Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 3
материал

Выполненные задания

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Дайте определение понятию «государственный язык». Каковы функции русского языка как государственного?

Русский язык — государственный язык РФ, этот статус русского языка закреплен в Конституции нашей страны. Формирование уважительного и ответственного отношения к государственному языку, забота о его чистоте, сохранении и развитии — одна из важнейших задач современной языковой политики.

Государственный язык –  это язык, официально признанный и закрепленный каким-либо правовым документом в качестве языка государственного общения. (Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010)

Государственный язык – это унифицированный и стандартизированный язык, который стремится к формированию «инвариантной», понятийной и логической речи.

В  соответствии  со  ст.  3  государственный  язык  РФ подлежит обязательному использованию:

1) в  деятельности  федеральных  органов  государственной  власти, органов  государственной  власти  субъектов  РФ,  иных  государственных органов,  органов  местного  самоуправления,  организаций  всех  форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства;

2) в  наименованиях  федеральных  органов  государственной  власти, органов  государственной  власти  субъектов РФ,  иных  государственных органов,  органов  местного  самоуправления,  организаций  всех  форм собственности;

3) при подготовке и проведении выборов и референдумов;

4) в  конституционном,  гражданском,  уголовном,  административном судопроизводстве,   судопроизводстве   в   арбитражных   судах, делопроизводстве  в  федеральных  судах,  судопроизводстве  и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов РФ;

5) при официальном опубликовании международных договоров РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов;

6) во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, органов  государственной  власти  субъектов  РФ,  иных  государственных органов,  органов  местного  самоуправления,  организаций  всех  форм собственности и граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений;

7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;

8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  законодательством РФ, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского  состояния,  оформлении  документов  об  образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями,  а  также  других  документов,  оформление  которых  в соответствии с законодательством РФ осуществляется на государственном языке РФ, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств;

 9) в  деятельности  общероссийских,  региональных  и  муниципальных организаций телерадиовещания, редакций общероссийских, региональных и муниципальных  периодических  печатных  изданий,  за  исключением деятельности  организаций  телерадиовещания  и  редакций  периодических печатных  изданий,  учрежденных  специально  для  осуществления  теле-и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках  народов  РФ  или  иностранных  языках,  а  также  за  исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка  как  государственного  языка  РФ,  является  неотъемлемой  частью художественного замысла;

10) в рекламе;

11) в иных определенных федеральными законами сферах.

  1. Какими нормативно-правовыми актами обеспечивается  функционирование русского языка как государственного?

Функционирование русского языка как государственного  языка  РФ регулируется  корпусом  законов:  Конституцией  (ст.  68),  Законом  РФ  от 25.10.1991  No  1807-1  «О  языках  народов  Российской  Федерации», федеральными законами от 01.06.2005 No 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (см. прил. 1), от 12.06.2002 No 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 17.06.1996 No 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,  от  30.04.1999  No  82-ФЗ «О гарантиях прав  коренных малочисленных народов Российской Федерации» и др.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» направлен на обеспечение использования государственного языка РФ на всей территории нашей страны, обеспечение права ее граждан на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры. Данный Закон, повторяя норму Конституции, закрепляет за русским языком статус государственного языка (п. 1 ст. 1), который предусматривает обязательность  его  использования  в  сферах,  определенных  настоящим Законом,  другими  федеральными  законами  и  иными  нормативными правовыми актами РФ, его защиту и поддержку, а также обеспечение права граждан  России  на  пользование  государственным  языком  (п.  2  ст.  1).

Существует Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714. "О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации"

Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г.  N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"1 ст. п. 6.  

При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

Что есть нецензурная брань, в законодательстве не установлено, а в протоколах из этических соображений "бранные слова" не фиксируются. Из этого следует, что определение тех или иных слов как нецензурной брани является полномочием сотрудников полиции, которые, кстати, не могут дать определение нецензурной брани и зачастую сами "грешат" таким злословием.

  1. Представьте план работы по повышению качества филологического образования в Вашей школе.

План работы

по повышению качества филологического образования

 на 2020-2021 учебный год

МОУ СОШ №8 ст. Кармалиновская

Сроки

Тема

Заседание №1

август

1.Обсуждение и утверждение плана работы на 2020-2021 учебный год

2. Утверждение графика проведения контрольных срезов знаний обучающихся на 2020-2021 учебный год

3. Рассмотрение рабочих программ по предметам, элективным курсам, внеурочной деятельности.

4. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ 2019-2020 учебного года по филологическим дисциплинам

5. Рассмотрение  графика проведения контрольно-измерительных мероприятий (проверка тетрадей, мониторинг техники чтения).

6. Аттестация в 2020-2021 учебном году. Повышение квалификации.

