ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
материал

Красносумова Марина Николаевна

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов

профессиональной переподготовки

по дополнительной профессиональной программе

«Культурология. Православная культура»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr._krasnosumova_m.n._roslavl.docx103.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Смоленский областной институт развития образования»

(ГАУ ДПО «СОИРО»)

Кафедра методики преподавания предметов основного и среднего образования

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов

профессиональной переподготовки

по дополнительной профессиональной программе

«Культурология. Православная культура»

КРАСНОСУМОВОЙ МАРИНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Научный руководитель:

Кочкина Юлия Леонидовна,

кандидат филологических наук

Выпускная квалификационная работа защищена

«____»______________________2020 г.

Смоленск

2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования духовно-нравственных качеств школьников                                                                                             10

1.1. Понятие терминов «духовность», «нравственность», «духовно-

нравственное воспитание»                                                                                   10

1.2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания                15

ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ                                                    17

2.1. Духовно-нравственное развитие и воспитание                                           17

2.2. Базовые национальные ценности                                                                 19

2.3. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания                                                                                                              21

2.4. Ожидаемые результаты                                                                                  31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 35

ВВЕДЕНИЕ

«Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!»

Сократ (V век до н.э.)

Актуальность выбранной темы. В XXI веке одной из самых актуальных проблем для всех народов и государств является проблема воспитания духовной-нравственности у подрастающего поколения. Теряют актуальность традиционные ценности народной жизни, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодёжной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, но ярко выражены агрессивность, антипатриотические настроения. Слова Сократа написанные выше, можно применить и к нашему времени. Изменения, произошедшие за последние несколько лет в российском обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм – существенно повлияли на содержан ие и структуру воспитательной деятельности современной педагогики.

    Вот почему духовно-нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки.

   Проблемы духовно-нравственного воспитания рассматриваются в исследованиях таких педагогов, психологов, философов, как Н.А.Бердяев[1], П.П.Блонский[2], С.Н.Булгаков[3], В.П.Вахтеров[4], К.Н.Вентцель[5], В.В.Зень-ковский[6], П.Ф.Каптерев[7], П.Ф.Лесгафт[8], А.Н.Острогорский[9], Н.И.Пирогов[10], М.М.Рубинштейн[11], К.Д.Ушинский [12]и др.

В трудах таких современных учёных, как К.А.Абульханова-Славская[13], Е.П.Белозерцев[14], В.А.Беляева[15], И.Ф.Гончаров[16], В.А.Сластенин[17], В.Д.Шадриков[18] и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

В исследовании В.В. Николиной «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях»[19] описывается, как в современной школе осуществляется духовно - нравственное воспитание. В трудах Н.А Алексеевой[20], И.Ф. Гончаровой «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт личностно - ориентированного обучения. В работах Н.И. Пирогова «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации», раскрывается суть того каким должен быть будущий учитель, потому что именно учитель осуществляет в духовно- нравственное воспитание детей. Вопросам воспитания учащихся средствами истории посвящены работы Т.И. Гончаровой, Б.Н. Михеева, Е.А. Ямбурга, и др.[21] Разработкой содержания духовно-нравственного воспитания, связанного с историей России, занимались, наряду с перечисленными авторами, Е. Королькова, Н. А. Григорьева и др.[22] Большой вклад в осмысление проблемы внесли работы, в которых раскрывается идея личностно ориентированного обучения[23], труды по педагогической аксиологии[24], работы касающиеся проблемы включения[25] ценностей в содержание образования. Следует, однако, отметить, что в настоящее сегодня не существует единой точки зрения по вопросу о главной цели исторического образования.

       В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучение  истории народа, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота  России. Формирование,  общественной и гражданской позиции – одно из качеств личности которое стойко формируется именно в юношеском возрасте и которое оказывает влияние на всю последующую жизнь человека.

     Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, учебные заведения, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях преподаватели находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного воспитания обучающихся.

    В процессе воспитания личности немалое значение имеет формирование ее нравственности, которая сегодня практически утеряна. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к культуре и к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице истории. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования.

    Духовно-нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью духовно-нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в школьниках.

     История является одним из наиболее важных предметов учебного плана в духовно-нравственном, нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Курс истории наиболее полно показывает предшествующий социальный опыт человечества, в нем отражены все этапы культурного развития общества. Изучая историю, школьники получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих нашим предкам.

     Использование материалов истории в духовно-нравственном воспитании школьников может иметь различные аспекты. Это, прежде всего, рассмотрение исторических тем сквозь призму нравственной проблематики. Это также различные направления внеурочной работы по предмету, когда у учащихся углубляется интерес к историческим личностям, событиям.

    Исторический материал на уроке  осмысливается обучающимися разумом и сердцем, влияет на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание обучающихся. Моя роль, как учителя истории, в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

   Уроки истории стараюсь строить так, чтобы обучающихся смогли пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь желание здорового общества, совпадает с моим желанием так воспитать обучающихся, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в ярком свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

    Традиционная подача учебного материала приводит к тому, что обучающиеся теряют интерес к изучаемому предмету. Они перегружены новыми понятиями, не успевают осмыслить их и научиться использовать.
Можно еще назвать несколько причин, снижения положительной мотивации обучающихся: снижение уровня жизни населения и падение интереса к учению; снижение уровня материального обеспечения учебного процесса.

