Методическая разработка «Изучение увеличенных и уменьшённых интервалов в курсе сольфеджио»
методическая разработка

Медяник Мария Алексеевна

Методическая разработка о способе увеличенных и уменьшенных интервалов, которые помогают ученикам качественнее освоить изучаемый материал на клавиатуре и в пении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx383.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Изучение увеличенных и уменьшённых интервалов в курсе сольфеджио»

Цель курса сольфеджио заключается в организации и развитии музыкального слуха. Особенно важным является обучение активному использованию его в творческой и исполнительской деятельности, воспитание способности воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Своеобразный и сложный музыкальный язык не всем даётся одинаково. Для одних детей он быстро становится родным, для других долго остаётся чем-то вроде иностранного.  В этом случае педагог становится переводчиком, проводником в мире музыки.  

          Одним из важных элементов музыкального языка является интервал – соотношение двух звуков по высоте. В сущности, всякая мелодия состоит из цепочки разных мелодических интервалов.

          Поэтому знакомство с интервалами происходит ещё в младшем возрасте. На первом году обучения дети называют все интервалы в виде «дорожки» в определённом ритме, а также играют эту «дорожку» на клавишах ( осваивая первоначально только ступеневую величину). Тритон не входит в эту дорожку, но ученики знают о существовании этого особого интервала, у которого нет своей цифры, слушают «лязгающую» музыку» ( тритон гармонический )и песню ( в основе рассказа лежит сказка об интервалах Г. Куриной  или Учебно-игровое пособие «Путешествие в страну интервалов»  Л.Лёхиной.  

          Освоение интервала предполагает  умение построить, сыграть, спеть его в какой-либо тональности и от звука, узнать на слух и определить по нотному тексту. Это требует времени и многократных повторений.

          На втором и третьем годах обучения дети строят интервалы от ноты ( постепенно добавляя тоновую величину) и в тональности.

          Интервалы, если они звучат в ладу, подчиняются его законам. Как и отдельные ступени, они могут быть устойчивыми ( если оба звука входят в Т53) .  Это – консонансы. Могут быть и неустойчивыми ( если оба звука или один из них  не входит в Т53). Неустойчивые интервалы бывают и диссонансами и консонансами, но они требуют разрешения.

          Только на четвёртом году обучения ученики возвращаются к тритонам, осваивая обе его разновидности – ум5 и ув.4.  Тритон – это ожидание и крайняя неустойчивость , а вне тональной настройки и неясность, т.к. ум.5 неотличима от ув.4. При изучении тритонов мы знакомимся с песнями Е. Тиличеевой  «Два звука стремятся друг к другу навстречу…»  и «Загадку реши, отчего два звука уходят стремительно друг от друга…». Хорошо помогает запомнить тритоны песенка «На седьмой ступени жил да был тритон…»  ( Учебное пособие «Сольфеджио без проблем», авторы  Амазарян  и Даниленко).

          Однако, прежде чем петь эти интервалы нотами, мы учимся строить их на клавиатуре, всегда начиная с уменьшённой квинты.

         Кварта является обращением квинты.  Поэтому обычно мы находим её с помощью перекрещивания рук.

        В нотных примерах для четвёртого года обучения эти интервалы встречаются в наиболее лёгких мелодических и ритмических положениях, но всё же необходимо пропевать их отдельно и включить в настройку.

         Пятый год обучения посвящён закреплению этой пары тритонов. Пятиклассники учатся строить их, также, и от ноты, с разрешением в мажор и минор.

         На шестом году обучения учащиеся знакомятся со второй парой тритонов – на II  и VI ступенях минора и, сразу же, на II и VI гармонической  ступенях в мажоре, поскольку к тому времени уже пройден гармонический мажор. Если нужно спеть все четыре тритона, мы используем пример 47б) в учебнике Калужской ( с.14), то есть поём обе квинты, затем обе кварты. Но порядок кварт меняем – так удобнее.

         Важно показать ученикам, что вторая пара тритонов обычно имеет субдомининтовую основу.ступени

         Но не только новые тритоны отличают гармонические лады от натуральных. Повышенная VII ступень в миноре меняет все интервалы, в которые она входит как основание или как вершина. Точно так же и в мажоре понижение VI ступени меняет интервалы, содержащие эту ступень.

         В результате на VII гармонической ступени в миноре появляются два новых уменьшённых интервала ( ум.4 и ум.7). Все три интервала мы поём в порядке возрастания ступеневой величины. Но в начале играем их, отталкиваясь от тех устойчивых звуков, в которые они потом разрешатся. Сначала это малая терция на I  ступени. А уменьшённую квинту строим, раздвигая полутоновыми ходами чистую квинту на I ступени и потом возвращаясь к ней.

          То же относится и  к мажору, где появляются два новых увеличенных интервала. Здесь мы «сужаем» чистую кварту на V ступени, а для следующих интервалов строим б6 на V ступени, причём нижний  голос как в мажоре так и в миноре повторяет полутоновое разрешение. Но обычно мы поём все 4 уменьшённых интервала в миноре и все 4 увеличенных – в мажоре. В этом случае последним поётся тритон из натурального лада.

            Четыре новых интервала ( ум.4, ум.7 и их обращения в миноре,  ув.2, ув.5 и их обращения в мажоре )  называются характерными интервалами, т.е. такими, которых нет в натуральных ладах.

            Характерные интервалы энгармонически  равны консонансам, поэтому вне лада они не кажутся диссонирующими. Лишь в условиях лада они приобретают ладовую зависимость и становятся ярко выраженными неустоями.

       При игре (и пении) характерных интервалов мы берём первый уменьшённый в миноре и первый увеличенный в мажоре, делаем их обращения и, пропуская тритон, так же поступаем с третьим интервалом.

       Детям раздаются таблицы, наглядно представляющие систему построения таких интервалов.

Тритоны, увеличенные и уменьшённые интервалы скрепляют и активизируют лады. Особенно это относится к гармоническому мажору и минору, которые богаты многообразными напряжёнными и красочными интонациями.

C:\Users\Frost\Desktop\1 таблица.jpg

C:\Users\Frost\Desktop\таблица 2.jpeg

C:\Users\Frost\Desktop\таблица 3.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Использование Интернет-ресурсов аутентичных курсов при изучении английского языка»

Интернет в изучении иностранного языка :Место компьютера среди других технических средств обучения,функции компьютера, Мультимедийные средства обучения, Использование WEB-сайтов в изучении англи...

Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"

Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...

Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования.

Методическая разработка изучения запросов и образовательных потребностей родителей учащихся начальной ступени общего образования....

Методическая разработка "Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ"

 Книга – результат сотворчества писателя и художника -  иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал.Необходимо чтобы учащиеся в детской ш...

Методическая разработка "Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки" для индивидуального дистанционного обучения.

Методическая разработка " Изучение элементов и особенностей выполнения росписи Семеновской матрешки"для индивидуального дистанционного обучения. Материал предназначен для самостоятельного ди...