ОРКСЭ
рабочая программа

Остерова Анна Леонидовна

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4_klass.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

                 

          Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 1578-р.

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4 классе ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.

             Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по   целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Используются учебники: «Основы  духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г. «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.  

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

   Программа курса составлена с учётом базисного учебного плана школы в 4  классе - 1 час в неделю, за год 34 часа. Если проведение урока выпадает на праздничный день, то этот урок будет проведен в другой день за счет уплотнения программы. Программа включает два модуля: «Основы мировых религиозных культур» (17 часов) и Основы светской этики (17 часов)

Цель учебного курса ОРКСЭ:

 - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

В результате освоения данного курса школьниками  должны быть усвоены следующие понятия:

-каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,

-ни одна культура не может быть лучше другой,

-каждая культура обладает значимым для развития человечества  ценностным содержанием

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Метапредметные результаты:

        Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).  Овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения, классификации,    установления    аналогий   и   причинно-следственных      связей,  построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Готовность     слушать    собеседника    и  вести   диалог.

 Предметные результаты:

         Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; к пониманию основных норм светской  и религиозной морали.

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Осознание ценности человеческой жизни.

                                                                                   

                                                                                   Содержание тем «Основы религиозных культур народов России»

№п\п

                       Содержание тем учебного курса

Количество часов

2.

Христианство

9

3.

Ислам

3

4.

Иудаизм

2

5.

Буддизм

2

6.

Итоговый урок

1

Список литературы для ученика

1.Учебник «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.  

Список литературы для учителя

1.Учебник «Основы религиозных культур народов России»,А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров ,М-.-«Русское слово» 2012г.  

2.Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

3.Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005.

 

         Дополнительная литература для учителя (интернет- сайты)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru:

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

                            

 Календарно-тематическое планирование по предмету

«Основы религиозных культур народов России» на 2019 -2020 учебный год

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт

Христианство 9 ч.

1.

Древние предания христиан

1

Комбинированный

Объяснять, в чем заключается свобода

выбора человека

Текущий

Иметь: представления

о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире.

Понимать: смысл

грехопадения первых

людей.

21.01

2.

Возникновение христианства

1

Комбинированный

Объяснять смысл искупительной жертвы

Христа

Текущий

Знать: основные со-

бытия земной жизни

Иисуса Христа.

Понимать и принимать нравственную

суть христианства,

выраженную в заповедях Христа.

28.01

3.

Христианская церковь

1

Комбинированный

Характеризовать

основные различия

между православием

и католичеством

Текущий

Знать: основные события, связанные с

жизнью и деятельностью первых христиан и распространением христианства.

Иметь представления

об устройстве Церкви.

04.02

4.

Христианство на Руси и в России

1

Комбинированный

Характеризовать важную роль Русской

Православной церкви в становлении и развитии русской государственности

Текущий

Знать: основные этапы появления и развития христианства

на Руси.

Понимать важность

христианской веры в

повседневной жизни

наших предков на

протяжении многих

веков

11.02

5.

Христианские святые.

1

Комбинированный

Характеризовать понятия о сути

святости и святых, об

основных элементах

и устройстве право-

славного храма.

Текущий

Знать основные факты, связанные с жизнью и деятельностью

преподобного Серафима Саровского,

благоверных Бориса

и Глеба.

18.02

6.

Православный храм.

1

Комбинированный

Характеризовать

об

основных элементах

и устройстве право-

славного храма.

Осознавать важную

роль храма в жизни

христианина.

Текущий

Уметь правильно вести себя в православном храме

25.02

7.

Христианские праздники и таинства

1

Комбинированный

Понимать суть церковного богослужения.

Понимать смысл

основных христианских таинств и осознавать их важность в

жизни христианина

Текущий

Знать: основные

праздники и особенности церковного

календаря.

03.03

8.

Католичество.  

1

Комбинированный

Характеризовать суть

понятия «чистилище».

Понимать причины

начала Реформации и

осознавать суть недовольства протестантов Католической

церковью.

Характеризовать

основные особенности протестантского

вероучения.

Текущий

Иметь представление

об устройстве Католической церкви и ее распространении в

мире, унии и униатской церкви.

Знать: обрядовые и

другие отличия католичества от православия.

Знать: имена крупнейших протестантских лидеров

10.03

9.

Протестанты.

1

Комбинированный

Текущий

17.03

Ислам -3ч.

10.

Пророк Мухаммад и возникновение ислама.  

1

Комбинированный

Осознавать значение

Хиджры и важную

роль этого события в

истории ислама.

