Открытый урок чтения для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс
план-конспект урока (5 класс) на тему

Козырь Надежда Николаевна

Данный урок по теме "Слепой домик" О.Бондарчук в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_avtosohranennyy.docx66.75 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx909.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 5 классе

Тема урока: «Слепой домик» О. Бондарчук.

Цели урока:

1.Учить учащихся читать правильно, бегло, осознанно  рассказ О. Бондарчука «Слепой домик».

2. Корригировать мышление учащихся путем работы с пословицами и поговорками.

3. Воспитывать чуткость и доброту к пожилым людям.

Оборудование: презентация к уроку, пословицы, поговорки, карточки с текстами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята, садитесь.  Добро пожаловать на урок чтения.

Учитель: Доброе утро, добрый день, добрый вечер. Эти слова мы произносим каждый день.

- Подумайте, что мы желаем друг другу, когда произносим эти слова?

- Правильно, мы желаем друг другу добра.

Учитель размещает на доске слово «добро».

- Добро можно дарить как словом, так и делом.

- А какие человеческие качества помогают совершать добро?

Об одном из них вы узнаете из стихотворения. Послушайте:

Слово это серьезное

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь,

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец…ДОБРОТА.

Учитель размещает  на доске сердце с написанным словом «доброта».

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям,

                  стремление делать добро другим, готовность    

                  прийти на помощь незнакомому человеку. 

- Ребята, как вы думаете, а где живёт доброта? (ответы детей). Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах. 

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о доброте и других человеческих качествах, которые помогают делать добро, узнаем, кто из героев наших рассказов обладает этими качествами. А кому нужно будет поучиться.

  1. Речевая разминка.

- Проведем речевую разминку.

У вас на партах лежат карточки с текстом В. Осеевой «Просто старушка».

Слайд. Прочитайте текст 2-3 раза и подготовьтесь к правильному и беглому чтению.

  • Чтение рассказа учеником.
  • Слайд. Чтение с пропущенными словами.
  • Чтение по ролям.

- Почему мальчик так поступил? (Потому что увидел, что старушке нужна помощь).

- А почему девочка задавала ему такие вопросы? (Она не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке).

- А как  поступили бы вы?

- Какое чувство подсказало мальчику прийти на помощь старушке?      Прочитайте: Отзывчивость.

Учитель размещает  на доске сердце с написанным словом «отзывчивость».

Отзывчивость - готовность помочь другому человеку.

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд. А сейчас внимание на слайд. Ребята, что здесь написано? Прочитайте.

Будущий олимпиец.

На прошлом уроке мы читали рассказ «Будущий олимпиец». Откройте учебники и приготовьтесь к выборочному чтению.

1. Выборочное чтение.

- 1.Найдите и прочитайте, кого в рассказе называли «будущий олимпиец» и почему?

- 2.Какую помощь предложил Саша Журавлев бабушке?

- 3.Что делали в это время два друга?

- 4. Как они отнеслись к старушке сначала?

- 5. Какой представлялась им ракета?

- Обратил ли Саша внимание на ракету?

Слайд.   Прочитайте отрывок из текста правильно.

- 6. В чем Саша упрекнул мальчиков? (В невнимательности к старой пожилой женщине).

- Какие слова он сказал. Найдите и прочитайте.

Давайте, обсудим эти слова: «Какие вещи стыдно в  жизни не знать?»  Что имел в виду Саша Журавлев?

- 7. Какой показалась теперь им ракета?

- 8.Как мальчики отнеслись к старушке после разговора с Сашей?  Разговор Анны Михайловны и мальчиков прочитаем по ролям.

2.  Чтение по ролям.

- Можно ли сказать, что мальчики поняли свою ошибку и готовы ее исправить? ( Да, они предложили свою помощь).

3. Работа с пословицами.

Составьте пословицы. Прочитайте их.

Добрые дела красят человека. Человек красив не своей внешностью, а своими делами.

Спешите делать добро. Надо торопиться делать добрые дела. Нужно успеть оказать помощь  тем, кто в ней нуждается.

Учитель: Подумайте, к кому из героев рассказа можно отнести поговорку «Добрые дела красят человека». (Эту поговорку можно отнести Саше Журавлеву).

А кому из них можно посоветовать: «Спешите делать добро»? (Валерке и его другу).

