Задания по формированию функциональной грамотности
тренажёр

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx140.75 КБ
Файл zadaniya_7_kl.docx69.22 КБ
Файл rabota_s_kartoy.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реки»

 

Задание № 1.

Из списка географических объектов выберите и подчеркните только те, которые относятся к водам суши.

   Географические объекты: болото, ледник, океан, ручей, подземные воды, залив, родник, водохранилище, озеро, водопад, река, море.

Задание №2

Прочитай текст и выполни задания

Тема: Крупные реки России

   Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки. Небольшие речки называются ручьями. Течение реки бывает непрерывным. Но встречаются и временно пересыхающие реки. Россия является крупнейшим государством в мире (её площадь составляет 17,12 миллиона км2, а это 12 % земной суши), по её территории протекает около 3-х миллионов рек. Большая часть не отличается большими размерами и имеет относительно небольшую длину, их общая протяженность составляет 6,5 миллиона км.

  Реки могут иметь разное питание -   дождевое, снеговое, подземное, ледниковое. От питания и от климатических условий зависит изменение уровня воды в реке, ее температура и другие явления, т.е. режим реки.

Уральскими горами и Каспийским морем территория России делится на европейскую и азиатскую часть. Реки европейской части относятся к бассейнам таких морей как Черное и Каспийское, Балтийское и к бассейну Северного Ледовитого океана. Реки азиатской части – бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов. Свыше 20 рек нашей страны имеют протяженность более 1000 км. К числу крупнейших рек России относятся: Обь, Амур, Лена, Енисей, Волга, Колыма, Дон.

Вопрос 1

Что такое река?

Вопрос 2

Сколько рек протекает по территории России, какова их общая протяженность?

Вопрос 3

Какое питание имеют реки, и от чего зависит режим реки?

 

 

Задание №3

Заполните пропуски в предложениях:

1.      Начало реки - …

2.      Водный поток текущий, в русле -…

3.      Место впадения реки в море или в другую реку -…

4.      Река, впадающая в главную реку -…

5.      Главная река со всеми ее притоками -…

 

 

 

 

Задание № 4

Определите с помощью физической карты Российской Федерации исток и устье рек, Волга, Енисей, Лена. Ответы запишите в таблицу.

Рис.1.http://www.pyatigorsk-rf.ru/images/fizicheskaja-karta-rossii.jpg

 

Название реки

Исток реки

Устье реки

Волга

 

 

Енисей

 

 

Лена

 

 

 

Задание №5

Вопрос 1.

    Исток реки Волга (длина 3530 км) находятся на высоте 228 метров над уровнем моря, эта река впадает в озеро-море Каспийское -28 метров. Определить падение реки Волга в метрах и сантиметрах.

Вопрос 2

Как вы думаете, это горная река или равнинная?

Вопрос 3

Каковы характер и скорость ее течения, формы долины и берегов?

 

Задание № 6

    Рассмотрите фото рек. Установите соответствие между характером реки и приведенными ниже характеристиками. Выпишите характеристики рек в соответствии с фото.

       Реки по равнинной местности текут медленно. Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность, по которой они текут, имеет малый уклон. Долины равнинных рек широкие, склоны их покатые, относительная высота их не превышает нескольких десятков метров, на реках много излучин.

Реки, текущие по горной местности, несутся с большой скоростью, бурлят, пенятся. Истоки их расположены высоко в горах. Местность, по которой они текут, имеет большой уклон, излучин мало. Как правило, горные реки текут в узких скалистых долинах с крутыми склонами. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорезала себе в горах долину.

https://documents.infourok.ru/dc3ba50c-caa8-4c00-89ee-d6de078907ef/0/image002.jpg

https://documents.infourok.ru/dc3ba50c-caa8-4c00-89ee-d6de078907ef/0/image003.jpg

 

 


Задание № 7

   Пользуясь физической картой Российской Федерации (рис.1) сделайте описание реки   Волга по плану.