сентябрь

Заседание №2

1.Разработка плана мероприятий по повышению качества филологического образования и подготовке к ГИА на 2019-2020 уч. Год

2.Разработка рекомендаций по повышению качества филологического образования на заседаниях ШМО

ноябрь

Заседание № 3

1. Обсуждение результатов входных контрольных работ

2. Адаптация пятиклассников. Внеурочная деятельность «Основы смыслового чтения» в 5 классе.

3. Демоверсия ОГЭ в 2020-2021 уч году. Обсуждение. Рекомендации.

4. Отчет по итогам проверки тетрадей.

5.О работе с одаренными детьми.

январь

Заседание № 4

1.Итоги 1 полугодия. Работа с учащимися группы «Риск», высокомотивированными обучающимися.

2. Отчет по итогам проверки техники чтения в 5-9 классах.

3. О проведении предметной недели.

4. Анализ работы по подготовке учащихся к итоговому собеседованию.

5. Доклад по теме самообразования «Использование современных технологий в обучении русского языка и литературы для реализации ФГОС ООО»

март

Заседание № 5

1 Итоги 3 четверти. Работа с учащимися группы «Риск», высокомотивированными обучающимися.

2. Демоверсии ВПР в 2020-2021 учебном году.

3. Обсуждение рекомендаций посещенных семинаров, курсов.

4. Работа с одаренными детьми: результаты олимпиад, НПК, конкурсов. Перспективы.

5.Отчет по результатам мониторинговых работ по немецкому языку.

апрель

Заседание № 6

Участие в мастер-классах для учителей филологических дисциплин в рамках школьной предметной Недели филологических предметов:

- современные подходы к организации подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по филологическим дисциплинам на базовом и профильном уровнях;

- преподавание филологических дисциплин в условиях введения ФГОС ООО в 9-х классах;

-развитие орфографической грамотности, формирование филологической и отечественной культуры обучающихся;

 -формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках филологических дисциплин;

- отбор содержания, форм, технологий и методов преподавания филологических дисциплин, направленных на достижение планируемых результатов обучения

июнь

Заседание № 7

1. Итоги учебного года: успеваемость, качество знаний.

2. Отчет по внеурочной деятельности «Основы смыслового чтения» в 5 классе.

3. Аттестация педагогов.

4. Анализ работы в 2020-2021 учебном году.



Предварительный просмотр:

  1. Перечислите актуальные проблемы современной лингводидактики.

Первая проблема - значение изучения родного языка в школе. Русский язык как учебный предмет существует по указу Екатерины II с 1786 г., и с этого времени в обществе наблюдается двоякое к нему отношение: признание его значимости на словах и недооценка на деле.

Образовательное и воспитательное значение предмета «Русский язык» определяется социальными функциями русского языка, являющегося средством общения и воздействия, познания действительности, хранения и усвоения знаний, приобщения к национальной культуре русского народа, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Однако донести это понимание до современного школьника непросто, поэтому выбор принципов, средств, методов и приемов обучения требует от учителя знаний и умений, адекватных современным научным достижениям.

Вторая проблема сводится к целям и задачам преподавания русского языка в школе. Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется новыми подходами к определению целей обучения. В школьный обиход вошло понятие «компетенция». Компетенция в обучении русскому языку включает способность к речевому общению и усвоение совокупности знаний о русском языке, формируемых в процессе обучения. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции.

Введение в теорию и практику обучения русскому языку понятия компетенции не дань моде. Утверждение этого понятия - закономерное следствие теоретического осмысления целей и содержания обучения русскому языку в школе, критериев овладения им учащихся. Для достижения этих целей требуется корректировка объекта изучения и содержания обучения. Очевидно, в школе должен изучаться курс общенародного языка в его исторических и местных разновидностях и вестись обучение литературной речи в устной и письменной речи с выходом на такие аспекты, как культура речи, практическая стилистика. Перспективной представляется разработка новых программ и учебников, в создании которых должны принять участие три стороны: ученый-лингвист, методист и учитель, чтобы сочетать три подхода: научность, доступность и практическую направленность с опорой на интерес.

Третья проблема - содержание школьного учебного предмета «Русский язык». На современном этапе основное содержание школьного лингвистического образования не связывают с привычным набором знаний, умений и навыков.

Сегодня цель обучения формулируется иначе: передать от одного поколения другому социальный опыт, культурные ценности, созданные человечеством, развитие личности путем включения ее в важнейшие виды деятельности. В связи с этим содержание образования в дидактике понимается как педагогически адаптированный социальный опыт человечества.

Теоретической предпосылкой определения содержания предмета «Русский язык» является разграничение языка и речи, в котором реализуется деятельностный подход. В содержании предмета «Русский язык» представлены знаниевая и деятельностная составляющие. Знания о языке - это общие и системные сведения о языке, его устройстве, функционировании, о единицах разных уровней языковой системы, сведения о выдающихся представителях русистики. Знания о речи - это сведения о речевой деятельности, тексте как продукте речевой деятельности, о стилях и типах речи, речевых жанрах, речеведческие понятия. Усвоение этих знаний - обязательное условие формирования познавательной и коммуникативной культуры школьника. Таким образом, если выпускники школ овладевают только письменной речью на уровне правописания в объеме школьной грамматики, не получая представления о роли языка в жизни народа вообще и каждого отдельного человека, то они не будут испытывать ответственности за судьбу родного языка.

