Программа дополнительного образования Фото студия.
рабочая программа

Юлия Гренц

Адоптированная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа "Фотостудия" технической направленности для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями).

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\20221009_193155.jpg

Пояснительная записка.

Что такое фотография? Однозначного определения не существует. Можно сформулировать это примерно так - преобразование реально существующего и изменяющегося во времени изображения с помощью какого-либо устройства, в какое либо не изменяющееся во времени изображение. Процесс фотографии может принимать различные формы, например: изображение - фотокамера - пленка - фотобумага или изображение - фотокамера - пленка - сканер - магнитный носитель. Форм может быть множество, но главное помнить, что самое важное это конечный результат, а не сам процесс, который мало кого интересует, кроме самого фотографа.

Искусство фотографии, зародившееся более полутора веков назад, в наши дни получило новый толчок в развитии благодаря цифровым технологиям. Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для редактирования изображений каждый может создавать прекрасные фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным фотографам.

 Фотография — это искусство получения фотоснимков, где основной творческий процесс заключается в поиске и выборе композиции, освещения и момента (или моментов) фотоснимка. Такой выбор определяется умением и навыком фотографа, а также его личными предпочтениями и вкусом, что также характерно для любого вида искусства.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для   разработана в соответствие с нормативными документам:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599;
  • Приказом Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14».

Программа «Фотостудия» направлены на формирование навыков и умений в использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ фотографии; профориентации учащихся.

Актуальность этой программы в том, что занятия стимулируют любознательность, готовность пробовать свои силы в фотоискусстве, желание общаться и проявлять свою индивидуальность.

Новизна программы заключается в том, что она не только прививает навыки и умение работать со специальным оборудованием, но и способствует формированию эстетической культуры. Программа учит видеть красоту реального мира посредством искусства фотографии. Работая с фотоаппаратом, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с других, ребенок познает истинную радость творчества.  

Отличительные особенности программы  в том что,  образовательная  программа «Фотостудия» разработана с учётом особенностей умственно отсталых  детей. Занятия позволяют не только учиться правильно фотографировать и редактировать, но и развивать у воспитанников логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые помогут им в жизни и при выборе будущей профессии. Такие занятия оказывают успокаивающее действие на нервную систему ребѐнка; развивают мелкую моторику, координацию движений. Работа с терминами развивает лексический запас, развивается память. Смена деятельности (работа в помещении, съемки на улице, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма, способствует эстетическому развитию расширяет художественный кругозор подростков.

Занятия по программе «Фотокружок» оказывают положительное успокаивающее действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций; развивают мелкую моторику, координацию движений. В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает лексический запас, развивается память. Смена видов деятельности (работа в помещении, съемки на улице, посещение выставок, участие в конкурсах) способствует развитию коммуникабельности, оптимизма.

Цель программы - создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования.

Задачи программы:

1. Ознакомление с основными понятиями и определениями, принятыми в цифровой фотографии;

2. Обучение основам работы с фотоаппаратом, обучить работе с

графическими редакторами по обработке фотоизображений.

3. Формирование устойчивого интереса к занятию фотографией,

художественного вкуса и творческих способностей, расширение кругозора.

4. Воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Развитие ответственности, трудолюбия, дисциплины, способности

принимать совместные решения в коллективе, осознание ответственности за свое решение.

2. Развитие эстетических чувств и художественного вкуса.

Предметные:

1. Получение первоначальных представлений о создании компьютерного изображения в цифровых программах, раскрытие основ фотосъемки, закрепление материала на практике.

2. Развитие умение правильно анализировать полученные фотоснимки, умение работать в разных жанрах, обработка изображение с помощью компьютера и специальных способов обработки, в процессе фотографирования стремление к достижению самостоятельного, творческого уровня, умение изготовить самостоятельно поделки (например, в оформлении фотографиями: фотоколлажи класса, школы, своего жилища, оформлении семейных фотоальбомов). В процессе фотографирования стремление к достижению самостоятельного, творческого уровня.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет, продолжительность обучения –1 год. 2 группы воспитанников. Количественный состав групп 10 человек. Занятие проводятся 2 раза в неделю по 2 часа для каждой группы. Занятия проводятся на основе дифференцированного подхода и с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков.

Методы обучения

  1. Словесный (беседа, рассказ, сообщение)
  2. Наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ

педагога, подборки фоторабот, книги, журналы, альбомы и т.д.);

  1. Практический (практические занятия в объединении, экскурсии, работа на свежем воздухе, обработку отснятого материала, и т.д.)
  2. Метод самостоятельной работы (самостоятельная съемка, выполнение домашних заданий и т.д.)

Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Количество часов

1

Водное занятие

8

2

Виды фотоаппаратов

8

3

Режимы  и  возможности  цифровых  камер.

