Использование ИКТ на занятиях с одаренными детьми. Методические рекомендации.
методическая разработка
Что касается обучения и развития одаренных детей, то использование ИКТ в работе с ними позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса. Такие дети очень быстро «перерастают» традиционную школьную программу. В условиях традиционного обучения педагогам сложно в равной степени учитывать потребности и интересы одаренных детей и «основной массы» учащихся. Зачастую педагог вынужден либо акцентировать внимание на одаренном ребенке, в ущерб другим учащимся, либо, наоборот, игнорировать запросы одаренного ребенка и «подстраиваться» под запросы других учащихся. Именно по этой причине использование ИКТ является наиболее эффективной формой индивидуального обучения одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekomendatsii.docx | 64.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
Использование ИКТ
на занятиях с одаренными детьми
(методические рекомендации)
Автор-составитель:
Чопюк Наталья Михайловна.
преподаватель географии
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
Определение понятий «Информационно-коммуникационные технологии» и «одаренный ребенок» , «одаренные дети»………………………………………4
Занятие " Вода в атмосфере. Атмосферные осадки " с использованием
обучающей презентации…………………………………………………………… 6
Практическое занятие «Нахождение географических координат».........…….... 16
Дистанционное занятие «Минералы» ………………………………………….....18
Заключение …………………………………………………………………..……..21
Список литературы ………………………………………………………..…….…22
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе проблема способностей является одной из самых актуальных проблем. Несмотря на кажущуюся решаемость проблемы способностей (спецшколы, школы с различными уклонами, лицеи и гимназии), дело обстоит гораздо серьезней. Частичное или полное отсутствие современных методик в данных школах зачастую не позволяет ребенку полностью проявить всю гамму своих способностей.
Педагоги используют разнообразные средства, методы, приемы, чтобы занятие было интересным, чтобы вызывало у ученика желание погрузиться вместе с педагогом в процесс познания нового, неизведанного.
Целью работы проведение занятий с одаренными детьми с применением ИКТ
Задачи:
1. Изучить понятия «информационно-коммуникационных технологии» «одаренные дети» в учебном процессе.
2. Создать и реализовать занятия с использованием ИКТ
Данные методические рекомендации содержат только некоторые формы и методы.
Определение понятий «Информационно-коммуникационные технологии» и «одаренный ребенок», «одаренные дети».
Информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, –контролирующие программные средства.
Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий. Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– компьютерных тренажеров;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– программно-методических комплексов;
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Терминология «одарённый ребенок» включает такие понятия как творческая способность, талант, одарённость, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одарённости в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определённой сфере.
Занятие " Вода в атмосфере. Атмосферные осадки "
с использованием обучающей презентации
Тема: «Вода в атмосфере. Атмосферные осадки».
Цель: сформировать представление о водяном паре, влажности воздуха, относительной и абсолютной влажности, видах облаков, атмосферных осадках. - выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков;
- познакомить с прибором для измерения осадков;
- рассмотреть какое влияние оказывают атмосферные осадки на жизнедеятельность человека;
- научит строить и читать диаграмму;
- воспитывать внимательность, активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
-прививать навыки самостоятельной работы.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, карта полушарий, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку.
Выявление отсутствующих учащихся на уроке.
Эмоциональный настрой на работу.
Введение в тему
Ребята, вспомните, какую тему мы с вами изучаем? Знаете, что самое приятное в теме «Атмосфера»? В ней всё взаимосвязано. Мы говорили что атмосферное давление зависит от температуры воздуха. Ветер, в свою очередь, зависит от давления. Следовательно, ветер зависит от температуры. Мне так кажется, что у этой темы есть логическое продолжение.
Задачи урока:
1. Познакомиться с понятиями: водяной пар, относительная и абсолютная влажность, облака, атмосферные осадки, видами осадков, причинами их образования и значении в природе и для человека.
2. Научиться распознавать виды облаков, состояние облачности, анализировать и чертить столбиковые диаграммы выпадения осадков.
Мотивация:
Какое значение для вас имеет изучение темы «Вода в атмосфере. Атмосферные осадки»? (ответы учащихся).
