Конспект урока "Священные узы супружества" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Харина Лидия Владимировна

Конспект урока "Священные узы супружества" в 7 классе создан в технологии  "Диалог культур" по анализу древнерусской "Повести о Петре и Февронии Муромских" и древнегреческого мифа о Филимоне и Бавкиде. Использованы материалы по загадкам славянской азбуки и христианскому  пониманию брака и супружества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tolko_chtenie.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

I.   Мотивационное  начало.

         -  Разгадайте анаграмму:      акшамор                              Слайд №

                                                         (ромашка)

         -  Что вы знаете о ромашке?

         -  А какое отношение имеет этот чудо – цветок к нашему уроку, пусть останется пока секретом.

    II.   Введение  ключевого  слова

                           (через тайнопись славянской азбуки)

       1.  Шифрограмма:                                                                 Слайд №

                 БОУКИ    РЦИ    АЗЪ    КАКО

       -  Как вы догадались, что это слово брак?

      

  1. Из истории славянской азбуки (слово учителя).           Слайд №

-  Откуда получила своё название старославянская азбука?

                               (от сочетания двух первых букв «аз» и «буки»)

   Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах церквей в Переславле в 9 веке.  А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском  соборе в Киеве. В 1574 году  во  Львове появилась первая печатная «Азбука», напечатанная Иваном Фёдоровым.

-  А кто создал буквы славянской азбуки?

                                (Кирилл и Мефодий)

   Многие учёные приходят к выводу, что на самом деле первая  «Азбука» является  тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл. Всю азбуку можно условно разделить на две части:  «высшую»  и  «низшую». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф,  т.е. от  «аз» до  «ферт»,  и представляет собой перечень букв-слов, которые несут понятный славянину положительный смысл. Низшая же часть азбуки (от  «ша» до  «ижицы») имеет негативный подтекст.

  1. Многоаспектный  анализ

                   ключевого  слова.                         Слайд №

  1. Тайнопись славянских букв.

БОУКИ                    РЦИ                    АЗЪ                          КАКО

«быть»                «изречёшь»         «начало»                     «как»

Радужное             «скажешь»        Начало                         «подобно»

будущее,              «выскажешь»    всего                            «как Он»

но и                                                   прекрасного,               (схожесть

неизбежность                                   воплощение                Человека

наказания                                          положительного,        с Богом)

за грехи                                             светлого  

   -  Попробуйте сформулировать общее примерное значение  слова брак.

        

           2.   Этимология  слова брак.                                   Слайд  №

          Заимствовано из ст.-слав. яз.  Ст.-слав. слово бракъ образовано от глагола  «бьрати» посредством суффикса  -къ (ср. выражение  брать замуж, брать в жёны; диалектное браться – «вступать в брак»). Глагол  «брати» (первоначально имевший значение  «нести») в применении к женитьбе означает  «схватить, похитить».

         -  Попробуйте догадаться, почему слова  «брать»  и  «похитить» - исторические родственники?

                                                     (Основу брака у древних славян составляло  

                                                     похищение девушки из другого рода или  

                                                     племени)

         -  Как вы думаете, когда появилось слово  «брак»?     Слайд №

                                                     (Время его появления оспаривается.

                                                     Старославянское слово  «брак» уже означало  

                                                     обряд  «взятия замуж», а потом и само    

                                                     замужество, т.е.  супружество.

                                                     Древнерусское  «брак» - это  «свадьба»,    

                                                     «пир» и  «супружество».

                                                     В современном  русском  языке  «брак»

                                                     значит только  «супружество»).

         

       Брак во втором значении – недоброкачественное изделие, дефект -  заимствовано  в 18 веке из немецкого языка через посредство польского. Польское  brak – «недостаток, негодный товар - лом» - безаффиксного образования от глагола  brechen -  «ломать».                           Слайд №

         -  Почему два таких разных понятия – замужество и дефект, негодный товар – называются одинаково?

   3.    Синонимия.                                                                 Слайд №

     Брак – супружество, брачный союз, семейный союз, венчание (о церковном браке), брачные, семейные, супружеские узы (высок.), узы Гименея (традиционно-поэтич.);  для мужчины – женитьба,  для женщины – замужество.

