Программа Я выбираю здоровье
рабочая программа

Полозова Оксана Александровна

Программа Я выбираю здоровье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_vybirayu_zdorove.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок»

Программа

«Я выбираю здоровье!»

Программа первичной профилактической работы

по  формированию ценности здорового образа жизни

Полозова Оксана Александровна

Смоленск

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целеполагание.

IV. Направления работы.

V. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

VI. Примерный план работы учителя, классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

VII. Заключение.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа, а точнее классные руководители.  Мы можем организовать отдельные виды внеклассных работ, направленных на создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

Наркотики - это химические вещества, которые изменяют сознание человека (чувства, мысли, ощущения, настроение и поведение) и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято делить на легальные (разрешенные к употреблению в ряде стран) и нелегальные.

Легальные наркотики. К ним относится ряд лекарств, например транквилизаторы, которые выписываются строго по назначению врача и применяются лишь в период болезни.

Табак тоже относится к легальным наркотикам. Вызывая психическую и физиологическую зависимость, табак сильно влияет на здоровье человека, способствуя развитию хронического бронхита, рака легких, желудочных заболеваний.

Алкоголь - наиболее опасное средство из легально разрешенных наркотиков, так как формирует не только психическую и физиологическую зависимость, но и значительно изменяет состояние человека. Зачастую алкоголизм приводит к распаду психики и алкогольному слабоумию.

Запрещенные наркотики. Их особенность в том, что они очень быстро формируют психическую и физиологическую зависимость от их применения. Зависимость от запрещенного наркотика такова, что человеческий организм просто не может нормально функционировать без его приема. В этих случаях наркотик необходим человеку, как воздух, и он стремится достать его любой ценой. Даже ценой человеческой жизни.

 Результаты опроса учащихся и официальная статистика: более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет; по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми; если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь; согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, за последнее десятилетие численность больных наркоманией увеличилась более чем в 9 раз. В последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. Напряженность социально-экономической ситуации, деформация семейных отношений, размытость моральных ценностей обусловили изменение социального поведения.

 Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента стрессу на фоне  снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, к протесту обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам и алкоголизму.

    Анализ статистических данных приводимых СМИ, показывает, что каждый пятый подросток уже имеет опыт одурманивания и наблюдается картина постоянного роста употребления наркотиков в детской среде. И самое главное, что к наркотическому соблазну не существует какого-то определенного социального иммунитета, а опасность заражения оказывается одинаковой как для традиционной группы риска, так и для тех, кто не вызывает тревоги. Поэтому чтобы такого желания не возникло, подросток должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с задачами воспитания.  

Лучшая методика борьбы с наркоманией и алкоголизмом - профилактика. Как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на работников образовательного учреждения ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие.   Огромную роль  играют  средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение.    Но максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.

Для успешной реализации  программы  необходимо обеспечить:

  • постоянное обновление методической литературой, пособиями, буклетами, плакатами;
  • улучшение средств и методов организации профилактической работы в  образовательном учреждении;
  • включенность всех заинтересованных лиц в работу программы.

Ожидаемые результаты        :

  1. Снижение уровня приобретения вредных привычек  среди обучающихся школы.
  2. Привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
  3. Обеспечение занятости детей во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам.
  4. Повышение заинтересованности родителей в здоровье детей.
  5. Повышение мотивации к учебе и труду.

II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.

Для того чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  1. Необеспеченность детей полноценным питанием;
  2. Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
  3. Невысокий уровень общей культуры  населения.
  4. Занятость некоторых родителей работой и недостаточное внимание с их стороны на детей.

Критериями работы учителя по данному направлению являются:

  • индивидуальный режим;
  • эмоциональный режим;
  • смена видов деятельности;
  • наличие физпауз на уроке;
  • учет физиологических особенностей в развитии детей;
  • расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ЦЕЛИ

  1. Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
  2. Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
  3. Формирование у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

ЗАДАЧИ:

  1. Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
  2. Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
  3. Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности обучающихся

IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

5.1. Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся может быть построена из следующих блоков:

1 блок - ресурсное обеспечение

  • Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие стенда или  справочной и художественной литературы в кабинете.