- Какое чувство помогло Саше понять пожилого человека?

прочитайте: ЧУТКОСТЬ.

Учитель размещает  на доске сердце с написанным словом «чуткость».

Чуткость – это умение понять другого человека, вспомнить о нем, желание порадовать.

Только человек с добрым, чутким сердцем может откликнуться на чужую боль.

  1. Физминутка.  

Предлагаю немного отдохнуть.

 «Перекрестные движения» ( упражнение «Лезгинка»),

 «Ленивые восьмерки».

  1. Новый материал.
  1. Вводная беседа по картине «Портрет пожилого человека».

Слайд 

- Посмотрите внимательно на портрет этого человека. Кто на нем изображен? (старик, дедушка, пожилой человек).

- Как вы думаете, легко ли ему в старости?

- В народе говорят «Старость – не радость». Почему?  Это значит позади долгая жизнь, потеря близких, болезни.

- Где вы можете встречаться с такими людьми? ( На улице, во дворе дома).

- Чем мы можем облегчить им жизнь? (Оказывать помощь).

Сегодня мы познакомимся с рассказом О. Бондарчука «Слепой домик». Послушайте рассказ и ответьте мне на следующий вопрос:

- Почему Роме показалось, что никто в доме не живет?

  1. Чтение рассказа «Слепой домик» учителем.

- Что не так было в этом домике? Чем он отличался от других? ( У этого домика были закрыты ставни).

  1. Словарная работа.

Слайд. Ставни - это створки из досок или железа для прикрытия окон.

- Если ставни закрыты, то внутри домика темно и холодно. Иллюстрация «русская изба».

3. Чтение учащимися про себя.

            - Какое настроение возникло у вас после чтения рассказа? Почему? Попробуйте объяснить свое состояние и чувства. Какое чувство вызывает у вас старик? (Жалость).

- Назовите героя этого рассказа. Понравился вам главный герой, если понравился, то объясните чем.

Индивидуальная работа. Соколов Илья чтение отрывка про себя, затем чтение отрывка с картинками.

Слайд. 

  1. Чтение рассказа по цепочке с ответами на вопросы.

  1. Как проводил все свое свободное время Рома?
  2. С чем автор сравнивает окна домов? Почему? ( С глазами).
  3. Кто жил в слепом домике?
  4. Почему Рома решил войти в калитку дома?
  5. Как объяснил старик то, что ставни на окнах его дома все время закрыты?
  6. Как подействовал рассказ старика на Рому?
  7. Какие изменения произошли в жизни старика с момента его знакомства с Ромой?

  1. Беседа по вопросам.

– Каким стал домик с открытыми ставнями?  ( В нем стало светло и уютно).

- Какое чувство заставляет Рому сказать, что он будет каждый день открывать и закрывать ставни?  

Прочитайте: Сострадание.

Учитель размещает  на доске сердце с написанным словом «сострадание».

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–то несчастьем, горем.

- Сравните героев рассказов «Будущий олимпиец» и «Слепой домик». Чем похожи Рома и Саша Журавлев из рассказа «Будущий олимпиец? (Добрыми поступками, своим вниманием к пожилым людям).

- Какие качества им помогают в этом?  Прочитайте.

(Чуткость, доброта, отзывчивость, сострадание).

- Чему учит этот рассказ?  Ответы детей. (Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в нашей помощи. Быть чуткими, внимательными, добрыми к пожилым людям. Уметь видеть чужое горе и вовремя прийти на помощь).

VI. Итог урока. 

Учитель: Сегодня мы провели урок чтения, на котором познакомились с такими душевными качествами , как чуткость и доброта, отзывчивость и сострадание. Вокруг нас живут люди, которые нуждаются в помощи. Будь добрым! Умей добрыми глазами увидеть беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё и добрыми делами помочь. Как это делают герои прочитанных нами рассказов. Спешите делать добро!

За работу на уроке ……………( учитель выставляет оценки).

  1. Домашнее задание: стр.108-110, прочитать и ответить на вопросы.

Учитель: И закончить наш урок я хочу словами:

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело.

А не тлело во мгле.

Делай доброе дело

Тем живи на земле.

  1. Клип «Делай добро».

Анализ урока.

