Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база
статья

Воспитательная работа в условиях учреждения содействия семьи представляет собой специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных правовых актов различного уровня в сфере воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx69.31 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа: понятие, сущность, характеристика, нормативно-правовая база

 

Пребывание в детском доме охватывает длительный период жизни ребенка и является периодом познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. За время обучения у детей складывается механизм управления своим поведением, формируется опыт коммуникации и совместной деятельности с другими детьми. Указанные качества формируются у воспитанников в процессе воспитания, как одного из направлений деятельности специализированного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

По мнению В.А. Сластенина, воспитание представляет собой процесс формирования базовой культуры личности. Данный процесс осуществляется по ряду направлений, а именно:

  1. философско-мировоззренческая подготовка школьников;
  2. воспитание гражданской позиции и патриотизма;
  3. формирование нравственной культуры личности;
  1. трудовое воспитание и профориентация;
  2. формирование эстетической культуры личности;
  3. воспитание физической культуры личности [7, с. 45].  

И.П. Подласый трактует понятие «воспитание» как систему, элементами которой являются знания, убеждения, навыки, качества и черты личности, а также устойчивые привычки поведения человека. Цель воспитания И.П. Подласый определяет как «формирование всесторонне и гармонично развитой личности» [4, с. 49].  

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», понятие «воспитание» определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [8].

 Воспитание осуществляется в рамках воспитательной работы как отдельного направления деятельности образовательной организации любого типа и вида. В словаре по педагогике Коджаспировой Г. М., Коджаспирова А. Ю. содержится определение воспитательной работы как вида деятельности, связанной с воспитанием [2].  

Воспитательная работа как вид деятельности носит целенаправленный, системный характер. Д.А. Караковский определил понятие «воспитательная система» как совокупность детей и воспитателей, объединенных единой целью и задачами. По его мнению, отличительными особенностями воспитательной системы являются:   

1) наличие целей и ценностей, имеющих социально-значимый характер;

2) совместная деятельность детей и педагогов и ее направленность на создание в рамках образовательной организации воспитательной среды [1, с. 34].  

Посредством создания в специализированном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитательной системы, создаются условия для развития личности воспитанников, усвоения ими ценностей и норм поведения.  

Д.В. Корыпалов определяет воспитательную систему как совокупность взаимодействующих между собой элементов, создаваемую в образовательных организациях с целью целенаправленного содействия развитию личности обучающихся [3].  

Воспитательная   система имеет свою структуру, состоящую   из   ряда взаимосвязанных компонентов. Структура воспитательной системы специализированного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показана на рисунке 1 [3].

Процесс воспитания в рамках специализированного учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на всех этапах пребывания в нем воспитанников. Содержание воспитания носит многоплановый характер и в данной деятельности принимают участие администрация и все педагоги [3]. 

 

Рис. 1. Структура воспитательной системы специализированного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  

 

Направления деятельности по воспитанию, показаны на рисунке 2. Рассмотрим более подробно каждое направление, указанное на рисунке 2.

Гражданско-патриотическое направление направлено на формирование у воспитанников высоконравственных идеалов, гражданской позиции. В рамках гражданско-патриотического воспитания у воспитанников формируется уважение к культуре и народным традициям [3].

 

Рис. 2. Направления организации воспитания в специализированном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Целью духовно-нравственного воспитания является укрепление и расширение ценностно-смысловой сферы личности воспитанников. В процессе духовно-нравственного воспитания происходит освоение детьми норм морали и нравственности, формируются ценностные ориентации и представления о нормах поведения в социуме.  

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству направлено на раскрытие творческого потенциала воспитанников и их подготовку к будущей профессиональной деятельности посредством профориентационной работы и в рамках организации профильного обучения.  

 Интеллектуальное воспитание - направление воспитания, направленное на формирование представлений о возможностях интеллектуальной деятельности, интереса к познанию.    

Здоровьесберегающее направление воспитания предполагает формирование у детей представления о ценности здоровья и потребности к здоровому образу жизни.  