   С первых лет жизни ребенка заставляют не только учить наизусть, но и размышлять. Однако обучающиеся часто прибегают к механическому заучиванию, «зазубриванию» исторических дат, мест и событий. В свою очередь это негативно сказывается на развитие личности школьников, и говорить о воспитании нравственности в таком случае не приходится.

   На мой взгляд, еще один из недостатков работы по духовно-нравственному воспитанию – это слабое, несистематическое ознакомление обучающихся с элементарными, общечеловеческими нормами нравственности. Порой мы слишком забегаем вперед, не учитывая ни уровня подросткового сознания, ни наличия у них четкой моральной основы. Думается, обучающиеся на уроках истории получают мало материалов, в которых осуждались бы жадность, зависть, злопамятность, высокомерие, грубость, вспыльчивость и другие недостатки, столь часто встречающиеся в повседневной жизни людей. Недостаточно пропагандируются и качества личности, лежащие в основе гуманизма: доброта, отзывчивость, терпимость, честность, порядочность, тактичность.

    Мое убеждение - нравственность можно лишь впитать, пережить чувством, опытом.  Именно в этом состоит цель моей воспитательной работы при проведении учебных  и внеурочных занятий с учениками.

     С учетом сказанного выше была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории»

Цель выпускной квалификационной работы – изучить эффективность использования процесса изучения истории для духовно-нравственного воспитания школьников.

Для достижения поставленной цели в ВКР необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть содержание терминов «духовность», «нравственность», «патриотизм»;
  • определить педагогические условия, необходимые для формирования духовно-нравственных качеств школьников;
  • выявить роль школьных уроков истории в духовно-нравственном воспитании обучающихся;
  • рассмотреть негативные явлений в духовно-нравственной сфере, наблюдающиеся у современных школьников и раскрыть пути их преодоления;
  • раскрыть формы  и методы духовно-нравственного  воспитания.

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории.

Предмет исследования - содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках истории, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание школьников будет успешным, если:

  • выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, истории;
  • воспитательный потенциал курса истории основывается на отечественных традициях духовности, прежде всего, православных.

Новизна. На сегодняшний день существуют работы, посвященные духовно-нравственному воспитанию на уроках истории.

Однако, мы решили рассмотреть анализируемую проблему на примере своей школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Структура и объем выпускной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования духовно-нравственных качеств школьников

1.1. Понятие терминов «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание»

Для раскрытия содержания терминов духовно-нравственного воспитания необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура».

Эти термины, как сказано в принятой 2009г. Концепции программы «Духовно-нравственного воспитания российских школьников», «определяются характер современного национального воспитательного идеала, цели и задачи духовно-нравственного развития, воспитания школьников, систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация российского

народа, основные социально-педагогические условия духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся».[26] 

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта.

Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества - принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества.

Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные

нормы, традиции и  ценности.  

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в   современной  школе необходима единая трактовка понятий «духовность»,  «нравственность», «культура». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.[27] 

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание,    воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная  в виде продуктов человеческой деятельности.

  Традиционно культура делится  на материальную и духовную. Если культура материальная включает в  себя  бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией,  искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям.

 Духовная сфера определяет направленность культуры. Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к  человеческой  душе, духу, Богу, Церкви, вере. Если более развернуто, духовность -

1.    В этическом, политологическом и теологическом смысл -  устремление  человека к  тем или иным высшим ценностям и смыслу -  к  какому-либо, им  

предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым,    одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности;  

2.   Основа и главная причина любой веры и религиозности.  Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого  выступают этические ценности, составляющие основу сознания.      

Нравственность – это способность человека действовать, думать и     чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и   приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и  нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их  отсутствии начинается распад личности и  культуры.  

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов  и   норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе.    

Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в  соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

   В  основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное   начало. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,    гражданственности, патриотизма); нравственного облика

(терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции

(способности к  различению добра и  зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности  служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, ослушания, доброй воли).  

      Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и    равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери - дочерей, отцу -  сыновей. Воспитание детей – заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в  завоевании понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса,  в котором ведущими являются любовь к  земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь,      

достоинство.

     Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его

этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.  

     Духовно-нравственное воспитание предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти области и  общественных организаций по формированию духовных ценностей,     нравственности и культуры в контексте национальных традиций края.[28]

Сущность духовно-нравственного воспитания в современной школе  позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи.

Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоев населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоев населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.

Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач.

Стратегические задачи:

- служение своему Отечеству и народу; формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям родного края; усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории; усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

- охранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

- гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни; формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.

Тактические задачи:

- активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;

- усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;

- достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков; сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

- изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; - утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого человека в повседневной жизни и деятельности; формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства.

1.2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

   Пытаясь решить проблему духовно-нравственного воспитания, я ставлю следующие цели:

  • вызвать желание обучающихся творить самого себя;
  • заняться самовоспитанием, чтобы вырабатывать в себе высокие моральные качества;
  • формировать нравственность, мораль, чему соответствуют критерии доброты, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и т. д;
  • воспитать интеллектуальную, духовную и нравственную личность, которая способна любить свою Родину;
  • формирование у обучающихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  • создавать условия для проявления обучающимися духовно-нравственных знаний, умений и совершенствования нравственно оправданных поступков;
  • формирование духовно-нравственного сознания, в том числе духовно-нравственных представлений и понятий;
  • воспитание духовно-нравственных эмоций;
  • пробудить у подростков стремление постоянно размышлять над моральными проблемами;
  • на примерах исторических персонажей учить обучающихся различать качества личности, разбираться в чувствах, поступках и мотивах поведения;
  • создавать условия для формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья.