Понимать смысл понятия «шариат», значение

Корана и Сунны в

жизни мусульман

Текущий

Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Иметь представления

о воззрениях мусульман на устройство

мира, на суть борьбы

добра и зла в мире.

31.03

11.

Во что верят  мусульмане

1

Комбинированный

Текущий

07.04

12.

Мусульманские обряды и обычаи

1

Комбинированный

Характеризовать

основные особенности мусульманского

календаря.

Текущий

Знать основные мусульманские праздники.

Иметь представление

об устройстве мечети

14.04

Иудаизм -2ч.

13.

Иудаизм - древняя религия евреев.      

 Во что верят иудеи

1

Комбинированный

Понимать значение

дарования десяти

заповедей пророку

Моисею и их роль в

истории иудаизма.

Характеризовать особенности положения

еврейского народа в

мире.

Текущий

Знать основные сюжеты ветхозаветных

преданий иудаизма.

Знать основную при

чину появления еврейского населения в

России

21.04

14.

Обряды и обычаи иудеев.

1

Комбинированный

Характеризовать особенности иудейского

календаря.

Текущий

Знать основные

иудейские праздники.

Иметь представление

об иудейской общине

и роли в ней раввина,

о синагоге

28.04

Буддизм-2ч.

15.

Кто такой Будда?

Во что верят буддисты

1

Комбинированный

Понимать значение

просветления Будды

в истории буддизма.

Объяснять суть четырех благородных истин буддизма.

Характеризовать

счастливые и несчастливые перерождения

Текущий

Знать: основные

этапы деятельности

Будды.

Иметь представление

о медитации, суть и

нравственное значение основных норм

буддийского вероучения.

Иметь представление

о способах достижения нирваны, трех

драгоценностях буддизма

25.04

16.

Направления и обряды буддизма

1

Комбинированный

Характеризовать

основные направления буддизма и их

особенности.

Понимать роль бодхисатв и обладание

буддистами шестью

качествами в махаяне.

Текущий

Знать: основные

праздники и обряды

буддизма.

Иметь представление

о роли монашества

и монастырей в буддизме

16.05

17.

Итоговый урок. Защита презентаций по курсу.

1

Сообщения учащихся,  выразительное чтение, пересказ, презентация, беседа,

работа с иллюстрациями.

Текущий

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу.

23.05

Планирование составлено на основе программы  обучения. Учебник: А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова  «Основы религиозных культур народовРоссии»  

4 класс – М» «Русское слово». 2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                          «Основы  духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникина

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Базовый учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 17 часов. Курс «Основы светской этики» небольшой, однако и он требует итогового повторения, на которое отводится заключительный урок

Издательство «Русское слово» в рамках комплекта «Начальная инновационная школа» выпустило учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2010 г. учебник успешно прошел экспертизу Российской академии наук и Российской академии образования и получил гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.

                                                                              2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно- нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

                                                                                                           Особенности курса

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Курс призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно, оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.

Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок, как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной деятельности, вариативности, последовательности действий. Так постепенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

                                                                                       

                                                                                                         

      3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема

Содержание

Введение в предмет

Народы России, их духовно- нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости

Россия — Родина моя

Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские.Наша Родина — Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия — многонациональное государство. Национальность и раса.Древние города России, их памятники культуры

Этика и этикет

Понятия этика, мораль (нравственность).Назначение этики, ее категории. Понятиеэтикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика

Вежливость

Понятия вежливость, уважение.Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга

Добро и зло

Понятия добро и зло. Слова с корнемдобро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать — начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты

                                                                                       

                                                                                           

                                                               4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

•     Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

•     формирование семейных ценностей;

•     становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

•     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты

•      Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

•     понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

•      формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

•    первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

•     становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

•     осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты•     

 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•     готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

•      овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


 Список литературы для ученика

1.«Основы  духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.

Список литературы для учителя

1.«Основы  духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.

2.Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

3.Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 2006.

1.«Основы  духовно- нравственной культуры России» М.Т.Студеникин М.-«Русское слово» 2012г.

2.Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

3.Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 2006.

           

№п\п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты усвоения материала

 Дата проведения

   план

   факт

1.

Введение в предмет

1

Вводный

Формулирование понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «народ», «нравственность» и др. Фиксация информации в различных знаковых системах.

Ознакомить с основными общечеловеческими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе.

03.09

2.

Россия - Родина моя

1

Комбинированный

Объяснять значение

Родины в жизни

человека

Текущий

Расширить первичное представление о Родном

Крае, о Родине.

10.09

3.