Актуализация знаний
Прежде чем приступить к изучению нового материала, я хотела бы проверить ваши знания по предыдущим темам.
Нескольким ученикам я предлагаю поработать с тестом на эту же тему.
Эти задания подготовят вас к изучению нового материала. Итак, за работу!
II. Проверка домашнего задания
Запись на доске до урока:
Элемент климата | Прибор | Единица измерения |
Температура | Термометр |
|
Ветер |
| м/с, км/ч |
| Барометр | мм.рт.ст |
Осадки |
|
|
Влажность воздуха |
| % |
Вставьте пропущенные слова. У доски работает один учащийся.
Выполните тест один человек на месте.
Тест по теме: «Ветер. Атмосферное давление».
1. Как называется прибор для измерения направления и силы ветра?
а) барометр;
б) флюгер;
в) термометр;
г) компас.
2. Ветер, меняющий 2 раза свое направление в течение суток.
а) муссон;
б) фён;
в) бриз;
г) западный ветер.
3. Стрелками укажите направление ветра. В каком случае ветер будет дуть сильнее?
а) 740 мм рт. ст. 760 мм рт. ст.
б) 760 мм рт. ст. 745 мм рт. ст.
в) 756 мм рт. ст. 773 мм рт. ст.
г) 730 мм рт. ст. 767 мм рт. ст.
4. Установите соответствие:
Давление
1. 749 мм рт. ст. А) ниже нормы
2. 760 мм рт. ст. Б) выше нормы
3. 860 мм рт. ст. В) нормальное
5. Вставьте слово. « При подъеме в горы атмосферное давление ……. , каждые 10,5м на 1 мм рт. ст.»
Ответы: 1.б; 2.в; 3_; 4._; 5.уменьшается.
Проверка домашнего задания в виде игры « Узнай слово».
Условие игры: на карточках для каждого ученика, написаны высказывания. Каждое высказывания имеет букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывают букву. Если дети примут правильное решение, то получится высказывание.
1. Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении. К
2. Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении Д
3. Ветер всегда дует из области ВД в область НД Е
4. Ветер всегда дует из области НД в область ВД Р
5.Чем больше разница давления, тем ветер слабее М
6. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемомерта Р
7. Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт ст. Ж
8. Ветер очищает воздух А
9. Ветер изменяет формы рельефа Т
10. Существует 12-бальная шкала скорости ветра. Ь
11. Штиль дует со скоростью 0-0,2 м/с – это 0 баллов Н
12. Самое ветреное место на Земле в Антарктиде О
13. Бризы относятся к местным ветрам, меняющий свое направление 2 раза в год К
14. Бризы образуются на побережьях водоемов, рек , озер, водохранилищ из-за резкого контраста t суши и воды С
15. Ночной бриз дует с суши на водоём. П
16. Роза ветров – это график, который наглядно представляет направление преобладающих ветров в данной местности. О
17. Прибор для измерения давления флюгер Т
18. В горных системах господствует ветер под названием « Фен» В
19. Властелин пустынь – «самум» Е
20. С высотой атмосферное давление увеличивается М
21. Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт Т
22. По шкале Бофорта ураган получил 12 баллов Р
23. Сила и скорость ветра зависит от давления. У
( ответ : Держать нос по ветру)
Хорошо! Молодцы!
2. Изучение нового материала.
Учитель протирает доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить (ученики отмечают, что доска высыхает).
- Ребята, куда девается вода с доски? (Испаряется)
- Куда деваются лужи после дождя?
-Почему зимой на улице изо рта идет пар? (Ученики отвечают на вопросы. Ответ – испарение).
-Какое значение это имеет для атмосферы? Для её состава? (В атмосфере содержится вода.)
-В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере? (В газообразном – водяной пар.)
- Видим ли мы водяной пар? (Нет.)
Воздух всегда содержит определённое количество воды в виде пара.
Количество водяного пара, находящегося в атмосфере, называется абсолютной влажностью, измеряется в граммах в 1 м воздуха.
Абсолютная влажность воздуха непостоянна, летом лужи высыхают быстрее, почему? Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он содержит.