           Я думаю, что в наши дни ни у кого не вызывает сомнения, что проблема духовно-нравственного становления личности является одной из важнейших проблем воспитания. Педагогический коллектив МБОУ «Открытая (сменная) школа», в которой я работаю, использует  имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении.  Мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, для этого необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой  идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству.

ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

2.1.Духовно-нравственное развитие и воспитание

        Одним из важных направлений на современном этапе является духовно-нравственное воспитание. Новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловили переосмысление самой сущности нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни.

        В современных условиях социального кризиса для значительной части общества обострилась проблема духовно-нравственной устойчивости личности в человеческих отношениях. В обучении интеллектуальная атмосфера, побуждающая мыслить, анализировать жизнь и себя в ней, выступает как главный фактор критического отношения к отрицательным явлениям.

        Соприкосновение обучающихся с высотами гуманистической культуры, учат глубине мышления, тонкости понимания процессов и явлений в духовном мире человека. Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебно–воспитательного учреждения и есть фундамент духовно-нравственных идеалов подростков, гарант их социальной и индивидуальной защищенности.

        Часто наблюдая за поведением обучающих на переменах, в классах на улице, транспорте, я прихожу к  горестным размышлениям об их  низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках. Мучаю себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственные?

        Педагоги при тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально – нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних, которые осуществляются через процессы воспитания, обучения, саморазвития обучающихся с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. На морально–нравственное формирование личности обучающихся непосредственное влияние оказывает окружающая среда, семья, сложившиеся общественные отношения, быт, образовательно-воспитательная система на основе социально-психологической деятельности, анализа, наблюдения, контроля.

        Духовно-нравственное воспитание обучающихся осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использование конкретных примеров.

         Нравственность всегда отражается в истории потому, что это наука о человеке, о поступках и действиях больших масс людей и отдельных личностей. Изучение истории постоянно сталкивает обучающихся с судьбами и поступками людей, требует оценки их поведения и учит находить решения в сложных условиях.

        В своей работе я использую различные формы проведения уроков:

  • игровые формы с элементами художественного рассказывания;
  • уроки-путешествия;
  • уроки-погружения;
  • уроки-презентации;
  • уроки – исследования;
  • уроки-практикумы;
  • уроки-экскурсии;
  • уроки-семинары;
  • работу с пословицами и стихами;
  • уроки–викторины;
  • занятие в форме «Круглого стола»;
  • уроки в форме «Вопросов и ответов».

     Провожу этические беседы, устные размышления на духовно-нравственные темы. Одним из важнейших способов духовно-нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг, так как имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую. Рассматривая различные качества людей на уроках, я использую игровые ситуации, помогающие обучающимся лучше запомнить информацию. Использование на уроках художественно-эмоционального и музыкального оформления также способствует закреплению и развитию представления обучающихся о нормах и правилах поведения и о соответствующих им нравственных качествах личности.

2.2. Базовые национальные ценности

     Разрабатывая систему духовно-нравственного воспитания на уроках истории, я исхожу из того, что обучающиеся получают в процессе обучения и внеклассной работы самые общие и необходимые сведения о морали: мораль - это правила поведения, указывающее, как следует вести себя человеку в обществе; правила и требования морали поддерживаются общественным мнением, их нарушение вызывает осуждение окружающих.

    На уроках истории, обучающиеся знакомятся с происхождением или применением некоторых духовно-нравственных понятий и требований, которые, изменившись на протяжении веков, вошли в нашу сегодняшнюю мораль: честь, долг, благородство, гуманизм, честность, правдивость и др.

    Программы и учебники по истории содержат немало тем, в которых характеризуется мораль и поведение различных классов и слоев населения, организацией и исторических личностей. Эти возможности я стараюсь использовать с целью духовно-нравственного воспитания.  Считаю, для этого нет нужды дополнять учебники сообщением новых фактов и теоретических вопросов. Достаточно лишь конкретизировать некоторые сообщаемые в них факты и под особым углом зрения расставить акценты.

    Воспитывать нравственность невозможно без воздействия на эмоциональную сферу личности.

    Изучение истории способствует формированию духовно-нравственных чувств, которые включают отношение человека к собственным поступкам и действиям, к действительности других людей.

   Курс истории позволяет значительно обогатить духовно-нравственные чувства обучающихся, расширить их диапазон. Исторические события и деятели вызывают к себе определенное отношение обучающихся: одобрение или порицание, восхищение или презрение, восторг или отвращение, желание подражать или, наоборот, никогда не делать подобного. Так изучение истории активно влияет на мотивы поведения, на формирование духовно-нравственных качеств, которые реализуются в поступках.

   Привыкая задумываться над проблемами нравственности при обсуждении сложных исторических ситуаций и поступков исторических персонажей, учатся обучающиеся оценивать свое поведение и поступки товарищей. Надо отметить, что многие обучающиеся подросткового возраста действуют порой импульсивно, совершают ряд поступков неосознанно. Многие из них не умеют разбираться в своих нравственных чувствах. Для них не только чужая, но и во многом своя душа – потемки. Они пока лишь учатся глядеть на себя глазами окружающих.

