Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект

Шиманская Елена Михайловна

Конспект занятия по обучению грамоте

«Морское путешествие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gramota_morskoe_puteshestvie.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

«Морское путешествие»

Шиманская Е.М., воспитатель

Цель: закрепить навыки звукового анализа и синтеза слов.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о механизме образования звуков (согласный – гласный, твердый – мягкий) и их акустических особенностях.

- Закреплять понятия «звук»«слог»«слово»«предложение», «буква».

- Закреплять умение детей делить слова на слоги и определять количество слогов в словах.

Развивающие:

- Развивать фонематический анализ, фонематические представления.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

- Развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитывающие:

- Воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.

- Повышать речевую активность.

Предварительная работа:

- Рассматривание с детьми  плакатов о морских обитателях.

- Знакомство с обитателями подводного мира.

- Звуковой анализ слов.

- Составление предложений по схемам.

Технические средства: мультимедийное оборудование.

Методическое обеспечение: презентация PowerPoint, аудиозапись прибоя, мольберты, 3 плаката с изображением островов и морских обитателей, стол (задекорированный под море), удочка, рыбки со схемами предложений, ведерко, картина-схема слова «Акула», фишки для звукового анализа слова.

Методы и приёмы:

- Словесный (вопросы, объяснение).

- Наглядный (презентация PowerPoint, картинки).

- Игровой (Д/и «Узнай слово», «Рыбалка»).

- Практический (упражнения).

- Наблюдение за работой детей, советы.

        

Ход занятия

Дети  заходят в  компьютерный класс здороваются  и строятся в круг.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте представимся гостям – назовём своё имя, выделяя в нём первый звук (проводится игра «Перекличка»). Молодцы!

Логопед: Дети, сегодня мы с вами отправимся в морской круиз. Я буду вашим капитаном. Я предлагаю вам подобрать слова, которые подходят к нашему морскому путешествию. (Дети подбирают слова на заданную тему).

Логопед:Я предлагаю совершить путешествие на корабле. Но на корабль нужно получить пропуск. Посмотрите на картинку, скажите, что вы видите, и назовите первый звук, найдите соответствующую букву на столе и занимайте своё место. (Раздаю картинки, дети называют первый звук, садятся на свои места)

Итак! Все на своих местах. Вы готовы к путешествию? На нашем пути будет много трудностей. Но я уверена, что вы с ними справитесь.

Логопед:Мы отправляемся в путь (звучит запись морского прибоя).

Звуковой синтез слов. Д/и «Узнай слово».

Логопед:Вот мы с вами и в открытом море. Мимо нас проплывают разные морские обитатели, но вот беда, я не могу понять, кто же это, потому что звуки в их именах рассыпались. Давайте соберем их в слова?

Дети: Давайте.

Логопед:Скажите, а из чего состоят слова?

Дети: Слова состоят из слогов и звуков.

(Произношу звуки из названий морских обитателей, а дети называют слова)

Логопед:Молодцы, ребята, всем морским обитателям помогли!

Звуковой анализ слова «акула».

Логопед:А сейчас я загадаю загадку: «Она гроза морей и океанов. Очень зубаста и опасна.» Кто это?

Дети: Акула.

Дети делают разбор слова с помощью фишек и звуковой полоски за столом, один ребенок дает пояснение.

— Сколько всего звуков в слове «Акула»?

— Сколько твёрдых согласных в слове «Акула»?

— Сколько мягких согласных звуков…

— Сколько гласных звуков ….

— А сколько слогов в этом слове? Как догадались? Какое мы знаем правило? (В слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу —

Влево, вправо, за корму.

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам. Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт! Что вы видите? А я вижу острова! Предлагаю вам узнать кто же живет около них!

«Таинственные острова». Деление слов на слоги.

Логопед:Я вижу впереди таинственные острова. Но эти острова не простые! У  первого острова живут обитатели, в названии которых  один слог, у второго - состоящие из двух слогов, у третьего - состоящие из трёх слогов.

Показываю карточки, дети делят слова на слоги и расселяют морских обитателей к их островам.

Составление предложений по схеме. Д/и «Рыбалка».

Логопед:За бортом проплывает косяк рыбы, предлагаю поймать по красивой рыбке. Но рыбки у нас не простые, на них изображены схемы предложения. Ребята, давайте вспомним, что такое предложение?

Дети: Предложение – это слова, которые дружат между собой.

Логопед:Правильно! А теперь поймайте рыбку и составьте предложение по схеме.

Каждый ребенок «ловит» рыбку, где с обратной стороны изображена схема слова.

Логопед:Молодцы, ребята. А вот у меня и ведерко есть, давайте сложим в него наш улов. Ну а нам пора плыть дальше. Занимайте свои места на корабле.

Игра «Чётвёртый лишний».

Логопед:А сейчас будьте внимательны. Вы должны назвать лишнее слово. Отвечаем хором, а объяснение будет давать тот, кого назначит капитан.

- Корабль, пароход, лодка, (самолёт).

- Краб, дельфины, медуза, (щука).

- Капитан, боцман, матрос, (воспитатель).

- Керосин, бензин, солярка, (подсолнечное масло).

- Якорь, штурвал, спасательный круг, (журнал для отметок).

- Сом, щука, карась, (медуза.)

Итог занятия

Логопед:Вот мы подплываем к следующему острову. Посмотрите, что это здесь (видят сундучок). Давайте посмотрим, что же в сундучке. Здесь на память о путешествии раскраски морских животных.

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось задания выполнять? А какие задания вы выполняли? А какое задание вам было трудно выполнять

Вы молодцы! А сундучок с раскрасками мы заберем в группу и там их украсим.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка"

Конспект занятия по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейка" с использования игровых приемов рассчитан на детей 6-7 лет для занятий в Школе раннего развития при учреждении дополнительного обр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

конспект занятия по обучению грамоте (звук и буква Й)

конспект занятия по обучению грамоте  для детей 6-7 лет...

"Умники и умницы"-конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект логопедического заняти по обучению грамоте в подготовительной группе...

Конспект занятия по обучению грамоте ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р-Л

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...