Информацию о влажности воздуха можно услышать по радио или увидеть в телепрограммах. Ведущий программы предупреждает вас, например, что относительная влажность воздуха 70% того количества водяного пара, которое он мог бы содержать при данной температуре. При дожде относительная влажность воздуха достигает 90 % и более.
Для измерения относительной влажности используют прибор гигрометр. (Записать в тетрадь).
Считается, что влажность от 30 до 60 % - нормальная, более 60 % - высокая, менее 30% - низкая.
-Какие явления в природе увеличивают количество водяного пара в атмосфере? (Испарение с поверхности водоёмов и земной поверхности.)
- Ежегодно с поверхности Мирового океана испаряется 448 тыс. км воды, или слой воды толщиной 1,2 м, а с поверхности суши – 71 тыс.км. воды. Таким образом, со всей поверхности земного шара испаряется 510 тыс.км воды. (Предложить ученикам сосчитать самим)
Внимание, проблема: иногда водяной пар конденсируется в приземном воздухе. Что образуется тогда у поверхности Земли? (туман). Значит, туман – облака, расположенные низко над землей? Когда чаще всего встречается туман? (Рано утром или вечером). Слайд 9
Что произойдет с воздухом, поднимающимся от поверхности Земли? Правильно. При охлаждении воздух отдает лишнюю влагу, водяной пар переходит в состояние насыщения и конденсируется, т.е. переходит в другое агрегатное состояние. Так на высоте образуются… .
Отгадайте загадку: без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. облака.
Ребята, как вы думаете, что такое облака? Слайд 11
Ученик: туман образуется у поверхности земли, а облака на высоте.
Учитель. Итак, облако- это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте.
Запишите это понятие в тетрадь. Поднимаясь вверх от поверхности Земли, воздух охлаждается, отдает лишнюю влагу, при этом образуются мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака.
Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия.
Послушайте сказку, из которой вы узнаете, о разных видах облаков и на какой высоте они образуются. Сказка называется “ Спор облаков. “Давным-давно, много лет тому назад жило-было Царство Облаков. И жили в нем три брата – Перистые, Слоистые и Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор. “Мы красивее всех, мы выше всех! – закричали Кучевые облака. (Слайд 12) Мы появляемся на высоте 2–3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы”. “Нет, – закричали Перистые облака. (Слайд 13) – Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8–10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево”. – “Зато мы можем затянуть все небо, – возразили Слоистые облака, - и через нас ничего не будет видно!”. (Слайд 14.) Услышала этот спор Царица Атмосфера, рассердилась и приказала слугам Ветрам разнести Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака все вместе! Итак, что вы узнали из сказки?
Ученик: Из сказки мы узнали, что облака бывают кучевыми, слоистыми, перистые и что они образуются на разной высоте.
Задание: представьте себя облаком. Расскажите, на какой высоте и когда вы образуетесь. Работа с учебником с. 127 рис.91 Слайд 15
Данные занести в таблицу:
Виды облаков | Внешний вид | Высота образования | В какой сезон года |
Кучевые | Белые «кучи ваты» | 2-10 км | С весны по осень |
Слоистые | Большие валы оттенком, часто образуют сплошную облачность | Менее 2 км | В течение всего года |
Перистые | Похожи на белые волокна или перья | 10-12 км | В течение всего года |
Учитель предлагает подойти к окнам классной комнаты. Ребята, посмотрите на небо. Какие чувства вызывает у вас оно? Почему? Большую роль играют облака в настроении человека.
В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые.
- Ребята, а что такое облачность? Облачность – важная характеристика погоды. Влияет ли облачность в ночное и дневное время суток на температуру воздуха и нагревание поверхности Земли солнцем.
Ночью облачность препятствует понижению температуры приземного слоя воздуха, образуя что-то вроде «одеяла» над Землёй, днём ослабляет нагревание поверхности Земли солнцем.
Облачность выражают в % или в баллах.
-Безоблачное небо – 0% (0 б),
-Полностью закрытое облаками – 100%(10 б) облачности.
