План-конспект индивидуального коррекционного занятия по РСВ и ФП на тему: Дифференциация звуков с и ц. "Сказки учат нас добру"
план-конспект занятия (5 класс)

Оранская Анастасия Николаевна

В представленном материале прилагается конспект занятия, презентация к занятию, самоанализ занятия. На занятии мы будем различать звуки С и Ц в разных позициях в слогах, словах и фразах. Окунемся в сказочный мир. Сказка интересна тем, что ее события описывают значимость ресурсов, добываемых в нашем регионе - Кемеровская область.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование  основных речевых компетенций (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством использования речевого материала на тему «Сказки учат нас добру».

Задачи:

Обучающая:

расширять и активизировать словарный запас, тренировать произносительные навыки;

Развивающая:

развивать творческое воображение, память, мышление, а также остаточный и сниженный слух посредством восприятия на слух и слухозрительно речевого материала; 

Воспитательная:

содействовать развитию познавательного интереса к нашей малой Родине, на примере материала сказки, мотивировать на совершение добрых дел;

Коррекционная:

использовать остаточный и сниженный слух для коррекции произношения, различать звуки [с] и [ц] на материале слогов, слов, фраз; содействовать выработке самоконтроля за навыками произношения.

        Метапредметные результаты: формирование речевого поведения и готовности применять приобретённый опыт в восприятии и воспроизведении устной речи в учебной и внеурочной деятельности; способность принимать, сохранять и выполнять учебную задачу, осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; способность воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; активно участвовать в диалоге при использовании знакомой лексики разговорного и учебно-делового характера.

Оборудование и материалы: кубик (на гранях сюжеты сказок), компьютер, таблички, прямоугольники из картона синего и зелёного цвета, разрезной текст, экран для слуховой работы, ИСА, шкала оценивания, смайлики.


Учитель:

Ученик:

Орг. момент

К нам на занятие пришли сегодня гости. Поздоровайся с гостями.

Друг другу улыбнемся, и занятие начнётся.

Здравствуйте!

Как ты слышишь?

Я слышу хорошо.

Что мы будем делать сегодня?

Мы будем говорить, слушать, отвечать на вопросы, выполнять задания.

Давай выполним зарядку для нашего языка, чтобы красиво говорить. (Зарядка кубик со сказочными героями).

Выполняет зарядку.

Посмотри внимательно на наш кубик. Как ты думаешь, где мы сегодня окажемся?

Мы окажемся в сказке.

Чему учат нас сказки?

Сказки учат нас добру.

Правильно. Это тема нашего занятия: «Сказки учат нас добру».

Мы окажемся в непростой сказке, а в сказке, которая могла случится здесь, в нашей области. Как называется наша область?

Кемеровская область.

А по-другому?

Кузбасс.

Правильно. Чем богата наша малая Родина?

Уголь, металл, камни.

Как ты думаешь, о чем мы будем говорить сегодня?

Мы будем говорить о богатстве Кузбасса.

Как ты будешь работать?

Я буду стараться.

Послушай сказку:

В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Царь. Знал он о своем царстве ни много, ни мало, а ровным счетом ничего. Разослал однажды царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов.

Царь:- Слуги мои верные, скороходы быстрые! Объявите всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное и дорогое, что только есть в моем царстве.

Учитель: и прибыл народ с дарами.

Гость 1:- Вот, ваше величество, камни самоцветные!

Слушает.

Послушай слово «Самоцвет».

Что такое самоцвет?

Смотрит в тетрадь с записями. Читает. 

Какой звук в этом слове последний.

Звук [т].

Какой звук в этом слове первый?

Звук [с].

Сложи эти звуки т и с, какой новый звук мы получим?

Звук [ц].

Правильно. Сегодня мы будем различать эти звуки.

Работа со слогом. Зелёный цвет – звук [с], синий – [ц]. На зелёный свет хлопнуть в ладоши и сказать слог со звуком [с], на синий – со звуком [ц].