Настройка  фотоаппарата.  Оптика.  Экспозиция.

Выдержка, диафрагма, ISO.

12

4

Основы   композиции.   Техника   съемки.

Правила композиции в фотографии. Различные

техники съемки.

16

5

Фотожанры

64

6

Работа с программами по обработке фоторграфий

16

7

Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям)

4

8

Индивидуальная работа

Итоговая творческая работа(портфолио)

Итоговая фотовыставка

2

Всего

130

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при работе в объединении. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Инструктаж о правилах безопасного поведения на занятиях. Фотография как искусство. Наиболее известные фотохудожники и их работы.

Раздел 2. Виды фотоаппаратов.

Профессиональные и непрофес-сиональные (любительские). Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Со сменной оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип работы фотоаппарата. Пленочная и цифровая техника. Практика. Изучение данной темы с помощью наглядного материала (книги, слайды, фотографии, фототехника)

Раздел 3. Режимы и возможности цифровых камер. Настройка фотоаппарата. Оптика. Экспозиция. Выдержка, диафрагма, ISO.

Режимы съемки цифровых камер Canon и Nikon. Правила ухода        за фототехникой, оптикой. Классификация объективов: нормальные, широкоугольные, телеобъективы. Типы объективов(фокусное расстояние, светосила). «Фикс-фокус» и зум-объектив. Фотовспышка(встроенная, внешняя). Базовые приемы работы в внешней вспышкой.Настройка баланса белого .

Установка экспозиции. ISO, диафрагма и выдержка. Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП).

Практика. Проведение фотосъѐмки с использованием разных режимов диафрагмы и выдержки, практическая работа по установке экспозиции.

Изучение современных видов фототехники, объективов с помощью иллюстративного и наглядного материала. Съѐмка цифровыми фотоаппаратами в различных режимах, совместная работа и просмотр отснятого материала на компьютере. Получить несколько снимков с разным балансом белого.

Материалы и оборудование: фотоаппарат, штатив, комплект осветительного оборудования.

Раздел 4. Основы композиции. Техника съемки. Правила композиции в фотографии. Различные техники съемки.

Основные правила композиции (смысловой центр, свойства линий, контраст, размещение, «золотое сечение», правило одной трети, равновесие и симметрия, формат, точка съѐмки, диагональ, пространство, чтение изображения, боке) .Съемка с «проводкой», зум-эффект. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.

Практика: "Сделать несколько снимков с учетом полученной информации, анализ"."Съемка с различным кадрированием, , Съѐмка цифровым фотоаппаратом с учѐтом применения основных правил композиции, составление композиций.Работа с иллюстративным материалом, проведение съемки с применением основных техник.

Материалы и оборудование: фотоаппарат, штатив, комплект осветительного оборудования.

Раздел 5 .Фотожанры.

5.1 Пейзаж. Городской пейзаж. Летний пейзаж, зимний пейзаж, ландшафтный и городской пейзаж, архитектура. Повторение основ композиции в пейзажной фотографии.

5.2 Репортаж. Статика и динамика изображения. Поиск сюжета. Юридические аспекты репортажной съемки. Выбор оборудования.

5.3 Портрет: студийный, репортажный, официальный, групповой. Портрет как жанр художественного творчества. Технические правила и приѐмы, присущие портретной съѐмке. Выбор композиционного построения портрета (во весь рост, поколенный, поясной, погрудный, головной). Положение головы (в фас, в три четверти, в профиль). Прием съѐмки с близких к объекту верхних и нижних точек. Выбор технических средств для съѐмки портрета. Безопасное расстояние до объекта съѐмки – гарантия исключения искажений в портрете.

5.4 Фотонатюрморт. Натюрморт как художественный жанр фотоискусства. Подбор предметов. Передача формы и фактуры. Смысловое содержание снимка, расположение предметов в кадре.

5.5 Съѐмка животных. Композиция, особенности съемки различных животных.

5.6 Детская съемка. Техника и приемы съемки детей. 

Спортивная съемка. Изучение объекта съѐмки. Выбор аппаратуры, аксессуаров для съемки. Основные правила съѐмки мероприятий. Внеклассная съѐмка (дом, город и т.д.). Выбор вида спорта, изучение наиболее динамичных мест. Выбор фотоаппаратуры. Особенности съѐмки спорта. Съемка торжественного мероприятии. Съѐмка на стадионах и т.д.

5.7 Панорамная фотосъемка. Выбираем место. Сборка панорамы.

5.8 Макросъемка. Особенности процесса макросъемки.

Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. конкурс снимков по жанрам, отбор работ для выставки. Практика: "Съѐмка городского пейзажа, архитектурных памятников."Съѐмка животных в домашних условиях, на улице". Отработка композиционного построения портрета в студии на основе снимков друг друга. Съѐмка портрета с использованием различных точек съѐмки.

