Конспект занятия "Нужно ли бояться трудностей"
план-конспект

Данный конспект предназначен для работы с будущими выпускниками Центра помощи детям, ОБПР.  С его помощью можно научить будущих выпускников решать трудные жизненные ситуации, сделать осознанный профессиональный выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

«НУЖНО ЛИ БОЯТЬСЯ ТРУДНОСТЕЙ»

Форма проведения: деловая игра.

Цель: создание условий для обучения будущих выпускников умению разрешать трудные жизненные ситуации и делать осознанный выбор своей будущей профессии, учитывая потребности современного рынка труда не только в нашем регионе, но и в целом по России.

Задачи:

  1. Учить подростков работать в команде, оказывать друг другу помощь и поддержку в решении возникающих проблем, умению договариваться и отстаивать свою точку зрения.
  2. Развивать стрессоустойчивость, умение нестандартно мыслить, прислушиваться к мнению окружающих, предлагать свои варианты решения проблем.
  3. Воспитывать чувство уверенности в своих силах, стремление нести ответственность за полученный результат.

Предварительная работа: 

индивидуальные и групповые занятия по профориентации, изучение перечня профессий, востребованных в нашем регионе, знакомство с учебными заведениями города и края, подготовить и раздать будущим участникам занятия набор карточек трех цветов, на которых они должны будут написать какие трудности их ожидают после выпуска из Центра, свои недостатки, которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра и свои достоинства, которые помогут быстро адаптироваться и начать строить свою жизнь самостоятельно.

Оборудование:

Три коробки: коробка  проблем, коробка недостатков и коробка достоинств, спагетти – 40 штук, зефир – 2 шт., 2 веревки длинной по 1 метру каждая, 2 мотка скотча двухстороннего,  большой лист бумаги в форме корабля,

на полу наклеить круги с именами участников занятия напротив друг друга,

доска с бумагой, маркеры, карточки с профессиями будущего, карточки проблем, фигурки мальчика и девочки, плакат на стене «Модель выпускника», карточки готовности.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия:

Подростки входят в зал.

В.  Здравствуйте, ребята. Спасибо, что пришли и согласились принять участие в нашем занятии. Посмотрите на этот стол, на нем стоят три коробки: это «коробка проблем», «коробка недостатков» и «коробка достоинств». Несколько дней назад вы получили специальные карточки, на которых должны были написать какие трудности вас ожидают после выпуска из Центра, свои недостатки, которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра и свои достоинства, которые помогут вам быстро адаптироваться и начать строить свою жизнь самостоятельно. Теперь разложите ваши карточки с ответами в нужные коробки и мы начинаем наше занятие.

(Подростки рассаживаются на свои места).

В.  Ребята, когда вы писали ответы на вопросы, то скорее всего поняли, что все они так или иначе относятся к предстоящему вашему выпуску из Центра. Как вы думаете, чему будет посвящено наше сегодняшнее занятие? (Ответы).  А чему бы вы хотели сегодня научиться? Или может кто-то из вас хотел бы узнать что-то, чего еще не знает? (Ответы).

В. Все верно, ребята. И тема нашего занятия звучит так: «Нужно ли бояться трудностей»? Итак, давайте устроим небольшой «мозговой штурм».

(На листе маркером пишу слово «ТРУДНОСТИ», а дети должны высказать свои варианты трудностей, которые их ожидают после выпуска из Центра. Когда все варианты будут исчерпаны, тогда предлагаю точно также, сообща, попытаться найти пути решения этих проблем).

В.  Ребята, после того, как мы с вами все вместе, сообща, обсудили все перечисленные вами проблемы и трудности, а также попытались найти способы их решения, кажутся ли они  вам такими уж серьезными и страшными? (Ответы).

В. Как вы думаете, почему все ранее перечисленные трудности и проблемы на самом деле теперь кажутся не такими уж серьезными и нерешаемыми? (Потому что их решение искали все вместе, просили совета у старших, обсудили и проговорили их, поняли, что всех выпускников волнуют примерно одинаковые вопросы  и т.п.)

В. Все верно, ребята. Совместная работа и обсуждение помогают найти выход даже из самой сложной ситуации и позволяет почувствовать помощь и поддержку тех, кто рядом.

В. А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру, которя называется «Башня из спагетти и зефира». Разделитесь на 2 команды.  Пред вами на столах лежат веревка, спагетти и зефир. Правила игры. Ваша цель — построить самую высокую башню, способную стоять самостоятельно, опередив команду соперников. Есть одно условие:  зефир должен находиться на вершине башни и использоваться в качестве «купола».  На выполнение задания я вам даю 5 минут.  (Дети выполняют задание). 

В.  Молодцы ребята. (Независимо от получившегося результата, проводим рефлексию, обсуждаем трудности и  то, что помогло справиться с заданием).

В. Ребята, а вы все уже определились, какую профессию хотели бы получить после выпуска из Центра? (Ответы).

В. Как вы думаете, а профессии, которые вы выбрали, востребованы в нашем регионе или нет? (Ответы).

