адаптированная рабочая программа по рус.яз 6 кл.(Баранов.Ладыженская)
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

Адаптированная программа по рус.яз. 6 кл для детей с зпр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon адаптированная РП рус.яз. 6 кл.406.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОГЛАСОВАНО

Протоколом заседания методического

объединения  от 29.08.2022 № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ школа-интернат
от 01.09.2022 № 100-у

Рабочая программа

обучающихся с задержкой психического развития

по русскому языку

6а класс
2022-2023 учебный год

Составил:
учитель Мартемьянова Екатерина Владимировна

г. Жуковский

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер  – 64101) (далее  – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования «Русский язык», Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего образования отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»  

Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык» представлены в Примерной рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью преподавания русского языка является формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические особенности учеников.

Курс русского языка направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:

  • воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому языку

Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями основной образовательной программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Отбор материала выполнен на основе принципа минимально необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как «Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»; «Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в местоимениях.

Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский язык»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках русского языка определяется их особыми образовательными потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи, совершенствованию фонематических процессов. Также важным является адаптация формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.

Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.

Необходимым является усиление практических упражнений, позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий). 

Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Русский язык», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

В пределах одного класса последовательность изучения тем, представленных в содержании каждого класса, может варьироваться.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 КЛАСС

Общие сведения о языке

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Понятие о литературном языке.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Язык и речь

Монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение; сообщение на лингвистическую тему.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями.

Текст

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Информационная переработка текста. План текста (простой, сложный; назывной, вопросный); главная и второстепенная ­информация текста; пересказ текста.

Описание как тип речи.

Описание внешности человека.

Описание помещения.

Описание природы.

Описание местности.

Описание действий.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Заявление. Расписка. Научный стиль. Словарная статья. Научное сообщение.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексикология. Культура речи

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жарго­низмы).

Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика.

Лексический анализ слов.

Фразеологизмы. Их признаки и значение.

Употребление лексических средств в соответствии с ситуацией общения.

Эпитеты, метафоры, олицетворения.

Лексические словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография.

Повторение изученного по морфемике в 5 классе.

Формообразующие и словообразующие морфемы.

Производящая основа.

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при-.

Морфология. Культура речи. Орфография.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе:

(правописание суффиксов -чик- — -щик-; -ек- — -ик- (-чик-) имён существительных;

правописание корней с чередованием а // о: -лаг- — -лож-;

-раст- — -ращ- — -рос-; -гар- — -гор-, -зар- — -зор-;

слитное и раздельное написание не с именами существительными;

Имена существительные общего рода.

Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные.

Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок).

Особенности словообразования.

Нормы произношения имён существительных, нормы постановки ударения (в рамках изученного).

Нормы словоизменения имён существительных.

Нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное

Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные.

Степени сравнения качественных имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Правописание н и нн в именах прилагательных.

Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных.

Правописание сложных имён прилагательных.

Нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного).

Имя числительное

Общее грамматическое значение имени числительного. Синтаксические функции имён числительных.

Разряды имён числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные), порядковые числительные.

Разряды имён числительных по строению: простые, сложные, составные числительные.

Словообразование имён числительных.

Склонение количественных и порядковых имён числительных.

Правильное образование форм имён числительных.

Правильное употребление собирательных имён числительных.

Употребление имён числительных в научных текстах, деловой речи.

Морфологический разбор имени числительного.

Нормы правописания имён числительных: написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных.

Местоимение

Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции местоимений.

Разряды местоимений: личные, возвратное, вопросительные, относительные, указательные, притяжательные, неопределённые, отрицательные, определительные.

Склонение местоимений.

Словообразование местоимений.

Роль местоимений в речи. Употребление местоимений в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); притяжательные и указательные местоимения как средства связи предложений в тексте.

Морфологический разбор местоимения.

Нормы правописания местоимений: правописание место­имений с не и ни; слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Глагол

Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе:

(правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

Переходные и непереходные глаголы.

Разноспрягаемые глаголы.

Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов. Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола.

Нормы ударения в глагольных формах (в рамках изученного).

Нормы словоизменения глаголов.

Видо-временная соотнесённость глагольных форм в тексте.

Морфологический разбор глагола.

