Технологическая карта классного часа Тема: «Конфликты в нашей жизни»
классный час

Димитриева Анна Валерьевна

Цель: формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций. Формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsepkt_zanyatiya.docx63.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа

Тема: «Конфликты в нашей жизни»

Цель: формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций. Формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.

Задачи: 

1. Образовательные:

- знакомить учащихся с основами бесконфликтного общения, с понятиями «конфликт».

- формировать представление о различных вариантах человеческого общения.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интереса учащихся, личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность.

3. Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

- формировать социально одобряемые формы поведения.

Участники: 6 – 7 класс.

Форма проведения: групповое занятие.

Оборудование: карточки с описанием конфликтных ситуаций (Приложение 2); карточки для групповой работы (Приложение 3); карандаши черного, красного, зеленого цвета.

Этап

Деятельность учителя  

Деятельность учеников

Результат

1.

Введение в тему занятия

1. Приветствие

2. Чтение притчи «Коробочка».

1. Прослушивание притчи учащимися.

Выход учащихся на  проблему

Включенное обсуждение

2. Включение учащихся в обсуждение и введение в тему занятия.

Учащиеся отвечают на вопросы ведущего:

- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

3. Информирование о задачах занятия

2.

Работа над темой занятия.

1. Информирование о понятие «конфликт»

Учащиеся отвечают на вопросы ведущего:

-Что же означает слово «конфликт»?

- Какие ассоциации оно вызывает?

 

Учащиеся ознакомлены с видами конфликтов, причинами их возникновения и путями решения

Знакомимся с понятием компромисс.

Освоение навыков выхода из конфликтных ситуаций.

2. Информирование о том, что лежит в основе каждого конфликта. Проведение упражнения «Перетягивание каната»

Учащиеся участвуют в упражнении «Перетягивания каната» и отвечают на вопросы ведущего:

- Кто победит в перетягивании каната?

- В результате этой игры мог возникнуть конфликт?

-А из – за чего он мог возникнуть?

- А что нужно для возникновения конфликта?

3. Проведение групповой работы «Можно ли жить без конфликтов?»

Работа в группах по вопросам:

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде?

Разрешение конфликта

Правила предупреждения конфликтов.

Обсуждение решения конфликтов на примере.

6.

Рефлексия

Сбор обратной связи. Подведение итогов

Выражения своего мнения относительно проведенного занятия.

Стимулирование самоанализа

Приложения. 

Приложение 1

Методические рекомендации.

I Введение в тему занятия.

В классе где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы.

1. Чтение притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

-Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды? (нет)

-Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, по-разному реагируем на ситуации.

- Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Конфликты в нашей жизни». (слайд 1)

- Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Выяснить, что такое "конфликт", узнать, почему они происходят, как разрешать конфликты) (слайд 2)

- Вся история человечества - это история бесконечных войн и конфликтов.

- Может ли быть мир в будущем без конфликтов? (да, нет:)

- Конфликты существовали всегда и будут существовать. Они - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны и являются патологией. Они - нормальное явление в нашей жизни. Только их надо уметь правильно разрешать.

- В чём вред конфликтов? (мнения детей) (слайд 3)

II. Работа над темой занятия:

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (работа над понятием конфликт)

1.Определение понятия «конфликт».

-Что мы понимаете под понятием  «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Можно ли дать однозначное определение понятию «конфликт»?

-Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в словарях русского языка.  (слайд 4)

Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

-Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

ВЫВОД: определение понятию «КОНФЛИКТ» - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт

-А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

-Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

- Рассмотрим ситуацию: "На перемене Ваню толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которую остановил учитель. Когда стали разбирать происшедший инцидент, Ваня понял, что его задели случайно и драки можно было избежать. Ему стало стыдно, да и мама расстроилась, узнав о случившемся."

- Что послужило данной конфликтной ситуации? (мимолётный гнев, вспышка отрицательных эмоций)

- Что такое - гнев? (Гнев -это чувство, которое выводит человека из равновесия, переполняет его и провоцирует на различные необдуман-ные агрессивные поступки) (Слово "гнев" вывесить на доску.)

- Подведём небольшой итог: Что приводит к появлению и разрастанию конфликта? (На доске подсказки) (слайд 5)

Исследователи различают такие типы конфликтов:

Внутриличностные (в душе человека между совестью и честью)

Межличностные (между 2 людьми более)

Между группой и личностью

Межгрупповые (между группами)

Вывешивание на доску. (Слайд 6)

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликты, нужно научиться осознавать проблему, открыто обсуждать и знать пути разрешения конфликтов.

- Какие пути разрешения конфликтных ситуаций вы можете назвать? Как вы разрешали свои споры?

Разрешение конфликта.

Слайд 7. Как разрешаются конфликты.

Соревнование (конкуренция) - человек сосредотачивает внимание только на своих интересах, полностью игнорируя интересы других. Данная стратегия вызывает негатив со стороны других людей.

Избегание (уклонение) - человек показывает отсутствие внимания как к своим интересам, так и к другим. Он откладывает разрешение конфликта, надеясь, что ситуация разрешится сама собой.

Компромисс - достижение "половинчатой" выгоды каждой стороной. Люди идут на взаимные уступки.

Сотрудничество - учитываются интересы обеих сторон, находится взаимоприемлемый вариант, который устраивает обоих.

Приспособление - человек отступает от своей точки зрения и соглашается с интересами другого., лишь бы не ссориться.

Слайд 8.

4. Работа в группах.

- Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон (Приложение 2).

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций.

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

7. Рефлексия

«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).

https://urok.1sept.ru/articles/521438/img_3.png

7. Заключительное слово.

- Давайте, подведём итог нашего урока. Считаете ли вы, что обсуждение данной темы полезно?

- Изменит ли знание этой темы ваше поведение в конфликтных ситуациях?

- Если человек, находящийся рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, мыслями, чувствами, переживаниями. У каждого есть слабые и сильные стороны. (слайд 15. Слова Е.Евтушенко)

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

III. Рефлексия.

- У каждого из вас есть три цветных карандаши: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих цветов.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

. По преобладающему цвету карандашей определяется отношение учащихся к данной теме.

-Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Подведение итогов: Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Ведущий.  Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Приложение 2

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Конфликты в нашей жизни"

Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, особенно в проблемном по социальным показателям классе. В моем классе было много детей из неблагополучных семей, семей риска, из неполных семе...

Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».

Цели классного часа: Познавательная:1.      Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...

Классный час на тему "Конфликты в нашей жизни"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособнос...

Технологическая карта классного часа «Мы и наши привычки. Поговорим о режиме дня»

Начало учебы в 5-м классе — особый этап в жизни любого ребенка, а кадета особенно. Перед каждым стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям ...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Классный час по теме : "Конфликты в нашей жизни и пути их решения"

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания о...

Технологическая карта классного часа: " Дружба в нашем классе!"

Классный час «Дружба в нашем классе»Технологическая карта классного часа .Цель классного часа -Формирование представления о том, что такое дружба и каким должен быть друг.Педагогическая це...