В. Все верно,  тем не менее, согласно перечню востребованных профессий на 2019 год по Алтайскому краю, составленному региональной службой занятости -  менеджер — самая востребованная профессия в Алтайском крае!
В январе 2019 больше всего вакансий было размещено в Алтайском крае для следующих профессий:

  • Менеджер - 5.7 %
  • Водитель - 4.2 %
  • Продавец - 3.8 %
  • Менеджер по продажам - 2.4 %
  • Инженер - 2.2 %
  • Врач - 2.1 %
  • Консультант - 2.1 %
  • Оператор - 1.9 %
  • Продавец-консультант - 1.5 %
  • Прочие - 74 %

Топ 10 профессий по зарплатам в Алтайском крае: январь 2019

В январе 2019 наиболее высокооплачиваемым специалистом в Алтайском крае оказался «менеджер территориальный» - 84 286 руб.

  • Машинист погрузчика - 73 667 руб.
  • Водитель самосвала - 64 620 руб.
  • Сварщик на полуавтомат - 63 334 руб.
  • Сварщик - 63 249 руб.
  • Геодезист - 62 919 руб.
  • Плиточник - 60 000 руб.
  • Водитель грузового автомобиля - 59 000 руб.
  • Руководитель направления - 58 667 руб.
  • Водитель такси - 58 315 руб.

(Данные о вакансиях и зарплатах взяты на официальном сайте Центра занятости Алтайского края).

В. Таким образом, у вас еще есть время на то, чтобы еще раз хорошо подумать и сделать правильный профессиональный выбор.  Мы с вами живем в веке информационных технологий, всё вокруг быстро меняется и нам с вами приходится соответствовать окружающей  действительности и идти в ногу со временем, чтобы быть востребованными и иметь возможность обеспечить достойное существование себе и своим близким.

В. Сейчас я раздам вам карточки с названием и описанием профессий будущего, которые будут самыми высокооплачиваемыми и востребованными уже в ближайшие 15-20 лет, т.е. как раз примерно в то время, когда ваш возраст будет 30-35лет, вы будете в самом расцвете сил и смогли бы  зарабатывать очень хорошие деньги, если бы владели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Ознакомьтесь с этим перечнем. (Дети читают свои карточки).

В. Назовите нам по-очереди профессии, указанные на ваших карточках. Но про саму профессию пока ничего не читайте. Давайте попробуем угадать, чем же придется заниматься такому специалисту на своем рабочем месте? (Дети высказывают свои варианты, потом озвучивают то, что написано на карточке).

В. Все эти профессии входят в «Атлас новых профессий». Это высокосложные, требующие высокой квалификации профессии, владение которыми приносит вам возможность быть конкурентноспособным на рынке труда. Конечно, существуют и простые профессии и перспективные, но так как их получить значительно проще, чем профессию будущего, то и конкуренция соответственно будет выше, а значит найти работу будет сложнее и зарплата соответственно также будет в разы меньше.

В. Как вы понимаете, чтобы овладеть профессиями будущего, нужно уметь нестандартно мыслить, работать в команде, владеть современными технологиями, но самое главное – нужно много и очень хорошо учиться, причем учиться не в обычных учебных заведениях, а в большинстве случаев в специализированных научных центрах, а также многое придется учить самостоятельно, искать единомышленников и совместно посещать разнообразные семинары, тренинги и мн.др.

 А чтобы понять, готовы ли вы учиться мыслить нестандартно и способны ли разрешать проблемные ситуации я вам предлагаю попробовать свои силы еще в одной игре, которая называется  «Тонущий корабль».  Я  вам сейчас отмечу на полу участок (кладу большой лист бумаги, вырезанный в форме корабля), а ваша задача встать на этот «корабль» всем вместе. Я буду постепенно сокращать размер вашего корабля, отрывая по кусочку, а ваша задача найти способ удержать друг друга на корабле  и не «вывалиться за борт».

(После того, как игра закончится, обсуждаем результат и впечатления).

В. Ребята, а сейчас я хочу вам предложить составить «модель выпускника», обратите внимание на этот плакат, на нем изображены юноша и девушка, а в пустых окошках вам нужно написать те качества, которые у вас должны быть сформированы к моменту выпуска из центра. (Дети выполняют задание).

В. А сейчас я вам предлагаю ознакомиться вот с этими карточками и выбрать из них те, которых не достает, но которые вам обязательно понадобятся. Если какие-то утверждения на карточках совпадают с теми, что вы уже написали, то просто отложите их в сторону. (Дети выполняют задание, наклеивая нужные карточки).

В. Ребята, как вы думаете, у каждого из вас к моменту выпуска все эти умения  и навыки будут сформированы? (Ответы детей).

В. Как видите, многому еще нужно будет успеть  научиться.  Я предлагаю вам начать это делать прямо сейчас. Давайте с вами сыграем еще в одну игру, которая поможет вам  научиться преодолевать трудности, научит адаптироваться и работать в команде.

Игра называется «Перемена мест».