Физкультминутка: водяной поднимается вверх (поднимаются обе руки вверх, становятся на носочки), и охлаждается (согреваем руки дыханием). Так образуются облака ( вырисовываем руками в воздухе круг). Облака бывают кучевые ( вырисовываем руками кучевое облако), слоистые ( одна рука ложится на другую, потом нижняя вновь на верхнюю) и перистые ( редкие взмахи рукой в воздухе). Когда облако становится большим ( рисуем большой круг руками), тяжелым ( вытянутые горизонтально руки опускаем вниз), выпадают осадки ( пальцы сжатые в кулак разжимаем и делаем разбрызгивающие движения): дождь ( накрываем голову двумя руками), или снег (ловим снежинку рукой) Молодцы!
Учитель: Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков.
Итак, что еще мы должны сегодня узнать?
Ученик: мы должны познакомиться с разными видами осадков.
Учитель: а что такое осадки, как вы думаете?
Ученик: вода в жидком и твердом состоянии.
Учитель: правильно, запишите это понятие себе в тетрадь.
Вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
Учитель. А какие виды осадков вы знаете?
Ученик: дождь, морось, снег, град, крупа, роса, иней, изморозь.
Сообщения о видах осадков.
-Виды осадков по сезонам года: осадки тёплого времени года( дождь, морось, роса, град).
Осадки холодного времени года (снег, крупа, иней, изморозь).
Учитель: правильно. При определенных условиях облачные капли начинают сливаться в более крупные и тяжелые. Они уже не могут удержаться в атмосфере и падают на землю в виде дождя.
Бывает, что летом воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 C. Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града.
В зимнее время осадки выпадают в виде снега.
Облака в это время состоят не из капелек воды, а из мельчайших кристалликов-иголочек, которые, соединяясь вместе, образуют снежинки.
Сейчас зима посмотрим фрагмент видеоролик о снежинках.
Осадки выпадают на землю не только из облаков, но и непосредственно из воздуха. Это роса, оседающая на земле и растениях, которые быстро охлаждаются ясным летним вечером после захода солнца.
В тех случаях, когда почва ночью охлаждается до температуры ниже 0C (а это обычно бывает весной или осенью), образуется иней.
В географии каждый вид осадков зашифрован и имеет свое условное обозначение. А ну-ка, давайте откроем календари погоды и посмотрим какие условные знаки существуют!
Количество осадков измеряют с помощью осадкомера
Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.
Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавшие за все дни этого месяца.
Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавшие за все месяцы этого года.
А сейчас научимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков.с.131( от теории к практике).
Учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков
Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.
По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб выбирают произвольный.
По горизонтальной линии – месяца, начиная с января, масштаб в 1 см – 1 месяц.
Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.
5. Чертим столбик шириной в 1 см, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 см
1 группа: предлагаю таблицу данных для самостоятельного построения диаграммы количества осадков
Таблица данных
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
10 мм | 15 мм | 5 мм | 10 мм | 15 мм | 25 мм | 30 мм | 40 мм | 60 мм | 65 мм | 50 мм | 30 мм |
Что можно узнать из этой диаграммы? Из диаграммы можно узнать, как распределяются осадки в течение года в анализируемой местности.
Осипова НЕОБЫЧНЫЕ ОСАДКИ
Распределение осадков. с. 126
Объясните, почему на поверхности земли выпадение осадков неравномерно. Укажите несколько причин.
Осадки выпадают на поверхность земли очень неравномерно.
В целом наблюдается изменение выпадения осадков от экватора к полюсам.
В широкой полосе вдоль экватора впадает достаточно большое количество осадков - свыше 2000. В тропических широтах осадков очень мало – в среднем 250-300 мм. А в умеренных широтах их опять становится больше. При дальнейшем приближении к полюсам их становится меньше – 250 мм в год и больше.
Задание : расскажите об осадках, характерных для нашей местности. Какие причины оказывают влияние на формирование осадков нашей местности? Почему иногда важно знать состояние облачности на предстоящие сутки из сообщений прогноза о погоде?
Дополнительная информация. (индивидуальное опережающее задание учащихся)
1 ученик. Одними из самых «мокрых» мест на земле метеорологи считают гору Вайамам на Гавайских островах – 12,5 м в год и город Черапунджи на южных склонах Гималаев – 12, 6 м.
