Игровой час : "Традиции и обычаи коренных народов Севера"
план-конспект занятия (7, 8, 9 класс)

Мишанина Мария Дмитриевна

Расширять представления  детей о крайнем  севере,  о коренных народах севера, их быте, условиях жизни, традициях.

 Воспитывать  любовь, уважение, интерес к культуре и обычаям

 коренных жителей севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_severa.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой час по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Традиции и обычаи коренных народов севера»

Цель: Прививать любовь и уважение к малой родине.

Задачи: Расширять представления  детей о крайнем  севере,  о коренных народах севера, их быте, условиях жизни, традициях.

 Воспитывать  любовь, уважение, интерес к культуре и обычаям

 коренных жителей севера.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, рассматривание национальных костюмах, просмотр мультфильма «Айога».

Ход занятия:

Педагог:

  Соберемся все мы в круг.

  Я твой друг и ты мой друг.

  Крепко за руки возьмемся

  И друг другу  улыбнемся!

Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, познакомиться с песнями, играми, сказками, природой и музыкой народов Севера.(ответы детей)

Педагог: А на чем мы отправимся в путешествие?(ответы детей)

На крайнем севере очень суровая зима, много снега и на машине не проехать, мы поедем на оленях. Олень- священное животное для народов севера. Он  дает человеку пищу, материал для  одежды и обуви, жилище, игрушки. Оленя можно использовать, как  транспорт.

-Садитесь  в оленью упряжку (дети имитируют  упряжку, звучит музыка «Увезу тебя я в тундру…)

Педагог: С давних времен на севере живут разные народы. А коренное население в тундре, на берегах рек, озер. Они любят, заботятся и берегут природу.

– Какие национальности народов севера вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы.

Педагог: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы поговорим о ненцах.

-Ребята, а где живут ненцы? (ответы детей)

Вот и первая наша остановка

1.Остановка «Чум»

- Ненцы живут в тундре. Они традиционно занимались охотой, оленеводством, рыболовством. Многие из них ведут кочевой образ жизни.

 А домом  у них называется чум. Чум можно разбирать и собирать, перевозить с места на место. Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрывается покрытием. В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. У летнего чума

покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры. На пол кладут доски и оленьи шкуры.

А еще чум согревает железная печь, которая стоит в середине чума.

Наше путешествие продолжается.

2.Остановка «Солнечная»

Солнце северные народы называют Хейро! Только хейро поможет зажечь огонь, ведь спичек в тундре нет. А просить солнце должен шаман (колдун, волшебник).

Превратимся мы с вами в добрых белых шаманов.

Игра «Белый шаман»

Дети встают по кругу. Ведущая стучит ритм , дети повторяют.

А теперь три раза крикнем хейро(подняв руки)

Наше путешествие продолжается

3.Остановка «Творческая»

На крайнем севере очень суровая зима, поэтому нужна теплая одежда. Вот и ненцы шьют себе теплую одежду из  оленьих шкур. Называется она- малица

Малица- это меховая рубаха. С пришитыми к ней капюшоном и рукавицами.

Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от морозов. Одевается она мехом внутрь. С наружи украшается  меховым кантом, орнаментом.

На ногах мужчины носят длинные сапоги, сшитые из оленьего меха – кисы

- А как вы думаете, чем занимаются мужчины в тундре?

Дети: Пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой.

- А чем занимаются женщины? Чем занимаются хозяйки чума?

 Дети: Варят еду, убирают в чуме, занимаются рукоделием,  смотрят за детьми, шьют одежду для семьи из меха, ткани, вышивают узоры бисером.

Наше путешествие продолжается.

4.Остановка

Ненцы часто переезжают с одного места на другое: поэтому мебели и посуды у них немного, и она сделана из дерева - берестяные сундуки и коробочки. Ненцы и другие народы севера ездят и перевозят свои вещи на нартах. На что похожи нарты?

Дети: На санки.

Ведущая: Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Нарты делаются из дерева, без единого гвоздя, поэтому они легкие и удобные в обращении.

Нарка: Но на санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

А еще мужчины любят соревноваться в силе, ловкости, удали, и перепрыгивают через нарты. Эти прыжки являются любимой забавой ненцев.

Ребята,  ну вот и всё,мы оченьхорошо проаели время и много интересного сегодня узнали,но наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться.  Садимся в упряжку . Поехали …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры

Обычаи, традиции и обряды коренных народов  крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...

Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»

Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....

Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)

ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».

   Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера  Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...

«Традиции и культура коренных народов Севера»

Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...