Программа самообразования 2018-2022гг.
статья

Айдемирова Татьяна Романовна

Представлена программа самообразования по теме "Развитие языковой компетенции и читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_aydemirovoy_t.r.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Берёзовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ

по теме:

«Развитие языковой компетенции и читательской грамотности обучающихся

на уроках русского языка и литературы»

 

Автор программы - учитель русского языка и литературы

Айдемирова Татьяна Романовна

2018г.

Пояснительная записка

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2018 -2022 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Формирование  языковой компетенции и  читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы».

 Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.  Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать их объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

Актуальность темы

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства.

Актуальность выбранной темы заключается для реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.

Цель программы: повышение собственного теоретического и научно-методического уровня по теме самообразования.

Задачи:

- изучение и анализ опыта работы по вопросам формирования языковой компетенции  и читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы;

- изучение и овладение новыми технологиями по теме самообразования;

- внедрение на уроках русского языка и литературы форм и методов работы, способствующих развитию речи и повышению уровня читательской грамотности обучающихся;

- подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;              

Срок реализации программы: 2018 – 2022 гг. .Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Источники самообразования: СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

На уроках русского языка и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Методы, формы, ориентированные на развитие компетенций

Компетенции:

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

Коммуникативная компетенция

  • все формы учебного диалога;
  • доклады и сообщения;
  • ролевые и деловые игры;
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  • обсуждения, дискуссии, диспуты;
  • выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  • ролевые и деловые игры
  • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  • подготовка заметок и статей с учетом целевой аудитории;
  • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.

Маршрутный лист.

План мероприятий

Сроки

Отметка о выполнении

1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Теоретическое изучение темы. Подписка на методическую литературу.

Повышение квалификации по предмету, курсы.

Участие в вебинарах и семинарах различного уровня.

Изучение инновационных методов работы ведущих учителей России в области обучения и воспитания.

Участие в комиссиях предметных олимпиад, научно-практических конференций, экспертной проверке ОГЭ по русскому языку.

Аттестация

2018- 2022

систематически

2022, октябрь

+

2. Использование современных образовательных технологий и ИКТ области

Использование на уроках русского языка и литературы ЭОР.

Проведение уроков с использованием ИКТ.

Обзор в Интернете информации по русскому языку и литературе, педагогике и психологии.

Работа на персональном сайте.

Создание презентаций по предмету.

Использование на уроках сайты: Музей-онлайн, Библиотека-онлайн, Российский учебник, Инфоурок, Урок РФ, Знанио, Мультиурок и другие.

2018 – 2022 систематически

+

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами.

Проведение открытых уроков.

Взаимопосещение уроков.

Публикация методических разработок, статей.

2018- 2022 систематически

+

4. Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ОГЭ.

Создать условия для участия детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Добиться активного и результативного участия обучающихся в  творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на региональном уровне.

Вовлекать больше обучающихся, в том числе с ОВЗ, в исследовательскую деятельность.

2018- 2022 систематически

+

Действия учителя по реализации направления

Формы результативности

Профессиональное:

- изучение программ, учебников по теме самообразования;

- знакомство с новыми технологиями, предложенными другими специалистами – филологами по формированию навыков речевой и языковой компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы;

- посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования

Психолого-педагогическое:

- тезисное конспектирование.

Методическое:

- знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения;

- составление методической папки – копилки по теме самообразования;

- составление творческих аналитических отчётов по теме самообразования.

Информационно-коммуникативное:

- знакомство с ЭОР по теме самообразования;

- публикация методических разработок на собственном сайте в сети Интернет.

Ожидаемые результаты и оценка эффективности реализации программы для обучающихся:

- понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

- осознавать содержание текста;

- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

- определять основную мысль текста, его стиль и тип речи;

- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

- осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его восприятия;

- использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Ожидаемые результаты по реализации программы для педагога:

повышение собственного профессионального уровня по теме самообразования

- трансляция опыта работы в педагогических сообществах

- размещение материалов по теме самообразования на собственном мини-сайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

План самообразования учителя русского языка и литературы ГБОУ «Такталачукская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Мухаметшиной Гузель Мулануровны на 2018- 2022гг.

Моя тема самообразования: «Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования»....

План самообразования на 2018-2022гг.

План самообразования учителя физической культуры....

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...

Обобщенные показатели диагностики к изучению информатики учащихся в 2018-2022гг

В разделе размещены обобщенные показатели диагностики к изучению информатики учащихся в 2018-2022гг...