Родительское собрание "Будем знакомы"
методическая разработка (5 класс)

Гончаренко Ю.А. МБОУ «Лянторская СОШ№6»

для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._budem_znakomy.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лянторская СОШ №6»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №1

«Будем знакомы»

Разработал:

классный руководитель

5 «а» класса

Гончаренко

Юлия Анатольевна

 

г.Лянтор

«Будем знакомы»

Цели:

  • создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; 
  • раскрыть особенности обучения в среднем звене;
  • информировать родителей об организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе;

Задачи:

  • выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации обучающихся;
  • выявить причины дезадаптации обучающихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников.

Оборудование:

  • оформление кабинета;
  • анкеты для обучающихся;
  • тест для родителей;
  • ситуации для ролевой игры;

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово учителя.

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого»

Э. Кант

Добрый вечер, уважаемые родители!

Начало учебы в пятом классе – особый этап в школьной жизни. Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от мам и пап. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни. В который раз мы все вместе будет преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников. Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда можете получить исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос. В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора школы, его заместителей, всех тех, кому поручено помогать семье в воспитании детей. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе. Но прежде чем мы приступим к поиску решения этих задач. Давайте познакомимся! 

Игра «Знакомство».

Цель игры: снижение уровня эмоционального напряжения между участниками встречи и  установление контакта; в процессе игры как можно больше узнать друг о друге.

Правила игры. Все родители рассаживаются по кругу. Классный руководитель начинает игру «Знакомство». Он встает в центр круга.  Предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком.  Называет этот признак. Например  «Поменяйтесь местами те, у кого в семье один ребенок». Все, кто соответствует этому признаку, должны поменяться местами. При этом ведущий должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто остается в центре круга без места, продолжает игру.

Примерные вопросы для игры. Поменяйтесь местами те, …..

- кто любит петь.

- кто занимается спортом.

- кто умеет шить и ремонтировать.

- кто умеет играть на музыкальном инструменте.

- кто помогает своим детям делать уроки.

- кто  любит Новый год.

- кто готов с нами пойти в поход.

- кто готов мне помогать в воспитании детей.

Спасибо за работу! Вот мы и узнали немного друг о друге.

Учитель: как вы знаете, любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период, от того как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Для ребенка это довольно сложный этап в его личностном и эмоционально-психическом взрослении, и этот этап совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития.

В чем же заключается сложность кризисного периода, и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги. Рассмотрим некоторые из них.

2. Сложности кризисного периода при переходе учащихся в пятый класс.

«Изменение условий обучения». Учась в начальной школе ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через  некоторое время после начала учебы этот учитель знал на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь в сложной ситуации. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий, ведению тетрадей, дисциплине были одинаковые. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: много учителей-предметников, разные кабинеты, новые учебные предметы.

«Изменение требований». Еще усложняется период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д. Как быть в этом случае? Во-первых постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи» приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых это учит строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.

«Отсутствие контроля». Всю начальную школу вашему ребенку помогал один учитель, он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера учебного процесса, зная особенности ребенка. Одному напоминала что надо выполнить дом.задание, другому – что бы тот принес карандаш, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков. Один учитель отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. В 5 классе такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание, есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Родителям нужно быть терпеливее, чаще спрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать выполнение домашнего задания. Если увидите проблемы, не затягивайте, подходите к учителю, выясните причину появившихся сложностей, расскажите об особенностях своего ребенка.

«Пробелы в знаниях». Не усвоив тему в 5ом классе, ребенок рискует не понять следующий материал. Материал усложняется от урока к уроку. Перед выполнение дом.задания проверьте, усвоен ли классный материал, прочитан ли параграф. Попросите объяснить ребенка, как он выполняет то, или иное упражнение. Можно заняться развитием мышления, памяти, внимания.

 Как видите, уважаемые родители, проблемы очень серьезные. Более детально и подробно мы поговорим на следующих собраниях.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

приказы, команды, угрозы 

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры 

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

высмеивания, обвинения 

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений 

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Тест  «Какой вы родитель?».

Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.

Инструкция:  Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

 

вопрос

баллы

1

Сколько раз тебе повторять?!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3

Не знаю, чтобы я без тебя делала.                                    

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Не смей этого делать!

2

7

Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8

Я в твое время!

2

9

Ты моя опора и помощник (ца).        

1

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какая ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты…

0

14

Какой ты у меня сообразительный!        

0

                                       Общее количество баллов

 

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

4. Советы родителям

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  • брать в школу только то, что необходимо;
  • внимательно записывать дом. задание;
  • здороваться с учителями и детьми;
  • отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  • просить о помощи, если что-то не получается;
  • заниматься одним делом и не отвлекаться;
  • правильно реагировать на замечания, отвечать за свои поступки;
  • устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
  • взаимоуважать и доверять;
  • соблюдать дисциплину не только во время урока, но и на перемене;

5.  Выступление ведущих учителей-предметников.

1. ФИО– учитель русского языка и литературы.

2. ФИО – учитель математики.

6. Организационные вопросы:

1. Выбор председателя родительского комитета + 2 родителя.

2. Проверка дневников – нет личных данных (3чел) частично нет данных (7чел.), роспись родителей есть только у 3 чел. Нет записи дом. заданий, расписания, даты и месяца.

3. Дисциплина.

4. Кружки, секции.

5. Входной контроль по учебным дисциплинам.

6. Социометрическое обследование.

7. Орг. вопросы:

1) Расписание уроков - 5-6 уроков с понедельника по субботу.

2) Расписание звонков (начало уроков в 8.15.)

3) Обед – после третьего урока, едят выборочно, стоимость обеда около 20 рублей. Список документов для бесплатников.

4) Анкеты-согласие прививок.

5) Фотографии классом.

6) Спортивная форма.

7. Слово родителям.

8. Подведение итогов.

Если вы хотите в старости должного внимания к себе, сейчас будьте готовы отдать свое время.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутанны,

Пример же – никогда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Будем знакомы"

Родительское собрание "Будем знакомы" проводится с целью- познакомить родителей с новым классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы, службами школы, а также родителей вновь п...

родительское собрание "Давайте знакомиться"

Первое родительское собрание в группе кратковременного пребывания....

Первое родительское собрание в 5-ом классе "Давайте знакомиться"

Рекомендации по проведению первого родительского собрания в 5-ом классе....

Первое родительское собрание в 5-ом классе "Давайте знакомиться"

Рекомендации по проведению первого родительского собрания в 5-ом классе....

Родительское первое собрание в 5 классе "Давайте знакомиться"

Рекомендации в проведении первого родительского собрания в 5-ом классе....