Курсы повышения квалификации – «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 4
материал

Выполненные задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_4.1.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Дайте определение функциональной грамотности. Что такое «ситуация функционирования текста».

А. Функциональная грамотность (англ. functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т. ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.

Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса.

Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность включает естественнонаучную, математическую, компьютерную, читательскую, юридическую, финансовую и экологическую грамотность.

В. Чтение  –  это  сложноорганизованная  деятельность,  и  не  все  ее  элементы поддаются измерению. Для теста PISA важнейшими составляющими  читательской деятельности признаны следующие три:

Ситуации  –  разнообразные  цели  чтения  и  контексты,  в  которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.

Текст – разнообразные материалы для чтения.

Читательские  умения  –  когнитивные  стратегии  и  способы  работы  с

текстом.

Различают следующие ситуации и цели чтения: личные, общественные, деловые, учебные, практические.

  В  личных  ситуациях  тексты  обслуживают  частные  интересы  человека  –  и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные. Такие тексты предназначены как  для  поддержки  и  развития  личных  отношений  между  людьми  (письма, беллетристика, биографии), так и для удовлетворения  любопытства (информационные  тексты), а также для  приятного  досуга.  Электронные формы текстов, используемых  в  личных  ситуациях,  включают  персональные  электронные письма, СМС, блоги дневникового типа.  

  В  общественных  ситуациях  функционируют  тексты,  описывающие  дела и заботы  общественных  организаций.  Таковы,  к  примеру,  официальные  документы, информация об общественных событиях, газетные новости,  форумы  в  Интернете. Такие тексты предполагают более или менее анонимные человеческие связи.

  В учебных ситуациях тексты предназначаются, прежде всего, для сообщения информации, необходимой при решении каких-либо образовательных задач. Это так называемое  «чтение  для  обучения».  Обычно  эти тексты назначаются преподавателем, а не являются  предметом  свободного выбора читателя. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или электронные интерактивные обучающие программы.

  Многие  пятнадцатилетние  учащиеся  через  один-два  года  будут  заняты поиском  работы, и вынуждены  будут  обращаться  к  текстам  в  деловых ситуациях. Здесь текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Таковым может быть поиск работы  в  соответствующем  разделе  газеты  или  в  Интернете, инструкция о  том,  как приступить  к работе и  т.д. Это  так называемое  «чтение для дела».

2. Прочитайте текст, определите ситуацию его функционирования, цель, тему и жанр. Ответ оформите в виде таблице:

Ситуация функционирования текста

личная ситуация

Цель текста

 Объяснить значимости инструкции

Тема

 Значимость инструкции

Жанр

 эссе

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...