     Брак – а) негодный, с изъяном, бросовый, испорченный товар;

                 б) дефект, с браком, с изъяном

     Браковать - отвергать (отметать, отклонять, выбрасывать, откидывать).

         -  Есть ли связь между синонимами различных значений слова брак?

       

  1. Словообразование.                                                                                    

         Брак  +  со  +  чет +  ани  + е

         Бракосочетание –  вступление в брак;  о  церковном браке – венчание, обряд венчания;  таинство брака (книжн.);  для  женщины  –  венец (разг.)

       -   Синонимом  брака и бракосочетания является ещё одно слово. Угадайте для начала его «родственника»

           5.   Тайнопись славянских букв слова супруг.                Слайд №

СЛОВО          ОУКЪ           ПОКОЙ      РЦИ                ОУКЪ        ГЛАГОЛЬ

«сказание»    «закон»          буква        «изречёшь»      «закон»      «глаголить»

«речь»           «указ»            духов-       «скажешь»       «указ»       «говорить»

«проповедь»  (для               ности,        «выскажешь»                    «разговор»

                        госуд.           тишина,                                                 «речь»

                        законов;       покой,                                                    «писать»

                        редко –         гармония,                                               положи -

                        в духовном   жизнь                                                     тельный

                        контексте)    в ладу                                                     контекст

                                             с собой

         -   Образуйте от данного слова синоним к слову брак.

                                                                       (супружество)

         -    Попробуйте сформулировать общее примерное значение  слова супружество.

         -   Интересна этимология слова супруг. Заимствовано из ст.-слав. языка. Образовано с помощью приставки и темы –ъ от глагола «стянуть, соединить, запрячь».  Как связано  супружество и его исторические родственники: упряжь, упряжка, запрячь?                                                             Слайд №

          -   Может быть, поэтому и называют брачный союз супружескими узами? 

  1. Тайнопись славянских букв слова узы.                          Слайд №

                ЮС                             ЗЕЛО                              ЕРЫ

«юс  малый»                             «крепко»             нелицеприятный  смысл,

по форме                                  «сильно»             обозначает пьянчугу, гуляку,

напоминает                               «очень»              «ерыгу», которые болтались

связанные руки                        позитивное         без дела, поэтому были

= узы, оковы,                             начало                в немилости у всей общины,                 цепи, узлы                                                              часто были гонимы камнями

часто – символ

наказания

«юс большой» -

символ тюрьмы

или  темницы и

по форме

похож    на

темницу

в    г л а г о л и ц е:

«юс малый» -

в виде  человеского тела,

на руки и ноги  которого

надеты кандалы

«юс большой»

как скрюченная  фигура

         

      -   Примерная общая формулировка значения слова «узы» через  тайнопись славянской  азбуки нелицеприятная: «крепко связанные оковами руки скрюченного человека-пьянчуги (ерыги), находящегося в тюрьме». Тогда почему словосочетание «узы  брака (супружества)» имеет положительный смысл?                                                                                   Слайд №

       -   Попробуем определить это, анализируя тесты из двух разных культур: русской («Повесть о Петре и Февронии Муромских») и греческой («Филимон и Бавкида»).

                               IV.   Диалог   с  текстом,

                                     диалог героев текста

                                       (Работа в группах)

             Класс разбит на  3 группы.                                      Слайд №

      1-я группа (8 человек) – работает по тексту  «Повесть о Петре и Февронии  

      Муромских».

      2-я группа (8 человек) – работает по тексту  «Филимон и Бавкида».

      3-я группа (6 человек) -  готовит выразительное чтение по ролям диалогов  

      героев из древнерусской повести и древнегреческой легенды.

Работа ведётся по методу  «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно;  1-я и 2-я группы делятся на пары,  «примеряя» 4 шляпы мышления: белую, жёлтую, чёрную, красную. Каждой паре необходимо составить  2 – 4 вопроса

по тексту в соответствии с особенностями указанной шляпы мышления.

             Вопросы, составленные учащимися по повести Ермолая-Еразма.

   1). Белая шляпа (информация).

      - Где происходят события?

      - Как заболел Пётр?

      - Каково социальное происхождение героев?

      - Какие чудеса творит Феврония?

      - Какие факты говорят о прозорливости Февронии?

      - Что случилось после смерти Петра и Февронии?

      - Какой день в году считается Днём святых Петра и Февронии?

   2). Жёлтая шляпа (преимущества, положительное).

      - Как жили герои после того, как Пётр взял Февронию в жёны? Текст.

      - Каким даром наградил Бог Февронию? Приведите примеры.

      - Ермолай – Еразм утверждает, что Пётр  «по Евангелию поступил». Что он сделал?

      - Как правили в Муроме Пётр и Феврония?

   3). Чёрная шляпа (осторожность, отрицательное).

      - Как ведут себя бояре по отношению к Февронии?

      - Как поступили нечестивые горожане после смерти Петра и Февронии?

   4).  Красная шляпа (чувства, эмоции).

      - Какие чувства вызывает поведение князя Петра по отношению к  крестьянке Февронии?

      - Что чувствует Феврония, понимая, что Пётр обманывает её?

      - Как в древнерусской повести передано чувство любви Петра и Февронии?

            Вопросы,  составленные  учащимися  по  древнегреческой  легенде. 

     1).  Белая шляпа (информация).

      - Где происходит действие?

      - Как жили Филимон и Бавкида? Текст.

      - Какие события произошли в деревне?

      - Что изменилось, когда Филимон и Бавкида узнали, что путники – это Зевс и Гермес?

      - О чём просят богов Филимон и Бавкида?

      - Что случилось после их смерти?

    2).  Жёлтая шляпа (преимущества, положительное).

      - По какому принципу живут супруги? Текст.

      - Как отнеслись они к нищим путникам?

      - Как, по мнению супругов, надо жить?

    3).  Чёрная шляпа (осторожность, отрицательное).

      - Как, в понимании Филимона и Бавкиды, живут люди?

      - Как ведут себя жители богатой деревни?

      - Кто и как их наказал?

    4).  Красная шляпа (чувства, эмоции).

      - Какие эмоции вызывают Филимон и Бавкида в начале текста?

      - Что чувствуют Зевс и Гермес, когда узнают о поведении жителей?

      - Какие чувства испытывают Филимон и Бавкида по отношению друг к другу?

                 После составления вопросов организуется работа с текстом.  Сначала проводится диалог с текстом  «Повести о Петре и Февронии»: 

   - по четырём шляпам мышления учащиеся 1-й группы задают вопросы учащимся 2-й группы

   - проводится диалог со всем классом  с использованием синей шляпы мышления (вопросы типа  «почему?»)                                           Слайд №

                                    Вопросы для диалога с классом:

         - Почему Феврония способна совершать чудеса, а Пётр – нет?

         - Мы помним историю про Агриков меч, когда заболел Пётр. От чего нужно исцелить Петра?

                       (Болезнь насылаетБог человеку, чтобы смирить гордыню, для  

                        очищения от прегрешений. Феврония исцеляет его от  

                        непослушания воле Божией.)

         - Легко ли идёт исцеление героя? Когда он окончательно исцеляется?

(эпизод  «Пётр и бояре»:  диалог героев – часть III, чтение в лицах от слов:  «Однажды пришли к князю бояре… »  до слов «Враг помутил их разум…» - в исполнении учащихся 3-й группы)

         - Почему автор подчёркивает, что Пётр отличался «кротостью», т.е. незлобивостью, покорством, смирением?  Как это соотносится с символикой его имени («скала, камень»)?

         - Почему автор повести называет Петра  «благоверным»,  «блаженным»,  «благочестивым»?  Обратитесь к толковому словарю.     Слайд №

                      (Благоверный – исповедующий истинную веру.

                       Блаженный  - благоденствующий, счастливый, угодник Божий.

                       Благочестивый – истинно почитающий Бога, богобоязненный,  

                       строго соблюдающий заповеди Господни.)

         - Докажите текстом, что князь Пётр и княгиня Феврония  «не жалели тленного богатства (это как?), но богатели Божьим богатством» (как это?)