Четвертая проблема - технологии обучения русскому языку. Выбор технологии обучения - это сложный процесс перехода учителя от традиционных методов и средств обучения на уроке к новым. При этом традиционное может рассматриваться как внутреннее, уже принятое системой и учителем, а инновационное - как внешнее, вносимое, но еще не принятое. Таким образом, педагогические процессы перехода можно рассматривать как единство устойчивого и нового.

Технология обучения, называемая еще образовательной технологией, это следующая ступень приближения теории к практике и практики к теории. Суть ее - в формировании систем использования тех правил (целей, задач, принципов, содержания, методов и форм обучения и воспитания), которые выработала методика обучения, но уже с учетом времени, места, особенностей участников и других конкретных условий. Содержание образовательной технологии по русскому языку должно соотноситься с такими понятиями, как стратегия развития общества, стратегия развития образования, концепция образования, цели образования, содержание, методы, организационные формы, средства обучения и наиболее эффективно отражать запросы общества.

Пятая проблема - формы итогового контроля знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Введение в практику школы понятия «компетенция» дает более четкие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по данному предмету и в конечном итоге значительно изменит всю систему контроля, учета и оценки этого уровня. Неслучайно оценка уровня владения языком включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а коммуникативная компетенция включает в себя проверку уровней владения речевой деятельностью. Указанные компетенции должны формироваться на протяжении всех лет обучения в школе с 1 по 11 класс, а содержание каждой компетенции отражаться в материалах итогового контроля на любом этапе изучения курса с 5 по 11 класс. Другими словами, содержательная структура итогового контроля по русскому языку в любом классе должна быть одной и той же: заключительная работа должна проверять уровень сформированности у обучающихся всех компетенций.

2.  Ответьте на вопрос ученика:

Я разобрал по составу слово НЕГОДЯЙ так:

НЕ – приставка, -ГОД- – корень, –ЯЙ – окончание.

Вы сказали, что это неверный разбор. Объясните, пожалуйста, в чём я ошибся.

В слове негодяй выделяем следующие морфемы: негод-корень, яй-суффикс, окончание нулевое.

Негод – корень, образованный от негодный. Со временем не и год срослись, а ЯЙ используется в словах общего рода со значением пренебрежительного значения (используется для человека, который характеризуется отрицательным качеством).

3.   Ответьте на вопрос ученика:

В предложении «Мальчики мигом прибежали к реке посмотреть на новую лодку» я выделил в качестве сказуемого сочетание «прибежали посмотреть», а Вы посчитали это ошибкой. Объясните, пожалуйста, в чём я был не прав.

В данном предложении «прибежали» - сказуемое. Прибежали (с какой целью?) посмотреть – инфинитив в роли обстоятельства.



Предварительный просмотр:

  1. Перечислите языковые нормы, которыми должны владеть учащиеся в процессе обучения русскому языку в 5-9 классах?

Учащиеся за период обучения с 5 по 9 класс должны овладеть следующими языковыми нормами:

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения.

Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации.

2. Составьте план работы по совершенствованию речевых навыков и умений обучающихся, учитывая, что в классе обучаются несколько детей-инофонов.

п/п

Содержательная линия

Коррекционно - развивающие задачи

Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач

1

Аудирование и понимание речи.

Научить:

Давать развернутый словесный отчет о выполненных действиях.

Слушать и выполнять инструкции, записанные на аудионосители.

Читать и выполнять инструкции, предъявленные в письменном виде.

Соотнесению речи и изображения.

Слушать литературные произведения в изложении педагога и с аудио-носителей.

Отвечать на вопросы по прослушанному тексту, пересказывать.

Ведущий принцип построения занятий - коммуникативный.

Игровые технологии.

 

ИКТ.

Конструирование диалогов.

Моделирование речевых ситуаций.

2

Дикция и выразительность речи.

Развитие артикуляционной моторики.

Формирование правильного речевого дыхания.

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

3

Общение и его значение в жизни.

 

Научить:

Речевому и неречевому общению.

Правилам речевого общения.

Письменному общению (афиши, реклама, письма, открытки и др.).

Условным знакам в общении людей.

Общению на расстоянии: кино, телевидение, радио.

Виртуальному общению. Общению в социальных сетях.

Дать понятие о влиянии речи на мысли, чувства, поступки людей.

4

Организация речевого общения.

Совершенствовать базовые формулы речевого общения:

Обращение, привлечение внимания. Знакомство, представление, приветствие. Приветствие и прощание. Приглашение, предложение. Поздравление, пожелание. Одобрение, комплимент. Телефонный разговор. Просьба, совет. Благодарность. Замечание, извинение.

