Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"
статья

Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихся

в коррекционной школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chteniya.docx12.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихся

в коррекционной школе

 Книга во все времена объединяла людей, семью, несла нравственное и духовное богатство, воспитывала культуру общения, поэтому работа с детьми, организация чтения так важны именно сегодня. Многие дети из малообеспеченных семей живут в плохих материальных условиях, не имеют возможности иметь домашнюю библиотеку. Часто они испытывают психологический дискомфорт, имеют низкую самооценку, нарушенные познавательные процессы, неустойчивую психику, неспособность к обучению, у них бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствует жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки. И практически единственным культурным центром является школьная библиотека, которая должна стать своеобразной «духовной скорой помощью», аптекой для души, ведь не зря их так называли еще в древности, зная, что книги способны лечить душу человека. А это так необходимо учащимся данной категории детей.

Специфика работы библиотеки коррекционной школы отличается от работы других школьных библиотек, так как обслуживается другой контингент читателей и девизом библиотекаря должны стать слова Януша Корчака (педагога, врача, писателя): «Мы должны не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания».

В работе по формированию интереса к книге, привитию читательской активности, можно использовать следующие приемы, которые оказывают коррекционное воздействие на интеллектуальное и творческое развитие детей с ограниченными возможностями.

  • Библиотерапия - лечение книгой, ведь печатное слово часто способно оказывать более положительное воздействие, чем устная речь.
  • Сказкотерапия - метод сказкотерапии основан на магическом воздействии, которое производит сказка. Его секрет заключается в том, что ребенок через сказку (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая) познает мир, учится житейской мудрости, смелости, мужеству, умению устанавливать контакты, искать и принимать решения.
  • Изотерапия - лечение рисованием и лепкой. Это используется для закрепления прочитанного и для развития мелкой моторики рук. Применяются разные приёмы: пальцевая живопись, рисование карандашами, красками, докончи начатый рисунок. Словарный запас детей для передачи своих мыслей, чувств, настроения невелик и языковые возможности недостаточны, поэтому рисование является инструментом, который позволяет доступно выразить все эмоции, после прочитанной книги. К изотерапии можно отнести моделирование сказок, используя бумажные круги разного цвета. Дети должны дорисовать героев сказки – это помогает запомнить действующих лиц и последовательность действий.                                                                                                        
  • Театротерапия - это инсценирование небольших сказок, кукольный театр, коррекционная сказкотерапевтическая игра – игровое поле с бумажными плоскостными изображениями героев сказки (цель игры: снятие психоэмоционального напряжения, накопление положительных эмоций, развитие мотивации на принятие и поддержку другого, а также развитие пространственного и зрительного восприятия), настольный театр.                                                                             
  • Пескотерапия (Песочная терапия) – это возможность самовыражения. Песок способен помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, справиться с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.Песочная терапия – это игра. Игра важна для ребенка и необходима для его развития. Играя, ребенок познает мир, учится преодолевать трудности, перестает бояться неизведанного. В песочной терапии исключены ошибки и нет понятия «неправильно».
  • Игротерапия - библиотечные игры. В основе этих игр лежит книга. К библиотечным играм относятся вопросно-ответные игры, то есть литературные конкурсы, викторины, КВН, которые контролируют знания детей и развивают. Игры способны принести искреннюю радость и доброе настроение, а хорошие игра и книга помогают преодолеть нервные срывы у детей, решают сложную проблему их адаптации.
  • Музыкотерапия и танцевальная терапия- удивительное действие музыки и танцев, активизируют в организме вещества положительно воздействующее на головной мозг.

Таким образом, сегодня важно, чтобы библиотека стала площадкой для развития познавательной активности учащихся, развития новых форм чтения и творчества, чтобы дети полюбили читать, чтобы знали, как сложен и разнообразен мир, и обращались со своими вопросами к добрым и мудрым книгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс

Данный урок по теме "Слепой домик" О.Бондарчук в 5 классе...

Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями

Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи   коррекционной работы....

Некоторые рекомендации родителям детей с интеллектуальными нарушениями в период самоизоляции.

Некоторые способы формирования саморегуляции ребенка с интеллектуальными нарушениями...

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Урок чтения в 5 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями.             Тема: А.Прокофьев «Бер...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...