Статья Вектор успеха Квест-технологии в дополнительном образовании
статья

Статья "Вектор успеха" Квест-технологии в дополнительном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:  «Вектор успеха». Квест-технологии в дополнительном образовании

Квесты – это очень популярное современное развлечение, не только для детей но и для взрослых. Наверно, каждый педагог в своей профессиональной  деятельности сталкивается с так называемыми квестами: « В поисках сокровищ», «Путешествие в Средиземье», «Миссия невыполнима»,  « Морской бой», «Машина времени», «Школа волшебства».

Но главный квест, который мы проходим ежедневно  - это гармоничное воспитание и обучение детей. В этом квесте каждый пользуется своими уникальными технологиями для достижения максимально результата. Одна из технологий, применяемых мною – это квест-технология.

Актуальность:

Одной из важных задач современной системы дополнительного  образования является создание пространства для самореализации личности.

Согласно концепции развития дополнительного образования, сегодня на первый план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.

Как руководителю программы «Зарница», на равнее с этими задачами, мне важно формирование умений командной работы,  четких действий при решении проблемных задач, воспитание чувства ответственности за себя и за других.

Цели, задачи, содержание проекта:

Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, основой является проблемное задание с элементами ролевой сюжетной игры.

На мой взгляд, основная цель использования квест технологий в дополнительном образовании – воспитание яркой личности, умеющей реализовывать себя и работать в команде.

Задачи ОП «Зарницы»

Задачи, решаемые с помощью использвания квест-технологии

Развитие таких личностных качеств, как собранность, внимательность, наблюдательность, уверенность в себе.

Развитие внимательности, собранности, наблюдательности при решении проблемных ситуаций, умение проявить себя

Развитие творческих способностей детей;

Развитие способностей находить креативные подходы для решения проблемных задач.

Формирование метапредметных умений;

Развитие умений критического мышления;

Приобретение опыта исследовательской деятельности

Воспитание чувства ответственности, товарищества, сопереживания;

Формирование умения работать в команде, совместно решать поставленные задачи.

Повышение уровня коммуникативной культуры;

Развитие лидерских качеств.

Развитие умений самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Также использование квест-технологий способствует созданию дополнительной мотивации к изучению образовательной программы, повышению интереса обучающихся к образовательной программе в целом, так как обучающиеся становятся его активными участниками образовательного процесса. В итоге происходит повышение эффективности и качества образовательного процесса в целом.

Мой педагогический проект «Вектор успеха» заключается в создании системы образовательных квестов, способствующих улучшению качества дополнительного образования. Проект реализуется на протяжении всего  процесса обучения  (12-17 лет).

Этапы реализации:

  1. этап «Я самый…» (12-13 лет):
  • Основная задача на этапе для детей: Знакомство с образовательной программой, проявление своих личностных особенностей.
  • Основная форма работы: моделирование небольших проблемных ситуаций, которые проигрываются с детьми, и позволяют каждому участнику проявить себя. Допустимо проигрывать с детьми реальные истории, происходившие со старшими товарищами. Особенность квестов на данном этапе – отсутствие исходных установок для детей, создание возможностей для раскрытия особенностей личности каждого ребенка.
  • Основная задача для педагога: Создавать и проводить проблемные ситуации, наблюдать за моделью поведения каждого ребенка,  анализировать, выявить особенности каждого воспитанника, его «сильные» и слабые» стороны.
  • Примеры: Моделирование реальных ситуаций в походе/ на соревнованиях  и т.д., аналоги игры «Необитаемый остров».
  • На данном этапе можно использовать творческую систему оценивания для фиксации результатом проведенных мероприятий. Например,  присваивать разнообразные титулы («Самый творческий», «Самый коммуникабельный»). Отметить необходимо каждого ребенка.

2 этап «Ты самый…» (13-14 лет)

  • Основная задача на этапе для детей: Развитие выявленных индивидуальных качеств, принятие их коллективом. На данном этапе ключевым является осознание  каждым участником своей роли в команде, ее значимости и собственной уникальности. Начинается формирование единого коллектива, выделяются лидеры.
  • Основная форма работы: В этот период целесообразно проводить штурмовые квесты, где для решения общей задачи каждому необходимо решить свою подзадачу.
  •  Основная задача для педагога: составление разнообразных квестов, основываясь на личностных характеристиках участников, решение возможных внутренних конфликтов.
  • Примеры: «Космический корабль» (каждый ребенок – специалист в какой-то сфере)
  • Данный этап является достаточно сложным, так как именно здесь начинается формирование коллектива. Возможно внутренние конфликты, скрытая зависть детей и т.д. На этом этапе педагог может лично принимать участие, направлять детей к решению конфликтов. В этот период обязательным является разбор квестов, рефлексия (личная и командная).

3 этап «Мы самые…» (14-15 лет)

  • Основная задача на этапе для детей: смена «ролей», приобретение и развитие новых качеств, проработка недостатков каждого. В этот период обучающиеся работают над своими недостатками, осваивают новые виды деятельности, обмениваются опытом, происходит сплочение коллектива.
  • Основная форма работы: Разнообразные ролевые игры, нелинейные квесты с альтернативными концовками.
  • Основная задача для педагога: создание квестов, анализ модели поведения детей, проведение рефлексии.
  • Примеры: На данном этапе мы используем нелинейные квесты, в которых детям раздаются конкретные персонажи, наделенные качествами. Часто квесты создаются по мотивам известных произведении фантастов, построенных на принципах гуманизма («Лорд с планеты Земля»).

4 этап «Мы команда!» (15-16 лет)

  • Основная задача на этапе: Данный этап можно назвать практико-ориентированным. В этот период учащиеся должны показывать результативность всей проведенной работы (прежде всего – высокие места на соревнованиях; сплоченные единый коллектив). На данном заключительном этапе окончательно складывается единый коллектив, где каждому участнику выделена своя особая роль.
  • Основная форма работы: квесты на достижение максимально быстрого и яркого результата с возможность применения командных качеств.
  • Основная задача для педагога: поддержать интерес.
  • Пример: «Форт Боярд»
  • Допустимо привлечение детей к разработке и проведению квестов.

Планируемые результаты:

«Плюсы» применения квест-технологий в дополнительном образовании:

Использование разнообразных квестов способствует:

  • развитию различные учебных умений
  • формируют ценностно-личностные компетенции (ценностные ориентиры ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения);
  • Создание дополнительной мотивации и интерес к изучение программы.
  • Развитие коммуникативных умений.

На мой взгляд, формирование умения существовать в отдельно взятом коллективе в целом обществе – одна  из ключевых задач в дополнительном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Личностно-ориентированный подход на занятиях дополнительного образования

Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности, обучающихся в системе дополнительного образования, на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода. Индиви...

Статья «Патриотическое воспитание учащихся в отделении дополнительного образования школы»

В статье приводятся примеры мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию учащихся....

Статья "Особенности работы концертмейстера в системе дополнительного образования"

Статья  может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов доп. образования....

Статья по теме «ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Интеграция – это стремление к целостности, которое сопровождается не только объединением разрозненных частей, но еще и взаимодействием, взаимопроникновением, приспособлением, слиянием, расширением воз...

Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)

Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...

Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"

Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ....

Статья на тему: "Квест технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике"

В данной статье представлена краткая информация касаемая сущности познавательного интереса и путей его развития в образовательном процессе. А также какое влияние на развитие познавательного интереса п...