             II блок – организация учебного процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) обучающихся;
  • Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям обучающихся;
  • Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроках физкультуры;
  • Организация подвижных игр;
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
  • Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  • Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
  • Привлечение медработника к просвещению родителей.

5.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.

5.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности  материала (направлен на использование зрения, слуха…).
  2. принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность.  (Мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).

5.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья обучающихся класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями обучабщихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

6.1. Содержание работы:

№ п/п

Содержание работы

1

Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2

Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

- влажная уборка,

- расписание уроков,

- создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья обучающихся класса.

5

Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6

Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7

Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8

Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9

Составление выставки книг по вопросам здоровья.

10

Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11

Участие в конкурсах плакатов, рисунков по пропаганде здорового образа жизни.

12

Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

16

Организация встреч родителей и обучающихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

18

Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с обучающимися по охране труда.

6.2. Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся:

№ п/п

Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Физические и душевные травмы.

6.3. Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с обучающимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья:

№ п/п

Направление деятельности

1

Беседа “Береги свою жизнь”.

2

Беседа “Если хочешь быть здоров”.

3

Беседа “В здоровом теле здоровый дух”.

4

Лекция профессора Знайки о правильном питании.

5

Малые Олимпийские игры в классе.

6

Маскарад вредных привычек, вечер.

7

Спортивный час “Веселый экспресс”.

8

Старты надежд.

План мероприятий по профилактической работе с родителями обучающихся:

Цель: 

     1.Выявление наиболее острых проблем в семье.

Задачи:

  • Защита и охрана прав детства.
  • Оказание помощи семьям с острыми проблемами.
  • Обеспечить информацией, консультацией, психологическими и другими видами услуг.
  • Социально – педагогическая поддержка.        

№ п/п

Вид деятельности        

сроки

Ответственный

1

Составление социального паспорта каждого класса, что позволит выявить наиболее острые проблемы в семьях:

- малообеспеченность

- многодетность

- неполные семьи

-неблагополучные

Сентябрь

Классный руководитель

2

Патронаж семей совместно с классными руководителями, инспектором ИДН

По мере необходимости

Инспектор ПДН

3

Контроль над посещением школы детей из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель

4

Проведение анализа работы.

Июнь

Классный руководитель

5

Проведение тематического родительского собрания.

1 раз в год

Зам директора по УВР

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия обучающихся.

Приложение 1

СИСТЕМА МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, КУРЕНИЯ И АЛКОГОЛИЗМА

        

        

                                                             

Приложение 2

ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ

класс

Тема беседы

5 класс

Преступление и алкоголь.

Дым сигарет.

Курение и алкоголь.

Ты и закон.

6 класс

Не вреди себе.

Губительная сигарета.

Все начинается с рюмки.

Игла страшнее пули

7 класс

Дурные привычки.

Наркомания – это смерть.

Почему утекают мозги.

Не вреди себе.

8 класс

Дорога ведущая в ад.

Капля никотина убивает лошадь.

Тяжелые преступления на почве пьянства.

Последствия вредных привычек.

9 класс

Прежде чем закурить, подумай!

Алкоголь – опасная болезнь.

Твои невидимые недруги.

Сила внутри нас.

Нормативно-правовое сопровождение программы.

 

  1. Закон об образовании.
  2. Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 21.05.1999года.
  3. Макеева А.Г.Педагогическая профилактика наркомании в школе. М.2000 с.149.
  4. Лисецкий К.С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании и алкоголизма. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. с.256.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Я выбираю здоровье"

Дополнительнаяобразовательная программа «Я выбираю здоровье» социально- педагогической направленности,  ориентирована на средний школьный возраст обучающихся  (11-14 лет), реализуется ...

Общеобразовательная (дополнительная) программа основного общего образования по социально-педагогической направленности «Я выбираю здоровье»

Основная цель работы в рамках реализации даной программы, формирование ценостного отношения к своему здоровью обучающихся старших классов....

Мастерская "Здоровью надо учиться" Факультативный курс программы "Я выбираю жизнь"

Факультативный курс программы "Я выбираю жизнь"Мастерская "Здоровью надо учиться"...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

«Классный час "Выбирая спорт, выбираем здоровье" »

Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должно быть в значительной степени направлены усилия школы и с...

Программа первичной профилактической работы по формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"

Программа первичной профилактической работы по  формированию ценности здорового образа жизни "Я выбираю здоровье!"...