Конспект занятия "Семья - как источник любви и счастья"
план-конспект

Данный конспект составлен для работы с воспитанниками Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, подходит для разновозрастной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Семья – как источник любви и счастья»

Цель:   Создать условия для  закрепления  понятий семья,   члены семьи.  Совместно с детьми выработать понятия о нравственных качествах, необходимых каждому члену семьи для ее благополучия  и счастья.

               

Задачи:

Обучающая

  1. Раскрыть понятие «семья», «члены семьи»,   научить детей понимать смысл выражения «счастливая семья».

Развивающая

                2.  Развивать уважительное отношение к родителям, окружающим,   понимание значимости семейного  воспитания для становления личности, способствовать  развитию позитивного отношения к жизни, к  окружающей действительности, к своей семье.  

Воспитательная

  1. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру,  стремление    помогать семье во всем, пробуждение в детях  чувства ответственности, любви и  заботы за свою семью.

Предварительная работа:  просмотр видео-фильма «Счастье семьи», чтение художественной литературы, просмотр фотографий, участие в неделе семьи.

Использованное оборудование и пособия: Ноутбук, презентация, раздаточный материал.

Части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная

Психологический настрой

Подготовка к изучению нового материала

Основная

Физ. Минутка

Заключительная

Закрепление

Вывод

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и занятие оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа  и пожелайте успехов ему сегодня.

- Посмотрите на экран и внимательно прочтите то, что там написано. Слайд № 1  (На слайде указана тема занятия)

- Сережа, прочти нам вслух то, что написано на слайде.

- Ребята, а как вы думаете, почему эта тема так важна для нас?

- Как вы считаете, о чем можно поговорить в рамках данной темы?

- А как вы думаете, что нового мы  для себя  можем узнать, изучив данную тему?

- Верно, ребята, семья- это самое важное и  дорогое для человека.

- Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

- Давайте обратимся к словарю и сравним, совпадает ли наше определение со значением слова «семья» в словаре:

Слайд №  2

Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Слайд №  3

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.  

Слайд №  4

 Конфуций писал: "Государство - это большая семья, а семья это маленькое государство, и держится оно на любви".

Слайд № 5

Более полное определение семьи дает Н.В. Соловьев: "Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство".

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

-  А для чего человеку нужна семья?

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по своему, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль - для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремиться в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастья материнства и отцовства.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра-задание на плакатах «Из чего состоит семейное счастье».  (Описание: из множества пословиц  необходимо выбрать те, которые отображают счастье семьи).

После выполнения задания проводим краткий анализ.

- А как вы думаете, кого можно назвать членами семьи?

- Верно, ребята, а сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы и выяснить, все ли мы знаем о членах семьи:

Игра  «Кого  как  называть?»

Бабушка  для  твоей  мамы – кто?  (Мама).

Дедушка  для  папы – кто?– (Папа).

Девочка  для  бабушки – кто?  (Внучка).

Мальчик для дедушки – кто?  (Внук).

У нее есть дочка и внучка. Кто  это? (Бабушка.)

У  него  есть  сын  и  внук. Кто  это? (Дедушка)

У  нее  есть  сын  и  дочь.  Кто  это?   (Мама)

У  него  есть  и  сын,  и  дочь.  Кто  это?  (Папа)

-  А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

 Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Никогда не идут на уступки друг другу. Допускают в адрес друг друга грубые и обидные высказывания.  Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

 

- А сейчас я предлагаю вам немного отвлечься и поиграть. Игра будет необычная, нужно будет немного пофантазировать и обыграть то, что вам выпадет в задании. (Роли на листочках, дети вытягивают по жребию)

Этюд  « Мои  пожилые  бабушка  и  дедушка»

-  Давайте  представим,  что  мы  бабушки  (если  девочки)  или  дедушки  (если  мальчики).  С  помощью  жестов  и  мимики  изобразите  бабушку  или  дедушку.  Одной  рукой  подоприте  подбородок,  сморщите  лицо,  сделайте  его  грустным  или  радостным, изобразите походку пожилого человека, особенности движений и т.д.

- Молодцы, ребята, у вас очень похоже получилось.

- А как вы думаете, страшно ли человеку стареть? В каком случае пожилые люди счастливы и не боятся наступающей старости?

