Профориентация
презентация к уроку (10 класс)

Нечаева Яна Сергеевна

Проблемы профориентации и пути их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientatsiya_nechaeva.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Под профориентацией понимается комплекс научно обоснованных действий и мероприятий, направленных на выявление у человека склонностей и способностей к определённым видам профессиональной деятельности и оказание ему необходимой помощи в выборе карьерного пути [2].

Несмотря на то, что профориентация как таковая не предполагает возрастных рамок, наибольшую пользу она приносит школьникам. Они только начинают свой жизненный путь, и выбор будущей специальности становится важнейшим этапом этого пути. С позиции учащегося, профориентация позволяет определить направление профессионального развития и начать совершенствовать соответствующие умения, своевременно подготовиться к необходимым выпускным и вступительным экзаменам и в конечном итоге обрести желанную работу при минимальных затратах психологических, финансовых и иных ресурсов. Как не менее плодотворная деятельность профориентация предстаёт и с позиции общества, поскольку даёт возможность обнаружить и раскрыть трудовой потенциал человека и тем самым оптимально встроить его в социальную систему, поручив ему именно те обязанности, с которыми он наиболее успешно справляется.

К сожалению, в реальности профориентационная работа часто сталкивается с серьёзными препятствиями. Так, общепризнанной проблемой в этом отношении является нехватка специалистов по профориентации и вытекающая отсюда несистематичность профориентационных мероприятий, отсутствие преемственности и внутренней связи между ними. Немало сложностей имеется и со стороны школьников. Большинство из них едва справляются с учебной нагрузкой и поэтому не приветствуют какие-либо дополнительные занятия, требующие подготовки и сосредоточения. У многих детей наблюдается пониженная учебная мотивация и активность, сочетающаяся при этом с высокой самооценкой и амбициозными планами, что, конечно, является противоречием и только добавляет работы специалисту по профессиональному ориентированию [1].

Перечисленные проблемы по-своему преломляются и в целом усугубляются в сельских школах. Деревни, сёла и посёлки часто живут в условиях частичной или даже полной информационной изоляции ввиду трудностей с доступом к сети Интернет, отсутствия обширных библиотек и удалённости от крупных населённых пунктов. Негативным, но закономерным следствием таких ограничений нередко становится снижение общего уровня обученности детей, что, с одной стороны, делает профориентационные мероприятия ещё более востребованными, а с другой – значительно усложняет их содержание и накладывает на проводящего их специалиста дополнительную ответственность.

Обратимся далее к анализу конкретного кейса – того, какую потенциальную пользу может принести профориентация в сельской школе Нёноксы и как она должна быть организована.

Проводимые с учащимися этой школы беседы показывают довольно специфическую ситуацию с профессиональным самоопределением в их среде – будучи в силу особенностей села окружёнными практически исключительно военными, дети интересуются лишь этой профессией и изъявляют желание стать в будущем только военными, не принимая во внимание какие-либо альтернативные варианты. Такую решительность детей можно рассматривать как позитивное явление, т.е как их самостоятельность и твёрдость в выборе карьеры. Однако правомерна и противоположная трактовка – дети романтизируют профессию своих родственников и знакомых, в силу возраста игнорируют её отрицательные стороны и не до конца осознают все сопряжённые с ней тяготы и лишения, не учитывают строгие требования, которые данная профессия предъявляет к состоянию здоровья, уровню физической и моральной подготовки, поведению и т.д. Иначе говоря, школьники искусственно сужают свой кругозор и замыкаются на одной профессии как единственно возможной.

Думается, что этим детям очень пригодилась бы профориентация как средство создания более реалистичной и полной картины мира. Достижение этой цели может быть обеспечено посредством реализации ряда действий и мероприятий. Конспективно обозначим ниже основные из них.

Во-первых, необходимо углубить знания детей о профессии военного. На начальном этапе следует чётко понять, что именно привлекает детей в данной специальности. Для этого можно предложить детям написать эссе о профессии военного и порассуждать о тех или иных её аспектах. Ценным источником сведений об образе профессии военного в сознании детей могут также стать личные беседы и коллективные дискуссии с ними. Собранная информация анализируется и систематизируется, и на следующем этапе реализуются мероприятия, призванные расширить представление детей о профессии военного и сформировать у них максимально объективное её восприятие. Поспособствовать этому могут обсуждения плюсов и минусов профессии, встречи с действующими военными и военными в отставке, в том числе высокопоставленными и/или отличившимися в боях, углублённое изучение военной истории мира и нашей страны, экскурсии на объекты военной инфраструктуры и ознакомление с принципами их работы, посещение тематических музеев и т.д.

Во-вторых, не менее важно дать детям базовые сведения и о других специальностях, актуальных сегодня для региона и страны в целом, чтобы учащиеся не замыкались лишь на одном варианте профессионального пути и смотрели на мир шире. Решение данной задачи возможно через проведение соответствующих теоретических занятий, организацию поездок в соседние города на выставки вакансий, визиты на ведущие предприятия региона, построение системы взаимодействия и регулярного информационного обмена с работодателями, приглашение в село успешных предпринимателей для чтения лекций, вовлечение детей в посильную трудовую деятельность по интересующим их направлениям и т.п. Накапливаемые постепенно сведения могут отражаться на специальном профориентационном стенде и/или в аналогичном разделе сайта школы.

Привожу конкретные примеры (профориентация через РДШ, Юнармия) + создание видеоконтентов с целью профориентационного ориентирования.

Таким образом, являясь перспективным направлением педагогической и воспитательной работы, профориентация непрерывно сталкивается с трудностями в процессе реализации. Недостаток специалистов, высокая учебная нагрузка у учеников, утрата ими мотивации, неадекватная самооценка, нехватка информации по теме, низкий общий уровень знаний и вытекающая отсюда узость взглядов – вот лишь часть таких трудностей, которые могут по-разному комбинироваться в каждой школе и даже каждом классе. Преодоление подобных сложностей предполагает творческий подход и максимальное задействование всех доступных ресурсов. На примере школы Нёноксы нами показано, как можно решить такую значимую проблему, как чрезмерное сосредоточение на одной специальности в ущерб альтернативным вариантам профессионального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профориентации

Примерное методическое пособие для  проведения профориентации в школах города...

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...