"Использование игрового комплекта Пертра в работе педагога-психолога"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

"Использование игрового комплекта Пертра в работе педагога-психолога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pertra.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

« Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму»

Конфуций

         Ребенок – активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

       В настоящее время значительное число детей имеют ментальные нарушения (познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах личности). Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи.

     10 лет назад на российском рынке образовательных технологий появился инструмент, разработанный Марианной Фростинг — немецким педагогом, основателем Центра педагогической терапии. Фростинг систематизировала и объединила в наборе, который она назвала «Пертра», эффективные средства для развития обучения и коррекции определенных навыков у детей дошкольного и школьного возраста. В процессе его использования создается возможность для тактильного и кинетического освоения окружающего мира.

       Главной идеей концепции Фростиг является то, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка. Разрабатывая этот игровой комплект, автор стремился создать с его помощью условия для активизации творческих способностей всех участников процесса.
Методика, разработанная Марианной Фростиг, может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной, терапевтической и психолого-педагогической работе.
    Игровой комплект «Пертра»

 -представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями манипулятивами под руководством педагога

-предназначен для психологического развития и коррекции

детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для детей с особыми потребностями.

-способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной,

кинестетической памяти, развитию речи.

-позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком, в соответствии с его возможностями и потребностями.

-дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)

     Выглядит комплект как огромный деревянный комод на колесиках, высотой 1 метр 20 сантиметров с 7 ящиками — чемоданами. У каждого из них — свое содержимое и своя задача.

      Итак, игровой комплект «Пертра» состоит из:

-набора игровых средств 1-7 (в чемоданах);

- доски-основы;

- мобильного стеллажа, в котором размещены чемоданы с наборами.

    В процессе работы с данным материалом активизируются все анализаторные системы ребенка.

 Игровой комплект «Пертра» благодаря продуманному подбору разнообразных элементов позволяет сформировать образ предмета или явления, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических)

Не случайно в игровом комплекте особое место отведено материалу, направленному на обогащение анализаторных систем. Так как на основе полученных образов будут в дальнейшем развиваться внимание, память, мышление, эмоции ребенка.

         Комплект «Пертра» можно использовать не только для  раннего развитие ребенка, стимулирование его творческих способностей, синергетического мышления, а так же и для проведения коррекционных мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями (с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью).

     У большинства детей, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Так же отмечается несформированность мотивационно-потребностной сферы, слабая выраженность и кратковременность побуждения к деятельности, безынициативность. 

Использования набора «Пертра» на коррекционных занятиях в специальной (коррекционной) школе, помогает не только выполнять определенные упражнения для коррекции и развитии познавательных процессов, мелкой моторики, речи, формировать первичные математические представления и графические навыки, но и мотивировать детей на занятие, вызвать интерес, положительные эмоции, совместить обучение и игру.

      Набор «Пертра» в специальной (коррекционной) школе используется на групповых коррекционно-развивающих занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в начальной школе, а также на индивидуальных занятиях с детьми, состоящими на динамическом наблюдении (обучающиеся по индивидуальным рабочим программам).

      Материал занятий подбирается в соответствии с потенциальными возможностями учащихся специальной (коррекционной) школы.

Работа с любым набором игровых средств должна начинаться:

- с изучения каждой детали

Дети учатся исследовать

1.Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь)

2.Выделение поверхности предмета

3. Рассмотреть элементы каждой детали;

- с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана

Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия

1.Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина,

 тактильные качества)

2.Классификация деталей-фигур по различным основаниям

3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного

до нескольких)

4.Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий);

- с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов

Учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.

    Коротко познакомимся с модулями набора «Пертра».

Модуль  1 «Движение на плоскости»

В набор входит:

-комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;

-машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками;

-фигурки людей со штырьками и без штырьков;

-набор шариков;

-текстильный мешочек.

Занятие с модулем способствуют:

-развитию ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов);

-знакомству с разными видами линий;

-вырабатываются содружественные движения глаз и рук;

-вырабатываются содружественные движения правой и левой рук;

-развивается сила и координация движений пальцев;

-развивается причинное и опережающее мышление.