Урок чтения по теме «Спешите делать добро». Замечательный материал для воспитания и развития духовно-нравственных качеств на примерах героев прочитанных рассказов.

В 5-ом классе обучается 11 учащихся, из них 7 девочек и 4 мальчика. 10 учащихся в классе и 1 девочка Прокопченко Оксана в реабилитационном центре. Все учащиеся пришли в 5-ый класс читающими, в основном по способу чтения слово + слог. Есть учащиеся, которые читают достаточно бегло. Это Шанькова Лиза, Дьяков Даниил. Есть учащиеся, читающие по слогам. Это Соколов Илья, Прокопченко Оксана. У детей достаточно хорошая мотивация к учебной деятельности, что не может не радовать учителя. Дети активны, как правило, на протяжении всего урока.

На данном уроке чтения формировались навыки правильного, беглого, осознанного чтения.

С целью развития беглого чтения я предложила учащимся в начале урока в качестве речевой разминки текст Валентины Осеевой «Просто старушка». Мне кажется, он отлично вписался в тему урока. Также на протяжении урока использовались различные виды чтения: чтение с пропущенными словами, чтение с решеткой, чтение с картинками.

Для развития правильного чтения учащимся были предложены задания в прочтении слогов и слов, которые встретились в новом тексте.

С целью формирования осознанности чтения использовались выборочное чтение ( в домашнем тексте)  и чтение с ответом на вопрос ( в рассказе «Слепой домик»).

На протяжении всего урока с учащимися велась беседа о таких человеческих качествах, как доброта, отзывчивость, чуткость и сострадание. Пыталась донести до детей, что важно вовремя заметить и оказать помощь старым и пожилым людям, которые находятся рядом с нами на примерах героев рассказов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. Осеева « П росто старушка»

Слайд 2

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка . Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала . - Подержи мои книжки! - крикнул мальчик , передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка ? - Нет, - отвечал мальчик. - Мама ? - удивилась подружка. - Нет! - Ну, тетя ? Или знакомая? Да нет же, нет! - отвечал мальчик. - Это просто старушка… Восстановите по памяти

Слайд 3

« Б у д у щ и й о л и м п и е ц «

Слайд 4

« Б у д у щ и й о л и м п и е ц «

Слайд 5

Саша даже не посмотрел в нашу сротону . Его взяглд ни на минуту не остановился на прекрасном сооружении. Он просто прошел моми . Неужели можно пройти мимо и не заметить такую касроту ? Я подумал об этом, и Варекла , наверное, подумал тоже. Но особенно догло думать нам не пришлось. Прочитайте текст с анаграммами

Слайд 6

Старость – не радость.

Слайд 7

« « Слепой домик» О. Бондарчук

Слайд 8

ТА-ТА-ТА , ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА, ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ, ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ Речевая разминка

Слайд 9

Речевая разминка

Слайд 10

Речевая разминка СтаВНи отКРыВаТЬ скамЕйКа зАкрыВАть старИК лЕкарСтво п одоКОнНик аПтЕКа

Слайд 11

Кирпич +н + ый = Кирпичный Раскрывались Поёживался Соседские Рас+кры+ва+лись = По+ёж+и+вал+ся = Соседи-и+ск+ие = Речевая разминка

Слайд 12

Пять + этаж Разный + цвет Пят и этажный Разн о цветные Речевая разминка

Слайд 13

Тётя жила в пяти-этажном кирпичном , а рядом с ним стояли дере- вянные - такие же, как в деревне. На домиков были разно-цветные ставни , которые по утрам рас- кры -вали хозяева, и тогда походили на . Только у одного домика никогда не рас- кры -вались, и он казался слепым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 1 классе

Конспект открытого  урока  чтения  и  развития  речи в 1 классе по теме: «Звук и буква Фф. Соотнесение звука и буквы, подбор слов с данной буквой, звуком. Чтение слогов».Цели:...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....

Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»

Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...

Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.

Получить положительные результаты в развитии и воспитании  различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующи...

Критерии оценивания уровня развития навыка чтения у детей с интеллектуальными нарушениями

Данные критерии позволяют оценить даже минимальные изменения в развитии навыка чтения у ребенка, конкретизировать задачи   коррекционной работы....

Рекомендации педагогам "Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями"

Формы и методы развития интереса к чтению у обучающихсяв коррекционной школе...