Курсы повышения квалификации – «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 5
материал
Выполненные задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_5.1.docx | 20.02 КБ |
prakticheskaya_5.2.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
- Каковы цели НИКО?
НИКО – Национальные исследования качества образования (федеральный уровень). Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах), не реже двух раз в год.
Целями НИКО являются:
- развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
- содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
- совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
- развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
- содействие эффективному внедрению ФГОС;
- содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
2. Проанализируйте результаты ВПР/РПР/ГИА (по выбору) по русскому языку в одном из преподаваемых Вами классе. Выполнение каких заданий вызвало особые трудности у обучающихся? Предложите алгоритм совершенствования необходимых умений и навыков.
Анализ результатов всероссийских проверочных работ в 7 классе
Класс | Кол-во учащихся по списку | Кол-во выполнявших работу | 5 | 4 | 3 | 2 | Успеваемость | Качество |
7 | 14 | 14 | 1 | 6 | 5 | 2 | 86 | 50 |
Выводы: В результате выполнения работы наибольшие затруднение вызвали задания 6, 7, 9, 16, 18, 20, 21, 22, 23.
Это задания на
- соблюдение орфографических норм.
- определение основной мысли текста.
-морфологический разбор частей речи
- распознавание предложения и мест расстановки запятых
- распознавание стилистически окрашенного слова.
Стабильны показатели по критерию «Соблюдение орфографических и пунктуационных норм», «Правильность списывания текста», понимание обучающимися предъявляемой текстовой информации, ориентирование в содержании текста, уч-ся умеют анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме. Учащиеся умеют объяснять значение пословиц и строить речевое высказывание в письменной форме.
Рекомендации:
1) необходимо продолжить усиленную работу в таких направлениях, как ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации;
2) необходимо отрабатывать умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте;
4) отработать навыки морфологического разбора, распознавания лексического значения слов в контексте.
5) следует продолжить работу над текстом, лексическим значением слов, представляющих сложность для понимания обучающимися;
6) необходимо усилить работу в таких направлениях, как «Соблюдение орфографических и пунктуационных норм», «Работа с текстом», «Стили речи», « Основная мысль текста», «Пословицы и использование их в речи»
7) следует продолжить работу над ошибками, на уроках выполнять морфемный, синтаксический и словообразовательный разборы слов.
Система орфографических упражнений.
- списывание с правильного текста;
- письмо заученного наизусть связного текста;
- предупредительный диктант;
- объяснительный диктант;
- выборочный диктант;
- карточки с индивидуальными заданиями
- работа со словарями
Работа над морфологическим разбором частей речи:
- «Открытие темы».
Прием опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме (мотивация). Он основывается на частично-поисковом методе (создание поисковой ситуации, ситуации затруднения), проблемном (постановка проблемного вопроса, решение познавательной задачи). Для мотивации используется ролевая игра. Прием помогает лучшему осмыслению морфологического понятия, его запоминанию.
- Применение наглядности в виде традиционных таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов.
Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют его осмысленному и прочному запоминанию, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала. Используя все виды наглядности, отдаю предпочтение схемам, памяткам.
Распознавание предложения и мест расстановки запятых
- Вспомнить как определять грамматические основы
- Знаки препинания между грамматическими основами
- Запятые между однородными членами предложения. Обобщающее слово
- Вводные слова
- Обращение
Предварительный просмотр:
- Укажите, какие изменения произошли в КИМ 2021 года по сравнению с 2020 годом по русскому языку и литературе?
Изменения ЕГЭ
Русский язык
Все основные характеристики экзаменационной работы по русскому языку сохранили. Изменили только формулировку и способ предъявления языкового материала задания 9, а также уточнили формулировку и критерии оценивания задания 27. Еще увеличили общий балл за работу. Теперь максимально выпускник может получить 59, а не 58 баллов.
Литература
В КИМ ЕГЭ по литературе обновили задание 7 с кратким ответом. Теперь в текст с пропуском двух слов нужно вписать два литературоведческих термина или литературных факта.
Изменения ОГЭ
Литература
Полностью поменяли структуру части 1 КИМ. Поэтому поменяли и нумерацию заданий. Теперь задания на выбор предлагаются не в форме блоков, а под номерами 1.1, 1.2 и т. п. К тексту добавили новые задания базового уровня сложности 2.1 и 2.2 на анализ самостоятельно выбранного фрагмента предложенного произведения. Из них нужно выбрать и выполнить только одно. Теперь общее количество заданий работы – пять. Поэтому максимальное количество первичных баллов за работу увеличили с 39 до 45.
2. Предложите систему работы по подготовке учащихся к итоговому сочинению (изложению).
Система непрерывной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, направленная на развитие речи обучающихся предполагает, что с 5 класса ученики пишут разнообразные сочинения и читают их вслух всему классу. Каждый ученик учится слушать и слышать, что говорит другой человек и как он говорит, потому что класс получает задание сравнить работы двух учеников: соответствует ли сочинение заданной узкой теме, достаточно ли полно раскрыта тема, соответствует ли работа заданному виду речи, насколько богат словарный запас автора сочинения.