План описания реки:

1.      Материк, на котором находится река

 

2.      Исток реки

 

3.      Устье реки

 

4.      Направление реки (север, юг, восток, запад)

 

5.      Характер течения (равнинная, горная)

 

6.      Притоки реки (правый, левый, если есть)

 

 

Задание №8

Пользуясь фрагментом карты ответь на вопросы

https://ngurovo-school.edusite.ru/images/10.png

Вопрос 1

В каком направлении течет река Соть?

Вопрос 2

На каком берегу реки Соть находится церковь?

Вопрос 3

В каком направлении от церкви расположен родник?

Вопрос 4

Каков характер течения реки Соть?

 

             



Предварительный просмотр:

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся 7 класса на уроках географии.

 

Задания, направленные на формирование читательской грамотности.

1. Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн. кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Это между Гольфстримом, Канарским, Северо - Атлантическим и Северным Пассатным. Температура воды на поверхности от +18 до +23°С зимой, до +26 … +28°С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы. Название этого моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в воды моря и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. Моряки назвали эту часть Атлантического океана Виноградным. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.

Вопросы:

  1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?
  2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С?
  3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана.

  1. Сгруппируйте географические объекты по материкам и по смыслу: Триполи, Муррей, Калахари, Замбези, Парана, Долина Смерти, Мексика, Лима, Юкон, Сидней, Токио, Маккензи.

  1. Составьте текст из предложенных понятий.

Африка, внутренние воды, климат, Нил, Замбези, Виктория, Голубой Нил, Атлантический океан, бассейн, горная река, Чад, пересыхающие русла, Конго, полноводность.

  1. Расположите природные зоны Южной Америки в правильном порядке от экватора к югу. льянос, пампа, сельва, Патагония.

  1. Установите соответствие между характеристикой и материком.

характеристика

название материка

А.Многие люди представляют эту пустыню как песчаную с характерными полумесяцами барханов, но оказывается, огромные площади здесь занимают каменистые пустыни.

Самый страшный ветер этой пустыни называют «самум», он известен как «огненный ветер».

а. Северная Америка

Б. Здесь много непривычного для нас. В июле здесь зима, в январе – лето, детеныши некоторых животных появляются из яиц, почти нет хищников, многие деревья сбрасывают

не листву, а кору.

б. Южная Америка

В. Если плыть по течению самой полноводной реки мира, создается впечатление, что лодка движется между многоярусными зелеными стенами, задрапированными растениями. Здесь можно встретить несколько видов

какао, древовидные папоротники, обилие эпифитов и лиан.

Г. Этот каньон – один из самых уникальных объектов планеты. Его ширина на уровне поверхности плато составляет 8-25 км, глубина около двух. Книзу каньон постепенно сужается, и русло реки имеет ширину всего 100-120 метров. Здесь река несется с большой скоростью. Огромное пространство каньона заполнено скоплениями

утесов-останцев, имеющих причудливую форму.

  1. По климатограмме определите температуру января, июля, годовое количество осадков. Проанализируйте данные и сделайте следующие выводы: в каком климатическом поясе населенный пункт, какие воздушные массы формируют данный тип климата, оказывает ли влияние океан на климат данного населенного пункта.

http://festival.1september.ru/articles/636006/img6.jpg

Задание, направленное на формирование картографической грамотности.

  1. Вставьте пропущенные слова в текст, используя карты атласа.

Плыть по Северному Ледовитому океану возможно только в летний период и в основном только вдоль берегов, а в зимнее время только на ледоколах, так как большую площадь океана скрывают льды. Они занимают более 80% площади океана, около 10% приходится на однолетние льды. Для Северного Ледовитого океана характерны большие различия температуры воздуха. Зимой среднемесячные температуры изменяются от +2ºC в … до -36ºC в районе … Это вызвано влиянием … В течение короткого арктического лета воздух над Северным Ледовитым океаном прогревается относительно слабо. В Арктическом бассейне средняя температура в летние месяцы -2ºC, над окраинными морями она достигает …, самая

высокая летняя температура наблюдается в … море. В центральных частях океана преобладают неустойчивые ветры, а в прибрежных районах ветры преимущественно … направления.

Задание, направленное на формирование естественнонаучной грамотности.