Использование ь как показателя грамматической формы в повелительном наклонении глагола.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

овладение языковой культурой как средством познания мира;

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры;

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

стремление к речевому самосовершенствованию;

формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и взрослыми в ходе образовательной деятельности;

умение различать учебные ситуации, в которых обучающийся может действовать самостоятельно, и ситуации, где следует воспользоваться справочной информацией или другими вспомогательными средствами;

умение ориентироваться в требованиях и правилах проведения промежуточной и итоговой аттестации;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки различных языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и т.п.);

устанавливать причинно-следственные связи при применении правил русского языка;

владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

применять и создавать схемы для решения учебных задач при овладении предметом;

пользоваться словарями и другими поисковыми системами.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при написании коллективного сочинения, изложения);

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку, ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по русскому языку;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);

регулировать способ выражения эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты по годам обучения формулируются по принципу добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).

6 КЛАСС

Общие сведения о языке

Характеризовать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, приводить примеры с направляющей помощью педагога использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения (в рамках изученного).

Иметь представление о русском литературном языке.

Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и доступной для понимания научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему с опорой на презентацию, развернутый план.

Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик.

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 100 слов с опорой на план, опорные слова.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 170 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста после предварительного анализа, вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи с опорой на план(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 150 слов; для сжатого изложения – не менее 140-150 слов).

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом  90-100 слов; словарного диктанта объёмом 15-20 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 90-100 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы (не более 16), пунктограммы (не более 3-4) и слова (не более 7) с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета.

Текст

Анализировать текст текста с направляющей помощью педагога с точки зрения его соответствия основным признакам; с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

Характеризовать тексты с использованием алгоритма последовательности действий различных функционально-смысловых типов речи; характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий).

Выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видо-временную соотнесённость глагольных форм текста с направляющей помощью педагога.

Применять знания с использованием речевого клише о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике; использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста.

Проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев текста с направляющей помощью педагога.

Создавать тексты различных функционально-смысловых
типов речи с опорой на план (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 4 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 90 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы).

Владеть навыками информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста после предварительного анализа (простой, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать собственные тексты с опорой на знание норм современного русского литературного языка.

Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности с использованием алгоритма последовательности действий официально-делового стиля речи, научного стиля речи; перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ; заявление, расписка; словарная статья, научное сообщение).

Применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексикология. Культура речи

Различать слова с точки зрения их происхождения: исконно русские и заимствованные слова; различать слова с точки зрения их принадлежности к активному или пассивному запасу: неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы); различать слова с точки зрения сферы их употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы); определять стилистическую окраску слова.

Распознавать с опорой на образец эпитеты, метафоры, олицетворения; понимать их основное коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речи с целью повышения её богатства и выразительности.

Распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять после предварительного анализа их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма.

Осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией; пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари.

Словообразование. Культура речи. Орфография

Распознавать формообразующие и словообразующие морфемы в слове; выделять производящую основу.

Определять способы словообразования с направляющей помощью педагога (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный разбор слов с опорой на алгоритм; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов по алгоритму учебных действий; применять знания по орфографии в практике правописания.

Соблюдать нормы правописания сложных и сложносокращённых слов; нормы правописания корня -кас- — -кос- с чередованием а // о, гласных в приставках пре- и при- по визуальной опоре.

Морфология. Культура речи. Орфография

Имя существительное

Характеризовать особенности словообразования имён существительных.

Соблюдать нормы слитного и дефисного написания пол- и полу- со словами по визуальной опоре.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имён существительных.

Имя прилагательное

Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имён прилагательных.

Соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания н и нн  в именах прилагательных,  суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных, сложных имён прилагательных по алгоритму учебных действий.

Имя числительное

Распознавать числительные; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение имени числительного; различать по визуальной опоре разряды имён числительных по значению, по строению.

Уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных; характеризовать роль имён числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи.

Правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать нормы правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; написание двойных согласных; слитное, раздельное, дефисное написание числительных; нормы правописания окончаний числительных с направляющей помощью педагога.

Местоимение

Распознавать местоимения; определять с опорой на алгоритм общее грамматическое значение; различать разряды местоимений; уметь склонять местоимения по смысловой опоре; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи.

Правильно употреблять местоимения в соответствии с требованиями русского речевого этикета, в том числе местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста (устранение двусмысленности, неточности); соблюдать нормы правописания местоимений с не и ни, слитного, раздельного и дефисного написания местоимений по визуальной опоре.

Глагол

Соблюдать нормы правописания гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть) по смысловой опоре.

