Конспект урока Священные сооружения
план-конспект урока (5 класс)

Целью урока  является формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс  5

Дата  01.03.2022

Тема. Религия и культура. Священные сооружения.

Учитель  Шурдукова Юлия Владимировна, учитель ОДНКНР ГБОУ школа 530 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Цель урока: Формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с такими священными сооружениями как храм, мечеть, синагога, дацан. Пробудить познавательный интерес к этим культовым постройкам, к культуре народов мира.
  • Развивать представления младших школьников о значении нравственных норм и ценностей; способности к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения;
  • Содействовать воспитанию уважительного отношения к священным религиозным сооружениям.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий;

•        научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям;

•        воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

Основные термины и понятия: православный храм, мечеть, синагога, дацан.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, карточки с таблицей, карточки с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел уже звонок,

Ты готов начать урок?

Настроение на 5,

Значит можно начинать!

- Вдохните в себя свежесть сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь.

Проверяют наличие учебных вещей к уроку.

-На доске вы видите ленту времени. У меня есть 4 карточки с названиями мировых религий: христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Вам необходимо расположить эти карточки на ленте времени по мере их возникновения.

Располагают карточки на ленте времени по мере их возникновения.

Молодцы справились с заданием.

2. Актуализация знаний

- Как вы считаете, что такое священные сооружения? Могут ли люди обойтись без них? (Сооружения, где происходят совместные ритуальные действия, там люди молятся Богу, без них обойтись нельзя.)

- Верно. В древние времена люди собирались вместе, молились и приносили жертвы своим богам. Так у древних евреев для этих целей был переносной шатёр, который назывался скиния. Другие племена поклонялись камням или деревянным идолам, обожествляли природу.

- В дальнейшем в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Египте, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии люди стали сооружать храмы, посвящённые своим богам.

- Как вы думаете, почему люди стали строить огромные каменные сооружения? С чем это было связано?

(Люди стали жить на одном месте, возделывать землю, научились обрабатывать камни, улучшились орудия труда, люди хотели возблагодарить Бога, поэтому в честь Него стали возводить красивые сооружения).

3. Сообщение темы урока

- Прочитайте слова на доске (синагога, храм, мечеть, дацан).

- Предположите, как связаны эти слова с нашим уроком.

- О чём узнаем на уроке?

- Мы продолжаем знакомство со священными сооружениями религий мира.

4. Изучение нового материала

- Рассказ о синагоге.

- В царствование царя Соломона в Иерусалиме был построен Храм Единого Бога. Но завоеватели разрушили этот Храм. Иудеи восприняли это как страшную трагедию. Всё же их совместные молитвы не прекратились. Ещё раньше расселившись по разным странам, группы евреев использовали для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» - синагоги.

Архитектура синагог очень разнообразна, что же касается внутреннего убранства, то оно всегда подчинено определённым правилам. У восточной стены зала для молитвы стоит специальный шкаф – в котором хранятся пергаментные свитки Торы. Свитки должны быть рукописными. Переписыванием Торы занимается софер (писец). Он не должен допускать ошибок, потому что их наличие делает текст непригодным для богослужения.

В центре синагоги находится возвышение, с которого читается Тора. Внутри молельного дома часто располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей.

Здесь же помещается каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Каждая еврейская семья стремится в своём доме воссоздать элементы храма, который был разрушен.

- Сейчас поговорим о православных храмах. Что такое храм?

(Храм – Дом Божий, в котором невидимо обитает Господь, окружённый ангелами и святыми). Давайте подумаем, есть ли связь между словом храм и хоромы. Действительно, хоромы – это богатые красивые строения на Руси. Храмы – Дома Божьи, построенные с любовью и красиво украшенные.

Перед вами три иллюстрации. (На доске иллюстрации с изображением дворца, высотного здания, храма)

Какое из них храм? Чем внешне оно отличается от остальных? (На храмах купола с православными крестами)

- В древние времена наши предки поклонялись многим богам. Но в Х веке князь Владимир среди многих религий выбирает православие. А в ХI веке по всей Руси начинают возводить великолепные храмы, украшенные мозаиками, росписями (фресками), иконами. Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам.