    Жизнь каждого человека, как сейчас говорят, в определенном смысле творчество. На протяжении жизненного пути человеку приходится многократно принимать нестандартные решения, совершать выбор. Творить самого себя – интересный, серьезный труд, требующий напряжения ума и воли.

   Человек должен постоянно ощущать себя частицей человечества, своей страны, своего коллектива. История учит быть неравнодушным к судьбам других людей, общественно активным, отзывчивым к чужой беде. Боль угнетенных, страданья героев отзываются собственной душевной болью и переживаниями. Представляя много нравственных ситуаций и образов, история способствует выработке убеждений. На их основе обучающийся учится определять свой жизненный путь, принимать решения, делать основной выбор. Так в процессе обучения истории закладываются основы активной жизненной позиции, создаются условия для нравственного самосовершенствования, результатом которого будет формирование всесторонне развитой личности.

2.3.Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

    Я считаю, что особую ценность для воспитания нравственности в обучении истории имеют следующие виды материалов:

  1. сведения о некоторых элементах морали  феодального общества;
  2. характеристики поведения классов, социальных групп, организаций в ходе исторических событий;
  3. биографические сведения о выдающихся исторических деятелях;
  4. содержание некоторых произведений литературы и изобразительного искусства.

     Ознакомление обучающихся с моральными нормами и принципами, сложившимися при феодализме:

 во-первых, обогащают знания обучающихся об исторической эпохе, помогает понять идеалы и мотивы действий людей;

во-вторых, создает необходимую основу для размышлений о нравственности;

 в-третьих, позволяет проследить развитие морали и уяснить происхождение некоторых нравственных норм и принципов общества.

     Знакомясь с нормами феодального класса, обучающиеся выясняют происхождение некоторых нравственных категорий, которые, видоизменившись, вошли в нашу современную мораль: честь, долг, верность, благородство (эти понятия раскрываются на уроках о жизни и обычаях феодалов, о феодальной раздробленности). Обучающиеся осознают тот ограниченный классовый смысл, который вкладывается в эти категории в феодальном обществе, чтобы в дальнейшем понять их современное значение.

Но главным положительным потенциалом морального воспитания служат нравственные нормы и требования угнетенных классов: трудолюбие, уважение к труду, взаимопомощь в коллективе, стремление к равенству и справедливости.

   Положительные примеры являются хотя и основным, но не единственным средством. Выразительные факты, приводимые на уроках, характеризуют подлежащие осуждению нравственные пороки – жестокость, вероломство, лицемерие, алчность, неразборчивость в средствах.

  Для того чтобы обучающиеся лучше поняли, чем руководствовались в своих действиях классы, социальные слои и отдельные личности, целесообразно осветить некоторые элементы официальной морали, а также морали классов феодального общества:

1. Главная цель жизни человека, определяемая мировоззрением того или иного класса. В каждом обществе господствующая мораль выдвигала перед человеком определенный идеал в качестве главной цели существования: например, при капитализме – накопление богатства, нажива любой ценой, при социализме – построение коммунизма, обеспечивающего всестороннее развитие человеческой личности. В европейском средневековом обществе христианская религия навязала верующим в качестве цели жизни «спасение от адских мук».

2. Образец человека (иначе говоря, идеал личности), выдвигаемый господствующим классом или другими классами. Идеал личности в различных обществах может варьироваться в зависимости от ступени его развития. Он может быть разным у различных классов и слоев населения.

3. Отношение к богатству и бедности. Их оценка является не только социально-философской, но и моральной категорией, так как богатство и бедность рассматривались в свете понятий о добре и зле. Способы добывания богатства также были тесно связаны с моральной оценкой.

4. Отношение к труду как важнейшая нравственная категория, лежащая в основе готовности человека к трудовой деятельности. Раскрывая роль труда народных масс развития общества, описывая разнообразные трудовые процессы, мы вызываем уважение к труду и тем самым способствуем формированию готовности к трудовой деятельности как нравственной нормы.

     Для реализации целей духовно-нравственного воспитания важно знакомить обучающихся не только со сложившимися моральными нормами и принципами, но и с реальной жизненной практикой.

   Взаимосвязь морали и поведения имеет действительный характер: с одной стороны, моральные нормы и принципы реализуются в поведении людей, с другой стороны, поведение, относясь к этим нормам как к идеалу, всегда, так или иначе, отступает от него.

   Сравнивая действия классов и социальных групп, оценивая их поведение в ходе исторических событий, обучающиеся извлекают не только социально-политические, но и духовно-нравственные уроки. Они уясняют, какое поведение подлежит порицанию, а какое – заслуживает одобрения. Например, положительно оценивается те качества, какие проявлял трудовой народ в борьбе с угнетениями: стойкость, мужество, вера в будущее.

Характеризуя действия классов и социальных слоев, следует иметь ввиду, что эти действия были исторически обусловлены. Поэтому моральная оценка должна быть основана на научном анализе фактов и дополнять социально-политическую оценку. Вырабатывая критерии такой оценки, важно учитывать ряд сторон человеческой деятельности:

а) интересы и потребности данной группы, осознаваемые в целях и мотивах поведения;

б) способы действия и средства, применяемые для достижения поставленных целей;

в) достигнутые результаты.