Деятельность администрации детского дома в сфере воспитательной работы с воспитанниками, осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов различного уровня. Нормативные правовые акты, регулирующие организацию процесса воспитания, разделены по уровням:

  1. нормативные правовые акты федерального уровня, к которым относятся федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные целевые программы;
  2. законодательные акты субъектов Российской Федерации, которые можно разделить на несколько групп:  
  • первая группа – региональные законы;
  • вторая группа – целевые программы;
  • третья группа – ведомственные нормативно-правовые акты (регламенты, положения);  
  1. нормативные правовые акты муниципального уровня (постановления глав администраций муниципальных образований, документы муниципальных органов управления образованием, муниципальные целевые программы);
  2. локальные акты детского дома (Устав, положения, приказы и распоряжения директора).  

Нормативным правовым актом федерального уровня, определяющим понятие «воспитание», является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. В ст. 2 данного федерального закона определено понятие «воспитание», понимаемое как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [8].  

Далее, в рассматриваемом федеральном законе вопросы организации процесса воспитания в образовательных организациях не регламентированы. Так, в ст. 28, определяющей компетенцию образовательных организаций (п. 12), говорится о том, что к компетенции образовательных организаций отнесено использование и совершенствование методов обучения и воспитания».  

В ст. 41 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» идет речь о том, что отдельные направления воспитательной работы (пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ), относятся к деятельности по охране здоровья обучающихся [7].  

Еще одним нормативным правовым актом федерального уровня, регламентирующим направления деятельности образовательных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как одного из направлений воспитания в школе, является федеральный закон  

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ.  

Ст. 14 указанного федерального закона определяет полномочия образовательных организаций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [7]. В соответствии с указанным нормативным правовым актом, в детском доме, должны осуществляться меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а также должна быть организована работа общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.  

Таким образом, на образовательные организации, к которым относятся и детские дома, возложен широкий спектр задач в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.  

Вопросы духовно-нравственного воспитания детей и подростков в РФ рассмотрены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной коллективом авторов

(А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков).  

Указанная Концепция, не являясь нормативным правовым актом, тем не менее, является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. В ней впервые в РФ определено понятие «национальный воспитательный идеал». Он понимается как воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.  

Указанный национальный воспитательный идеал, по мысли авторов Концепции, должен формироваться в условиях школы как института социализации, который проходят все граждане РФ.  

Согласно   Концепции, воспитание в   организации, осуществляющей образовательную деятельность, должно осуществляться в рамках учебной, внеурочной деятельности.  Идеи, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, получили дальнейшее развитие в федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного общего и общего образования (ФГОС).  

Цели воспитания применительно к детям младшего школьного возраста определены в настоящее время в ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО).  Поскольку специальный государственный образовательный стандарт применительно к организации воспитания воспитанников детских домов отсутствует, то чаще всего педагоги придерживаются норм, установленных во ФГОС ОО.

Так, в соответствии с ФГОС начального общего образования (ФГОС ОО), целью воспитания определено формирование у младших школьников основ гражданской идентичности и мировоззрения, а их также духовно-нравственное развитие.  

29.05.2015 было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанный нормативный правовой акт федерального уровня устанавливает приоритеты государственной политики в сфере воспитания и социализации детей. При этом воспитание объявлено стратегическим государственным приоритетом, требующим объединения усилий государственных, региональных, муниципальных органов власти, организаций и учреждений, а также институтов гражданского общества [5].  

Также указанным нормативным правовым документом определены направления развития воспитания, из которых, в условиях детского дома могут быть реализованы:

  1. внедрение новых форм и методов воспитания;
  2. развитие форм, включение детей в различные формы социально-полезной деятельности и в систему дополнительного образования;
  3. использование воспитательного потенциала семьи, литературы и традиций народов России [5].  

 Таким образом, в настоящее время, на федеральном уровне отсутствует единый нормативный правовой документ, определяющий направления и содержание воспитательной работы с воспитанниками детских домов младшего школьного возраста. Различные требования к организации процесса воспитания содержатся в различных нормативных правовых актах, что создает трудности в их реализации в ходе повседневной деятельности образовательных организаций.    

  Осуществление воспитательной работы предполагает выработку единых показателей и критериев оценки ее эффективности. Критериями эффективности воспитательной работы являются результативность образовательного процесса, в данном случае, процесса воспитания.  