Распознавать переходные и непереходные глаголы; разноспрягаемые глаголы; определять с опорой на алгоритм наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы.

Соблюдать нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения.

Проводить морфологический разбор по алгоритму имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов; применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Проводить фонетический разбор слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.

Распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.

Проводить синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой словосочетаний, синтаксический разбор при необходимости с визуальной поддержкой предложений (в рамках изученного); применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Тематическое планирование

   

Содержание  разделов

Количество

часов

Контрольные

работы

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

4

2

Повторение изученного в 5 классе.

23

1

3

Лексика и фразеология. Культура речи

20

1

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

32

1

5

Морфология. Орфография. Культура речи.

109

Имя существительное.

22

1

Имя прилагательное.

30

1

Числительное.

15

1

Местоимение.

16

1

Глагол.

26

1

7

Систематизация знаний за 6 класс.

10

           Итого:

198

8

Приложение №1

                                                                                                    к Рабочей программе

                                                                                                по русскому языку

                                                                                         6а класса  

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

в 6а классе МБОУ школа-интернат

на 2021-2022 учебный год

                                                                                                             Учитель: Мартемьянова Е.В.

№ п/п

№ урока в разделе, теме

Наименования разделов и тем

Дата проведения

Плановая

Скорректированная

Русский язык – один из развитых языков мира. (4ч.)

Инструктаж по ОТ и ТБ. Русский язык – один из развитых языков мира.

Литературный язык и его нормы.

Культура речи.

Речевая ситуация.

Повторение изученного в 5классе.(23час.)

Фонетика. Орфоэпия.

Разделительный Ь и Ъ.

Ь на конце существительных

Морфемы в слове. Морфемный разбор.

Орфограммы в приставках.

Орфограммы в корнях.

Части речи.

Орфограммы в окончаниях слов.

Р. Сочинение «Интересная встреча».

Анализ сочинения. Словосочетание.

Простое предложение. Знаки препинания.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

Синтаксический разбор предложения.

Прямая речь. Диалог.

Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

Анализ контрольного диктанта.  Р. Текст, его особенности.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Р. Мини-сочинение « Памятное событие» (упр.88)

Начальные и конечные предложения текста.

Деление текста на части.

Ключевые слова.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

Официально-деловой стиль речи.

Лексика и фразеология. Культура речи (20 часов)

Слово и его лексическое значение.

Р. Собирание материалов к сочинению.

Р. Сочинение- описание картины А.М. Герасимова «После дождя»( упр.122)

 Анализ сочинения. Изобразительно- выразительные средства языка.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.

Профессионализмы.

Диалектизмы.

Р.  Сжатое изложение по тексту М. Булатова о В.И. Дале ( упр.148)

Анализ изложения. Жаргонизмы.

Эмоционально окрашенные слова

Сочинение-рассуждение на тему «Почему диалектные слова всё реже встречаются в нашей речи?»

Исконно русские и заимствованные слова.

Новые и устаревшие слова.

Фразеологизмы.

Источники фразеологизмов.

Словари.

Лексический разбор слова.

Повторение по теме «Лексика. Фразеология»

Контрольный диктант по теме «Лексика. Фразеология»

Анализ контрольного диктанта.

Словообразование. Орфография. Культура речи.(32ч.)

Морфемика и словообразование

Однокоренные слова и форма слова.

Словарный диктант.

Работа над ошибками в словарном диктанте. Описание помещения.

Р. Изложение по отрывку из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Основные способы образования слов в русском языке.

Основные способы образования слов в русском языке.

Словообразовательное гнездо.

Этимология слов.

Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Обучение написанию  сочинения- описания помещения

Сочинение- описание помещения( упр.228)

Анализ сочинения.. Буквы А-О в корне –кас- -кос-.

Буквы А-О в корне -гар- -гор-.

Буквы А-О в корне  -зар- -зор.

Буквы Ы и И после приставок.

 Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-.

Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-.

Р.Изложение по упр.222

Р. Изложение по упр.222

Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-.

Работа со словарными словами из правила « Гласные в приставках ПРЕ- ПРИ-» .

Соединительные О и Е в сложных словах.

Сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова.

Подготовка к сочинению  по картине «У окна».

Р. Написание сочинения по картине «У окна».

Анализ сочинения. Морфемный разбор слова.

Словообразовательный  разбор слова.

Повторение по теме «Словообразование».

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

Анализ контрольного диктанта.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (22 час.)