   История привносит нравственный приговор и в оценку результатов событий. Это относится и к действиям, которыми, в конечном счете, достигается общественный прогресс.

   По моему мнению, поведение исторических личностей, особенно в  сложных жизненных ситуациях, всегда привлекает внимание подростков. Отношение к ним обычно эмоционально окрашено – сочувствием, одобрением или ненавистью, презрением.

   Курс истории позволяет активно формировать идеалы и характер подростка на примерах жизни и борьбы прогрессивных деятелей. Биографии выдающихся людей помогают воспитывать такие качества личности, как смелость и мужество в борьбе за правое дело, честность и стойкость в защите передовых убеждений, целеустремленность и готовность к самопожертвованию, справедливость и трудолюбие.

    Характеристика прогрессивных деятелей может содержать следующие вопросы:

 1. Исторические условия, повлиявшие на выбор цели, формирование идеалов и характера личности. Поэтому, если есть возможность, сообщаются краткие сведения о жизненном пути выдающегося деятеля.

2. Свойства личности, жизненные цели и мотивы поведения. Обучающиеся овладевают при этом понятиями и терминами, относящимися к характеристике нравственных качеств личности. Они узнают, какие из этих качеств,  оцениваются положительно и какие отрицательно с точки зрения принципов морали.

3. Способы действия и средства, применяемые для достижения цели. Оценивая средства, следует, однако, учитывать, какой выбор способов действия давала история в прошлом.

4. Результаты деятельности. Оценка результатов действий личности зависит, прежде всего, от того, в какой мере личность содействовала или мешала общественному прогрессу. В ряде случаев этот вопрос решается однозначно, и тогда при вынесении оценки не возникает проблем. Но нередко требуется дать личности сложную, дифференцированную оценку.

   Неоценима в духовно-нравственном воспитании роль примера героической личности. Суть и смысл поступка такой личности особенно ярко проявляются в критических обстоятельствах – в условиях принятия решения в ситуации выбора, перед лицом смертельной опасности или грядущей гибели.

    Многие уроки стараюсь организовать таким образом, чтобы учащиеся оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию или личности.

Например, прежде чем изучить эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

- как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

- как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

   Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей.

   Изучение искусства открывает большие возможности не только для эстетического, но и духовно-нравственного воспитания. Неоценимо в этом плане изучение истории: программы и учебники по сути дела содержат краткую всеобщую историю искусства от первобытного человека до современности.

   В нашей стране искусство используется как важнейшее средство духовно-нравственного воспитания.

   На протяжении всех лет обучения обучающиеся знакомятся с поучительными биографиями выдающихся деятелей прошлого, с их целями и идеями, борьбой и подвигами. На их примерах обучающиеся видят, как люди умели оставаться верными идее, как они неутомимо и последовательно стремились к намеченной цели, преодолевая трудности и препятствия. Они осознают, как надо преданно служить стране, родине, народу, жить и жертвовать собой ради блага людей.

    Положительные герои и выдающиеся деятели прошлого помогают обучающимся узнать «что такое хорошо». Но достаточно ли этого? Идеальное воспринимается с полным и глубоким пониманием в сравнении с отталкивающим, положительное — в противопоставлении отрицательному. Человек учится на ошибках. Он должен твердо знать и «что такое плохо». Положительным героям в литературе, великим людям в истории всегда противостоят отрицательные литературные и исторические персонажи. На их примерах  вскрываю, разоблачаю  различные виды морального зла.

    Нередко в практике воспитания исходят из посылки: чем больше будет представлено положительных образов, тем более впечатляющими будут результаты в моральном прогрессе обучающихся. Само по себе, вне прочих условий, это не вызывало бы возражений. И образов у нас достаточно, и примеры приводятся прекрасные, и слов красивых произносится немало. Однако как часто результаты воспитания не соответствуют затрате усилий и средств!

   По-видимому, частота повторений одного и того же не находится в прямой связи с достигаемыми результатами. Количество здесь отнюдь не переходит в качество. Более того, иногда начинает действовать известный в психологии «эффект бумеранга», когда число повторений приводит к нежелательному результату.

   Очевидно, всякое повторное обращение к известным фактам и идеям требует, чтобы они были повернуты к школьнику какой-то новой гранью. Тогда в знакомом открывается что-то неизвестное, порой неожиданное. Такой поворот вызывает удивление — верный путь к пробуждению интереса. Иначе привычные ситуации рассматриваются учениками как скучные, в зубах навязшие факты и истины. Они перестают восприниматься дремлющим сознанием и не затрагивают чувства.

   Было бы серьезной ошибкой рассматривать школьника только как объект воспитательного воздействия. При таком подходе лучшие намерения оборачиваются подчас неудачами. Ибо нельзя недооценивать ученика, его стремления к самостоятельности и самоутверждению личности, особенно если речь идет о подростковом возрасте. Если воспитание нравственности идет прямолинейно («вот пример, а из него мораль»), то, какими бы благими намерениями ни руководствовался воспитатель, у подростка возникает ощущение, что ему «что-то внушают». А это может породить внутренний протест.

    Эффект воспитательного воздействия тем выше, чем меньше обучающиеся осознают, что их воспитывают. Как и взрослые люди, они хотят чувствовать себя мыслящими, познающими субъектами, а не объектами воспитательного воздействия. Когда речь идет о проблемах нравственности, дети, даже маленькие, любят, чтобы с ними разговаривали серьезно и ничего от них не скрывали. Поэтому, формируя моральные нормы и установки,  максимально использую естественное стремление обучающихся как можно скорее приобщиться к таинственному для них во многом миру взрослых.

