ИК. Материалы к разделу "Инновационная деятельность"
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МО "Прибайкальский район"

МОУ "Гремячинская СОШ"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Методическое объединение учителей

Заместитель по УВР

Директор

русского языка и литературы МОУ

______________( Назарова О.Н. )

______________( Попов В.О. )

"Гремячинская СОШ"

Руководитель МО

Протокол №2

Приказ №3

______________( Яковлева М.А. )

от "14" апрель  2022 г.

от "18" апрель2022 г.

Протокол №1

от "10" апрель2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 648938)

учебного предмета

«Родной язык (русский)»

для 5 класса основного общего образования

на 2022-2023  учебный год

Составитель: Яковлева Марина Антоновна

учитель русского языка и литературы

с.Гремячинск 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 5 классов на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее —ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области«Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

        Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:

—  воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

—  расширение  знаний  о  национальной  специфике  русского языка и языковых единицах,

прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;

—  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

—  совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

—  совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);

—  развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской  работы по родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса,представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его.

Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка на уровне основного общего образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практико-
ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.

В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками
сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.

В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное

на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и
письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования и рассчитано на общую учебную нагрузку в 5 классе в объеме 68 часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Язык и культура

Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека.

Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык — язык русской художественной литературы.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня —об изнеженной, избалованной девушке; сухарь — о сухом, неотзывчивом  человеке;  сорока  —  о болтливой  женщине и т. п.).

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Раздел 2. Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

        Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы:  ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической нормы.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты лексической нормы (книжный,
общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных,

прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы, связанные с употреблением имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род заимствованных несклоняемых имён существительных; род сложных существительных; род имён собственных (географических названий). Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода.

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке.

Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст

        Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты.

Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

        Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной  литературы. Литературная  сказка. Рассказ.

        Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

        Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
        
гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

—  неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—  представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

—  готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

—  активное участие в школьном самоуправлении;

—  готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

патриотического воспитания:

—  осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

—  проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»;

—  ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

—  готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков;

—  свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

—  понимание эмоционального воздействия искусства;

—  осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других не осуждая;

—  умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;

экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;

ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка;

—  овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

        Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

—  устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

—  выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

—  выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

Базовые исследовательские действия:

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

—  формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

—  составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

—  проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

—  использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

—  использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

—  оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

—  знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

—  в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного

лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

Совместная деятельность:

—  понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

—  ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль:

—  владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

—  давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—  предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.

Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.

Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

—  признавать своё и чужое право на ошибку;

—  принимать себя и других не осуждая;

—  проявлять открытость;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Язык и культура:

—  характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к родному языку;

—  приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны (в рамках изученного);

—  распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом; характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы;

—  распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением (в рамках изученного); понимать и объяснять
национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно
употреблять их;

—  распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;

—  иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в рамках изученного), именах, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определённую стилистическую окраску;

—  понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках изученного);

—  использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов,

антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).

Культура речи:

—  иметь общее представление о современном русском литературном языке;

—  иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;

—  иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка (в рамках изученного);

—  различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

—  различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

—  соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

—  различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;

—  соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

—  использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.

Речь. Речевая деятельность. Текст:

—  использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

—  анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план прочитанного текста;

—  создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;

—  распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

—  анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);

—  редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

—  создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

1.1.

Русский язык —
национальный
язык русского народа

2

1

1

11.09.2022

Использовать приёмы просмотрового и изучающего чтения;

Устный опрос;

рэш

1.2.

Краткая история русской письменности

2

0

2

Характеризовать основные факты из истории русской письменности (в рамках изученного) и создания славянского алфавита (на материале прочитанных текстов);

Письменный контроль;

яндекс учебник

1.3.

Язык как зеркало
национальной культуры

3

1

2

Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

Практическая работа;

учи.ру

1.4.

Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа

4

0

4

Анализировать словарные статьи «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля; извлекать сведения о жизни, быте, обычаях русского народа в прошлом;

Устный опрос;

рэш

1.5.

Загадки. Метафоричность русской загадки.

Метафоры общеязыковые и
художественные, их
национально-культурная специфика.

Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства

3

2

1

Сравнивать языковые метафоры в русском и других языках, устанавливать признаки, по которым проводится сравнение;

Практическая работа;

рэш

1.6.

Национальная специфика русского фольклора

3

0

3

Распознавать прецедентные имена и прозвища персонажей сказок, былин, легенд и т. п., понимать и объяснять их значение в современных контекстах, правильно употреблять их;

Зачет;

учи.ру

1.7.