- Молодцы ребята. А сейчас я бы хотела познакомить вас с одной легендой. Она называется «Как появилась счастливая семья».  

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была счастливой, надо относиться друг к другу, придерживаясь следующих  качеств….Много было высказано разных предположений, все они были записаны на отдельных листочках, но из них нужно было выбрать самые важные и правильные….Семья выбрала нужные качества и стала счастливой.  

- А я предлагаю вам открыть этот конверт и тоже попробовать выбрать те качества, без которых не возможно создать счастливую семью.

Варианты:

 ( Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Нежность Взаимопомощь Честность Трудолюбие)  

  (Жадность, Обман, Лень, Грубость, Жестокость, Ссоры, Недоверие, Непонимание, Равнодушие, Ревность)

-  Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие и любовь.  А значит, все будут счастливы.

- А сейчас я предлагаю вам выполнить последнее задание.

КОЛЛАЖ  «Что я возьму в свою счастливую семью?»

(Обсуждаем то, что дети выбрали)

  - Для того чтобы семья каждого из нас была счастливой, нужно работать             над собой, научиться быть любящими, послушными, трудолюбивыми,   миролюбивыми, добрыми.

А в завершении нашего занятия мне бы хотелось вам прочесть отрывок из  стихотворения, которое я написала сама и посвятила его своей семье:

***

Лесной поселок – Родина моя,

Там дом родной, там вся моя семья,

Хранят тропинки ног босых следы,

Рисунки на песке и детские мечты.

Там познакомились родители мои,

Пусть жили трудно, но всегда в любви

Росли мы с братом и спокойна я,

Ведь в трудный час поможет мне семья.

Моя семья прочна как монолит,

Покой и мир в ней мама сохранит,

Укроет от невзгод меня всегда,

Далекий теплый свет родного очага.

Я желаю вам в будущем создать свои счастливые семьи и чтобы ваши дети всегда могли прийти в ваш дом, зная, что их там всегда любят и ждут.

Наше занятие окончено, спасибо за внимание.

Дети занимают места.

Дети читают

- Озвучивает тему

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответы детей

- Ответ детей: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

- Дети выбирают роли, придумывают как их обыграть

- Дети выполняют задание, обыгрывают роли

- Дети высказывают свое мнение

- Дети выполняют задание, объясняют свой выбор

- Дети выполняют задание, объясняют свой выбор

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Братская любовь крепче каменной стены.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Любящая мать – душа семьи и украшение жизни.

На что и клад, когда в семье лад.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Семья – опора счастья.

Согласье в семье – богатство.

Счастье родителей – честность и трудолюбие детей.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Старики молодым мешают жить.

Дома плохо, работать заставляют.

Мамкины щи поперек горла, а в гостях и уксус сладкий.

 Хуже нет, когда родители уму-разуму учат.

Семья для мужчины – обуза.

Семью обрел, а друзей потерял.

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

Никогда не идут на уступки друг другу.

Допускают в адрес друг друга грубые и обидные высказывания.  Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира.

У каждого свой кошелек.

Каждый член семьи отдыхает отдельно.

У каждого члена семьи своё хозяйство.

ДЕДУШКА

ДЕДУШКА

ДЕДУШКА

БАБУШКА

БАБУШКА

БАБУШКА

 

ЛЮБОВЬ

УВАЖЕНИЕ

ДОВЕРИЕ

ДОБРОТА

ЗАБОТА

ПОМОЩЬ

ДРУЖБА

НЕЖНОСТЬ

ВЗАИМОПОМОЩЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ПОНИМАНИЕ

ОБМАН

ЛЕНЬ

ГРУБОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ

ССОРЫ

НЕДОВЕРИЕ

НЕПОНИМАНИЕ

РАВНОДУШИЕ

РЕВНОСТЬ

ЖАДНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок семейной любви "Великое счастье материнства"

Это совместное мероприятие девушек  10 - 11 классов и их мам.  Его целью является осознание девочками  высшего назначения материнства. В ходе занятия должен получиться доверительный раз...

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе «Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков» (на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна). Урок-диспут....

«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»

Технологическая карта урока по литературе с использованием приемов технологии критическогоь мышления через чтение и письмо....

«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»

Открытый урок по литературе«Тема любви и счастья в произведениях русских писателей Х1Х-ХХ веков»( на примере произведений А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна) Урок- диспут...

"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...