   Иначе говоря, эффективность воспитания зависит от активности сознания обучающегося. Без внутреннего побуждения осмысливать нравственные ситуации, без активного стремления приобрести духовно-нравственный опыт воспитательная работа в значительной степени идет вхолостую.

   Пусть обучающиеся думают над вопросами, которыми задаются люди многих поколений и не могут однозначно их решить. Надо ли следовать примеру Дон Кихота, а если да, то в чем? Великий ли он подвижник, желавший немедленно уничтожить царящее в мире зло, или смешной чудак, сражавшийся с ветряными мельницами? Правильно ли поступил Галилей, когда перед судом инквизиции отрекся под угрозой смерти, от гелиоцентрического учения, что позволило ему продолжать занятия наукой, тогда как Джордано Бруно смело пошел на костер за свои убеждения?

   Вполне допустимо, что некоторые нравственные конфликты не найдут  окончательного решения. Что ж, такова сложная природа нравственности! Не всякую ситуацию можно оценить однозначно. Не всякому поведению можно вынести окончательный приговор.

  Следует учитывать, что, кроме школы, обучающийся испытывает разные влияния: семьи, микросреды, товарищей, средств массовой информации и т. д. И его жизненная практика, в частности установки семьи и микросреды, могут быть в противоречии приводимым в обучении образам, нравственным нормам и требованиям, которым учат в учебных заведениях. Тогда он может воспринимать эти образы, нормы и требования как книжные, оторванные от жизни. В его сознании возникает разрыв между «поэзией образа» и «прозой жизни».

Очевидно, следует доводить до сознания школьников, что каждое общество вырабатывало свой исторически сложившийся моральный идеал, на который призывало равняться. Но мораль и поведение никогда не совпадали. В нашем обществе тоже существует известный разрыв между провозглашенными принципами морали и поведением части людей. Мы стремимся преодолеть этот разрыв, чтобы приблизить людей к моральному идеалу. Хотя разрыв между идеалом и жизненной практикой постепенно сокращается, все же члены общества в разной степени и неодинаковыми темпами продвигаются по пути нравственного прогресса.

   В свете сказанного определяются и приемы работы педагога по нравственному воспитанию обучающихся на уроках истории.

   Важнейший прием, который я применяю для ознакомления обучающихся с информационным материалом, имеющим духовно-нравственное содержание, — это яркий рассказ, рисующий впечатляющую картину исторических событий. Чтобы обучающиеся не только осмыслили, но и прочувствовали исторические факты, необходимо насытить их изображение точными, интересными, занимательными деталями и подробностями. Так, в повествование в героине французского народа Жанне Д'Арк включаются эпизоды и подробности об ее участии в боях под Орлеаном, сведения о ее бескорыстии, ряд высказываний Жанны во время допросов на суде, в которых она объясняла свои действия.

   Особую убедительность и колорит эпохи придают рассказу включенные в него извлечения из документов, прежде всего таких, в которых выражена нравственная позиция участников событий, мотивы их поведения, последствия их действий. Чтение отрывков из литературных произведений позволяет использовать в целях духовно-нравственного воспитания силу художественного образа.

  Характером освещения и интерпретацией фактов, эмоциональной окрашенностью их изложения добиваюсь того, чтобы обучающиеся не оставались беспристрастными наблюдателями человеческой драмы, а занимали сторону сил, которые были в данную эпоху носителями общественного прогресса. Это достигается «выбором позиции»:  описываю события таким образом, чтобы обучающиеся сопереживали успехам и неудачам передовых сил. Например, при описании крестьянских восстаний  характеризую ход событий, явно сочувствуя восставшим; народно-освободительная борьба, скажем гуситское движение, «подается» как бы глазами ее участников, колониальная политика европейских держав — с позиции ее жертв.

   Как уже отмечалось, необходимым условием успеха в работе по моральному воспитанию является пробуждение у школьников стремление размышлять о вопросах морали. Только в процессе самостоятельного обдумывания фактов, когда разрешение того или иного нравственного конфликта найдено самими обучающимися, их знания превращаются в убеждения. Поэтому в оценочной деятельности применяю элементы дискуссии, маленькие диспуты, которые заранее планирую.

   В организации активной оценочной деятельности  использую различные приемы. Вот некоторые из них:

а) Самостоятельная оценка обучающимися тех или иных поступков в описываемых исторических событиях, например, действий Хлодвига или поведения Яна Гуса на Констанцском соборе и после вынесения ему приговора.

б) Сопоставление поведения исторических личностей в аналогичных ситуациях, например, Джордано Бруно и Галилея в застенках инквизиции.

в) Комплексная оценка государственного деятеля на основе специально разработанной логической схемы— «памятки», например Карла Великого,

И. В. Сталина и др.

г) Сравнение моральных норм и принципов различных классов и социальных слоев, их поведения. Например, сопоставляется доверчивость восставших французских и английских крестьян в 1358 и 1381 гг. Она противопоставляется вероломству и жестокости феодалов, заманивавших в обоих случаях крестьянских вождей в ловушку во время переговоров.

