Опыт организации школьного театрального объединения
статья

Комиссарова Мария Михайловна

Данная статья посвящена обзору опыта создания театрального кружка в школе в рамках художественно–эстетического направления дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sosh_no_3_1.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Комиссарова Мария Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №3» г. Лабытнанги,

заместитель директора по профессиональной подготовке
и внеурочной деятельности

Опыт организации школьного театрального объединения

Аннотация

Данная статья посвящена обзору опыта создания театрального кружка в школе в рамках художественно–эстетического направления дополнительного образования.

Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности. Положительным в работе кружка является ещё и то, что дети заняты в свободное время. Особенно это важно для ребят с отклоняющимся поведением.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.  Занятия в кружке всесторонне развивают личность детей: они играют на сцене, танцуют, учатся выражать свои чувства, своё отношение к своему герою, друг к другу. Именно здесь они проявляют артистичность.

Здесь масса возможностей проявить инициативу, творчески самореализоваться.

Не менее важно, что происходит приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям, созданы все условия для культурного социального развития.

Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями. Именно поэтому с 2018 – 2019 учебного года в школе действует школьный театральный кружок. Это новый опыт для учащихся, педагогов и нашей школы. За теоретическую основу была взята авторская программа художественно-эстетического направления «Театральная студия», автор Басова М.А., педагог дополнительного образования ЦДОТ г. Санкт-Петербург (Сборник дополнительных (общеразвивающих) программ художественного отдела).

Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве школы, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.  Ребята 8 - 11 классов показали постановку по пьесе А.Н. Островского «За чем пойдешь, то и найдешь, или Женитьба Бальзаминова». Это был первый опыт в постановке спектакля и для ребят, и для школы. Руководитель театрального кружка адаптировала объем текста и количество сцен оригинальной авторской пьесы, чтобы можно была максимально качественно передать задумку автора не на профессиональных театральных подмостках, а на школьной сцене. Ребята 5 - 6 классов в течение учебного года выступали как агитбригада и подготовили ряд сценок к 100-летию ВЛКСМ, ко Дню Защитника Отечества, Международному женскому дню и ко Дню Победы.

Выступлениям предшествовала большая подготовка. Дети изучили формы сценической деятельности, узнали, что такое сценическое движение, какие бывают средства выразительности; познакомились с ритмопластикой, ритмопластикой массовых сцен и образов. Также активная работа велась по совершенствованию культуры и техники речи: ребята изучали основы ораторского искусства (интонация, динамика речи, темп речи) и избавлялись от слов – паразитов в речи, учились сочетать сценическую речь со сценическими движением и фонограммой.

Дети, которые только начали заниматься в театральном кружке, были эмоционально зажаты, стеснялись, испытывали трудности и неловкость при нахождении на сцене. По прошествии занятий наблюдается активный процесс раскрепощения: дети чувствуют уверенность в себе, совершенствуя коммуникативные навыки и умение держать себя на публике, приобретают стрессоустойчивость.

Самое главное для педагога в работе с детьми – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, удовольствие от общения друг с другом. Именно так – активно и интересно проходили и совместные репетиции, которые имеют не менее важное значение для формирования коммуникативной культуры и развития творческих способностей, чем итоговые отчетные спектакли.

Занятие в театральном кружке развивает у детей умение трудиться. Выучить роль, сыграть её так, чтоб понравилась зрителям – это огромный труд… Труд и ещё дисциплина. А костюмы, декорации, репетиции! Сколько сил, времени и труда необходимо, чтобы подготовить реквизит. Для спектакля дети самостоятельно готовили костюмы, наносили грим, готовили реквизиты для каждой из сцен.

Коллектив театрального кружка, вдохновленный тем, как зрители встречали спектакли, в течение 2019 – 2020 учебного года увеличил количество подготавливаемых спектаклей, а также дополнил тематику выступлений агитбригады пропагандой участия в сдаче норм ГТО. Дети, увлеченные созидательным творчеством, предлагают яркие идеи для реализации, находят новые интересные образы, ищут себя в узнаваемых героях. Именно поэтому у театрального кружка сегодня есть большой потенциал для роста и развития как самих детей и педагогов, так и школы в целом.          

Театральный кружок - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного. Это источник культуры, который способствует духовно – нравственному развитию ребенка: прививает детям художественный вкус, любовь к прекрасному, способствует гармоничному становлению личности.

Библиографический список

  1. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968.С. 220-221.
  2. Некрасова Л.М. Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников // "ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА". 2007. №1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Первые шаги. Организация школьных СМИ", творческое объединение

"Выпуск школьной газеты – это не только продуктивное занятие учащихся, но и возможность школы заявить о себе. Занятие журналистикой может помочь школьникам организовать себя, выразить свои мысли, расп...

Опыт организации изучения нового материала в деятельности с детьми младшего школьного возраста

 В дополнительном эколого-биологическом образовании  педагоги часто сталкиваются с противоречием: с одной стороны, дополнительное образование является формой организации активного дос...

ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Рассказ об опыте работы школьного литературного объединения за семь с половиной лет работы....

Публикация статьи "О проекте "Литературно-театральное объединение" в журнале "Практика школьного воспитания"

О проекте "Литературно-театральное объединение" ссылка на сайт ГБОУ ДПО НИРО...

Статья Опыт организации международного школьного обмена в ГБОУ СОШ 303 им.Фридриха Шиллера

Статья об опыте организации международного школьного обмена...

Опыт работы школьной театральной студии

В статье представлен опыт работы школьной театральной студии от набора детей до выпуска спектакля. Подробно рассмотрены вопросы детского наставничества. Особое внимание уделено роли педагога....