Самые сухие места на планете – тропические пустыни Африки и Южной Америки. Здесь есть места, где осадков выпадает меньше 1 мм в год.
Морось - жидкие осадки, состоящие из очень мелких капель. Они не дают кругов на воде и не ощутимы на лице как отдельные капли. Они так медленно падают, что кажутся висящими в воздухе.
Снег выпадает в виде ледяных кристаллов. Обычно имеющих форму 6-лучевых звёздочек.
Диаметр снежных хлопьев равен примерно одному сантиметру. В отдельных случаях они бывают и более крупными. Так 4 декабря 1892г. В Саксонии падали хлопья снега, достигавшие 12 см в поперечнике.
2 ученик. Использование росы
В древности обитатели пустынь собирали воду так. Вокруг дерева, возле его корней, клали много камней. На этих камнях поутру собиралась роса. Она стекала в землю, и дерево получало влагу.Один человек, наверное, знавший про этот способ, придумал другой. На острове Брава, одном из островов Зеленого Мыса, очень редко выпадают дожди. Зато туманы – дело обычное. Но ведь туман – это вода! Человек увидел, что на листьях фуркройи – гигантской лилии – из-за туманов так много оседает росы, что она стекает на землю.Человек взял и связал листья так, что она стала стекать не на землю, а на другой лист, расположенный ниже, а с него – на следующий… В самом низу образовался целый ручей. Потом изобретатель посадил по склону в один ряд шестьдесят гигантских лилий и выкопал канаву. И роса стала стекать в канаву. 200 литров воды, а в сильные туманы даже 600 л собирали листья фуркройи. Целый водопад росы!
Закрепление изученного материала.
1. «Мозговой штурм». Атмосферные осадки – это благо или беда?
Субботина С.«Благо»: снег сохраняет озимые посевы от вымерзания, снег очищает воздух от загрязненности, осадки питают культурные растения влагой, необходимой для фотосинтеза, в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы, осадки пополняют реки, делая их судоходными и мн.др.
Андреева Ю.«Вред»: градины уничтожают растения и даже животных, разрушают постройки, сильные снегопады парализуют движение транспорта, ломают ветки деревьев, под изморозью провисают и обрываются линии электропередач. Во время гололеда травмируется человек.
Можно ли бороться с осадками? Как? Сухинина А.
С помощью самолетов на облака сбрасывают частички углекислоты, развитие облака замедляется, вместо града выпадает дождь.
Работники метеослужбы в праздничные дни рассеивают облака таким же образом, и дождь не сможет испортить настроение людям.
Человек научился вызывать искусственный дождь. Изобрели пушку, которая стреляет снегом. По ободу пушки расположено 180 дырочек, через которые вода под давлением разбрызгивается в виде мельчайших капелек, быстро превращающиеся на морозе в кристаллики снега. Пушка дает 25-40 куб м. снега в час.
Итог урока. Выставление оценок.
Рефлексия. У вас на столах лежат карточки с солнышком, снежинкой и тучкой. Если урок вам понравился, прикрепите на облако на доске солнышко. Если было очень скучно, снежинку. Если не все понравилось тучку. Я очень рада за вас и мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за внимание!
Домашнее задание.
Изучить п. 19,
По желанию: нарисовать пейзажи с изображением одного из видов облачности.
Практическое занятие «Нахождение географических координат»
В данном занятии показано применение интерактивной доски, интерактивной презентации, обучающей программы и тестовых заданий созданных обучающимися для взаимоконтроля в многофункциональном онлайн конструкторе тестов https://onlinetestpad.com .
Тип занятия: систематизация знаний.
Вид занятия: урок с использованием компьютерных технологий.
Методы обучения: эвристический, практический, наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, в парах.
Средства обучения: интерактивная доска с геогрfфической картой мира, ПК у каждого ученика, интерактивная презентация «Нахождение географических координат», интерактивные тесты https://onlinetestpad.com .
Цели:
Образовательные:
систематизировать знания учащихся о первом и втором законах Менделя, анализирующем скрещивании и промежуточном наследовании;
продолжить формирование навыков решения генетических задач.