Крылатые слова,
пословицы, поговорки

2

1

1

Распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, называть их источники, комментировать значение и употребление в современных ситуациях речевого общения, использовать в собственной речевой практике;

Практическая работа;

рэш

1.8.

Русские имена

2

0

2

Характеризовать исконно русские (славянские) имена, комментировать их происхождение (в рамках изученного);

Письменный контроль;

яндекс.учебник

1.9.

Язык как зеркало
национальной культуры.

Представление
проектных,
исследовательских работ.

Проверочная
работа № 1

2

0

2

Самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

рэш

Итого по разделу

23

Раздел 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ

2.1.

Современный русский литературный язык

2

0

2

Понимать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

Тестирование;

учи.ру

2.2.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения

4

1

3

Различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

Письменный контроль;

рэш

2.3.

Речь точная и
выразительная.

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка

7

0

7

Соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);

Устный опрос;

рэш

2.4.

Речь правильная.

Основные
грамматические нормы

4

1

3

Различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

Зачет;

учи.ру

2.5.

Речевой этикет: нормы и традиции

3

0

3

Анализировать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

рэш

2.6.

«Живой как жизнь».

Норма и её варианты.

Представление
проектных,
исследовательских работ. Проверочная работа № 2

2

0

2

Публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

учи.ру

Итого по разделу

22

Раздел 3. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ

3.1.

Язык и речь.

Средства
выразительности устной речи

4

1

3

Использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач;

Диктант;

рэш

3.2.

Текст и его строение.

Композиционные
особенности описания, повествования,
рассуждения

6

1

5

Анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи;

Практическая работа;

учи.ру

3.3.

Функциональные
разновидности языка

2

0

2

Анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты с учётом сферы, ситуации общения; стилевой принадлежности;

Устный опрос;

рэш

3.4.

Разговорная речь. Просьба, извинение

2

1

1

Участвовать в общении, демонстрируя владение интонацией;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

рэш

3.5.

Официально-деловой стиль.

Объявление

1

0

1

Создавать тексты объявлений в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

Зачет;

рэш

3.6.

Научно-учебный
подстиль. План ответа на уроке, план
текста

1

0

1

Составлять планы разных видов: план устного ответа на уроке, план прочитанного текста;

Тестирование;

учи.ру

3.7.

Публицистический стиль. Устное выступление

1

0

1

Распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

рэш

3.8.

Язык художественной литературы.

Литературная сказка

1

0

1

Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты (литературные сказки);

Практическая работа;

рэш

3.9.

Язык художественной литературы.

Рассказ

1

0

1

Анализировать и интерпретировать художественные тексты или их фрагменты (рассказы);

Письменный контроль;

рэш

3.10.

Особенности языка
фольклорных текстов

2

0

2

Анализировать и интерпретировать фольклорные тексты (сказки, былины, пословицы, загадки);

Практическая работа;

учи.ру

3.11.

Текст и его строение.

Представление
проектных,
исследовательских работ.

Проверочная
работа № 3

2

1

1

Создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме;

Контрольная работа;

рэш

Итого по разделу

23

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

11

57



Предварительный просмотр:

C:\Users\пк\Desktop\на сайт\IMG20220420142524.jpg

Коллажи  к произведению А.де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»(6 кл)

C:\Users\пк\Desktop\на сайт\IMG20220420142424.jpg

C:\Users\пк\Desktop\на сайт\IMG20220420142301.jpg

Лэпбук к рассказу Е.Дубровской «Честь имею» (6 кл)


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Автор  проекта: Антонова Наталья, ученица 7 класса МОУ «Гремячинская СОШ».

Руководитель: Яковлева Марина Антоновна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гремячинская СОШ»

Приключения Маленького принца на Байкале.

Экологическая сказка-притча.

   Предисловие.

Антуан де Сент-Экзюпери,  если бы он был жив, то, вероятнее всего,  дописал бы историю любознательного  мальчика Маленького принца, путешествующего во Вселенной. Вы помните, последней планетой на пути мальчика была наша Земля. Именно здесь состоялась  его встреча с летчиком. Маленький принц оказался  в пустыне, и летчик рисовал ему удава, слона и шляпу…Что еще мог бы увидеть Маленький принц на Земле?C:\Users\ПК\Desktop\лиза\i.jpg

Глава1.

Встреча с летчиком была судьбоносной для Маленького принца. Из их долгих разговоров он узнал, что на планете Земля много  удивительной красоты мест.

