«Наставничество – эффективная форма сопровождения деятельности начинающего педагога»
материал

Суровцева Ирина Александровна

В педагогической реальности существуют различные виды наставнической деятельности  молодых педагогов.  Для меня наиболее результативным является прямое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с молодыми педагогами.  Обеспечить такой вид наставничества возможно через мастер-классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наставничество – эффективная форма сопровождения деятельности начинающего педагога»

В педагогической реальности существуют различные виды наставнической деятельности  молодых педагогов.  Для меня наиболее результативным является прямое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с молодыми педагогами.  Обеспечить такой вид наставничества возможно через мастер-классы.

Хотелось бы отметить, что особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя со стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них  уже профессионализма. Молодые педагоги нуждаются в профессиональной адаптации.  И наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

2)       Наставничество - это форма обучения, которая направлена на развитие прикладных профессиональных компетенций молодого педагога. Работа с молодыми специалистами является одной из самых важных составляющих методической службы.     В идеальном виде наставничество должно быть непрерывным, обеспечивая постоянное развитие молодого специалиста.

3)       На оказание адресной методической помощи молодым педагогам откладывает отпечаток то, что я являюсь руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка.

  С целью оказания методической  помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и практических умений,  осуществляю сопровождение  молодых педагогов на районном уровне.  

4)     Как наставник оказываю адресную методическую помощь учителям английского языка в преодолении трудностей, с которыми молодые  педагоги встречаются в процессе реализации программных требований, освоения  норм оценки знаний и умений учащихся, а так же принципов обучения иностранному языку.       Направляю и организую индивидуальную работу по самообразованию, связанную с вопросами совершенствования профессионального мастерства.

Исходя из анализа и самоанализа уроков я понимаю, что молодые коллеги не всегда могут правильно спроектировать урок, поскольку недостаточно хорошо знают типологию уроков по ФГОС, и соответственно,  структуру их построения.  Не могут правильно определить цели, задачи и спланировать результаты урока.  Но прежде, чем спрашивать, надо научить.

5)    Для ликвидации этих пробелов я провожу мастер-классы по следующим проблемам. И считаю такую форму работы с молодыми педагогами эффективной.

              Ежегодно на уровне нашего района проводятся практико-ориентированные семинары для молодых педагогов Высокогорского муниципального района на базе МБОУ «Учхозская СОШ». На этих семинарах я провожу мастер-классы и практикумы с целью повышения уровня теоретической и методической подготовки молодых педагогов по проблеме конструирования современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.    

6)        Хочу представить Вашему вниманию  фрагмент  мастер-класса   «Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения», который проходил в рамках семинара для молодых педагогов Высокогорского района в  3 октября  этого года.

.          7)      Цель мастер-класса: познакомить начинающих учителей с технологией определения целей и задач урока  иностранного языка.

     

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  1. Познакомить с   требованиями,  предъявляемые к современному уроку иностранного языка;
  2. Познакомить с  типологией уроков деятельной направленности по целеполаганию;
  3. Продемонстрировать процесс постановки целей, задач и планируемых результатов урока;
  4. Познакомить со структурой  урока открытие нового знания и продемонстрировать этапы урока с примерами из опыта работы;
  5. Показать практическую значимость планирования учебной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода.

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение слушателями важнейших навыков в рамках транслируемого опыта.
  2. Повышение уровня профессиональной компетенции слушателей по основным аспектам демонстрируемой деятельности.
  3. Понимание слушателями сути авторской системы наставника

             8)        1этап. Презентация основных идей и актуальности.

    1 этап мастер-класса заключается в презентации основных идей и актуальности темы мастер-класса.

       Я считаю, что залогом успешной деятельности наставника и молодого педагога является  совместная деятельность по конструированию современного урока.

 Урок - главная составная часть учебного процесса. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем. Качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока. Как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовый план  урока. Умение спланировать конкретный урок, является одним из необходимых умений в работе учителя.

Для того чтобы уровень урока  был высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?