Воспитательные:
продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
продолжить работу над повышением стремления к самоактуализации;
способствовать воспитанию культуры общения.
Развивающие:
развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, умение обобщать;
развивать навыки коммуникативного общения.
Ход занятия
1. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.
2. Актуализация и проверка знаний с использованием интерактивной доски и электронных тестов.
1) Задания к интерактивной презентации:
Закончите предложение.
Экватор делит Землю на __________________________________полушария, а начальный меридиан (Гринвичский) – на __________________________полушария.
Подпишите на рисунке названия линий градусной сети.
Географическая широта может быть _____ и ______, а географическая долгота - ____.
Пользуясь картой мира, определите географические координаты городов и заполните таблицу:
Название города | Географические координаты |
Лондон | |
Москва | |
Рио-де-Жанейро |
Какие материки целиком находятся в Северном полушарии?
Какие материки целиком находятся в Восточном полушарии?
Какой материк находится во всех четырех полушариях?
Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам и заполните таблицу:
Географические координаты | Название объекта |
33 ю.ш., 19 в.д. | |
.ш., 158 в.д. |
1 Закончите предложение.
Экватор делит Землю на __________________________________полушария, а начальный меридиан (Гринвичский) – на __________________________полушария.
Подпишите на рисунке названия линий градусной сети.
Географическая широта может быть _____ и ______, а географическая долгота - ____.
Пользуясь картой мира, определите географические координаты городов и заполните таблицу:
Название города | Географические координаты |
Лондон | |
Москва | |
Рио-де-Жанейро |
Какие материки целиком находятся в Северном полушарии?
Какие материки целиком находятся в Восточном полушарии?
Какой материк находится во всех четырех полушариях?
Пользуясь картой мира, определите объекты по их географическим координатам и заполните таблицу:
Географические координаты | Название объекта |
33 ю.ш., 19 в.д. | |
54 с.ш., 158 в.д. |
5. Рефлексия (самооценка своей деятельности учащимися) .
6. Использование свободного времени для получения дополнительной информации по данной теме, используя ПК (сайт «Сборник задач с решениями и ответами»)
Дистанционное занятие «Минералы»
В данном занятии рассматривается применение интерактивной презентации и интерактивной доски, а так же просмотр видеофрагмента в Zoom сервисе для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения.
Цель занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Минералы»
Данное занятие позволяет развивать следующие ключевые компетенции учащегося:
• умение организовывать взаимосвязи своих знаний и упорядочивать их;
• умение устанавливать взаимосвязь;
• умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения;
• умение находить новое решение.
Технологии, методы:
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Технологии: личностно-ориентированный подход к обучению, информационно-комуникационные технологии, синхронная сетевая технология.
Создание ситуации успеха и сотрудничества.
Занимательная деятельность, способствующая формированию внутренней мотивации и, как следствие, стимулирование развития памяти, мышления.
Форма организации деятельности – совместная групповая и индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение занятия:
• комплект компьютерного оборудования: ПК с выходом в интернет, проектор, интерактивная доска (ИД), видеоконференц оборудование.
Время реализации занятия – 40 минут
Общение между группами разных учебных заведений проходит через видеоконференцсвязь
Предметные: Углублять знания о горных породах, их использовании и происхождении.
Развивать умения учащихся определять горные породы
Метапредметные: должны уметь проводить самостоятельный поиск географической информации о горных породах своей местности с различных источников.
Личностные: вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный, практическая работа
Формы работы учащихся: Групповая, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: Мультимедийная установка, интерактивная доска, Интернет, ЭОР
Ход урока
1.этап. Организационно- мотивационный этап урока.
2 этап Актуализация знаний.
Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь”.
- Твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, состоит из остатков растений тяжелее воды, ярко горит. (Уголь.)
- Ни огня, ни света, А огнём блестит. /Золото/
- Камень для грамотеев. /Графит/
- Горные породы, образовавшиеся из остатков древних морей. /Известняки/
- Незаменимая рубашка для консервов. /Олово/
- Из какой породы в древние времена изготавливали топоры, ножи? /Кремень/
- Белый, как сахар, но не сладкий.