  1. Занесите перечисленные океанические течения в соответствующие графы таблицы: Гольфстрим, Куросио, Бенгельское, Бразильское, Канарское, Калифорнийское, Западных ветров, Северное пассатное, Северо-Тихоокеанское, Перуанское, Северо- Атлантическое.

теплое

холодное

Объясните причину образования океанических течений.

Что        изменится,        если        температура        в        течении        Гольфстрим        понизится        до        температуры окружающей воды?

Задание, направленное на формирование математической грамотности.

  1. В таблице представлены данные о изменении температуры воды с глубиной в Северном Ледовитом океане. Для презентации нужно построить график.

50 м

- 2ºC

200 м

0ºC

300 м

+ 1ºC

850 м

0ºC

2000 м

- 2ºC

Литература:

  1. География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Составитель Н.А. Касаткина. Волгоград, издательство «Учитель», 2001
  2. Увлекательная география. А.Г. Стадник. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2016

  1. Сборник разноуровневых заданий по географии. А.Ю. Сапожкова, В.Ф.Ларькова. Вологда, 2006


Предварительный просмотр:

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке.

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

«Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

-_расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские

-расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

«Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

«Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

«Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
  2. Самый большой материк. (Евразия)
  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)
  5. Самый холодный материк.(Антарктида)

«Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

Использование топографических карт:

«Найди меня»

Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

Пример.  Я нахожусь на С-З от (условный знак сельский населенный пункт) Лужки. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак, я нахожусь (условный знак церковь). Назовите населенный пункт, в котором она расположена

Использование политических карт:

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

4. Использование контурных карт:

Пример 1 Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Пример 2 Географические диктанты. Во время диктанта учитель называет через определенные промежутки времени географические объекты, а учащиеся подписывают их на контурной карте.

Пример 3 По фрагменту контурной карты определить объекты и подписать их Для проведения работы с фрагментами контурной карты учитель подготавливает список географических объектов, нумерует каждый их них, а номера переносит на контурную карту, делит карту на части с примерно равным количеством объектов и разрезает её. Учащимся раздает по одному отрезку карты, а они на листочках пишут номер и название объекта.

Пример 4 Работа с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части - пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту

Использование групповой форм работы с географическими картами:

«Географическая почта».

Группа учащихся получают набор карточек в конверте с изображениями различных географических объектов (гор, океанов, материков, государств). Ребятам необходимо прикрепить полученные фрагменты к  нужным адресам (горы к материкам на которых они расположены, материки и океаны к полушариям, странам и т. д.).

Этот прием хорошо использовать в ходе соревнования. Обеим группам или парам выдается одинаковое количество карточек, только на разном фоне, чтобы легче было подвести итоги. Выполняется на время.

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

Использование парной формы работы с географическими картами:

«Гонка за лидером»

Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

«Согласен, не согласен»

В паре один из учеников зачитывает список из примерно 10 высказываний, каждое из которых содержит законченную мысль. Мысль может быть как истинной, так и ложной. Второй ученик отвечает на вопросы. Затем они меняются формой работы, после выполнения задания выдается ключ с правильными ответами и проводится взаимооценка.

Пример.

1

Большая часть Южной Америки располагается в Южном полушарии

2

Пролив Магеллана находится южнее, чем пролив Дрейка

3

Западная часть Южной Америки — равнинная, а на востоке материка протянулась огромная горная цепь — Анды

4

Высшая точка Южной Америки — гора Аконкагуа — на несколько метров выше 7 км

5

Название «Анды» в переводе с языка инков означает «серебро»

6

В Южной Америке представлены все типы климата, начиная с экваториального и заканчивая субантарктическим

7

Со стороны Атлантики Южная Америка омывается теплыми течениями, а со стороны Тихого океана — холодными

8

Амазонка — самая полноводная река в мире

9

На реке Амазонке, на расстоянии более 1 тыс. км от побережья Атлантического океана, расположен морской порт

10

В южноамериканских саваннах практически нет деревьев

Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:

Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного.