Правила игры.  Разделитесь на две команды и займите места  напротив друг друга на кругах, наклеенных на полу. Подпишите каждый свой  круг.  Обратите внимание, в центре есть один пустой круг – он общий для всех, но в нем может находится только один человек, но ограниченное время. Цель заключается в том, чтобы ваши шеренги поменялись местами.

Действуют следующие ограничения:  

  • Одновременно может перемещаться только один человек.
  • Нельзя меняться местами с игроком, смотрящим в том же направлении.
  • Нельзя двигаться назад.
  • За один ход игрок не может меняться местами с более чем одним игроком из второй команды.

В. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Скажите, а чему научила вас эта игра? Что нового вы для себя узнали на нашем сегодняшнем занятии? Что было сложным?  А теперь давайте с вами попрощаемся, но немного необычным способом. Мы с вами сейчас сделаем «Круг поддержки и дружбы», потому что не умея дружить и оказывать поддержку тем, кто рядом, очень сложно преодолевать трудности.  Мы приглашаем всех наших гостей тоже принять участие в этой небольшой игре, ведь именно ваши воспитатели и сотрудники нашего Центра в первое время после вашего выпуска будут вас сопровождать и оказывать помощь в решении возникающих проблем.

«Круг поддержки и дружбы»

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Правила игры.  Все участники должны встать в круг, затем каждый игрок берет за руки двух любых игроков, не стоящих с ним рядом. После того, как все возьмутся за руки, попросите игроков «распутаться» и образовать идеальную окружность, не разжимая рук.

В.  Молодцы, надеюсь вы все сейчас смогли почувствовать близость и поддержку друг друга и поняли, что не одиноки.  В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родственникам, воспитателям).

-Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

В. Ребята, в самом начале нашего занятия вы принесли карточки, на которых вы  написали проблемы и трудности, которые вас могут ожидать после выпуска из Центра, ваши отрицательные черты характера, которые могут вам помешать наладить свою самостоятельную жизнь и ваши положительные качества, которые помогут вам быстро адаптироваться и начать строить свою жизнь правильно.  Хотите ли вы забрать обратно  с собой что-то из этих коробочек? Если нет, то почему? Если хотите, то тоже почему? (Ответы детей).  

В. Ребята, так нужно ли бояться трудностей? (Ответы детей)

В. Наше занятие окончено, всем спасибо за участие, до новых встреч.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ

 .  

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

КРАСНЫЙ: написать проблемы и трудности, с которыми могут столкнуться подростки после выпуска из Центра (в учебном заведении, общежитии, при налаживании отношений с ребятами и взрослыми и т.п.)

ГОЛУБОЙ: написать свои личные достоинства или положительные качества, (или черты характера), которые будут помогать быстро адаптироваться в учебном заведении и общежитии,  получить профессию и начать строить свою жизнь самостоятельно.

ЗЕЛЕНЫЙ: написать свои недостатки или отрицательные личные качества (или черты характера), которые могут помешать наладить свою жизнь и взаимоотношения с окружающими после выпуска из Центра, а также могут стать препятствием для обучения и получения профессии.

man-woman-toilet-holding-hands-hd-png-82890.png

Владеет коммуникативными функциями общения

Стремится получить образование

Имеет цель в жизни

Ориентирован на определенный вид профессии

Соблюдает культуру поведения

Имеет сформированные навыки самообслуживания

Способен к саморегуляции

Знает свое тело, умеет за ним ухаживать

Умеет вести домашнее хозяйство

Является законопослушным гражданином

Стремится создать семью

Ведет здоровый образ жизни

Знает как записаться на прием к врачу

Умеет оплачивать коммунальные услуги

Трудолюбив

Умеет организовать свой досуг

Умеет попросить о помощи и знает к кому за ней обратиться

Готов оказать поддержку тем, кто в ней нуждается

Умеет планировать свой бюджет

Быстро адаптируется

Стрессоустойчивый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься». Классный час, 6 класс.

Отчего зависят успехи в школе? Учёба – это  – право, обязанность или  необходимость?  Намечаем ближайшие и дальние цели в учёбе.  Твоя школьная жизнь – как ты ею распоряжаешься? Ка...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

Конспект урока Игра-соревнование «Дело мастера боится»

Цель: Обобщение знаний по изученному материалу.Формирование сознания значимости труда, положительного отношения к труду.Выработка устойчивого внимания, развитие словесно-логического мышления, памяти.Д...

План – конспект занятия по профилактике пожаров (новогодние праздники) Игра по станциям «Я пожара не боюсь - правила все знаю!»

Игра по станциям рассчитана на детей среднего возраста от 10 до 15 лет, пять команд по 5-7 человек.Цель: Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пож...

Конспект мероприятия «День здоровья» на тему: «Если хочешь быть здоров, то не бойся докторов!»

Конспект мероприятия «День здоровья»на тему:«Если хочешь быть здоров, то не бойся докторов!»...

Конспект занятия "Переживание жизненных трудностей"

Профилактическое занятие для 6-7 классов пог темам деструктивного поведения....