C:\Users\ПК\Desktop\лиза\tumblr_lswa1yw0r91qj38pco2_500.jpg

Но более  всего  принцу понравился рассказ о Сибири, крае непроходимой тайги, поющих ручьев, крае, где есть озеро Байкал. Что такое озеро, мальчик не знал, ведь на его планете и на соседних он ничего подобного  не видел. Вулкан и тот был настолько мал, что мальчик свободно мог взобраться на его вершину.C:\Users\ПК\Desktop\лиза\main_439214_original.jpg

А в Байкале, рассказывал летчик, вода чистая, как слеза младенца, озеро, в которое,как в зеркало, смотрится солнце…C:\Users\ПК\Desktop\лиза\r_13.jpg

                                                       Глава 2.

Так началось большое приключение  мальчика на  Байкале.

Где же непроходимая тайга?

Клубы едкого дыма поднимались высоко в облака… Животные искали спасения у воды.C:\Users\ПК\Desktop\лиза\2015-07-13-2.jpg

Слезы, не останавливаясь, бежали по щекам мальчика.

Медведица пыталась закрыть  собой своих медвежат… Их трое…  погибли все.

Никогда Маленький принц не видел в  глазах  животных  столько отчаяния, столько  безмолвного крика о помощи. Казалось, от боли стонет сама Земля. Маленький принц ничем не мог помочь, сердце разрывалось от боли. Но кто он против разбушевавшейся стихии?C:\Users\ПК\Desktop\лиза\a84e79d2e1c92b228435d4fcd1463273.jpg

 Глава 3.

Где «поющие» ручьи?Полувысохшие,  заваленные  обугленными деревьями…

Ни щебетания птиц, ни цветущих полей – повсюду лишь страх и боль.

Где вы, хорошие люди, о которых так много рассказывал летчик? Струсили? Испугались сами того, что натворили? Спрятались?

И солнце не любуется собой в серебряной глади Байкала, и весь берег усыпан мусором. Кажется, наступает « конец света», о котором  так часто пишут фантасты.

Глава 4.

Маленький принц   в отчаянии оглядывался вокруг, нет ли кого-нибудь поблизости. Вокруг ни души. Только какие-то черные большие птицы громко кричали и растаскивали   кучи  мусора. Мальчик попытался их  припугнуть, но они еще громче закричали на своем птичьем языке, он лишь разобрал: «Карр!»

C:\Users\ПК\Desktop\20170402_152834.jpg

Он присел на какое-то бревнышко, ему было тоскливо и неуютно. Он готов был расплакаться. И вдруг он вспомнил: «Там, на моей маленькой планете осталась моя Роза, пусть она и капризная, но все равно я ее люблю, я должен немедленно к ней вернуться. Она ждет меня! Я ее приручил, я за нее в ответе!»

«Дорогая Земля! – продолжал мальчик. - Я ничем не могу тебе помочь, потому что не в моих силах что-либо исправить, но я очень надеюсь, что найдутся сильные, славные, любящие тебя Люди, они придут к тебе на помощь и обязательно «приручат» тебя. Прости! Я должен улететь к своей Розе !»C:\Users\ПК\Desktop\лиза\kc3bcc3a7c3bck-prens-gc3bclc3bc1.jpg

Сказав это, мальчик вскинул руки  и …полетел. Можно было увидеть только, как развевается его синий плащ. А на том месте, где он только что сидел, остался  его шарфик,  теплый и мягкий, как он сам.

 Лети, Малыш!

 Теперь задача перед взрослыми на Земле  трудная: «Утром встал, умылся, приведи в порядок свою Планету!»

К сожалению,  пока   невыполнимая…

C:\Users\ПК\Desktop\20170402_152836.jpg



Предварительный просмотр:

Автор проекта: Ганиева Юлия, ученица 9 класса МОУ «Гремячинская СОШ».

 Руководитель: Яковлева Марина Антоновна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гремячинская СОШ»

                                                      Эссе.

                                      (НЕ)путевые заметки.

      «  …мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось  только  научиться жить на Земле, как люди!»   Бернард Шоу.

                                                                ***

Родина! Это короткое  слово с огромным значением. С раннего детства это слово входит в сознание человека. В душе каждого есть уголок, где  хранятся милые сердцу образы, звуки – все то, что является его малой родиной. Для меня – это Бурятия.

Если посмотришь на карту России, то увидишь, что наша республика занимает на ней  небольшое место. Но, несмотря на свои  маленькие размеры, по природному многообразию это целая страна. А какая у нас природа! По своей красоте, уникальности и богатству она не уступает  Кавказу, Карпатам и даже Швейцарии. Чтобы увидеть красоту, прикоснуться  к ней всем сердцем, не надо далеко ездить. Она вот, рядом, только протяни руку…

                                                                 ***

Человек – странное существо. Он и милосердный, и совестливый, и равнодушный, и жестокий. Он и хранитель природы, он же и ее разрушитель. И если посмотреть вокруг, то увидим, что окружающий нас мир, природа стонут от боли, взывают о помощи. Человек, чувствуя себя хозяином, совсем  забыл, что он сам является частичкой природы.