( Иран - столица Тегеран,

Ирак - столица Багдад,

Индия - столица Дели,

Италия - столица Рим,

Израиль - столица Тель-Авив,

Испания - столица Мадрид,

Иордания - столица Амман,

Ирландия - столица Дублин,

Исландия - столица Рейкьявик,

Индонезия - столица Джакарта )

Ученики с интересом работают с политической картой.

Географический диктант с « ошибками»

Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»

Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

«Найди лишнее».

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:

Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТКАКОЙ?»

Пример. Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака                                  2.Маракайбо

3.Анхель                                     4.Игуасу

5.Мулаты                                    6.Бразилиа

7.Аконкагуа                                8.Амазонка

«САМОЕ-САМОЕ».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.

1.         Анды –самая длинная горная система мира.

2.         Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3.         Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4.         Анхель самый высокий водопад мира.

Использование фронтальной формы работы с географическими картами:

«Установите соответствие».

Пример:

  1. Миссисипи
  2. Миссури
  3. Св. Лаврентия
  4. Ниагара
  5. Колорадо

а) образует Большой Каньон

б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан

в) на языке индейцев “грохочущая вода”

г) на языке индейцев “илистая река”

д) наиболее длинная в Северной Америке

е) образует обширную дельту

ж) соединяет озера Эри и Онтарио

з) впадает в Калифорнийский залив

и) впадает в Мексиканский залив

к) по длине превосходит ту, в которую впадает

Использование творческих заданий при работе с географическими картами.

«Я – капитан».

Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Токио (Япония) до г. Рим (Италия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.

Использование проектных заданий при работе с географическими картами.

Пример1. У берегов Сомали участились нападения пиратов на торговые суда. Вблизи Сомали пролегают маршруты судов, направляющихся из Персидского залива и стран Азии в Средиземноморье через Суэцкий канал, а также судов, следующих в/из порты(ов) индийского побережья Африки. Учитывая интенсивные торговые контакты стран Азии и Европы, большой поток судов с ценными грузами представляет собой массу объектов для потенциального захвата.

Предложи экономически выгодный путь перевозки грузов обоснуй маршрут, учитывая характеристики климата, океанических течений по сезонам года.

Пример 2 Работа с использованием фрагмента топографической карты. Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предлагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого поселка, или создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача- выбрать вариант освоения земельного участка, план которого вы видите. Предложите и обоснуйте свой вариант освоения.

Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.

«Поиск аналогов».

Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Пример. Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

- Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).

- Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).

- Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).

- Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).

Использование логических  заданий при работе с географическими картами.

Пример. «Раздели слова на группы»

Задание дается в виде списка, необходимо разделить на группы, причем,  количество групп не указывается, их может быть несколько, чем больше групп выделяется, тем ценнее ответ.

Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы. И т.д.

Использование номенклатурных  заданий при работе с географическими картами.

Пример. У карты два ученика. Один называет объект, второй показывает.

Пример. Перечислите все географические объекты пересекаемые по меридиану 100о з.д

Пример. Желающий ученик совершит путешествие или “плавание” по карте (по заданному маршруту, меридиану, параллели, вдоль береговой линии материка и т.д.) выходит к доске. Путешествуя, он должен перечислить все объекты, встречающиеся по пути следования. Класс с особым вниманием следит за ответом, так как нужно оценить ответ одноклассника и существенные дополнения также оцениваются.

Пример. У карты работают два ученика. Один называет объекты, другой закрепляет сигнальные кружки красного цвета на местонахождении объекта. Сидящие за партами учащиеся очень хорошо видят правильность показа объекта на карте и соответственно оценивают ответ

Пример.

Закрепление сигнальных кружков красного цвета на местоположении объектов.

Объекты:

  • оз. Маракайбо.
  • Гвианское плоскогорье.
  • о. Огненная Земля.
  • Карибское море.
  • мыс Париньяс.
  • залив Ла-Плата.
  • Бразильское плоскогорье.
  • мыс Кабу-Бранку.
  • оз. Титикака.
  • Малые Антильские острова.
  • устье реки Амазонки.
  • г. Аконкагуа.
  • пролив Дрейка.
  • Фолклендские (Мальвинские о-ва).
  • Магелланов пролив.

Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.

Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...