ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Гаваль Екатерина Александровна

Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет  достигнуть хороших результатов.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

 РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://www.djujmovochka50.ru/images/main_page/muz_ruk_stranichka/%D0%9C%D0%AB_%D0%A1%D0%9B%D0%A3%D0%A8%D0%90%D0%95%D0%9C.jpg


Вся дошкольная педагогика, в том числе и музыкальная, опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет  достигнуть хороших результатов. В педагогической практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  •   Развлекательную:  развлечь, воодушевить, поднять настроение
  • Коммуникативную:  развитие доброжелательного отношения друг к другу
  • Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей
  • Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,                    самопознание в процессе игры

https://d-hold.ru/upload/iblock/d8a/d8a31bd4f911218a940edf55a87503aa.jpghttps://raskrasdetstvo.com/upload/iblock/582/582e137b493cb0dc1793f5cb5921dff2.jpg

                                      ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

         ПО  РАБОТЕ В РАЗДЕЛЕ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ»

Движение во время слушания музыки. В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например. когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.

   Для малышей больше всего свойственны подражательные движения, поэтому желательно использовать игровые ситуации с использованием игрушек, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, в игре «Кто в деревне живет?», дети могут не только определить, какие животные живут в деревне (курочка, кошка, корова, лошадка и т.д.), но и передать движением образы этих животных.

Дидактические игры. Укреплению навыков восприятия помогают так же дидактические игры, задания которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звук высотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

    Для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.

Образные ассоциации и наглядность.    В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации   к музыке. Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика. При этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок или слоненок.  Именно зрительная наглядность помогает  быстро и доступно донести содержание произведения, запомнить его составные части.  В младших группах в качестве наглядности чаще использую мягкие игрушки, иллюстрации, кукольный и настольный театр, маски, шапочки, ширмы разных видов.

Использование   картинок и иллюстраций и видеоклипов к классической музыке.     На данный момент имеют большую популярность   различные клипы или видео иллюстрации к классической музыки. Их вы с легкостью можете скачать на просторах интернета! Многие используют их либо неправильно, либо бездумно.   При первом слушании музыкального произведения, особенно в старшем дошкольном возрасте их использование крайне нежелательно. Связано это с тем, что в этом случае дети не развивают фантазию, пытаясь угадать заложенный в музыке образ, а имеют уже готовый предложенный вариант, лишающих их  как права выбора, так и возможности пофантазировать.  Использовать их следует при повторном прослушивании, когда уже совместно с педагогом дети обсудили и характер музыкального произведение, и его содержание.

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0-%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D0%B2-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5-%D1%88%D0%BE%D1%82-%D0%B0%D0%BD-%D0%BA%D0%B8-%D1%81-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8-66008125.jpg

                                          ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ

   

Ширма-домик. В этом случае можно проводить игру «Кто в домике живёт?» Правила игры:  вариант первый. В домике спрятана игрушка-зверушка. По музыкальному отрывку дети должны угадать, кто находится в домике. Также можно с помощью ширмы проводить игры с музыкальными инструментами, в качестве закрепления дети узнают на слух звучание музыкального инструмента.

Вариант второй: звучит какой-либо знакомый детям музыкальный инструмент.  Либо вживую, либо в аудиозаписи.  Дети должны угадать музыкальный инструмент по звучанию

Маски и шапочки различных персонажей.  Очень хороши для закрепления маски, шапочки. На этапе закрепления дети могут сами инсценировать различные по характеру короткие музыкальные произведения двухчастной формы. В качестве примера можно взять произведение «Слон и Моська» Арсеева. На первую часть музыки идёт слон - выходит ребёнок, изображающий слона (музыка медленная, тяжелая), на вторую часть музыки выбегает «Собачка», бегает вокруг слона и лает. А вот каким способом изобразит ребёнок этих героев, это уже зависит от его фантазии. Очень интересное зрелище - наблюдать как дети преподносят образ того или иного героя.

В качестве закрепления можно это же произведение играть на шумовых музыкальных инструментах. На музыку «слона»- играет ребёнок на барабане, на музыку «собачки»- играет ребёнок на погремушке, колокольчике. 

«Подбери игрушку». Перед ребёнком разложены имеющиеся у него игрушки – например, тигрёнок, кошка, ёжик, лошадка, кукла, собачка и т. д. Взрослый включает запись. Ориентируясь на характер музыки (нежный, медленный, быстрый, стремительный), ребёнок подбирает игрушку. Спросите его, почему он сделал именно этот выбор.

Музыкальный светофор. Знакомство с жанрами музыки. Начиная со среднего  дошкольного возраста Дети постепенно  начинают знакомиться с жанрами музыки. Для этой цели использую «Музыкальный светофор». Демонстрационный материал: металлическая доска с магнитами, большой плоскостной бумажный светофор 35-40 см  с изображением в кружках спящих детей, марширующих детей и танцующих. Раздаточный материал: картонные карточки с точной копией светофора и картинками обозначающими жанры музыки (песню, танец и марш) и фишки по цветам светофора.