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
- Что сперва в воде родится,
А потом воды боится? {Соль)
3 этап Формирование темы урока. Цели и задачи урока.
Учитель: О чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?/ формируют тему урока\
Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в мир удивительных камней. /формирование задач урока/
А для этого нам понадобятся полученные на уроках знания.
- Что такое горная порода?
- Какие свойства горных пород вы знаете?
- На какие группы делятся горные породы по происхождению?
- Что такое минералы?
- Приведите примеры.
4 этап Процессуально-содержательный
Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни- немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”.
Помощник помогает учителю раздать образцы минералов: базальта, полевой шпат, слюда, кварц, графит, гипс.
1. – Ребята, когда вы рассматривали коллекции горных пород, видели, что некоторые из них неоднородны. Горные породы состоят из минералов. Рассмотрите гранит в коллекции, на рисунке в учебнике. Гранит состоит из трех минералов: кварца, слюды, полевого шпата. Есть горные породы, состоящие из одного минерала. Например, известняк→из м.кальцита кварцит→из м.кварца. В природе чаще встречаются горные породы, состоящие из нескольких минералов. Минералы в горных породах. Учебник стр. 99-100, рассмотреть самые распространенные минералы.
2.Свойства минералов. Учебник стр. 100-101.
5 этап урока Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу.
Руки в стороны, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
3. Проведение практической работы. /групповая/
Как правило, учащимся предлагают для описания те горные породы, которые встречаются в их местности.
Ребятам предлагаются образцы минералов, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
ПЛАН | минералы | ||||
]. Название | |||||
2. Плотная, рыхлая или сыпучая | |||||
3. Масса | |||||
4. Цвет | |||||
5. Блеск | |||||
6. Твердость |
Вывод: Группы дают характеристику минералам.
6.этап. Закрепление:
Что такое минералы?
Из каких минералов состоит гранит?
Какие самородные металлы вам известны?
Самый твёрдый минерал на Земле?
В каком заповедники собраны минералы со всего мира?
7.этап. Рефлексия.
1.) На сегодняшнем уроке мне понравилось…
2.) Я узнал (а) много интересного…
3.) Я думаю, что полученные знания пригодятся мне
4.) Мне было интересно, так как…
5.) Я думаю, что география очень интересный предмет, потому что…
8.этап. Домашнее задание
Базовый уровень – Параграф 19, вопросы стр.103.
Повышенный уровень – Составьте презентацию «Различные виды полезных ископаемых
Заключение
Использование ИКТ на уроках помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования информационно-коммуникационных технологий на всех стадиях педагогического процесса
Для меня, как преподавателя, использование ИКТ в обучении – это профессиональный рост. Эффективное его использование возможно при наличии в кабинете мультимедийного оборудования.
Список литературы
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании /Н.В. Апатова. - М: изд-во РАО, 1994 г -228с.
2. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. Казань: ТГГПУ, 2010. 56 с.
3. Гилядов, С.Р. Одаренность: испытание или благо? / С. Р. Гилядов// Директор шк. - 2012. - № 2. - С. 81-84.
4. Семенов, П.П. План работы по реализации программы "Одаренные дети" в учебном году / П. П. Семенов// Завуч. - 2012. - № 2. - С. 43-49.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий с одаренными детьми
Программа занятий с одаренными детьми...
Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов
Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...
Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.
Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....
Использование ИКТ в работе с одаренными детьми.
Предлагается обобщение опыта по теме "Использование ИКТ в работе с одаренными детьми"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Интенсификация учебного процесса, увеличение объема знаний, предъявляет новые требования к здоровью. В связи с этим в рамках курса физической культуры необходима выработка и внедрение в учебный проц...
Возможности использования европейского опыта работы с одаренными детьми в условиях введения ФГОС ОО в России
Данная работа основана на применении системного метода, теоретического анализа печатных источников, анализа данных официальной статистики, контент-анализа документов, сравнительного анализа мате...
Использование приемовТРКМЧП в работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
Статья является попыткой осмысления пути раскрытия и развития одаренных детей, примененяя технологию развития критического мышления через чтение и письмо....