Сочувствие, утешение. Одобрение, комплимент.

  1. Вы проводите в 6 классе урок на тему «Фразеологизмы». Продумайте и запишите не мене трех видов работы на уроке, учитывая, что в классе обучаются несколько детей-инофонов.

Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята!

                  Начинается урок.

                  Он пойдет ребятам впрок.

                  Постарайтесь всё понять,

                  Хорошо  запоминать.

Ребята повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй или привет!»(работа в паре)

Теперь я вижу, что настроение у вас хорошее. Можно начинать урок. 

 

Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя:

«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в

книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского

языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых

мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть

еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих

сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все

выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить

на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как

их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

(Учитель демонстрирует рисунки, на которых фразеологизмы

изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что

изображено и заменить фразеологизм одним словом. (Например, «вставлять

палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову» -

неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» -

преувеличивать.) - Словесная игра)

 

Закрепление изученного материала

  1. Задание: мы с вами посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов. Дополните их, соединяя стрелками. Взаимопроверка
    Хитёр как лиса
    Труслив как заяц
    Голоден как волк
    Здоров как бык
    Изворотлив как уж
    Надут как индюк
    Нем как рыба
    Грязный как свинья
    Упрям как осёл
    Болтлив как сорока
    Колючий как ёж. -
    Коллективная работа. 

  1. Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). 

Правильно, в этом нам помогают словари. У вас на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь). – Работа в паре ребенок-инофон + ребенок носитель



Предварительный просмотр:

1. Составьте словосочетания с данными паронимами. За справками обращайтесь к словарям паронимов или словарям трудностей русского языка.

Высокий - высотный, единый - единственный, злой - злобный, лесной - лесистый, правда - правдивость, производство - производительность, осудить - обсудить, отразить - отобразить, решающий - решительный, факты - факторы, читальный - читательский.

Высокое дерево – высотное здание, единый план – единственный сын, злой человек – злобный взгляд, лесная чаща – лесистая местность, говорить правду – полагаться на правдивость, производство бумаги - производительность труда, осудить поступок – обсудить вопрос, отразить атаку – отобразить на картине, решающий матч – решительный человек, предоставить факты – фактор времени, читальный зал – читательский опыт.

2. В каких словах возможно только произношение [шн], в каких - только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Какая из норм является более «старшей»? Воспользуйтесь словарем.

Библиотечный, двоечник, заочник, будничный, молочник, молочный, молочная, конечно, точно, нарочно, нарочный, порядочный, скучно, Ильинична, прачечная, Никитична, скворечник, очечник, почечный, пустячный, яичница, коричневый.

[шн]

[чн]

[шн] и [чн]

конечно нарочно скучно Ильинична прачечная Никитична скворечник очечник пустячный яичница

библиотечный заочник точно нарочный почечный коричневый

будничный двоечник молочник молочный молочная порядочный

Более старшей нормой является произношение с [шн].



Предварительный просмотр:

  1. Какими способами, на ваш взгляд, можно сформировать интерес учащихся к чтению произведений современных авторов? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Преподавание современной литературы надо начинать с учителей.

Современному учителю в рамках подготовки к ЕГЭ, написания сочинения и пр. некогда самому изучать современную литературу, а чтобы привить интерес у школьников нужно самим разобраться в современной литературе.

  1. Нужно создавать литературные издания для школьников

Современная литература включает в себя и тех, кто пишет уже в школе. Важно открывать и поддерживать те немногие существующие литературные журналы, в которых начинающие писатели могли бы публиковаться и находить читателя.

  1. Нужно пересмотреть систему гуманитарного образования.

Школа обязана готовить думающего читателя. Поэтому уроки современной литературы наряду с нормативной русской классикой должны быть с первого класса.

  1. Сделайте подборку произведений современной русской литературы для внеклассного чтения обучающихся 9–11 классов (на ваш выбор). Какую художественную и нравственную ценность они несут?

  1. «Чудо», Р. Дж. Паласио  Книга про пятиклассника, который играет в компьютерные игры, обожает свою собаку, смотрит «Звёздные войны». Вот только из-за редкой генетической болезни он перенёс 27 операций на лице. Эта книга о юморе, настоящей дружбе, доброте и принятии себя таким, какой ты есть.
  2. «Янка», Тамара Михеева 

Родители главной героини Яны развелись, они с мамой переехали в город на берегу моря. Теперь пятнадцатилетней девушке нужно побороть в себе обиду на отца, найти новых друзей и понять, чем она хочет заниматься.

Роман поможет вместе с героиней разобраться в своих чувствах, научит налаживать отношения с людьми.

  1. «Правдивая история Федерико Рафинелли», Антон Соя

«Жуткая» сказка о любви клоуна Федерико и Надиры. История о том, как среди жестокости и страха сохранить настоящее чувство. Отношения Федерико и Надиры доказывают, что нужно всматриваться в суть вещей, видеть в людях хорошее и верить, что дружба и любовь спасут мир. 