Критерии результативности воспитательной работы в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть установлены по каждому направлению воспитательной работы отдельно. К их числу могут быть отнесены:

  1. показатели уровня воспитанности детей по результатам мониторинга;
  2. процент охвата воспитанников различными формами дополнительного образования;
  3. состояние преступности среди воспитанников детского дома.  

Таким образом, воспитательная работа в условиях детского дома представляет собой деятельность специально организованную, целенаправленную деятельность администрации и педагогического коллектива по реализации нормативных правовых актов различного уровня в сфере воспитания.  

В рамках данного исследования, воспитательная работа с воспитанниками детского дома понимается как управляемый процесс изменений в различных ее направлениях, имеющий своей целью достижение определенного уровня развития духовных и нравственных качеств у детей, формирование у них навыков законопослушного поведения, развитие творческих способностей. Воспитательная работа является частью образовательного процесса, и имеет сложную структуру. В ходе ее осуществления между ее субъектами внутри детского дома и вне его происходит постоянное взаимодействие с целью решения задач воспитания.  

Таким образом, воспитательная работа представляет собой специально организованную деятельность администрации детского дома и всех педагогов, направленную на создание условий для успешной социализации воспитанников.

Имеющаяся нормативная правовая база различного уровня в сфере организации процесса воспитания носит разрозненный характер (вопросы воспитания детей и подростков отражены во множестве различных нормативных правовых актах федерального уровня).  

Наличие множества нормативных документов, регламентирующих вопросы воспитания, создает определенные трудности при планировании и осуществлении воспитательной работы в образовательных организациях различного типа и вида.    

На основе анализа нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней выделяются в качестве направлений воспитательной работы с воспитанниками профилактика асоциального поведения обучающихся; развитие системы дополнительного образования; организация деятельности органов детского самоуправления.  

Список литературы:

  1. Караковский В. А.  Воспитание? Воспитание... Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 157 с.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. URL: http://textarchive.ru/c-1254424.html  
  3. Корыпалов         Д. В.         Воспитательная         система:         характеристика основных компонентов и этапов развития // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 3. URL: /webcache. googleusercontent. com/search?q=cache:M1QL_2HvWaoJ:https://m.cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistema-harakteristika-osnovnyh-komponentov-ietapov-razvitiya+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
  4. Подласый И. П. Педагогика: Теория и технологии обучения: в 2 книгах. М.: Педагогика, 1999. Кн. 2. 574 с.
  5. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 13.05.2013         №         ИР         -352/09         «О         направлении         Программы»         URL: http://dshin.muzkult.ru/img/upload/3543/documents/6.Vospitatelnaya_komponenta.pdf
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://docs2.cntd.ru/document/420277810
  7. Сапожникова Т. И., Логинова Е. Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности // Вестник ЗабГУ. 2013. №4. С. 77-83.
  8. Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. 2014. №25. С. 16-20.
  9. Филиппова А. А., Исмаилова Н. И. Исследование тревожности у школьников // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-u-shkolnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база для классных руководителей

Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....

Воспитательная работа классного руководителя. Характеристика учащихся.

Важнейшая предпосылка правильной характеристики ученика - всестороннее знание его личности. В характеристике нельзя исходить из одного поступка, в ней учитель обобщает поведение ученика и опреде...

«Нормативно - правовая база образовательного учреждения по организации профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями»

Современная система социального воспитания строится на определённой нормативно – правовой базе. Социально-педагогическая деятельность в нашей стране имеет четко определенные на международном, федераль...

Нормативно-правовая база работы по профориентации в школе

Обзор нормативно-правовых документов, являющихся базовой основой для организации профориентационной работы в школе....

Нормативно-правовая база в работе педагога-организатора школы.

Перечень правовых документов для работы педагога-организатора. Нормативно-правовая база в работе педагога-организатора школы....

Воспитательная работа: понятие, принципы, содержание

Основная цель организации воспитательной работы в детском доме – воспитание и развитие воспитанников в организованной целенаправленной деятельности, где каждый ощущает свою полезность и сопричас...