С 7 класса дети сравнивают три работы и начинают отслеживать структуру сочинения. Кроме того, что класс работает, слушая сочинение товарища, каждый автор понимает, что списанную работу столь ревностные слушатели не пропустят. Таким образом, происходит коллективная работа над способностью сочинять на заданную тему, говорить вслух внятно и выразительно и внимательно слушать другого человека.
В 8 классе начинаем, а в 9 классе продолжаем работать над текстом-рассуждением, в котором должен быть тезис (утверждение с парой ключевых слов), аргумент (доказательство) и вывод. Очень важно обратить особое внимание на понятие «ключевое слово», посредством которого тезис влияет на выбор аргументов. Аргумент должен обязательно содержать микротезис (утверждение), который опирается на одно ключевое слово общего тезиса, доказательство с подтверждением из текста с любым видом цитирования и микровывод, связанный с ключевым словом. Следующий аргумент должен опираться на другое ключевое слово общего тезиса. При этом нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы аргументы не оказались синонимичными, т.е. чтобы они не доказывали одно и то же с одной и той же точки зрения. Анализируя структуру подобных текстов, ученики учатся строить собственное рассуждение как устно (рецензия на сочинение товарища), так и письменно (сочинение на заданную тему). Таким образом, отрабатывается навык написания сочинения-рассуждения, которое требуется для ОГЭ по русскому языку. Помимо работы со структурой текста, постоянно работаем над умением определять позицию автора, которая чаще всего выражает идею произведения. Такая дополнительная деятельность на опережение весьма облегчает процесс подготовки к сочинению итоговому и сочинению на ЕГЭ.
На уроках русского языка и литературы в 10 классе идет постоянная работа по подготовке к итоговому сочинению и сочинению в формате ЕГЭ, которая частично уже в 9 классе учащимися освоена. Именно в 9 классе ученик нарабатывает навык аргументации, что и необходимо для написания основной части итогового сочинения. Следует отметить, что приведение литературного примера в качестве аргумента часто вызывает затруднение, которое можно объяснить бедностью читательского багажа и слабо развитыми навыками анализа текста.
Задачей десятиклассника становится научиться писать вступление и заключение итогового сочинения и сочинения в формате ЕГЭ. Сначала нужно научиться писать сочинение в заданном формате на материале произведений, изучаемых на уроках литературы, что заставляет детей читать произведения более внимательно, вдумчиво. Коллективный анализ конкретного произведения дает возможность рассуждать о главной проблеме выбранной темы и о позиции автора по поводу этой проблемы. А именно формулирование проблемы и ее комментирование является новой задачей, стоящей перед обучающимися. Эта часть работы вызывает наибольшее затруднение у значительной части десятиклассников, поэтому необходимо и важно постоянно читать вслух всему классу и коллективно обсуждать под руководством учителя ее достоинства и недостатки.
Особое внимание уделяется обучению таким особенностям элементов структуры итогового сочинения, а впоследствии и сочинения на ЕГЭ, как зеркальность вступления и заключения, тезиса и вывода, собственно структурной базы аргумента. Для этого можно использовать специальный вид черновика, где все структурные элементы помещены в таблицу (Приложение №1). Такая форма черновика позволяет ученику, пишущему сочинение-рассуждение в заданном формате, контролировать соблюдение структуры работы.
Построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья. В целях упрощения этой работы можно использовать «Клише к итоговому сочинению» (Приложение №2)
Приложение №1
Вступление тема и комментарий (2-4 предложения) главная проблема выбранной темы и комментарий позиция автора по поводу главной проблемы выбранной темы с цитированием любого вида | Моя позиция и комментарий, который должен стать тезисом сочинения и при этом содержать: -ключевое понятие №1 - ключевое понятие №2 | аргумент №1 микротезис на базе ключевого понятия №1 -доказательство с опорой на текст с цитированием любого вида -микровывод на базе ключевого понятия №1 аргумент №2 -микротезис на базе ключевого понятия №2 -доказательство с опорой на текст с цитированием любого вида -микровывод на базе ключевого понятия №2 |
Заключение с опорой на позицию автора по поводу главной проблемы выбранной темы | Вывод как зеркало тезиса |
Приложение №2
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что ... Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди... Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст ... тоже посвящен ...
2. Люди часто размышляют о том, что .... (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности ... . Кто-то считает, что .... Кто-то....
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...
3. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе...(автор, название).
2. Вспомним героя повести... (автор, название).
3. Обратимся к роману... (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что...
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о....
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод...
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что...
3. (Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
Технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?...
Материала КПК «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 1
выполненные задания...
Курсы повышения квалификации «Преподавание филологических дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования» Модуль 2
Выполненные задания...