9) Первая задача для достижения цели мастер-класса – это познакомить с   требованиями,  предъявляемые к современному уроку, а они следующие:

  • Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно - деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающихся на основе освоения универсальных способов деятельности.
  • Готовясь к уроку, первое, что должен продумать учитель –    это тему, цель, задачи,  планируемые результаты урока и содержание урока.  
  • Исходя из задач и планируемых результатов урока, планируется деятельность обучающихся на уроке, которая должна привести к достижению запланированных  результатов урока.
  • На уроке должны быть организованы проблемные задания, активизирующие учебную деятельность обучающихся

  1. Вторая задача – познакомить с  типологией уроков деятельной направленности по целеполаганию;

    Так как вся учебная деятельность  строится на основе деятельностного подхода. По такому принципу строится и  типология уроков.

          Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы, то есть  выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

Типы уроков

  1. Урок «открытие» нового знания;
  2. Урок рефлексии
  3. Урок общеметодологической направленности
  4. Урок развивающего контроля

     Для решения третьей задачи мастер-класса  нужно продемонстрировать процесс постановки целей, задач и планируемых результатов урока;

11)   Цель  конкретного урока – это локальная цель, т.е. цель которую возможно достичь за один урок.

  Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Цель должна быть:

Конкретна

Измеряема (Это означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель).

Достижима

Реальна

Ориентирована на результат

Ориентирована по времени.

  1.     Для уроков деятельностной направленности  выделяются две цели:
  • Содержательная цель заключается в  расширении понятийной базы за счет включения новых элементов, знаний. Это значит, что за урок ученик узнает новую лексику, новые структуры,  новые грамматические правила, определения, описания, те есть откроет для себя новое знание, новый пласт науки.
  • Деятельностная цель  состоит в организации деятельности учащихся  по формированию умений построения и реализации новых знаний. Это значит, что узнав новые слова,  новые правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний

  1.    2 этап. Представление системы занятий «Мастера»

    На втором этапе мастер-класса я демонстрирую молодым педагогам процесс постановки целей, задач и планируемых результатов урока на примере урока в 4 классе по теме «Покупка продуктов». И здесь они учатся, как правильно формулировать содержательную и деятельностную цели урока.

Тема урока: «Покупка продуктов»

Цели:

  • Содержательная –  обобщить знания по теме «Продукты», познакомить  со словами, обозначающими емкости для хранения продуктов и денежными единицами Великобритании,  с конструкциями, обозначающими количество (How much….? How many….?)
  •   Деятельностная –  организовать деятельность учащихся по освоению и использованию в речи элементарных фраз этикетного диалога по теме «Покупка продуктов» с целью применения в реальной жизненной ситуации при покупке продуктов в магазине

  1.  Далее переходим к формулировке задач для достижения цели урока. Я бы сказала, что задачи это ступеньки для достижения цели урока.

Задачи:

Обучающие:

  1. Познакомить со словами, обозначающими емкости и научить употреблять их в речи;
  2. Научить элементарным фразам этикетного диалога по теме «Еда» (покупка продуктов в магазине, цены продуктов);
  3. Познакомить со словами, обозначающими количество и вопросами How much…? How many…? ;
  4. Развивать умения и навыки диалога в ситуации бытового общения;

Развивающие:

  1.  Развитие речевой догадки учащихся.
  2. Развитие памяти, внимания, логического мышления.

      Воспитательные: 

         Воспитание культуры общения в магазине

        

  1.   Исходя из поставленных задач,  планируем результаты урока. Каждая задача имеет свой результат для достижения цели урока.

Планируемые результаты: 

  1. Предметные: научатся называть некоторые виды ёмкостей   для хранения   продуктов;
  2. употреблять элементарные фразы для осуществления покупок в магазине (денежные единицы Великобритании);
  3. употреблять слова much, many  в  вопросах How much…? How many…?
  4. задавать вопросы по теме «Продукты», 

Метапредметные УУД: 

  1. Коммуникативные: вести диалог в ситуации бытового общения (покупка продуктов в магазине);

Тема урока: «Покупка продуктов»

Задачи

Планируемые результаты

  1. Познакомить со словами, обозначающими емкости и научить употреблять их в речи;
  2. Научить элементарным фразам этикетного диалога по теме «Еда» (покупка продуктов в магазине, цены продуктов);
  3. Познакомить со словами, обозначающими количество и вопросами How much…? How many…? ;
  4. Развивать умения и навыки диалога в ситуации бытового общения;

Научатся:

  1. называть некоторые виды ёмкостей   для хранения   продуктов;
  2. употреблять элементарные фразы для осуществления покупок в магазине (денежные единицы Великобритании);
  3. употреблять слова much, many  в  вопросах How much…? How many…?
  4. задавать вопросы по теме «Продукты», вести диалог при покупке продуктов в магазине;

  1.  3 этап. Имитационная игра.  Занятие со слушателями.