Этика и этикет

1

Комбинированный

Характеристика практических ситуаций

проявления этикета в обыденной жизни.

Текущий

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся;

17.09

4.

Вежливость

1

Комбинированный

Характеризовать правила вежливости и этикеты

Текущий

Воспитание вежливого поведения доброжелательного отношения окружающим,

24.09

5.

Добро и зло

1

Комбинированный

Формирование

представлений о

нравственной ответственности человека за содеянное.

Текущий

Воспитание

доброты и милосердия, доброжелательности,

уважения друг к другу и окружающим, стремление

совершать добрые дела

01.10

6.

Дружба и порядочность

1

Комбинированный

Формировать

нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе.

Текущий

Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу

08.10

7.

Честность и искренность

1

Комбинированный

Формирование умения критически осмысливать

свои поступки, учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать.

Текущий

Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и

поступков.

Воспитание нравственных принципов собственного

развития

15.10

8.

Гордость и гордыня

1

Комбинированный

Объяснять понятия  гордость и гордыня; реализация межпредметных  связей

с окружающим миром, литературным чтением, русским языком

Текущий

Формирование

эмоционально положительной концепции развития личности: «Я могу, способен, значу»; умение раскрывать авторский замысел художественного  произведения, выявлять в нем этические понятия гордость и гордыня.

22.10

9.

Обычаи и обряды русского народа

1

Комбинированный

Учатся   толерантному отношению к представителям  разных мировоззрений и культурных традиций.

Текущий

Пробуждение у учащихся интереса к народным

праздникам.

Воспитание уважения к традициям других народов

29.10

10.

Терпение и труд.

1

Комбинированный

Характеризовать основы

самообслуживающегося  труда; выполнять

порученное дело.

Текущий

Формировать у

учащихся положительное отношение к труду как высшей

ценности в жизни человека.

Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками

12.11

11.

Семья.

1

Комбинированный

Формирование

умения соизмерять свои потребности с потребностями  членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации усваивать образцы поведения членов семьи.

Текущий

Познакомить детей     с понятием семья, с правилами семейной этики. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые

дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье.

19.11

12.

Семейные традиции.

1

Комбинированный

Раскрыть понятие семейные традиции, познакомить учеников с наиболее распространенными семейными традициями, формирование таких этических понятий как любовь, забота, уважение к родителям и близким людям

Текущий

Развитие у учащихся интереса

к истории семьи, семейным традициям, воспитание

чувства гордости за свою семью.

26.11

13.

Сердце матери.

1

Комбинированный

Знакомство  детей с системой    общечеловеческих норм принципов и правил поведения в обществе. Помочь детям получить новые сведения о своих мамах. Раскрыть положение: «Мама — Творец человека.

Текущий

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения.

Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме

03.12

14.

Правила твоей жизни.

1

Комбинированный

Разъяснять правила общения друг с другом, формировать умение

оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Закрепить знания

о Правилах дорожного движения, Правилах поведения в обществен-

ном транспорте

Текущий

Развитие умения замечать, кому нужна помощь, не дожидаясь подсказки взрослых.

Формирование навыков выполнения основных

правил поведения учащихся на улице, дороге с целью

предупреждения

детского дорожно- транспортного травматизма

10.12

15.

Праздники народов России

1

Комбинированный

Анализ нового материала; чтение стихов, пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах выполнение заданий

в парах.

Текущий

Систематизировать

и обогатить знания детей о праздниках  и традициях, обрядах разных народов России. Развивать культуру поведения на праздниках

17.12

16.

Защитники отечества.

1

Комбинированный

Работа с учебником, с

иллюстрациями, с репродукцией картины В. Васнецова «Богатыри»; с фотографиями Могилы Неизвестного Солдата, памятника Г.К.Жукову;  чтение стихов и былин.

Текущий

Познакомить детей с легендарными личностями,

которые в разное

историческое время внесли свой героический вклад в

борьбу с врагом.

24.12

17.

Защита проектов

1

Комбинированный

Составление тестового

задания, выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Текущий

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение

их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета

14.01


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы св...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

Методические рекомендации и материалы по ведению курса ОРКСЭ

Основные задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»●знакомство учащихся с  богатством отечественной духовной  культуры;●знакомство с ценностями:  О...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Презентация "Рефлексия на уроках ОРКСЭ" для муниципального семинара преподавателей ОРКСЭ и ОДКНР

Презентация содержит понятие рефлексии, ее назначение, классификацию, приемы осуществления рефлексии на уроках, формы опросников для обучающихся...