         - Как вы думаете, в каком месте текста находится его  «золотое сечение», т.е. идея повести? Проверьте свою версию, определив  «золотое сечение» с помощью математических расчётов.                  

                                 (Золотое сечение текста. Тогда она говорит:  «Ничего  

                                  иного не прошу, только супруга моего князя Петра»)

         - Совпадает ли «золотое сечение» произведения с вашими предположениями?                                                                 Слайд №

         - Какое значение имеет концовка?  «Жили они долго и счастливо и умерли в один день» - не сказочный ли это финал?

                       (Пётр и Феврония ожидают друг друга на пороге смерти, чтобы  

                       быть вместе в дальнейшем пути к вечности)

         - Д.С.Лихачёв восхищался предсмертным жестом Февронии: когда Пётр в 3-й раз послал к ней сказать, что пришло время умирать, она воткнула иглу в покрывало и обернула вокруг неё золотую нить. Почему «жест Февронии драгоценен, как и то золотое шитьё, что она шила для Святой Чаши»?

                       (Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие  

                       Февронии, с которым она решается на смерть с любимым  

                        человеком)

         - Почему для древнерусского человека важно то, что перед смертью герои  предпринимают важный шаг – принимают монашество (иночество)?

Какую роль в этом играет символика их имён: Давид – «любимый», Феврония – «лучезарная», Ефросиния «радостная»?         Слайд №

                        (Жизнь ради Христа, а не ради своего счастья, только  

                        соотнесение с его жизнью придаёт смысл личным формам  

                        существования. Это подтверждает даже символика их имён.)  

         - Почему  «припадающие к раке с мощами их щедро обретают исцеление», а сами они  «прославлены на небесах владыкой Христом»?

         

              Затем проводится диалог с текстом  легенды «Филимон и Бавкида»: 

   - по четырём шляпам мышления учащиеся 2-й группы задают вопросы учащимся 1-й группы                                                              Слайд №

   - проводится диалог со всем классом  с использованием синей шляпы мышления (вопросы типа  «почему?»)

                                    Вопросы для диалога с классом:               Слайд №

          - Вначале описывается деревня во Фригии, а потом рассказ обращается к прошлому, когда деревня была богатой, а храма, дуба и липы ещё не было. Почему так начинается история?

          - Почему Филимон и Бавкида счастливы, несмотря на бедность?

          - Достаточно ли объяснения Филимона? В чём его дополняют желание супругов умереть в один день и обычай молодожёнов вешать венки на сучья деревьев, в которые превратились супруги?

          - Согласно верованиям древних, расположение богов можно было снискать с помощью жертвы. Когда Филимон хочет зажарить для гостей единственного своего гуся, следует ли считать это жертвой богам? Если да, то какую жертву боги признают самой ценной?

          - В историях из греческих мифов покровительством богов пользовались герои, совершившие различные подвиги. Можно ли считать Филимона и Бавкиду героями, а их жизнь – героической? Или точнее было бы сказать, что они жили  «правильно»?  (Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте диалог героев – чтение по ролям от слов: «Скажи нам, любезный хозяин…»  до слов:  «Тем временем сварилась похлёбка…» - в исполнении учащихся 3-й группы)

           - Сформулируйте, в чём общий смысл истории о Филимоне и Бавкиде, как негероической. Очевидно, перед нами рассказ о каком-то ином жизненном пути, иной форме достойного существования, не требующей подвига и славы. Как принято называть истории подобного рода?

                                                                                       (Идиллия)

          - Что такое идиллия? Чем похож литературный жанр идиллии на миф о Филимоне и Бавкиде?

          - Как вы думаете, в каком месте текста находится его  «золотое сечение», т.е. идея повести? Проверьте свою версию, определив  «золотое сечение» с помощью математических расчётов.

                                 (Золотое сечение текста. «Выпили гости вино – и дивное  

                                  дело: чаша вновь наполнилась сама собой»)

         - Совпадает ли «золотое сечение» произведения с вашими предположениями?                                                               Слайд №

         - Как видим, в древнегреческих преданиях велика воля богов. Мы знаем, что боги предназначают героя для выполнения определённой задачи (или многих задач). Вспомните, какова была, например, задача Геракла?

