Выступление на педагогическом совете
материал

Спевакова Ольга Владимировна

Доклад на тему: «Психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Доклад на тему: «Психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость»

Подготовила Спевакова О. В.,

педагог-психолог

Проблемы с успеваемостью встречаются у учащихся на самых разных ступенях обучения и по абсолютно различным причинам. Для начала разберемся с самим понятием «неуспеваемость».

Неуспеваемость — это систематическое отставание ученика по ряду школьных дисциплин. К неуспеваемости не относятся единичные неудовлетворительные оценки, которые мог получить ребенок. Такая проблема может возникнуть с любым школьником, даже с отличником. В первую очередь при таком положении дел нужно понять, в чем заключаются психологические факторы, влияющие на школьную успеваемость.
Приведем три группы факторов, влияющих на школьную успеваемость: нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические.

Известно, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой, специфический вклад в их протекание, что относится к нейропсихологическому фактору. «Слабые», недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих мобилизации психической активности.

Можно назвать две основные причины их несформированности.

  • Первая причина связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, которые могут проявляться в незавершенности формирования функциональных систем психики или недостаточной зрелости психических процессов, не соответствующей данному возрастному периоду. К такому отставанию в развитии психики приводят, в частности, условия социальной среды, в которой растет ребенок.
  • Вторая причина заключается в специфике морфогенеза ребенка: в неравномерном созревании мозговых зон, влияющих на формирование функциональных систем, обеспечивающих те или иные психические функции. Такие варианты нормы стали обозначаться как минимальные мозговые дисфункции (ММД).

Таким образом, трудности формирования каких-либо психических действий в процессе обучения могут быть связаны как с морфогенезом, так и с функциогенезом мозга.

Можно представить четыре варианта причин школьной неуспеваемости, связанных с онтогенезом мозга ребенка:

  1. требования учебного процесса не совпадают по времени со стадией нормального анатомического и функционального развития мозга т. е. требования опережают возрастную готовность к выполнению поставленных перед ребенком задач;
  2. отставание в анатомическом развитии отдельных мозговых структур, или гетерохрония развития;
  3. даже при нормальном морфологическом созревании может не складываться соответствующий уровень функционирования структур мозга;
  4. не проработаны взаимодействия между различными структурами или между психическими процессами.

Другим фактором является психолого-педагогический, составляющими которого выступают возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе, и дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться школьное обучение.

Эффективным может быть только то воспитание, которое учитывает психологические особенности ребенка, а также достигнутый им на данный момент уровень психического развития. Не учитывать это невозможно, так как существует внутренняя логика природного психического развития, проявляющаяся в приобретении таких свойств и качеств, которые являются результатом взаимодействия внешнего и внутреннего. Я. А. Коменский ввел в дидактику принцип природосообразности, согласно которому момент начала школьного обучения ребенка должен быть точно согласован с периодом его наилучшей готовности к нему. И таким периодом является возраст 6–7 лет. Начало школьного обучения в более раннем или более позднем возрасте не будет столь эффективным, создаст ребенку много трудностей и негативно скажется на результатах обучения в будущем.

Раннее начало школьного обучения (например, в 5 лет, а некоторых детей и в 6 лет) оказывается неэффективным в связи с не наступлением еще периода особой чувствительности к обучающим воздействиям и потому потребности в них. Именно поэтому, как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6–7 лет. Но и начало школьного обучения в более позднем возрасте (8–9 лет) тоже является малоуспешным, так как пройден уже период наилучшей восприимчивости ребенка к обучающим воздействиям. Только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным.

Другой составляющей психолого-педагогического фактора является та дидактико-методическая система, в рамках которой осуществляется школьное обучение.

Одним из факторов, влияющих на успешность школьного обучения и в значительной степени предопределяющих трудности школьника в учении, является уровень умственного развития детей.

Определенные трудности в учении возникают в случае расхождения требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития.

Под влиянием чего осуществляется умственное развитие? В определенной мере оно имеет место вследствие естественного созревания мозга, что является обязательной предпосылкой психического развития в целом. Но главным образом умственное развитие происходит под социальным влиянием - обучения и воспитания.

        Следующим фактором является психологическая готовность к школьному обучению.

Готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня развития познавательных возможностей, личностных качеств, общественно значимых потребностей, интересов, мотивов. Психологическая готовность к школьному обучению не состоит в наличии у ребенка учебных умений письма, чтения и счета. Но ее необходимым условием является сформированность у него психологических предпосылок учебной деятельности.

        К числу таких предпосылок относятся умение анализировать и копировать образец, умение выполнять задания по словесному указанию взрослого, умение слушать и слышать, умение подчинять свои действия заданной системе требований и контролировать их выполнение. Без этих, на первый взгляд, простых и даже элементарных, но являющихся базовыми психологических умений обучение невозможно.

        Готовность к обучению выражается в трёх разных аспектах.

  • Первый аспект: личностная готовность. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности. Ребёнок должен обладать развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью.
  • Второй аспект: интеллектуальная готовность ребёнка к школе. Он предполагает:
  • Дифференцированное восприятие;
  • Аналитическое мышление;
  • Рациональный подход к действительности;
  • Логическое запоминание;
  • Интерес к знаниям, к процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
  • Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
  • Развитие тонких движений рук и зрительно - двигательных координаций.
  • Третий аспект: социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот аспект предполагает:
  • Развитие у детей потребности в общении с другими;
  • Умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
  • Способность справляться с ролью школьника.

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимо:

  1. отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  2. достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
  3. 3)материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
  4. мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.

В заключении хочу отметить то, что психологических причин, которые влияют на такой фактор, как успеваемость ребенка в школе, очень много. Поэтому если у него ухудшились оценки не надо сразу списывать это на лень или плохую обучаемость. В первую очередь стоит обратить внимание на общее положение ребенка, на эмоциональное состояние и на то, что происходит в его жизни. Возможно, причина кроется во внешних проблемах, которые вызывает сильный стресс, в результате которого и снижается успеваемость. Если устранить эти проблемы, то и, вполне возможно, что оценки начнут улучшаться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...