д) Сопоставление моральных установок и жизненной практики: провозглашаемой «святости» духовенства и жадности, продажности, стремления вкусить радости жизни многих его представителей; правил рыцарской чести и постоянной практики их нарушения в реальной жизни.

е) Анализ произведений искусства в единстве этической и эстетической сторон. Так разбираются многие произведения искусства европейского средневековья и эпохи Возрождения.

ж) Решение специально сконструированных проблемных (познавательных) задач, включающих условие в виде факта или группы фактов и вопросов к ним, содержащих нравственную проблему. Такие задачи могут быть основаны на выполнении перечисленных выше логических действий (анализ, обобщение, сравнение и т. д.).

  Активная оценочная деятельность обучающихся возможна лишь при условии, если они предварительно усвоили ряд нравственных понятий.      Оценивая события, действия и поступки классов, общественных слоев, организаций и личностей, обучающиеся применяют усвоенные ими нормы и принципы, а это способствует более глубокому и точному пониманию.   Оценка вырабатывается обычно коллективно, когда обучающиеся под  моим руководством обмениваются мнениями, ставят проблемы и решают проблемные задачи. В ходе обсуждения различных ситуаций у школьников вырабатывается личностное отношение к событиям  и деятелям, их идеалам и поступкам.

2.4 Ожидаемые результаты:

  • воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, Отечеству, уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа, готовности к участию в делах на благо Отечества, участию в общественных делах школы, города;
  • формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
  • формирование уважительного отношения к общественному достоянию, к чужой собственности, к личным вещам, экономии;
  • формирование уважительного отношения к культуре и традициям других национальностей;
  • воспитание доброжелательности, отзывчивого отношения к людям, готовности прийти на помощь;
  • формирование познавательной активности, организованности;
  • повышение интереса к общеобразовательному и культурному уровню;
  • формирование целеустремленности, чувства собственного достоинства, самокритичности;
  • формирование здорового образа жизни.

Результативность духовно-нравственного воспитания проявляется в поступках обучающихся.

     В МБОУ «Открытая (сменная) школа» ежегодно проводится анализ уровня воспитанности, творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Диаграмма анализа уровня воспитанности, творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей обучающихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Еще древний мудрец задавался вопросом: «Сколько нужно зерен, чтобы получилась куча?» Так и перед воспитателем всегда стоит проблема: сколько нужно воздействий, и какими они должны быть, чтобы вырастить достойного человека?

  Возможностей для этого в школе достаточно. Вряд ли мы ошибемся в оценке гуманитарных предметов, если скажем: почти каждый урок  содержит постижение какой-либо моральной истины. Не имеет значения, идет ли речь о древней русской или советской литературе, о средневековой истории или современности — очень многие факты истории, литературы, изобразительного искусства содержат нравственные идеи и проблемы.

Из всей суммы воспитательных воздействий трудно выделить влияние деятельности учителя-гуманитария. Сравнительно просто разработать критерии оценки сдвигов в духовно-нравственном сознании школьников. Степень усвоения, уровень знаний поддается учету с помощью наблюдений и экспериментов. Так довольно точно выясняется усвоение следующих элементов духовно-нравственного сознания:

а) понимание классового характера морали, исторически обусловленный характер духовно-нравственных норм и требований;

б) уяснение общечеловеческих норм и принципов, сохраняющих свое значение в современном обществе;

в) умение оперировать понятиями и терминами, относящимися к характеристике духовно-нравственных качеств личности;

г) уровень  интереса  обучающихся  к  обсуждению  духовно-нравственных проблем, особенно к возможности выбора в сложных жизненных обстоятельствах     (средством    выявления интереса к данным проблемам может служить и анкетирование);

д) умение давать научную оценку действиям классов, организаций и личностей с учетом их социально-политической и моральной сторон.

  С большими сложностями  сталкиваюсь при попытках установить влияние проводимой работы на эмоции школьников. Здесь главное средство определения ее эффективности — наблюдение. Важно обратить внимание, как обучающиеся реагируют на сообщаемые факты, учесть их высказывания и реплики, в которых проявляются чувства.

   Если работа идет успешно, духовно-нравственные убеждения могут проявиться в поведении. Я говорю осторожно: не должны, а могут. Мы можем предусмотреть лишь общую направленность сдвигов, суммарный эффект нашей деятельности. Но не более того. Когда произойдут эти сдвиги в поведении каждого ученика (и произойдут ли вообще, если речь идет о каждом), в какой степени они его, затронут, в чем конкретно выразятся — всего этого невозможно предвидеть.

   Поведение — это самый сложный, менее всего предсказуемый компонент нравственности. Иногда воспитатель ощущает эффект своего воздействия непосредственно, в виде тех или иных поступков и действий. Но и тогда он не может быть полностью уверенным, что это целиком результат именно его педагогического влияния, и исключить другие воздействия.

   Но чаще всего от посева до урожая проходит значительный срок: ведь сев проводится по весне человеческой, а урожай снимается летом и осенью жизни человека, когда он взрослеет и складывается как личность.

   Бывают в жизни учителя свои «звездные часы». Иногда их приходится ждать годами и даже десятилетиями. Я имею в виду моменты, когда воочию видим результат, прослеживая судьбы целых групп и отдельных выпускников. Часто многое открывается «потом»: поток «признаний» на выпускном вечере, письма с благодарностью от бывшего трудного ученика за потраченные на него усилия, воспоминания и оценка взрослых людей на каком-либо «-летии» после окончания обучения...