                                   (Задача Геракла – совершить 12 подвигов)

         - Почему же боги не решают эти задачи сами, хотя они вечны и всемогущи?

         - Так какова же была, по желанию богов,  цель жизни негероических супругов Филимона и Бавкиды?

                                    V.  Диалог  текстов.

                                      (Работа  в  группах)                          Слайд №

    1. -  Определите, по каким основаниям можно сопоставить древнерусскую повесть и древнегреческую легенду, чтобы выявить сходство и различие.

                               (сюжет, герои,  конец истории, жизнь после смерти)

     -  Составьте вопросы для сопоставления текстов художественных произведений.                                                      

     -  Используйте дополнительные текстовые источники: прочитайте их и определите, какие из них подходят для анализируемого вами текста.

   

                           Дополнительные   текстовые   источники.

            Гименей – греческое божество брака, сын Аполлона. Изображался цветущим юношей, летящим на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий с факелом в одной и венком в другой руке.

                                      (Ф.Брокгауз, И.Эфрон. Энциклопедический словарь.    

                                      Современная версия. М., 2002)

            Греческий миф о Дафне.

     Юный бог любви  Эрот,  натянув свой золотой лук, пронзил сердце  Аполлона  стрелой,  вызывающей любовь, а стрелу, убивающую любовь, пустил в сердце  Дафны.  Полюбил прекрасную нимфу златокудрый бог.  Но лишь увидела  Аполлона  Дафна, как с быстротою ветра пустилась бежать прочь:  ведь теперь убита в ней способность любить.  Чувствуя, что её оставляют силы, нимфа стала молить отца, речного бога  Пенея, о помощи:

«Отними у меня этот образ, он причиняет мне страдание!»  Тотчас кора покрыла её нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, - в ветви. Так стала  Дафна  лавром, и с тех пор это дерево посвящено  Аполлону.

                                       (Н. А. Кун.  Легенды и  мифы Древней  Греции).

            Жозеф  Бедье.  «Тристан  и  Изольда».

         Тристан и Изольда – легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века – любили друг друга к великой радости и к великой печали, как от того и скончались в один и тот же день.

           «Из могилы Тристана поднялся прекрасный  терновый куст, зелёный и пышнолиственный, и, перекинувшись через часовню, врос в могилу  Изольды…»  Трижды срезали этот куст, но  «всякий раз на следующий день он являлся столь же прекрасным, как и прежде».  Такое чудо свершилось на могилах  Тристана и  Изольды.

             Библия.

     «И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие, 2, 18)

     Господь возвёл супружество в число Таинств Церкви и утвердил нерасторжимость этого союза:  «…человек прилепится к жене своей, и будут они одной плотью…» (Мк. 10, 6-9)

     Христос сказал:  «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)

     «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6)

             Тертуллиан.

  «Как прекрасно иго двух сердец, соединённых одной надеждою, одним учением, одним законом!»

                                      (Тертуллиан, древний учитель Церкви)

             (ИГО – от латинского   iugum  (иго, ярмо). Слово образовалось в славянских языках  на базе индоевропейского корня, имеющего значение  «перекладина, перемычка». Считается, что первоначальное значение слова -  «то, что связывает, соединяет». В значении  «гнёт» встречается в религиозных текстах с  XI века.)

                  Святой Максим Исповедник.           

          «Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Где Христос, там благопристойность, так и браки христианские должны иметь благопристойность».

           Григорий Богослов.

  «…супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности…»

  «Блажен, кто, уступив немногое законам брака, приносит в дар Христу большую часть любви».

   «… лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там всё обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть всё изменяется к лучшему».

           Из Книги притчей Соломоновых.

      Цена добродетельной жены  «выше жемчугов», а  «приобретение мудрости гораздо лучше золота» (гл. 16)

      Мудрая жена – устроительница дома. Венец мудрых – богатство их…  «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей…» (гл. 14)

            Святитель Иоанн Златоуст.