Все храмы построены по канонам. Канон – образец, твёрдо установленные правила. Поэтому в строении храма нет ничего случайного. Всё имеет свой символический смысл.

Работа с иллюстрациями

- Посмотрите внимательно на изображения храмов. Что их объединяет? (Купола, кресты)

- Чем внешне отличаются эти храмы? (Формой, цветом, количеством куполов)

Посмотрите на представленные схемы. Какие формы они напоминают? (Восьмиугольник, корабль, крест, круг)

- Восьмиугольник символизирует Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению. Круг – это символ вечности Церкви и Царства Небесного. Крест и корабль также являются символами спасения.

Здание Храма обычно венчается куполом. На что похожи луковичные главки этого храма? (На свечу, огонь, пламя)

Что напоминает такая форма куполов? (Шлем богатыря)

Действительно, шлемовидные купола делают храмы похожими на русских богатырей – защитников. Такие купола символизируют духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла.

- Что мы видим над куполом храма? (Крест)

Крест главный символ христианства. Крест – соединение земли и неба, призвание к духовной высоте.

- Куда устремлён храм? (Вверх)

Куда он указывает путь? (В небо)

- Какой должна быть цель жизни человека? (Возвышение души, совершенствование)

- Посмотрим внутреннее устройство православного храма.

Храм имеет притвор, среднюю часть, где стоят люди и молятся и самое священное место в храме – это алтарь. Алтарь обращён всегда на восток, там был Эдем, место рая на земле.

Перед алтарём иконостас, где расположены иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых.

К храму часто примыкает колокольня или звонница, на которой находятся колокола. Звонница может стоять и отдельно. Она не является священным сооружением. Колокольный звон призывает людей на молитву, на встречу с Богом.

- Рассказ о мечети.

Мечеть – это молитвенное здание в исламе. Большинство мечетей имеют специальную башню – минарет, с которой верующих призывают на молитву. Минарет также не является священным сооружением, но он часто входит в комплекс религиозных построек. Его строят высоким, как маяк, чтобы все люди видели и слышали призывной голос муэдзина.

В каждой мечети есть ниша (михраб), всегда обращённая в сторону Мекки, священного города для мусульман. Становясь на молитву, мусульманин снимает обувь и обращается лицом в сторону Мекки. Молитва должна совершаться в чистоте помыслов и тела, одежды и места. Поэтому перед молитвой мусульманин должен совершить омовение. Для этого в мечети есть оборудованное место. Женщины должны располагаться на балконе или в конце зала за занавесом. Одежда женщин должна закрывать всё их тело, кроме лица и кистей рук.

Соборные молитвы у мусульман проходят по пятницам. Мечеть занимает особое место в жизни верующих. Это не только молитвенное, но и общественное здание с самыми разнообразными функциями.

В исламе не принято изображать Аллаха, поэтому мечеть внутри украшается специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Физкультминутка Физминутка. Игра «Да/нет»

-Я буду говорить утверждения. Если утверждение будет верным, то вы поднимаете руки вверх, если нет – приседаете.

1)Важнейшей частью большинства духовных традиций является религия. (Верно)

2) Культура – это материальные ценности. (Неверно)

3) К духовным нормам относятся идеи и образы. (Неверно)

4) Древние люди верили, что окружающий мир населён добрыми и злыми духами. (Верно)

5)Религия, в которой почитается много богов – единобожие. (Неверно)

6)Пророка в исламе звали Моисей. (Неверно)

7)Буддизм возник раньше остальных религий. (Неверно)

8)Книга, в которой записано всё, во что верят иудеи Священное Писание. (Верно)

9)Третья часть Библии содержит историю еврейского народа. (Неверно)

10) Покаяние в христианстве - единственный путь к восстановлению связи человека с Богом.(Верно)

- Работа с учебником стр.121-125  Буддийские священные сооружения.  

Вопросы для обсуждения:

- С какой строят ступы и что они символизируют?

- Расскажите, как выглядит буддийский пещерный храм снаружи и внутри?

