расчитана на з дня. К участию приглашаются лидеры детских школьных организаций города и района....

Рабочая программа профильной смены

Летняя профильная смена...

"Волшебный мир искусства" - программа профильной смены летнего выездного лагеря

В летний период педагогическим коллективом ДДТ «Созвездие» была реализована программа профильной выездной смены «Волшебный мир искусства». Осуществлялась она в детском оздоровительном лагере ...

Социокультурная практика Профильная экологическая смена «Зелёная планета»

Социокультурная практика «Зелёная планета» является частью  муниципальной образовательной  практики «Экологическое воспитание детей в дополнительном образовании», которая направлена на разви...