Модуль 2 «Геометрические фигуры»

В набор входит:

-маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов, оборотная сторона одноцветная;

-равнобедренные треугольники;

-равнобедренные прямоугольные;

-треугольники;

-большие квадраты;

-прямоугольные пластины, длинная

сторона которых равна стороне большого квадрата;

-прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата;

-деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.

Занятие с набором способствуют развитию и

формированию:

-представлений о геометрических формах, цвете  и размере;

-представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;

-способности к классификации;

-понимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»

математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);

-умение различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру

пространственной ориентировки.

Модуль 3 «Схожее и различное»

В набор входит:

-бусины разных цветов, размеров, форм;

-деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;

-стержни.

Занятие с набором способствуют развитию и формированию:

-представлений о форме, цвете  и размере;

-умение соотносить размеры предметов зрительно и с

помощью практических действий;

-способности к классификации;

-пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений

представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров;

-содружественных движений глаз и руки;

-содружественных движений пальцев правой и левой рук.

Модуль 4 «Пространственные объекты»

В набор входит:

-деревянные шаблоны разных геометрических форм;

-деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе;

-воротца с большими и малыми отверстиями;

-резинки с пробками на конце.

Занятие с набором способствуют развитию и формированию:

- представлений о геометрических формах;

- умение различать геометрические формы

пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений;

- умению соотносить размеры фигур;

- кинестетического образа разных форм;

- осознанию взаимного расположения трехмерных фигур;

- навыка скоординированных движений пальцев.

Модуль 5 «Навыки письма»

В набор входит:

-деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне;

-деревянные пластины-направляющие с желобом;

- разноцветные фигурки машинок, ленты;

- магнитный шрифт;

- оргстекло.

Занятие с набором способствуют формированию и

развитию:

- содружественных движений глаз и руки;

- навыка владения карандашом;

- навыка письма.

Модуль 6 «Хватательные движения»

В набор входит:

-доска-основа с 280 отверстиями;

- деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе;  

-  короткие и длинные штырьки;

- цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями;

- блоки, шнуры, резинки;

- стальные шарики.

Занятие с набором способствуют формированию и развитию:

- дифференцированных хватательных движений;

- представлений о числе;

- навыка дозирования усилия и модуляции движения, необходимых для освоения письма;

- развитие навыков счета и классификации.

Модуль 7 «Математические навыки»

В набор входит:

- дощечки с цифрами от 1 до 20;

- планки желтого цвета для оценивая длины;

- набор для построения числового луча;

- рамки для числового луча;

- стальные шарики;

- кубики с точками и цифрами;

- разноцветные штырьки с отверстиями в головке;

- доска результатов (для проверки результатов сложения и умножения).

Занятие с набором способствуют формированию и развитию:

- навыков сравнения и классификации;

- математических навыков (пересчитывание, выполнение вычисления, определение количества);

- представлений о числе, множестве, составе числа;

- представлений об арабских цифрах.

     Продуманный состав каждого из 7 входящих в игровой комплект модулей позволяет педагогу предложить каждому ребенку определенные задания в соответствии с индивидуальной программой развития, а также разработать курс занятий с ребенком на длительный период.  Систематическое использование комплекта, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дают положительную динамику развития ребенка. Дополнительный бонус – активная социализация. На групповые занятия дети взаимодействуют друг с другом и с педагогом.

      Комплект полезен всем, кто работает с детьми дошкольного возраста и с детьми с нарушениями в развитии: педагогам- психологам, учителям- дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям детских садов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающее занятие с использованием игрового комплекта "Пертра" (индивидуальное)

Коррекционно - развивающие занятие с испотльзованием игрового комплекта "Пертра"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием игрового комплекта Пертра

Коррекционно-развивающее занятие с  игровым комплектом «Пертра».Цель: развитие наглядно – образного мышления и пространственных отношений.Задачи: развитие координации «гла...

Тема: «Часть и целое» с использованием игрового комплекта Пертра

Создание  условий  для положительного эмоционального настроя в группе. Отработка  представлений о понятиях «часть» и «целое», учить делить целое на одинако...

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога

Мастер-класс для педагогов, консультация...