- Что такое дацан? (буддийский монастырь) С какой целью создавались буддийские монастыри?

 5. Обобщение изученного материала. Филворд, таблица

Филворд. Найди все слова, которые касаются священных сооружений.

1

У

И

М

Е

Ч

Е

Т

Ь

Ж

Е

Г

М

2

П

Ц

Е

Р

К

О

В

Ь

С

О

О

Д

3

Ф

Ц

Я

Ь

С

И

Н

А

Г

О

Г

А

4

П

А

Г

О

Д

А

З

Б

У

Д

Д

А

5

Ё

С

Ъ

М

Х

Б

А

Л

Т

А

Р

Ь

6

Р

Ю

М

Е

Н

О

Р

А

Э

Ж

Ч

И

7

М

И

Н

А

Р

Е

Т

С

Т

О

Р

А

8

Ц

В

З

И

К

О

Н

О

С

Т

А

С

9

Л

Х

К

О

Л

О

К

О

Л

Ь

Н

Я

10

Ж

А

Р

О

С

К

И

Н

И

Я

Д

Б

11

Ё

С

Т

У

П

А

Б

Х

А

У

З

Т

12

К

Р

М

И

Х

Р

А

Б

Э

Я

О

В

Заполни таблицу. Распредели слова по религиям

Иудаизм

Христианство

Ислам

Буддизм

Синагога Тора  Церковь Мечеть Минарет Михраб Пагода Ступа Алтарь Будда Иконостас Алтарь Колокольня Менора Скиния

6. Рефлексия

Вопросы к игре «Отгадай»

1. Схема храма напоминает лодку, катер, корабль.

2. На воротах буддийского монастыря изображены львы, драконы, орлы.

3. Свитки Торы должны быть напечатаны, написаны, выгравированы.

4. Мусульмане собираются на соборную молитву по субботам, пятницам, воскресеньям.

7. Итог урока

- О каких священных сооружениях мира вы узнали на уроке?

- Есть ли что-то общее у всех этих сооружений?

- Зачем нужно посещать священные сооружения?

Учитель делает обобщение сказанного детьми.

- Действительно, священные сооружения помогают верующим собраться вместе, преклонить колени перед Богом, помочь  советом, делом.

- Что показалось интересным на уроке?

- Что нового открыли для себя?

8. Домашнее задание

Расскажите членам семьи о том, что вы узнали на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Священные сооружения»

Слайд 2

«Священные сооружения» Священные сооружения – это специально созданные сооружения для совместных ритуальных действий. После того, как человек стал вести оседлый образ жизни, молельни неизменно претендовали на лучшее место в жизни человека.

Слайд 3

Иудаизм. Синагога. Скиния - переносный храм в шатре, который был у древних иудеев. Большая Хоральная Синагога Санкт-Петербурга

Слайд 4

Внутреннее убранство отличается симметрией, большое впечатление производит роспись потолков и стен, витражи на окнах, необычный рисунок паркета. Главный зал, украшенный колонами, – двухсветный, практически весь заполнен скамьями для прихожан. У одной из стен здания, в восточной части, стоит шкаф, в котором хранится свиток Торы . В центре синагоги находится возвышение. С него читается Тора. Также есть «негасимый светильник» – символизирует менору , масляный светильник (семисвечник) Храма и каменная или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, которые когда-то Бог дал Моисею. Иудаизм. Синагога.

Слайд 5

Христианство. Церковь. Храм. Собор. Для совершения богослужений и молитв первые христиане не строили специальных храмов, они собирались в обычных жилых домах. Другим местом совершения богослужений были места захоронения тех христиан, которые пострадали за веру. Они обычно располагались в подземных гробницах – катакомбах. Позднее появились христианские храмы – церкви.

Слайд 6

Храм должен быть расположен так, чтобы алтарь находился на востоке. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что он имеет форму креста или прямоугольника. Храм обязательно имеет купол или купола и колокольню. Кровлю христианского храма венчает крест. Внутри христианских храмов много икон, изображающих лики святых. Они располагаются везде. Но особенно украшена иконами та часть, которая отделяет среднюю часть храма и алтарь, куда могут заходить только священнослужители. Эта стена называется иконостас. В центре храма находится амвон – специальное возвышение. У входа в храм располагается притвор. В притворе, как правило, находится место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов. Христианство. Церковь. Храм. Собор.