  «А помните, вы говорили...» Но ты уже забыл, что кому и когда сказал. Зато помнится другое: десятки и даже сотни прочитанных страниц почти к каждому очередному уроку, поиски фактов, чтобы сделать учение интересным, изобретение приемов воздействия. И стоят перед глазами ученики, которых стремился сделать трудолюбивыми, честными, знающими, развитыми, высокоидейными, достойными людьми.

   Может быть, именно этих зерен и недоставало, чтобы получилась куча.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986;

2. Ямбург Е. А. Воспитание историей. - М., 1989.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2000.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., - 1996.

5. Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. - М., - 1984.

6. Левчук Д. Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи: комплексное решение проблемы. - М., 2003.

7. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М., 2008.

Дополнительная литература:

1. Бердяев Н. А Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т. 1. - М , 1994.

2. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Т.1. - М., 1934.

3. Вентцель К.Н. Духовные аспекты теории личности. - М., 1997.

4. Зеньковский В. В. Протопресвитер. Педагогика - М.. - 1996. 69

5. Лесгафт П.Ф. Введение в теорию и практику воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара, 1997.

6. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя). – Смоленск, 2013.

7. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 128 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.molod71.ru - сайт Министерство Образования и Науки Российской Федерации.

2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id, 1822/It emd,88/ - сайт Педсовет, 13-й Всероссийский интернет-педсовет.

3. http://festival.lseptember.ru - сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2010г.

4. http://www.ipkpro.ru - сайт Республиканского научно-практического Интернет-конференция «II-е Рождественские чтения», 28 января 2010г.


[1] Бердяев Н. А Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. Т. 1. — М., 1994.

[2] Блонский П. П. О некоторых встречающихся у педагогов ошибках // На путях к новой школе. №6. 1931. С. 42-44.  

[3] Булгаков С. Н. Церковь и культура // Вопросы религии. Вып 1. М., 1906.

[4] Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Т.1. - М., 1934

[5] Вентцель К.Н. Духовные аспекты теории личности. - М., 1997

[6] Зеньковский В. В. Протопресвитер. Педагогика. - М.,- 1996.  10. С. 3-25. 10 Пироге Н.И. «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации». - Избр Пед Соч . - М., 1986. " Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск., 1922. 12 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. - Собр Соч. - М., 1948. Т. 2.

[7] Каптерев П.Ф. Об основных реформах средней школы // Школа и жизнь. №10. 1991. - С. 2 - 4.

[8] Лесгафт П.Ф. Введение в теорию и практику воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара., 1997.

[9] Острогорский, А.Н. Дидактические основания отбора духовных ценностей в базовое содержание образования // Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. - М., 1992.

[10] Пирогов Н.И. «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации». - Избр Пед Соч . - М., 1986.

[11] Рубинштейн М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. Иркутск., 1922.

[12] Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. - Собр Соч. - М., 1948. Т. 2.

[13] Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности . - М., 1980.

[14] Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России / Белозерцев Е П // Педагогика. 1998.-№3.

[15] Беляев H. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. T.1. - М., 1994.

[16] Гончаров, И. Ф Национальная идея и национальный характер образования в России / И. Ф Гончаров, В. В Судаков // Источник. 1998. №2. - С. 1 - 17.

[17] Сластенин В.А и др. Педагогика. Учеб Пособие. - М.. 1997.

[18] Шадриков В.Д. Деятельности и способности/В.Д. Шадриков. М., 1994.

[19] Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях. // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: X Рождественские православно-философские чтения / Под ред. Л.Е. Шапошникова. - Новгород., 2001. - С. 82-87.

[20] Алексеев Н.А. Понятие личностно - ориентированного обучения // Завуч, 1999. - №3. - С. 113-126.

[21] Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - M., 1986; Михеев Б. H. Формирование гуманистических чувств на уроках истории//Преподавание истории в школе. - 1989. - № 5; Ямбург Е. А. Воспитание историей. - M., 1989.

[22] Королькова Е. Т. Это нужно не мертвым - это нужно живым... Роль знаний о Великой Отечественной войне в нравственном воспитании современных школьников//Народное образование. 2005. № 4; Григорьева H. А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество. Автореф. дисс... к. и. н. - Волгоград, 1998.

[23] Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д, 2000; Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - M., 1996.

[24] Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса //Воспитание школьников. 1993. № 2-5; Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. М., 1996.

[25] Зорина Л.Я. Слово учителя в учебном процессе. - N1.. 1984; Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М . 1982.

[26] http://www.molod71.ru- «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников». Разработан учреждением Российской академия образования «Институт стратегических исследований в образовании» под руководством A. M. Кондакова. А.А Кузнецова и Л. П. Кезиной (официально размещена на официальном интернет-сайте Министерство Образования и науки РФ) 01июня 2009г.

[27] Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М.: Мысль. 2008. - С. 15-45.

[28] Бекетова H.B. Воспитание личного духа как проблема школы//Стандарты и мониторинг в образовании.- М.,2002.N 2.- С.15-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Актуализация духовно-нравственных ценностей личности школьника на уроках литературы на примере произведений XX века.

Духовно-нравственное развитие - важнейший компонент социального заказа для общества, ключевое требование ФГОС.В настоящее время понятия морали приобретают более глубокое содержание....

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории

духовно-нравственное воспитание школьников на уроках истории...