 C:\Users\Катенция\Downloads\светофор_cut-photo.ru.jpg

Правила игры:

Музыкальный руководитель: Люблю я петь, маршировать, плясать.

                                                   Ну а с чего же мне начать?

                                                   На музыкальный светофор взгляни,

                                                   Послушай музыку и жанр определи!

На столах у каждого ребёнка карточка светофора и три кружка зелёного, красного и желтого цветов. Дети слушают музыкальное произведение и закрывают кружком определённого цвета картинку, соответствующую жанру, где спящие дети соответствуют жанру песни, марширующие -маршу и танцующие- танцу, затем ребёнок выходит к большому светофору и показывает картинку, которую он закрывал у себя на карточке. Дети называют жанр данной музыки.

Сложи песенку. Игра на различение формы музыкального произведения    

Игровой материал:   Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант - выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?

Игра «Узнай сказку». Игра на определение характера музыки.

Цель. Различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал. Две квадратные карточки спокойного, зеленого цвета, обозначающие первую и третью части музыки, в которых раскрывается нежный лиричный образ Красной Шапочки. А также один квадрат тревожного, красно-оранжевого цвета обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика приведения. Вспомнив сказку о Красной Шапочке, дети слушают трехчастную пьесу, в которой две части одинаковые, а вторая - контрастная по характеру. Внимательно прослушав пьесу, дети высказывают свое мнение, где музыка рассказывает о Красной шапочке и где - о Сером Волке.

Затем взрослый говорит: «В начале произведения музыка звучит весело - это Красная Шапочка радуется, что идет к бабушке. А за кустом притаился Серый Волк. И музыка зазвучала тревожно, даже страшно. Но скоро музыка изменилась снова. Красная Шапочка рада - вот и бабушкин дом.

Послушайте стихи:

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А в чаще за кустами Серый Волк сидит,

Щелкает зубами, за девочкой следит.

Красная Шапочка песенку поет.

Красная Шапочка к бабушке идет.

А теперь послушайте музыку еще раз и определите, сколько в ней частей и все ли они разные». После повторного исполнения пьесы, дети выкладывают карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, т. е. менялись музыкальные характеристики сказочных героев.

Музыкальный репертуар«Красная Шапочка и Серый Волк» И. Арсеев.

Музыкальные цветы. Игра на определение характера музыки.

Игровой материал. Демонстрационный: три цветка, изображающих три настроения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

  • Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);
  • Грустная, жалобная;
  • Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный материал: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора.  Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

Игра «Кого встретил колобок». Игра на развитие тембрового слуха, формирование творческих навыков.

Игровой материал: Картинка, изображающая фрагмент сказки, когда колобок катится по тропинке, размером 30 x 40 см., с прорезью, в которую вставляется выдвижная лента с изображениями зайца, волка, медведя, лисы.

Цель: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), формировать творческие навыки, основы песенной импровизации.

Методика проведения:

Вариант 1.  Дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажей сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре. «Заяц» -  в высоком регистре, «Лиса – в среднем, «Волк» -  в низком, «Медведь» -  в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы, дети отгадывают кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку с персонажами на нужную позицию.

Вариант 2 (творческая импровизация) Детям предлагается сочинить музыкальную сказку. Несколько детей исполняют песенки персонажей, придумывая свой мотив, в том регистре, которым должен петь тот или иной персонаж. Остальные дети отгадывают, кого встретил колобок. Отгадавший ребёнок передвигает линейку на нужную позицию.

Музыкальный репертуар.

«Кого встретил колобок?» муз. Г. Левкодимова сб. Л. И. Комисаровой.

Кто поет.  Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведенияДети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре, называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

Игра «Узнай по голосу». Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры. Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит". Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”. Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар. «Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«Рисуем музыку». Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Выполните с ребёнком интересное задание. Прослушайте музыкальное произведение, побеседуйте о том, какое настроение было в начале музыки, как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому. Какие настроения и переживания оно разбудило? Теперь предложите нарисовать свои впечатления. Пусть он рисует то, что чувствует или представляет, когда слушает музыку. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

Другой вариант рисования музыки – изображение музыки линиями. Под звучание музыкального произведения, ребёнок должен начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку, изогнутые – под бодрую, решительную, прерывные – под легко, отрывисто звучащую. Цвет ребёнок выбирает сам, который, по его мнению, больше подходит к настроению.

 Исходя из своего педагогического опыта могу утверждать, что использование игровых приемов в процессе музыкального восприятия делает это вид деятельности не только интересным для детей, но и результативным для педагогов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Консультация "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

      Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самог...

«Использование методов театральной педагогики в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс: «Где обедал воробей?»Объединение: студия раннего эстетического развития «Куклята»Возраст: 4 года.Количество: 8 человек.Цель занятия: формирование музыкальности и речевой активности детей...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ И ХОРЕОГРАФИЕЙ

Импровизацию в хореографии мы можем назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией»....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...