Предварительный просмотр:

  1. Предложите систему работы по формированию гражданской идентичности учащихся средствами художественной литературы (класс на ваш выбор).

Формирование гражданской идентичности

на уроках литературы в 5-7-х классах

Именно русский язык и литература представляют духовно-нравственное общекультурное наследие человечества и народов и выступают как часть историко-культурной и собственно литературной традиции. Литературные произведения выражают мировоззрение и систему ценностей своей культуры, используя для этого сформированный в рамках литературной традиции язык. В детском и подростковом возрасте литературные произведения задают эталоны и образцы Личности, той «идеальной формы» (Д.Б.Эльконин), которая определяет задачи саморазвития и самовоспитания учащегося. Литература и русский язык создают условия формирования готовности личности к диалогу в поликультурном обществе и основу формирования толерантности.

Русский язык как учебный предмет несет высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизм, т. е. гражданской идентичности. Вспомним слова К. Д. Ушинского: “Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово”.

Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.

Воспитание гражданской идентичности проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” (8 кл.) - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” (5 кл.) - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” (6 кл.) - Родина краше солнца, дороже золота и т.д. Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Школьном толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.

 Планомерная работа по воспитанию гражданской идентичности школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в воспитании гражданской идентичности обладает литература, это единственный предмет в школе, который обращен не только к уму человека, но, прежде всего, к сердцу. Молодое поколение стало меньше читать, литературе, как средству воспитания, не уделяется должного внимания. Вместе с тем литературные произведения не только наводят учащихся на размышления о жизни, не только формируют способность к рефлексии, но и создают благо- творную почву для отстаивания мнений, взглядов, оценок. «Учат слова, но увлекают примеры», - говорит латинская пословица. от произведения к произведению преподаватель имеет возможность показать учащимся, что героическое – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу, что готовность к этому, как и само героическое, воспитывается не только окружающими, но и самой личностью. Задача преподавателя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда дети включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение. Рассмотрим некоторые произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа В.Я. Коровиной). Устное творчество любого народа содержит, на мой взгляд, богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

 В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне (стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др.-5-8 классы), рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающих чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

При изучении романа “Дубровский” шестиклассники должны увидеть в А.С.Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста можно использовать сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

 Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (7 кл.) - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

 С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости. Образцы описания русской природы мы находим не только на страницах произведений Н.А. Некрасова (“На Волге”), И.А. Бунина (“Косцы”), В.П. Астафьева (“Васюткино озеро”), М.М. Пришвина (“Кладовая солнца”) и др., но и в специальных разделах, в которые включены произведения А.А.Блока, С.А.Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Подготовленное выразительное чтение, последующий анализ и осмысленное чтение наизусть стихотворений о Родине, родной природе дают возможность обучающимся прочувствовать душевное настроение поэта через описание картин природы и передать свое восприятие и отношение к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу, стремление постичь тайны цвета, освещения, звука, формы.

Огромное значение имеют русский язык и литература в воспитании гражданской идентичности, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.



Предварительный просмотр:

Составьте комплекс мер по выходу из кризиса детского и юношеского чтения в России (7-10 пунктов).

  1. Подбирать для курса литературного чтения учебные тексты, которые вызовут у детей неподдельный интерес, заставят их сопереживать героям произведений, найдут отклик в сердцах.
  2. Подбирать материал, чтобы он был интересен и взрослым, и детям. Одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения, которые необходимо возродить.  
  3. Проведение мероприятий, направленных на читательское развитие, формирование культуры чтения:

- литературные вечера;

- презентации художественной литературы;

- обсуждение книг;

- выставки книг;

- общешкольные конкурсы читающих семей: «Папа, мама, я - читающая семья»;

  1. Организация конкурса плакатов и фотографий «Мир чтения»;
  2. Конкурс чтецов «Моя Родина», «Живая классика»;
  3. Создание блогов, сайтов, страниц на официальных сайтах образовательного учреждения;
  4. Организация и проведение акций:

к Международному дню школьных библиотек;

к Общероссийскому дню библиотек;

к Международному дню дарения книг;

  1. Проведение ежегодного Дня чтения.



Предварительный просмотр:

1. Перечислите задачи регионального литературного образования.

Задачи регионального литературного образования:

  • ознакомление учащихся с биографиями авторов изучаемых произведений, историей их создания, темой, авторским замыслом,
  • обучение выделять специфику ставропольского фольклора,
  • введение учащихся в мир художественных образов, картин, меткого языка литературы Ставрополья,
  • развитие образного мышления, устной и письменной речи,
  • обучение пользоваться известными литературными понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей региональной литературы.

2. Подберите для сопоставительного анализа два поэтических произведения: одно произведение поэта-классика, второе – ставропольского поэта. Обратите внимание на тематику произведений (она должна совпадать).

Иван   Кашпуров  «ДУБ»

Н. ЗАБОЛОЦКИЙ   «ОДИНОКИЙ ДУБ»

1 Я видел дуб.

Огромный дуб.

Над рыжей кручею Кубани

стоял он,

гордый солнцелюб,

в осеннем ярком одеянье.

Гроза и буря сотни лет

его сломить пытались вместе.

А дуб — один! — шумел в

ответ  листвою жесткой, как

 из жести.

И сам в волну,

как поплавки,

ронял он желуди устало,—

и по течению реки

дубрав немало вырастало.

                                   2

Я видел дуб.

Он сотни лет,

все глубже корни простирая,

держался крепко на земле,

макушкой небо подпирая.

Но вот в весенний свой разлив,

река,

хмелея ночью черной,

подмыла берег,

оголив

витые жилистые корни.

На миг притихло все кругом,

и дуб огромный,

ахнув глухо,

в корнях сжимая глины ком,

в Кубань бушующую рухнул...

                                   3

Я видел дуб.

Тот дуб река

несла, казалось, без усилий.

А на обоих берегах

дубки — сыны его —

толпились.

Они,

расслабнув от тепла, стояли в

                         крапинках апреля. Кубань

размашисто текла,  шипя и буйствуя

 на мелях...

Весна, весна!

Кругом звучит

хорал высокий обновленья,

и простираются лучи

зари

над новым поколеньем!

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.

Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.

Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.

   



Предварительный просмотр:

  1. Какие инновационные технологии обучения литературе вы чаще всего используете? Объясните почему?

Как любой учитель я постоянно нахожусь в поиске новых методов, приемов, знаний. Ставлю перед собой ряд вопросов. Как лучше объяснить тему? Как доступнее для детей сделать понимание предмета? Как привить желание учиться?

Мною были изучены горы методической литературы, но заинтересовала технология развития критического мышления.

Не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, является целью образования, а то, как умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Используя приемы ТРКМ на уроках русского языка и литературы, я увидела, что ребят наиболее заинтересовали такие приемы как:

  • Синквейн Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
  • Кластеры (Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.)
  • Перепутанные логические цепочки
  • Верные и неверные утверждения  (учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию)
  • Толстые и тонкие вопросы (По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.)
  • Прием “Письмо по кругу”  Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Проведя анализ проделанной работы, я увидела, что использование приемов технологии развития критического мышления позволило повысить качество образования по русскому языку. Дети стали лучше писать контрольные работы, диктанты с грамматическим заданием, словарные диктанты.

2. Приведите пример из собственной практики, указав класс и тему урока, на котором Вы реализуете одну из предложенных на Ваш выбор технологий:

а) технология развития критического мышления посредством чтения и письма;

б) технология группового обучения;

в) проблемно-поисковая технология;

г) информационно-коммуникационная технология;

д) игровая технология.

е) технология проектной деятельности.

Урок русского языка в 5 классе «Звукопись как средство выразительности языка»

1. На этапе объяснения нового материала предлагается следующее задание:

-Какие звуки рисуют  образы, представленные в стихотворении? (дети отвечают «р», «ш»)

-Повторяясь, эти согласные звуки помогают передать звуки мира, и мы лучше представляем эти образы, как будто слышим их, вот это и называется ЗВУКОПИСЬ. Что же такое звукопись?  Давайте попробуем дать более точное, научное определение звукописи. Для этого мы должны восстановить перепутанную логическую цепочку.

Задание: восстановить перепутанную логическую цепочку.

Звукопись поэты и писатели, чтобы при помощи звуков «писать»  картины, художественный прием, используют, который.

  1. На этапе рефлексии предлагается написать синквейн 

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с понятиями звукопись, аллитерация и ассонанс.

- Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.

Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. (Правила выводятся на экран или раздаются каждому в виде памятки)

Синквейн

Звукопись

Художественная, музыкальная.

Повторяет, рисует, создает.

Звукопись – это красота слова

 Искусство.



Предварительный просмотр:

  1. Приведите примеры типичных затруднений, возникающих при изучении литературного произведения у обучающихся Ваших классов (3-4 примера).

Школьник – читатель – это читатель быстро растущий. Художественная литература помогает ему решать возникающие перед ним все новые для него нравственные и иные вопросы. Она не сразу становится доступной юным читателям, а раскрывается для них постепенно, мере их роста и умственного созревания.

      Учащиеся 5 классов только формулируют свои читательские вкусы, поэтому занятия по литературе могут и должны оказать большое влияние на круг чтения, на развитие художественного восприятия.

Работая в 5 классе не один год, я выделила следующие затруднения при изучении литературного произведения:

- отнесение произведения к одному из трех родов литературы;

- владение основными теоретико-литературными понятиями;

- выявление основных элементов содержания и художественной структуры произведения;

- выделение языковых средств и определение их роли в раскрытии содержания произведения;

Также  затруднения при анализе литературного произведения вызывает неумение различить анализа текста и его пересказа.

  1. Какой род литературы, на Ваш взгляд, учащиеся анализируют наиболее успешно и почему?

Учащиеся 5 – 6 классов наиболее успешно анализируют эпические произведения, в частности рассказы.  

В работе над анализом эпического произведения большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Среди различных форм самостоятельной работы учащихся над текстом наибольшее значение имеет литературная беседа, которую мы активно используем как по заранее данным вопросам, так и без них.

Используя заранее данные вопросы, подбираются такие вопросы, которые будят воображение и затрагивают самое важное и существенное. Они направлены на то, чтобы помочь самостоятельно разобраться в произведении, найти в тексте необходимые доказательства, подтвердить свои выводы цитатами и подготовиться к активному участию в коллективной классной работе. Ребята с большим интересом, подключая родителей, находят в тексте ответы.

Возможна и другая форма анализа эпического произведения, при которой никаких вопросов заранее не предлагается (ученики должны только хорошо знать текст), и беседа строится свободно по вопросам, возникающим в процессе обсуждения. По заранее намеченному плану  учитель направляет учащихся и приводит к выводам, которые хотел бы получить от них.

Ребятам очень нравится высказывать свое мнение и доказывать его примерами из текста.

Также активно используется метод  выразительного чтения. Выделяя большие и малые паузы, логически значимые и художественно-эмоциональные слова, выясняя свое отношение к героям и событиям, учащиеся активно анализируют и идейное содержание, и композицию, и язык произведения; ярко представляют себе образы, картины, составляющие произведение; переживают настроения, переданные писателем; лучше понимают идейный замысел писателя, логику произведения.

3. «Выполните комплексный анализ текста» - такая лаконичная формулировка задания представляется ученику. В обучающих целях учитель может использовать вопросы-подсказки к тексту, поставленные так, чтобы направить внимание старшеклассника на наиболее значимые для интерпретации особенности проблематики и художественной структуры. Сформулируйте 5-6 таких вопросов-подсказок при изучении произведения «Куст сирени» А.И. Куприна в 8 классе.

- Почему в произведении нет портретов героев?

Что было важнее для писателя: показать их внешность или внутренние переживания, психологию развития того или иного действия?

- Каким мы можем себе представить героя рассказа

- Создайте его словесный портрет. На какие детали вы будете опираться?

- Как ведет себя Николай Евграфович Алмазов в любой ситуации? Где об этом говорится в тексте?

- Как описывается Вера Алмазова? По каким деталям мыможем представить образ героини?

- Внешне сдержанная и спокойная, Вера Алмазова является стержнем своей семьи, ее основой. Всегда ли она была таковой?

- Найдите в тексте строки рассказа, где говорится о жертвенности поведения героини. Как вы думаете, для чего ей это было нужно?

- Чем отличаются характеры супругов Алмазовых?

- Почему автор называет Николая Евграфовича Алмазова «сильным человеком»?

- Какие темы раскрывает автор в тексте произведения?



Предварительный просмотр:

Предложите темы возможных учебных проектов и темы исследований по русскому языку и литературе:

Учебный проект

Тема исследования

5 класс

  1. Прозвище: это хорошо или плохо?
  2. Описание одного и того же предмета в толковом словаре и в тексте загадки
  3. Роль прилагательных в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  4. Универсальный школьный словарь к учебнику «Русский язык» для 5 класса
  5. Утерянные буквы русского языка
  6. Образы цветов в литературных сказках
  7. Особенности языка басни И.Крылова (басня по выбору)
  8. Сказка о волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.
  9. Иллюстрации к сказке А. Погорельского «Черная курица, ил Поземные жители»
  10. Электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  1. Звукопись в лирике русских поэтов
  2. Имена собственные, ставшие именами  нарицательными, и история их возникновения (ментор, меценат, наган и другие)
  3. Напиши мне письмо...
  4. Как влияют социальные сети на язык?
  5. У меня зазвонил телефон (этика телефонного общения)
  6. Малые жанры фольклора
  7. Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе

(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

  1. Литература и мой край
  2. Мои ровесники в литературных произведениях
  3. Какие загадки знают современные школьники?

6 класс

  1. Молодёжные жаргонизмы & сленги.
  2. Название черт характера человека в сопоставлении с животными в русском языке (хитрый, как лиса…).
  3. Профессионализмы в речи моих родителей.
  4. Способы приветствия в нашей жизни.
  5. «Читаем вместе» (как создать рекламу прочитанного

произведения)

  1. В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
  2. Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
  3. Славянская мифология "Домовой"
  4. "Великая Отечественная война в творчестве ставропольских поэтов и писателей"
  5. А жива ли поговорка?
  1. Возникновение славянской письменности на Руси.
  2. История происхождения русской фамилии.
  3. Мир школьных прозвищ
  4. Особенности языка СМС сообщений
  5. Словарь диалектных слов нашего района
  6. Особенности языка «сказа» в произведениях Н.С. Лескова.
  7. Образ яблока в литературе
  8. Тайны басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
  9. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и её архетипическая основа
  10. Индивидуальные особенности речи героини мультсериала «Маша и Медведь»

 



Предварительный просмотр:

  1. Перечислите цели взаимодействия школы с учреждениями культуры в процессе изучения русского языка и литературы.