     На третьем этапе мастер-класса провожу занятие со слушателями (работа в группах) по демонстрации процесса постановки целей, задач и планируемых результатов урока на примере  нескольких уроков. Каждая группа работает с определенным уроком.

 в 3 классе по теме «Игрушки».

17)

Тема урока «Игрушки»

Задачи

Планируемые результаты

  1. Познакомить с грамматической структурой притяжательного падежа существительных и научить употреблять его в речи;
  2. Научить читать новые слова, читать вслух сюжетный диалог, построенный на изученном языковом материале с пониманием  новых лексических единиц и изучаемой грамматической структурой;
  3. Развивать умения и навыки вести диалог-расспрос: спрашивать, чей это предмет, и отвечать на вопрос;
  1. научаться спрашивать, чей это предмет, и отвечать на поставленный вопрос;

  1. называть игрушки, понимать содержание сюжетного диалога с изученной грамматической структурой;

  1. запрашивать и давать необходимую информацию о предмете;

18)  На этом же этапе  я знакомлю слушателей со структурой урока открытие нового знания и демонстрирую этапы урока с примерами из опыта работы.

Этапы комбинированного урока и учебная деятельность

  1. Мотивационно-целевой этап –

Принятие проблемы,  формулирование целей учебного занятия

  1. Актуализация опорных знаний –  

Решение учебных задач

  1. Изучение нового материала–

Решение учебных задач

  1. Самоконтроль и самооценка –

Соотнесение результатов                                                                     учебной  деятельности                                                                            с заданными образцами

  1. Рефлексия учебной    деятельности –

Оценка собственного результата учебной деятельности

19)  4 этап. Моделирование. Самостоятельная работа со слушателями по разработке собственного плана урока.

     На 4 этапе мастер-класса провожу самостоятельную работу со слушателями по разработке соственного плана урока,  где каждый участник должен сконструировать этапы урока открытие нового знания, т.е. выполнить проектную работу. Результатом проектной работы будет заполнение технологической карты.

  5 этап. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.  

                 На этапе рефлексии проводится дискуссия по результатам совместной деятельности.              

20)   Результаты моего наставничества:

Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд преимуществ:

- наставничество помогает мне увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

- я ощущаю свой вклад в систему профессиональной адаптации моих коллег;

- это стимул к самосовершенствованию;

- сама учусь у молодых педагогов расширять свой арсенал «современных» навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности;

- это  - общение с молодым поколением: интересным, современным, креативным, мобильным.

21) Таким образом, я верю, что молодые педагоги нашего района действительно, профессионально растут, добиваясь намеченной цели, т.е. происходит профессиональное становление личности молодых педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕР – КЛАСС КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ»

Презентация педагогического опыта педагога-мастера, кратко характеризуются основные идеи технологии....

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

В данной работе рассматривается проблема наставничества над молодыми педагогами в школе. Эта проблема остается актуальной, так как возрастаюттребования к уровню владения педагогическим мастерством. И ...

Наставничество как форма управления профессиональным ростом педагогов

Из опыта работы образовательного учреждения с молодыми педагогами....

Индивидуальный образовательный маршрут как эффективная форма сопровождения исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается одна из наиболее эффективных и последовательных форм образовательной деятельности в школе, способствующая максимальному раскрытию способностей учащихся, их потенциала и интере...

Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....

АКТУАЛЬНОСТЬ НАСТАВНИЧЕСТВА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИЮ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Материал к вебинару в рамках работы муниципального ресурсного центра "Наставничество". Может быть полезен администрации образовательной организации, кураторам прогрмам  наставничества,п...

Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"

 Сегодня система наставничества в образовании вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного п...