Выполняет движение вместе с произнесением слогов.

Работа со словом: слова со звуками перепутались, помоги их правильно разделить (Ножницы, цыплёнок, заяц, сыр, лиса, автобус)

Звук [с]: сыр, лиса, автобус.

Звук [ц]: ножницы, цыплёнок, заяц.

Работа с предложением: Найди ошибку. (Цыплята кормят Соню. В лесу цветы. Заяц сидел на сосне.)

Соня кормит цыплят. В саду цветы. Заяц сидел около сосны.

Оцени как ты работала со звуком.

Оценивает.

Отгадай загадку:

Кто-то на юг улетает,

Кого-то метель не пугает.

По небу они летают,

Песни разные знают.

Кто же эти озорницы?

Знает любой – это ….

(птицы)

Вернёмся в сказку. 

Гость 2:- Вот царь-батюшка птица прекрасная!

Каких ты знаешь зимующих птиц?

Воробей, голубь, синица, свиристель, снегирь.

Разгадай кроссворд (Свиристель, синица, снегирь). Проверь себя.

Я разгадала кроссворд. Я всё выполнила правильно.

Оцени, как ты решила кроссворд.

Оценивает.

Физминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Взмахи руками.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге и на левой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Поскоки.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на левой ноге.) (А. Барто)

Работа без аппарата.

Сними аппарат.

Снимет аппарат.

Работа без аппарата. (Фрагменты текста составить по порядку)

Вернемся в сказку: Последним появляется мужичок, лыком подпоясанный, в лапти обутый, подает царевичу черный камешек. Что это за камешек?

Уголь.

Разозлился царь, что в его государстве считается за дорогой подарок черный камень и прогнал мужика. Обиделся уголек, покатился за порог, и след его простыл.

Велел царь позвать художника, да портрет нарисовать яркими красками.

Слушает. Составляет текст из фрагментов.

Но портрет царя получился нарисованным простым карандашом.

Изумился царь. А где же яркие краски?

Слушает.

Работа на расстоянии 1 метр. (При этом перемещается уголь.)

Почему на рисунке не было ярких красок?

Потому что для краски нужен уголь.

Вдруг в царстве стало темно.

Слушает.

Царь (рассержено): – Почему темно? Включите свет!

Слушает.

Работа на расстоянии 2 метр. (При этом перемещается уголь.)

Почему стало темно?

Потому что для света нужен уголь.

Царь: Пускай свечи зажгут.

Свечи зажгли, посветлело.

Но тут становиться холодно, замерз царь во дворце.

Работа на расстоянии 3 метр. (При этом перемещается уголь.)

Почему стало холодно?

Потому что для тепла нужен уголь.

Оцени, как ты отвечала на вопросы.

Оценивает.

И понял царь, что уголь каменный, и есть главное богатство в его царстве. Взмолился царь.

Царь: - «Уголек! Родимый, прости! Воротись, не помни зла!»

Как ты думаешь, простил уголёк царя?

Я думаю, просил и вернулся.

Что мы делали на занятии?

Мы говорили, слушали, отвечали на вопросы, выполняли задания.

Чему мы научились?

Мы научились добру.

О чём мы узнали?

Мы узнали много о богатстве Кемеровской области.

Посмотри, как ты себя оценила. Подумай, какую оценку поставишь себе за работу на занятии.

Оценивает свою работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедии (коррекция дисграфии) по теме: «Дифференциация звуков [З] - [Ж]»

Развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики. Развитие артикуляционной чувствительности. Дифференциация звуков З  - Ж  в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие фонематического ...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»...

Презентация к логопедическому подгрупповому занятию c детьми 2 класса на тему: дифференциация звуков С-Ц

Данное занятие направлено на развитие фонематического слуха и выработки умения дифференцировать согласные С-Ц на уровне слова, предложения....

Индивидуальное коррекционное занятие с ребёнком подг.группы с ТНР " Автоматизация звука Р"

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука Р" подготовительная группа...

Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".

Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...