Методическая разработка занятия «Попробуй, убеди!» (дебаты)
методическая разработка (9 класс)

Малышева Ксения Андреевна

Методическая разработка занятия «Попробуй, убеди!» (дебаты) для проведения в группе детей 13-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_poprobuy_ubedi_debaty.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Попробуй, убеди!» (Дебаты)

Всем привет! Меня Зовут...., я активистка своей школы, волонтёр .... и тд.

Сегодня я хочу провести для вас интерактивный кейс, который называется «Попробуй, убеди!».

Как вы думаете, о чем пойдёт сегодня речь и что мы будем делать? (Ответы детей).

Мы сегодня будем учиться искусству убеждения и проведения дебатов. Знаете, что такое дебаты?

Дебаты - это Чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам.

Цель этого занятия: отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения и формирование индивидуальных способов эффективного общения, тренировка умения адекватно реагировать в быстро меняющихся условиях общения.

Характерными, устойчивыми особенностями технологии «Дебаты» являются:

- оценочность,

- открытость новым идеям,

- целостное рассмотрение ситуации,

- стремление к разносторонней осведомленности,

- поиск альтернатив,

- выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований),

- склонность к применению полученных навыков, в частности, навыков критического мышления в жизни.

Главной целью игры «Дебаты» является обучение культуре ведения публичной дискуссии.

Суть игры «Дебаты» Игра «Дебаты» - это формальный спор по определённым правилам, где две команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения-тезиса ("За" и "Против"), пытаются убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что их позиция верна, что их аргументы лучше, чем аргументы оппонирующей команды.

Участвуя в игре «Дебаты», команды должны отстаивать свои позиции до конца игры. Дебаты - это соревнование между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (победы), то есть, дебаты - это обучающая игра.

Важная задача участников игры «Дебаты» состоит в том, чтобы понять, что оба мнения в споре заслуживают внимательного изучения и тщательной проработки аргументов в их поддержку. То, что в дебатах выигрывает та или иная команда, не означает, что верна позиция, ею отстаиваемая. Ведь эта же команда, волею жребия, могла бы играть и на другой стороне. Победа всецело зависит от мастерства команды: это индивидуальные умения участников игры, коллективная работа, высокий уровень игры.

Кодекс участников дебатов

- Все расположены к участию в дебатах.

- Каждый имеет возможность высказаться.

- Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.

- Нельзя критиковать людей, а только их идеи.

-Обсуждение не выходит за рамки выбранной  темы и сосредоточено на определении собственной позиции.

- Должны быть учтены все предложенные мнения и подходы к. проблеме.

- Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах и проверенных источниках.

- Поддерживается атмосфера дискуссии, необходимая для анализа альтернатив.

- Мы слушаем и слышим друг друга.

Кодекс спикера

Уважительное отношение к оппонентам, судьям, зрителям;

Критикуются мнения, а не участники дебатов;

Аргументация строится на бесспорных фактах и проверенных источниках;

Кодекс ведущего

Создавать позитивную атмосферу игры;

Соблюдать нейтралитет по отношению к командам;

Поддерживать установленный порядок.

Ведущий не имеет права задавать вопросы командам.

Инструкция: Прежде всего, вся наша группа должна разделиться пополам — одна половина встает около окна, другая — около двери... Теперь мне нужно по одному добровольцу от каждой половины. Добровольцы встают друг напротив друга в середине комнаты на расстоянии примерно одного метра друг от друга. Все остальные образуют полукруг позади них. Добровольцы сейчас будут вести спор, в котором, прежде всего необходимо найти убедительные аргументы и быстро реагировать.

Совершенно независимо от того, что вы сами лично думаете, я предлагаю, чтобы «оконная» группа была «за», а «дверная» — «против» предлагаемого мною тезиса. Добровольцы запускают дебаты, начав говорить попеременно и как можно быстрее. Они смотрят друг на друга и соблюдают расстояние между собой — примерно один метр. «За-сторона» — защищает идею, а «Против-сторона» — возражает.

Дискуссия проходит в высоком темпе, аргументы надо высказывать по очереди и желательно очень кратко. Если один из двух ораторов чувствует, что у него больше нет аргументов, Tо он обращается за помощью к своей группе, просто протягивай руку в их сторону, ладонью вверх. Это служит сигналом для его союзников, и кто-то из них может «поспешить на помощь» спорщику, быстро пожав его протянутую руку. Прежний оратор в это время выходит из игры.

Может случиться и так, что кто-либо из команды захочет сменить своего оратора раньше, чем он сам попросит о помощи. Тогда этот новый доброволец становится наискосок от прежнего и показывает ему свои протянутые руки. Старый спорщик может коснуться этих протянутых рук и уступить место новому.

Помните, что дебаты должны вестись быстро, говорить надо коротко. В ходе обсуждения ведущий обращает внимание: на используемые способы и приемы общения, то, к каким результатам они приводят; на умение слушать и убеждать; на чувства участников по поводу того или иного действие собеседников; на соответствие вербальных и невербальных компонентов общения и т. д.

ХОД ДЕБАТОВ:

1. Озвучивается тема дебатов.

2. Выдвигается желающий спикер от каждой команды.

3. Спикеры по очереди называют аргументы (по одному) за и против.

4. Когда аргументы закончились, можно высказать контраргументы.

5. Когда спикер высказал все свои аргументы, на помощь приходит команда (высказывается по одному).

6. Дебаты завершаются общим голосованием (поднимаем руки те. кто "ЗА" и те, кто "ПРОТИВ", независимо от того, в какой команде ты был.

7. Подсчитываются голоса.

ТЕМЫ ДЕБАТОВ:

1. Лучше настоящая ёлка, чем искусственная.

2. Этично ли владение домашним животным?

3. Следует ли запретить одноразовые пластиковые изделия?

4. Следует ли делать специальные места для курения в общественных местах?

5. Могут ли деньги принести счастье?

6. Кошки против собак: какое домашнее животное лучше?

7. Современная музыка или классика: что лучше?

8. Оказывают ли реалити-шоу негативное влияние на общество?

9. Интернет - магазины лучше обычных?

10. Видеоигры лучше настольных?

11. Учащимся в школе не следует давать домашние задания.

12. Должны ли школы быть круглогодичными?

13. Можно ли разрешить детям пользоваться телефонами в школе?

14. Совместное обучение мальчиков и девочек - хорошо или плохо?

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА - ВЫСКАЗЫВАТЬ АРГУМЕНТЫ "ЗА" И "ПРОТИВ". КОГДА МНЕНИЯ ЗАКОНЧАТСЯ, ВСЕ ВМЕСТЕ ПРИНИМАЕМ РЕШЕНИЕ, КАКИЕ АРГУМЕНТЫ БЫЛИ БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫМИ.

В конце занятия рассуждаем, нужны ли такие дискуссии? Как они помогают развитию личности? Важно ли высказывать своё мнение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...