Просмотр и анализ отснятого материала. Ролевая игра "Фотограф и модель.

Обсуждение работ. Организация мини- выставки.

Раздел 6. Работа с программами по обработке фотографий .

6.1. Программа Adobe Photoshop

6.2. Программа Adobe Lightroom .

Элементы управления, панель инструментов. Изучение строки меню и меню файл и редактирование. Кадрирование, коррекция кадров по свету и цветовой гамме, устранение эффекта «красных» глаз и т.д. Изучение программы, создание коллажей, (рамки, монтаж, календари);. Конкурс снимков, отбор работ после компьютерной обработки для выставки. (Практическая работа "фотосессия друг друга". Дети делая друг другу новые красивые фотографии практикуют себя в роли как фотографа, так и модели. Изучаю правила построения композиции, работу с техникой).

(Обработка фотографий через графические редакторы ПК. Показать "до" и "после". После чего объяснить, как такого эффекта можно достичь). Используется в начале занятия. Лови ошибку! (После того, как будут объяснены основные правила композиции, во время объяснения задания на практическом занятии совершить грубую ошибку, учащиеся должны заметить и исправить). Используется в начале занятия.

Материалы и оборудование: МФУ Epson L3150

Раздел 7.Программы для создания видеоклипов (применительно к фотографиям) .

Программа Windows MovieMaker. Изучение программы, создание роликов.

Материалы и оборудование: МФУ Epson L3150

Раздел 8. Индивидуальная работа. Итоговая творческая работа.

Портфолио. Итоговая выставка работ.

Самостоятельное выполнение воспитанниками итоговой творческой работы на выбранную тему в любом жанре на основе полученных знаний. Просмотр и обсуждение. Формирование творческого портфолио каждого воспитанника из фотографий, наработанных за год. Подготовка работ к выставке. Работа для школы, класса. Выполнение тематических проектов: «Мои одноклассники», «Здравствуй, школа», «Родная природа», «Достопримечательности родного города», «Школьные праздники», «Зимушка-зима», «Весна красна» и т.д.

Участие работ каждого воспитанника объединения в итоговой выставке.

Материальное обеспечение

Фотоаппарат со сменной оптикой Canon M100

1шт.

Штатив Hama star 62 160-3D

1шт.

Комплект осветительного оборудования

1шт.

МФУ  Epson L3150

1шт.

Литература:

  1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель.  – СПб: Питер,

2003.

  1. Закон РФ об образовании. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.

Коцюбинский А.О., Грошев С.В. Самоучитель работы с фото, аудио, видео, СD, DVD на домашнем компьютере. – М.: Технолоджи-3000, 2003.

  1. Практический курс. AdobePhotoshop 4.0. – Пер. с англ. – М.: КУбК-а, 1997.
  2. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
  3. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель. Транзиткнига, 2006.
  4. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
  5. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих. Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
  6. Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
  7. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест, 2005.

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

  1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 1986.
  2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 1987.
  3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 1988.
  4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 1992.
  5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета,

1991.

  1. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 1985.
  2. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство,1989.
  3. Морозов С. Творческая фотография. – М.: Планета, 1986.
  4. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. – М.: Искусство, 1982.
  5. Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. – М.: Мир, 1985.
  6. Родионов Н.А.  Вечное движение. – М.: Планета, 1972.
  7. Хейлин Р. Светофильтры. – М.: Мир, 1988.
  8. Чибисов К.В. Очерки по истории фотографии. – М.:  Искусство, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Театральная студия"

Смысл занятий в «Театральнойстудии»- единение детей при решении совместных творческих задач. Основным видом педагогического контроля- это результат вложенных усилий при непосредственном активном участ...

Программа дополнительного образования вокальная студия "Чистый голос"

Особенность программы  позволяет расширить  возможности  образовательной области «Музыка», «Искусство»; ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных  способностей...

Программа дополнительного образования "Театральная студия"

Программа рассчитана на три года обучения (5-7 классы) и предполагает знакомство с историей театра, принципами театрального декорирования, с основами изготовления театральных игрушек. Цель программы: ...

Программа дополнительного образования. Театральная студия "Алиса".

Театральные занятия на иностранном языке – не только часть учебно-воспитательного процесса, но и источник творческой деятельности. Положительное влияние на личность обучающегося  оказывает г...

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»

Технологическая карта занятия по программе дополнительного образования «Музыкальная студия»Учитель: Щербакова Наталия ГригорьевнаКласс: 1Тема занятия: Певческое дыхание.Тип занятия: повторения и обобщ...

Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (средняя группа)

Программа по своему характеру является развивающей  и обучающей  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, н...

Программа дополнительного образования «Вокальная студия Эвит" (старшая группа)

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокаль...