«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
материал

Квест-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_lingvisticheskoy_kvest.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий лингвистической квест-игры

«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Мероприятие, направленное на развитие интереса к изучению русского языка. Все задания имеют занимательный характер и позволяют учащимся активизировать свои познавательные способности. Это внеклассное мероприятие проводится в рамках недели русского языка

Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям

Участники: ученики 7 классов

Продолжительность квеста: 40 мин.

Автор: Караваева Ивета Солтановна, педагог дополнитедьного образования МКУ ДО ДДТ. Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
  • Формировать умения применять полученные знания на практике.
  • Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
  • Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  • Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  • Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка. Интернет, оборудование для мультимедиа.









Ход мероприятия:

«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».

Ведущие: Тетцоева Алана и Тетцоева Замира

1- Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

2- Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

1- Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

2- Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

1- Знаменательно, что 2001 год объявлялся Советом Европы ( в него входят 47 стран) Годом языка…

2- А 26 сентября 2001 года праздновалось как День языков. Правда, хотелось бы, чтобы такое пристальное внимание к языку было бы постоянным.

1- Нам повезло!

2- Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди).

1- Это ли не повод, чтобы гордиться…

Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье — 
Говорить на русском языке!


В Риме, Вашингтоне и в России, 
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

Греет нас особенное слово,
Это слово вечное — Москва!
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.

Отборочный тур

 1: Для того чтобы получить ключ, который поможет вам в путешествии по тайнам русского языка, вам необходимо ответить на вопросы:

(Вопросы задаются командам по очереди.)

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
  6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
  7. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)
  8. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: Летнее утро наступило? (Зимний вечер закончился)
  9. Кто скорее других заменит все предложение антонимами: По широкой дороге бодро шагает юноша? (По узкой тропинке медленно бредет старик)
  10. Чем в старину занимался «стряпчий»: кулинарией, юриспруденцией, торговлей? (Юриспруденцией)


 1: Итак, у нас 5 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. (Идёт вручение ключей).

Вы видитена них указана 1-я маршрутная станция. По мере вашего движения вы будете получать всё новые ключи, которые укажут ваш дальнейший путь. Каждая остановка – не более 5 минут. Напоминаю, что

за каждый правильный ответ команда будет получать баллы. У кого их будет больше к концу игры, та команда и станет победителем. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!









1 этап Станция «В мире слов»

- Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание: глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

Ответ: ( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

2 задание: объясните значения устаревших слов.

Тать-

Вор

Вепрь-

Кабан

Ланита-

Щека

Агнец-

Ягнёнок

Рамо-

Плечо

Десница-

Правая рука

Око-

Глаз

Зеница-

Зрачок

Стезя-

Путь

Лихо-

горе

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь-

Агитатор

Глазоём-

Горизонт

Ловкосилие-

Гимнастика

Подобень-

Портрет

Сине-алый-

Фиолетовый

Дальнеразговорня-

Телефон

Путевик-

маршрут

4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.

Тинейджер

Англ. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»

2 этап «Станция Волшебная шкатулка»

- У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача – за время моего объяснения угадать предмет.


1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо)


- Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…

-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)

-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)

-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)

-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)

-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)

-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)

-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)

-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)

-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)

3 этап Станция «Фольклорная»

Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли». Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.

- Подберите русские эквиваленты иностранным пословицам:

  • Пыль труда лучше шафрана бездействия. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда)
  • В Риме делай то, что римляне делают. (Не суйся в чужой монастырь со своим уставом)
  • В королевстве слепых и одноглазый – король (На безрыбье и рак рыба)
  • Орлы не ловят мух (Не царское это дело)
  • Похвала не пудинг (Спасибо сыт не будешь)
  • Родился с серебряной ложкой во рту. (Родился в рубашке)
  • Сын леопарда – тоже леопард (Яблоко от яблони недалеко падает)
  • На Аллаха надейся, а верблюда привязывай (На бога надейся, а сам не плошай)
  • Трава всегда зеленее по ту сторону забора. (Хорошо там, где нас нет)
  • Спешащий таракан в суп попадет. (Поспешишь – людей насмешишь).
  • На море много черного, но не все это тюлени (Не все то золото, что блестит).
  • Полученный уксус лучше обещанной халвы (Лучше синица в руках, чем журавль в небе).
  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (После драки кулаками не машут).
  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает (У семи нянек дитя без глазу).

  • О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает сделать больше за день? (Кто рано встает, тому Бог дает)

4 этап станция «Корректорская»

- Рассмотрите несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом и деепричастным оборотом», и исправьте их.

  1. Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
    Правильный ответ:

Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

  1. В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
    Правильный ответ:

В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой
3. Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны..

Правильный ответ: осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
4. Находясь в пути, всегда вспоминается дом

Правильный ответ:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

5. Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Правильный ответ:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

6. Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Правильный ответ:

Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Игрушки, украшаемые новогоднюю елку, красиво переливались.

Правильный ответ:

Игрушки, украшавшие новогоднюю ёлку , красиво переливались

8. Книга лежала на столе, прочитанная до конца.

Ответ: Книга, прочитанная до конца, лежала на столе.

9. Проработав полгода, рабочего перевели в цех.

Ответ: Проработав полгода, рабочий перевелся в цех.

  1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

Правильный ответ: Когда мы подъезжали к городу , начался сильный ветер.

11. Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес.

Ответ. Статья , опубликованная в газете, вызвала большой интерес.

Опубликованная в газете статья вызвала большой интерес.

12. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

Ответ: Когда он увидел Татьяну, в нём вспыхнули чувства.

13. Лес тянется с севера на юг, состоящий из хвойных деревьев.

Ответ: Лес , состоящий из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

14. Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки.

Ответ: Читая статью и отмечая нужный материал, я делаю выписки.

Прочитав статью и отметив нужный материал, я сделал выписки.

15. Его охватило волнение, получив письмо от родителей.

Ответ. Его охватило волнение , когда он получил письмо от родителей.

5 этап Станция «Профориентационная»

Задание: назовите профессии, тесно связанные с изучением русского языка и литературы, объясните, чем заняты люди, работающие в этой сфере.

  1. Учитель - образование
  2. Учёный-лингвист –образование, наука
  3. Журналист – средства массовой информации
  4. Писатель – культура
  5. Редактор - средства массовой информации
  6. Библиотекарь - культура
  7. Корректор - средства массовой информации
  8. Диктор - средства массовой информации
  9. Археолог - наука

Подведение итогов:

Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык! И закончить нашу игру хочется словами Миры Бриг:


ВИДЕО «О, Русский мой, родной язык»

О, русский мой родной язык Мира Бриг

О, Русский мой, родной язык! 
Безмерной силой ты Велик.
Владыка мудрости умов,
Дыхания истории, и поступи веков.

Ты кладезь знаний, истина творца, 
И музыка поэта и певца.
Ты, в красоте своей, душой владеешь Мира!
Тебя веками прославляет Лира!

В тебе России мощь и Русская душа!
Твоих сказаний суть так хороша,
В них всех эмоций чувственная поступь,
Пословиц , прибауток, сказок россыпь.

Горда тобой Великая земля!
Горды тобой луга, леса, поля!
В тебе и реки наши, и моря,
Березы русские, и тополя.

О, Русский мой, родной язык!  
Ты столь красив, речист, велик -
Единая божественная сила,
В тебе есть все, что сердцу мило!

Ты многогранен, ты велеречив,
Ты  есть родной! С пеленок говорим.
С тобою наш народ непобедим,
Россия Мать всегда гордилась им!

О, Русский мой, родной язык
В тысячелетиях проживший жизни миг,
В сердцах впечатал росчерком пера,
Понятие - Чести, Родины, Добра.

В Историю, в скрижаль, в анналы картотек, 
На бересту и в фолианты библиотек,
Сусальным золотом писал из века в век,
С заглавной буквы - "Русский человек!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Тайны русского языка"

Данная программа предназначена учителям - предметникам и педагогам дополнительного образования, заинтересованным в нестандартном подходе к изучению родного языка и повышению учебной мотивации учащихся...

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".

Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....

Программа кружка по русскому языку "Тайны русского языка"

Программа кружка по рускому языку, которая поможет ученикам успешно подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка» (7-8 классы)

Цель:  развивать интеллектуальные способности учащихся; прививать интерес к русскому языку; развивать речь, творческие способности учащихся, познавательный интерес,  познать новое в языкозна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Тайны русского языка»

Цель:  развитие интеллектуальных способностей учащихся; привитие интереса к русскому языку; развитие речи, творческих способностей учащихся, познавательного интереса;  познание нового в язык...

Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку «Тайны русского языка»

Самоанализ внеклассного мероприятияпо русскому языку «Тайны  русского  языка»...