      «В  браке  души  соединяются с Богом  неизречённым  неким союзом».

      Единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству, существующему между Лицами Святой Троицы:  «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образами чего-то неодушевлённого или чего-то земного, но образом  Самого Бога».

       «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, там среди них Христос».

       «Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть… Если есть между мужем и женой  единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге…  Это умножает их богатство и всякое изобилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение».

             Протоиерей Александр Ельчанинов.

       «В браке возможно полное познание человека – чудо ощущения, видения чужой личности… Брак – посвящение…  В нём полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни».

              Отец Митрофан Серебрянский.

        «Цель брака  есть спасение душ мужа и жены, осуществляемое чрез полноту земной человеческой любви, посвящённой Богу. Вот почему супруги никогда не должны забывать о Господе: ни в скорбях, ни в минуты радости и довольства, ни в повседневных заботах супружеской жизни, которая предполагает полноту духовного, душевного и телесного единства».

          2.  Отчёт о работе групп.

    -  Представление каждой группой составленных вопросов.

    -  Ответы на наиболее интересные вопросы сопоставительного характера по принципу «Ты – мне, я – тебе»: одна группа задаёт вопросы другой.

                                Дополнительные вопросы учителя:

       -  В древнегреческой легенде  Филимон превращается в  «кряжистый дуб», Бавкида  - в  «гостеприимную тенистую липу», растущие из одного корня. Что символизирует такое превращение?             Слайд №

         -  Почему в древнерусской повести нет сюжетного момента о превращении в дерево?  

          3.  Проблемный вопрос. 

     -  Итак, мы видим, что оба произведения различаются и по  сюжету, и по изображению героев, и по истории их жизни, хотя несомненное сходство имеется. Так всё-таки что же объединяет древнерусскую повесть и древнегреческую легенду? Помочь в ответе на этот вопрос нам сможет обращение к произведениям живописи.

                                       

                                VI. Диалог   с  произведениями  живописи.

  (Самостоятельная работа в группах)

          1.  Вопрос – загадка.                                                         Слайд №

     -  Рассмотрите иллюстрации к произведениям, определите, какой эпизод текста на них изображён.

      «Пётр и Феврония» (молодые)                         «Филимон и Бавкида»

      «Пётр и Феврония» (князь и княгиня)             «Зевс и Гермес» (путники)

      «Пётр и Феврония» (святые)                             «Зевс и Гермес» (боги)

         2.  Самостоятельная работа с изображением икон.         Слайд №

                                                      Группа №1.

                     Икона  «Вера, Надежда, Любовь и мать их София».

      -   Кто изображён на иконе?

      -   Какова история иконы?

       (Во II веке в Риме жила благочестивая вдова София, что в переводе означает «премудрость». У неё были три дочери: Вера, Надежда, Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, учила их не привязываться к земным благам. Сёстры претерпели страшные муки за верность Всевышнему. Святую Софью не подвергали телесным мукам, но она испытывала ещё большие душевные мучения от разлуки с замученными детьми)

      -   Какое отношение, по вашему мнению, имеет эта икона и её история к «Повести о Петре и Февронии Муромским»?

                                                      (Вера, Надежда, Любовь – это великие  

                                                       добродетели, которые составляют основу  

                                                       христианского супружества)

                                                 

                                                 Группа № 2.

                          Икона  «Премудрость созда себе дом».

      -   Рассмотрите икону. Какие слова  написаны на ступенях  Дома?

                                           (На ступенях  видны слова: Вера, Надежда, Любовь,  

                                            Чистота, Смирение, Благость, Слава)

      -   Каково значение слова  «благость»?  Обратитесь к словарю В.И.Даля.

                                           (Высшая степень любви и милосердия, соединение  

                                           всех добродетелей)

      -   Все перечисленные добродетели понятны, но причём тут слава?

      -   Обратитесь за помощью к словарям:

Слава – почётная известность как свидетельство всеобщего признания заслуг; общепринятое мнение.   (С.И.Ожегов. Словарь русского  языка)

Слава -  молва, общее мнение о ком-либо, известность по качеству;  слух, молва, вести;  признание достоинства,  всеобщее одобрение;  сами почести, хвала по ним. (В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

       -   Какое отношение слава имеет к Филимону и Бавкиде?