                                                                  ***

Мысленно «пройдусь»  по тем местам, которые с раннего детства были дороги. При въезде в наше село расположено озеро Дикое, о котором очень красиво   писал местный поэт  Г.А.Леликов.

Когда-то это озеро славилось карасями, и мальчишки ловили рыбу с лодок; когда-то  это было местом активного отдыха; когда-то в его теплой воде купались до посинения ребятишки…  Это когда-то… А теперь  озеро превратилось в болото с черной, неприятной жижей, заплелось  травою и «одичало» настолько, что  впору его назвать  Мертвым…Кто виноват в гибели озера? Я, ты, мы – ряд личных местоимений…

                                                                 ***

Мысли мои обращены к озеру с славной  многовековой историей – озеру Котокель.

Котокель – красивейшее  озеро с островом Монастырским, история которого также в далеком прошлом. Но и сюда «приложил» свою руку человек: поселил в озере водоросль, которая постепенно отравляла воду и уничтожала все живое. Сколько времени понадобится, чтобы  восстановить баланс в озере? Ответа пока нет.

                                                              ***

Наш дальнейший путь пролегает по селу Гремячинск. Если  пойдешь   пешком, то невольно обратишь внимание на то, что по улицам то тут, то там лежат «подснежники»: банки, бутылки, бумажки, мешки – все, что было выброшено зимой  в снег, а теперь появляется из-под снега благодаря яркому весеннему  солнышку. Горько и обидно. Неужели нельзя жить по-другому?

                                                             ***        

А вот и Байкал. Пока спокойный, холодный, под ледовым покрытием. Песок уже освободился от снега, кое-где проталины. Окинешь взглядом  простор: вот там чья-то  «будка» для рыбалки, наспех сколоченная из картонных коробок и деревянных реек, оставленная за ненадобностью прямо на льду; вон там какие-то доски, завезенные неизвестно зачем, а, может быть, случайно оброненные… Машины, мотоциклы, снегоходы  снуют туда-сюда.

И доски, и тряпки, и машинное масло , и бензин – все это тоже окажется в озере, как только растает Байкал.

                                                            ***

Глянешь на берег: переполненные мусорные баки, «разграбленные» лошадьми и собаками; выдернутые из песка чугунные скамейки; оторванные от столиков (чугунных!)  доски и сожженные еще по лету туристами…Что же ты делаешь, человек? Оглянись вокруг себя!                

                                                            ***

Не случайно русский писатель В.П.Астафьев горестно восклицал: «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них прожить невозможно ни дня! Надо беречь каждую речку, каждое  озеро,  каждое деревце, иначе…»

                                                            ***

Как же важно научить человека видеть красоту в капельке росы, радоваться первой зеленой травинке из-под снега…

Как же важно не растратить всего того, чему ты когда-то радовался, как ребенок.

 Сидеть на берегу Байкала и любоваться закатом солнца.

С удовольствием съедать прямо с ветки чуть сладкие розовые  соцветия багульника.  

Зарываться в горячий песок.

Покачиваться в лодке на волнах и заглядывать в прозрачную воду.

Банкой ловить «гальянов» и тут же их выпускать обратно.

Купаться в студеной воде, а потом греться у костра и есть печеную картошку с хлебной коркой, натертой солью и чесноком.

Наблюдать, как копошатся муравьи, подсовывать им в кучку тонкие палочки, а потом с наслаждением облизывать кислоту.

                                                             ***

Мои  (не)путевые заметки  - крик души, призыв сберечь то, что пока еще осталось! Пока…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвиги отцов – в наследство сыновьям. Методические материалы по организации деятельности Постов №1»

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего по...

Методические материалы по организации деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»

Методические материалы  по организации деятельности православного военно-патриотического лагеря «Витязь»...

«Основные материалы для изобразительной деятельности»

Методический материал «Основные материалы для изобразительной деятельности» подготовила педагог дополнительного образования ГБОУ г. Москвы ЦДТ «Царицыно»Верстова  Иванна  Михайловна...

Материалы по организации деятельности учебно-опытном участке. МОУ «СОШ №3»

Учебно-опытный участок СОШ №3 был основан в 1996 году. С 2007 года заведующей УОУ является учитель истории Мирошниченко Вера Александровна. Мирошниченко Вера Александровна имеет педагогический стаж 28...

Аналитические материалы по воспитательной деятельности педагогического класса

Анализ проведения внеклассных мероприятий в рамках муниципальной инновационной площадки "Педагогический класс"...

Сборник методических материалов "Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе реализации учебной и проектной деятельности"

В сборнике методических материалов представлен опыт учителя физики высшей категории Мкртычян Елены Георгиевны (МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина г. Армавира Краснодарского края) по творческому исполь...