Составление описательных рассказов
статья

Дорофеева Юлия Анатольевна

Составление описательных рассказов по возрастам в дошкольном учереждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_opisatelnyh_rasskazov_po_vozrastam_tablitsa.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Составление описательных рассказов по возрастам

Младший возраст, 3-4 года

Средний возраст, 4-5 лет

Старший, подготовительный возраст, 5-7 лет

В младшем возрасте  осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

• Рассматривание игрушек (большое значение имеет подбор игрушек – лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду, это обеспечивает активизацию словаря детей);

•Тщательно продуманные вопросы воспитателя, отвечая на которые

дети обращают внимание на внешний вид игрушки, её составные  части, материал, из которого она изготовлена, игровые действия с ней; воспитатель помогает детям отвечать на вопросы;

•Использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о

данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

•Рассказ воспитателя об игрушке.

Таким образом, дети самостоятельно не рассказывают об игрушке, но

готовятся к составлению описательного рассказа в более старшем возрасте.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

1. Рассматривание игрушки;

2. Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

3. Образец рассказа воспитателя;

4. Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

5. Рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

-узнавание игрушки по контуру;

-графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

-рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

-выкладывание разрезных картинок по теме;

-игры с данной игрушкой;

-чтение стихов, разучивание песенок, придумывания загадок описательного характера об игрушке.

В старшем и в подготовительном к школе возрасте дети учатся составлять рассказы описания и сравнительные описания различных предметов и живых объектов.

1. лексико-грамматические упражнения по теме занятия («Назови ласково», «Лови,  бросай̆, и цвета называй̆» и др.)

2. рассматривание объекта описания;

3. вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки,

внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;

4. составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;

5. рассказ сильного ребенка; по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;

6. рассказы 4-5 детей об объекте;

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся); можно включить в занятие элементы конструирования, театральной и игровой деятельности

Кроме того, в подготовительной

к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа – обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаную шапку носят осенью тоже».

Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года,

профессии людей. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают

дети.

Например, на занятии было составлено

Сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила.

Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки...». Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать

его в альбом, а кто-то из детей нарисует к

нему иллюстрацию.  Можно сделать инсценировку рассказа, где дети сами распределяют роли, затем включают в игру элементы описания.

Также  можно использовать схемы для составления дошкольниками описательных рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Логопедическое занятие по лексической теме "Птицы" при составлении описательных рассказов и словообразовании.

Словообразование-это сложный вид речевой деятельности для речевых детей в школе. А в школе еще и орфограммы надо применить! Вот один из примеров занятия по образованию сложных  слов при помощи дв...

Составление описательного рассказа о себе

план-схема рассказа о себе....