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Разносклоняемые имена существительные.

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –мя.

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемые имена существительные.

Род несклоняемых имен существительных.

Имена существительные общего рода.

Морфологический разбор имени существительного.

Р. Сочинение по личным впечатлениям.( упр.329)

Р. Сочинение по личным впечатлениям.( упр.329)

Анализ сочинения. НЕ с существительными.

НЕ с существительными.

НЕ с существительными.

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик- -щик-.

Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик- -щик-.

Гласные в суффиксах –ек-  -ик-.

Р. Описание детского помещения.

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах.

Повторение  по теме «Существительное».

Контрольный диктант  по теме  « Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное.»

Анализ административного диктанта.

Имя прилагательное (30 час.)

Повторение изученного в 5 классе по теме  «Прилагательное».

Повторение изученного в 5 классе по теме  «Прилагательное».

Повторение изученного в 5 классе по теме  «Прилагательное».

Р. Описание природы.

Сочинение- описание по упр.374

Степени сравнения имен прилагательных.

 Степени сравнения имен прилагательных.

Разряды прилагательных по значению.

Качественные прилагательные.

Относительные прилагательные.

Р.Подготовка к выборочному изложению по упр.392

Р. Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом»

( упр.392)

Анализ изложения. Притяжательные прилагательные.

Морфологический разбор имени прилагательного.

НЕ с прилагательными.

НЕ с прилагательными.

НЕ с прилагательными.

О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Р. Подготовка к сочинению  по картине Н. Крымова «Зимний вечер».

Р. Сочинение по картине Н. Крымова «Зимний вечер».

Анализ сочинения. Н и НН в суффиксах прилагательных.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Н и НН в суффиксах прилагательных.

Р.Устное описание любимой  игрушки.

Различение суффиксов –К- -СК- на письме.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Повторение по теме «Прилагательное».

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Анализ контрольного диктанта.

Имя числительное (15 час.)

Имя числительное как часть речи.

Простые и составные числительные.

Ь на конце и в середине числительных.

Порядковые числительные.

Разряды количественных числительных.

Числительные, обозначающие целые числа.

Склонение числительных,  обозначающих целые числа.

Дробные числительные.

Склонение дробных числительных.

Р. Сочинение юмористического рассказа( упр.465)

Анализ сочинения. Собирательные числительные.

Морфологический разбор числительного.

Повторение по теме «Числительное».

Диктант по теме «Числительное».

Анализ диктанта. Р. Устное сочинение «Берегите природу».

Местоимение (16 час.)

 Местоимение как часть речи.

 Личные местоимения.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

Р. Рассказ по рисункам по теме «Как я однажды помогал маме» (упр.496)

Анализ рассказа. Вопросительные и относительные местоимения.

Неопределенные местоимения.

Отрицательные местоимения. 

Притяжательные местоимения.

Р. Рассуждение.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Местоимения и другие части речи.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Сочинение по картине Е. Сыромятникова «Первые зрители» (упр.547)

Анализ сочинения. Повторение по теме «Местоимение».

Контрольный диктант по теме « Местоимение».

Глагол ( 26 час.)

Анализ диктанта. Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».

Р. Сочинение-рассказ по картинкам «Стёпа дрова колет» ( упр.565)

Анализ сочинения. Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы переходные и непереходные.

Глаголы переходные и непереходные.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Изъявительное наклонение.

Р. Подробное изложение с изменением лица по тексту «Витькина гайка»(упр.589)

Р. Подробное изложение с изменением лица по тексту «Витькина гайка» (упр.589)

Анализ изложения. Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Ь  в повелительном наклонении.

Окончания –ИТЕ и –ЕТЕ в глаголах.

Р. Рассказ по рисункам «Соблюдайте чистоту» ( упр.609)

Анализ рассказа. Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Р. Рассказ на основе услышанного.

Анализ рассказа. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Повторение по теме «Глагол».

Повторение по теме «Глагол».

Итоговая годовая  административная контрольная работа

Анализ контрольной работы.

Повторение и систематизация изученного в 5 и  6 классах  (10 час.)

Разделы науки о языке.

Орфография.

Орфография.

Пунктуация.

Пунктуация.

Лексикология и фразеология.

Лексикология и фразеология.

Словообразование.

Морфология.

Синтаксис.

  Итого:                                                                                    

По программе 198

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...

Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г

Рабочая адаптированнаярабочая  программа по природоведениюдля 5 класса...