Взаимодействие школ с учреждениями культуры необходимы для формирования бережного отношения к культурному наследию,  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества.

  1. Назовите учреждения культуры вашего региона, с которыми вы взаимодействуете в процессе преподавания русского языка и литературы.

Наша школа находится в небольшой сельской местности, поэтому мы не имеем столько возможностей во взаимодействии с учреждениями культуры, сколько хотелось бы. Однако мы активно сотрудничаем с теми культурными учреждениями, которые нам доступны.

Активным центром взаимодействия, общедоступным центром общения учащихся является Дом культуры. Согласно отработанной системе совместной деятельности на базе ДК и совместно с ДК проходят различные мероприятия: Встречи с ветеранами труда, просмотр фильмов, последний звонок, выпускной вечер, мероприятия летнего оздоровительного лагеря, День защиты детей. Для учащихся ОУ на базе ДК проводятся кружки: танцевальный, театральный, вязание, кружок рукоделия. Учащиеся ОУ - кружковцы участвуют в концертных программах ДК для населения.

Тесное сотрудничество налажено с сельской библиотекой. Педагоги, учащиеся и родители частые гости библиотечных классных часов, внеклассных мероприятий интеллектуального, экологического, духовного, патриотического, этического характера. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, выставках предложенных библиотекой. Сотрудничество ОУ с ДК, библиотекой позволяет организовать внеурочную деятельность, образовательный и воспитательный процесс учащихся с 1 по 11 класс, привлечь к участию родителей.

С целью развития гражданственности и патриотизма у молодых граждан учащиеся ОУ вовлекаются в широкий спектр социально-значимых видов деятельности проводимый районным молодежным центром. Работа в зоне Милосердия, акции ко Дню матери, «Свеча памяти», «Посади дерево», экологические минутки. В вышеназванных мероприятиях принимают участие учащиеся различной возрастной категории.

Учащиеся посещают следующие спортивные секции:

-художественная гимнастика,

-легкая атлетика,

-баскетбол,

-волейбол,

-футбол,

-теннис,

-шахматы.

Ребята нашего ОУ ходят в ДМШ, ДХШ, а также посещают танцевальные и вокальные кружки районного дома культуры.

Результатами такой плодотворной работы является:

  1. Творческое развитие личности ребенка.
  2. Развитие социально-ценностных форм организации досуга учащихся. Снижение уровня правонарушений.
  3. Сформированность физической культуры личности.
  4. Повышение коммуникативной культуры учащихся.

Кроме того, ребята занимают призовые места на конкурсах различного уровня.

  1. Перечислите формы работы на уроках русского языка и литературы, в которых в качестве языкового материала можно использовать местную топонимическую лексику, приведите 3-4 примера.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Синонимы и антонимы».

  1. Синтаксическая пятиминутка.

Прочтите стихотворную строфу. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Среди огромной равнины

Раскинулось небольшое село.

Край дорогой и любимый,

Раздольное — имя его.

(Учитель должен обратить внимание учащихся на координацию подлежащего и сказуемого: село — раскинулось, так как для сельских учащихся характерно смешение среднего и женского рода, возможно ошибочное написание и произношение: село — раскинулась).

  1. Повторение и систематизация знаний по теме.

а) Продолжение работы по тексту стихотворения:

Подберите синонимы к слову — названию села Раздольное (село, небольшое село, край дорогой, край любимый).

Учитель обращает внимание на роль синонимических замен: синонимы помогают избегать повторов, уточняют, конкретизируют значение основного, ключевого слова — Раздольное.

Найдите в стихотворении антонимы (небольшой — огромный).

А какова роль антонимов? (Они помогают противопоставить две картины: огромная равнина и небольшое село; разбудить наши чувства: село маленькое, но дорогое, любимое...)

б) Работа с иллюстративным материалом:

Сравните две фотографии: узнаете ли улицы с.Раздольное?

Может быть, кто-то и дом свой видит?!

Сравнивая фотографии, составьте 3-4 предложения, используя антонимы: летом-зимой, утром-вечером, прямая-извилистая, тесная-просторная, широкая-узкая и др.

Составьте 2-3 предложения по одной из фотографий, используя одновременно и синонимы, и антонимы.

Напишите сочинение «Моя улица» или «Мое село»: составьте план, продумайте оригинальное начало, прокомментируйте название улицы (села), используйте синонимы и антонимы при описании деталей. Непременно выразите свое отношение к объекту описания — родному селу, улице, на которой живете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...