Слайд 7

Христианство. Церковь. Храм. Собор.

Слайд 8

Христианство. Церковь. Храм. Собор. Икона («изображение») – в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории. Перед иконой Богородицы «Прибавление ума» молятся Богородице о вразумлении детей, подвизающихся в учении. Икона Божией матери «Скоропослушница». Перед иконой молятся о духовном прозрении, при разных немощах, при онкологической болезни, о помощи при родах и кормлении молоком, о детях. Молятся, когда не знают как поступить, о чём спросить, в растерянности и недоумении.

Слайд 9

Буддизм. Ступа. Пагода. Дацан. Буддийские храмы называются пагоды – высокие многоярусные строения с поднятыми вверх краями крыш. В буддистских храмах и около них много украшений. Особенно много изображений Будды и священных животных. Внутри и снаружи храмы украшены цветами, лентами, флажками, фонариками. Внутри храма находится алтарь, на котором расставлены различные ритуальные предметы. В буддистских храмах могут находиться школы, где ведется обучение послушников. Некоторые храмы превращаются в учебные заведения. Например, Иволгинский дацан в Бурятии. ( Дацан – монастырская школа). Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Слайд 10

Буддизм. Ступа. Пагода. Ступы – специальное сооружение, в которое помещен прах Будды. Первоначально ступ было восемь и состоял из трёх частей. Именно они стали предметом поклонения буддистов. В дальнейшем стали строить всё более сложные ступы. Они превратились в высокие многоярусные строения – пагоды.

Слайд 11

Ислам. Мечеть. Мечети, так же как и христианские храмы могут иметь различный внешний вид. Но есть общие правила. Обязательно рядом с мечетью строится башня - минарет один или несколько, с которого мулла призывает всех верующих совершить молитву. В каждой мечети обязательно есть ниша – михраб , обращенная в сторону Мекки, священного города для мусульман. Молитвой в мечети руководит имам. В мечетях нет изображений живых существ. Они украшаются орнаментом или надписями из Корана на арабском языке. Обязательно в мечети или перед ней есть источник – хауз – где верующие могут совершить омовение.

Слайд 12

1 У И М Е Ч Е Т Ь Ж Е Г М 2 П Ц Е Р К О В Ь С О О Д 3 Ф Ц Я Ь С И Н А Г О Г А 4 П А Г О Д А З Б У Д Д А 5 Ё С Ъ М Х Б А Л Т А Р Ь 6 Р Ю М Е Н О Р А Э Ж Ч И 7 М И Н А Р Е Т С Т О Р А 8 Ц В З И К О Н О С Т А С 9 Л Х К О Л О К О Л Ь Н Я 10 Ж А Р О С К И Н И Я Д Б 11 Ё С Т У П А Б Х А У З Т 12 К Р М И Х Р А Б Э Я О В Найдите слова, которые вы узнали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок для 4 класса"Священные сооружения"

Методическая разработка урока по ОРКСЭМодуль»Основы мировых религиозных культур»Тема:Священные сооружения.Цель:формирование понятия»священное сооружение»через ознакомление с культовыми сооружениями ми...

Конспект урока "Священные узы супружества" 7 класс

Конспект урока "Священные узы супружества" в 7 классе создан в технологии  "Диалог культур" по анализу древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческого мифа о Филимоне и Ба...

Конспект урока «ЗАЩИТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГО»

Может использоваться на уроках ОБЖ в 10 классах....

План-конспект урока. «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта».5 кл.

Таинственный и загадочный Древний Египет, как много тайн он еще хранит. Давайте узнаем некоторые из них.Цели урока:—         познакомить учащихся с ролью ...

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения"

Методическая разработка урока по ОРК по теме "Священные сооружения" содержит аннотацию, подробный конспект, где представлена как деятельность учащихся, так и деятельность учителя, метод...