          3.  Сопоставление икон.

      -   Что общего в обеих иконах?

                                (представлены  христианские добродетели)

      -   Вспомните символику имён героев древнерусской повести и древнегреческой легенды и определите главную добродетель, на которой держится супружество (Пётр -  «камень, скала» (греч.) Давид – «любимый» (древнеевр.)  Феврония – «лучезарная» (греч.)  Ефросиния – «радостная» (греч.)  Филимон – «любимый» (греч.)  Бавкида -  значение неизвестно).    

                                                   (Главная добродетель - Любовь)

       - Прочтите высказывания. Что их объединяет?                  Слайд №

    «Всякому держащемуся благоверия полезно размышлять о распространении добродеяния, более же всего заботиться о любви, ибо она главизна всем добродетелям и всем благим делам мать, от неё же рождаются все добротворения».

                                       (Ермолай – Еразм. Трактат  «Слово о глубокомыслии

                                        любви и  правды и о побеждении вражды и зла»)

         «…подлинно нет ничего более богообразного, более возвышающего людей до обожения, чем Божественная любовь.  Она собирает воедино все блага и добродетели».

                                       (Преподобный Максим Исповедник)

          «Брачная  любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости».

                                             (Святитель Иоанн Златоуст)

           «Любовь – это безмолвная песнь Богу».

                                             (Августин Аврелий,  354 - 430)

            Любовь  есть стремление души насладиться Богом ради него самого, а также собою и своими ближними – ради Бога.

         Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; её можно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу.

                                              (Августин Аврелий,  354 - 430)

            «Ничто не далеко от Бога», - вспоминает Августин слова своей матери, истинной христианки. Когда она умерла, её кончину не отмечали слёзными жалобами: ведь ими оплакивают горькую долю умерших.  «А для неё смерть не была горька, да и вообще для неё и не было смерти».

          Любовь, освящённая Богом, не знает утрат, лишь она несёт человеку благостный покой.

                                               (Августин Аврелий,  354 - 430)

         Вывод: супружеская любовь в христианском понимании – это  слияние  трёх начал: духовного, душевного и телесного.

                                VII.  Творческая работа.             Слайд №

                  -  Работаем под  «зелёной шляпой» в группах.

             Каков идеал супружества в древнерусской повести

                                 и древнегреческой легенде?

      Даны напечатанные на узких полосках черты супружеского идеала  (с избытком для выбора).  Каждая группа выбирает необходимое и наклеивает на лист А-3. Затем – афиширование получившихся работ.

Идеал = совершенство                      Идеал = совершенство

            Повесть                                                Легенда

- служение Богу                                            - служение богам

- верность друг другу                                  - верность друг другу

- совершенная любовь                                 - любовь

- невозможность разлучения                       - невозможность разлучения

  даже после смерти                                        даже после смерти

                     VIII.   Супружество и семья.              Слайд №

        «Цель обеда есть питание, и цель супружества - семья» (Л.Н.Толстой)

     1. - Рассмотрите  «формулы»:

               Брак       =      супружество      =       семья

               Брак       #      супружество       #      семья

               Брак       =      супружество               семья

               Брак               супружество               семья

     - Какова  «формула» брака в христианском понимании?  В понимании древних греков?  В вашем понимании?

    -  Какая из  «формул», на ваш взгляд, выражает истинную сущность понятия  «брак»?

   -  Какая  «формула» отражает понимание брака как Священного Таинства? При ответе учтите этимологию и значение слова  «семья».

 2.  Тайнопись славянских букв слова  «семья».              Слайд №

СЛОВО           Ь(ять)           МЫСЛЕТЕ          Ь(ерь)          IA(а  йотированное)

«сказание»    «имать»       «мыслить»         ересь               буква, не имеющая

«проповедь»  принять        «думать»           еретик             названия, но в ней

«речь»            поймать        «размышлять»  враг                 устрашающий

                       «ятный»       (о вечности,       колдун            глубокий смысл

                        (что-то          духовное         отщепенец        =  «изгнанник»

                       доступное      общение          (еретик-             «изгой»

                       или легко       с Богом)           самое               (несчастный  

                       достижимая                            ужасное           человек, который

                        цель)                                       из всех             выпал из социальной

                                                                        славянских      среды и не вписыва-

                                                                        оскорблений)  ется   в  существу-

                                                                                                  ющее  общество)

       - Примерное общее значение слова  «семья» с учётом  «тайнописи» славянской азбуки приблизительно такое:  «слово – размышление о том, как принять отщепенца и изгнанника».  Почему?                      Слайд №

   

 3.   Этимология слова  «семья».                                           Слайд №

      -  Какое объяснение происхождения этого слова распространено в народе?

                («Семь членов семьи и я – как глава семейства»)

     -  Сразу скажу, что это наивное и неверное объяснение. Если  СЕМЬЯ =  семь (числительное) + я (местоимение),  то  как должно было бы  писаться  и произноситься это слово в древнерусском языке?

                (Семь = седмь и  я = азъ,  должно быть слово  «седмьазъ»)

    -  Но что тогда значит  «семья»?  В вост. и  южно-слав. яз. образовано от сЬмь -  «работник, домочадец».  Родственно  лит.   seima – «семья»,

готск.  heims -  «деревня»,  др.- в. –нем.  heim – «родина». ( Шанский и др. Краткий этимологический словарь). Кроме того, словом  «сЬмь» в глубокой древности славяне называли  «личность», и в таком случае собирательное имя, образованное от этого корня, будет  «сЬмиа, сЬмья». Древнейшее значение у него было  «большая семья, в которую входили родственники», другими словами – только  «свои» (это наследие родо - племенной эпохи). Со временем, с увеличением хозяйственных связей, появилось новое значение у слова  «семья» - «хозяйственный коллектив, состоящий из лиц  родственных и неродственных»,  «все, живущие в доме, живущие под одной крышей, в том числе и слуги, рабы». (Кстати, в старину существовало слово  «сЬминъ» - так называли раба, что красноречиво свидетельствует о том, что сЬмия включала в себя не только родственников, но и челядь, слуг,  рабов).

     -  Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова  «семья»  появляется ещё одно – уже переносное значение  - «жена».  Случайно ли это?

                               (Нет, не случайно, ведь жена – хранительница очага. Об  

                                этом даже пословицы сложены, например: Мир в семье  

                                женой держится.  Чем умнее жена, тем сильнее семья)

  !!!!!!  По  православному пониманию «брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».                                                      

  1. Обобщение.                            Слайд №

        О супружестве очень ярко и точно сказал Святой Григорий Богослов: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги.  Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляя великую радость…»    Поэтому  супружество – «прекраснейшее из всего Творенья…» (Н.Гумилёв)

   X.  Рефлексия.

     -  Вспомните, с чего начинался наш урок. (О каком цветке мы говорили?)

Вот и пришло время раскрыть его тайну. Ромашка является символом любви и семейного благополучия.                                             Слайд №

     -  Перед вами два конверта, в каждом из них – лепестки ромашки и задание для группы.  Выбирайте конверт и выполняйте задание. 

                                Задание в 1-ом конверте.

                    На каждом из семи лепестков ромашки  

              запишите  продолжение  фразы:  «Семья – это….»

                                Задание во 2-ом конверте.

                Составьте и запишите на лепестках ромашки

                            памятку  «Семь НАДО»

                 (Как сделать супружество счастливым)

Пример:    1. Надо любить друг друга.

                   2. Надо уважать друг друга.

         3. Надо понимать друг друга.

         4. Надо помогать друг другу.

         5. Надо быть верными друг другу.

         6. Надо советоваться друг с другом.

         7. Надо иметь большое терпение.

XI.  Домашнее задание (на выбор).

      1). Эссе  «Прекраснейшее из всего Творенья…» (Н.Гумилёв) (Священные  

           узы супружества в древнерусской повести и древнегреческой легенде)    

      2). Творческая работа  «Моя семья – моё богатство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....