Рабочая программа наставничества для одаренных детей
рабочая программа

Сороченко Любовь Ивановна

Настоящая программа наставничества  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  № 21 с. Красносельского Динскогго района   (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование",  во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145  о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).

 Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной  и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения  и профессиональной ориентации обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestvo_dlya_odaryonnyh.docx56.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА         УТВЕРЖДЕНА                     

Педагогическим советом                                                           приказом директора  

МБОУ СОШ № 21                                                                     МБОУ СОШ № 21

Протокол от 12.11.2020 № 3                                                     от 12.11.2020   № 556

                                 

             

         

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА

для одарённых детей

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 № 21 имени Н.И.ГОРОВОГО

 

 

 Автор: Сороченко Л.И. (ответственный за работу с одаренными детьми)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         Настоящая программа наставничества  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы  № 21 с. Красносельского Динскогго района   (далее – Программа) разработана с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование",  во исполнение Распоряжения Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. N Р-145  о внедрении Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – Целевая модель).

 Целью Программы наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной  и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения  и профессиональной ориентации обучающихся.  

          Задачами Программы являются:  

  • раскрытие потенциала каждого наставляемого;
  • повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через участие в программах поддержки,  проектной и внеурочной деятельности;  
  • формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого;  
  • развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций – как основы успешной самостоятельной и ответственной деятельности в современном мире;  
  • совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки.
  • построение целостной системы работы с одаренными детьми в рамках ОО.
  • отбор среди различных систем обучения тех методов и приѐмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • объединение усилий педагогов-наставников для работы с детьми, склонными к учебно-исследовательской и творческой работе;
  • расширение возможностей для участия способных и одарѐнных школьников в районных,         краевых,         всероссийских         и международных  олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

В программе используются следующие понятия и термины: 

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.  

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.  

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого  в  конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие  с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные  и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки  и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".  

Наставник - участник программы наставничества, имеющий  успешный  опыт   в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый  и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции   и  поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.  

 

 

Общие положения

 

1.1. Программа наставничества образовательного учреждения разработана на основании:

  • Федерального  закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом РФ 04.02.2010;  
  • Распоряжения Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;  
  • Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
  • Уставом образовательного учреждения и определяет порядок организации наставничества в образовательном учреждении.

1.2. Разработка и реализация Программы основывается на следующих принципах:  

  • «не навреди» предполагает реализацию программы наставничества таким образом, чтобы максимально избежать риска нанесения вреда наставляемому; никакие обстоятельства или интересы наставника или программы не могут перекрыть интересы ребенка;
  • обеспечения суверенных прав личности предполагает диалогичность, недопущение покушений на тайну личности, какого-либо воздействия или обследования обманным путем;  направлен на сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития. Принцип подразумевает реализацию программы наставничества с учетом возрастных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей, наставляемых с целью развития целостной, творческой, социально адаптированной, здоровой личности;
  • легитимности, согласно которому деятельность по реализации программы наставничества должна соответствовать законодательству РФ;
  • равенства- предполагает реализацию программы в обществе, где признается право  на культурные, национальные, религиозные и другие особенности;
  • научности- предполагает реализацию в ОУ научно обоснованных и проверенных технологий;
  • системности -предполагает разработку и реализацию программы наставничества  с максимальным охватом всех необходимых компонентов;
  • комплексности- предполагает согласованность взаимодействия педагогов образовательной организации, специалистов иных организаций, участвующих в реализации программы наставничества;
  • личной ответственности- предполагает ответственное поведение наставника  по отношению к наставляемому и программе, устойчивость к влиянию стереотипов  и предшествующего опыта.  

1.3. Ожидаемый результат:

  • Увеличение количества одарѐнных детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  • Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
  • Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
  • Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности, важнейшими качествами которого станут инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
  • Повышение квалификации педагогического коллектива, готовности к творческой и инновационной деятельности.
  • формирование системы взаимодействия образовательных учреждений с профессиональными учебными заведениями, ВУЗами
  • формирование личности, способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования,         рефлексию         деятельности;         обладающей         разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;  
  • расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся  
  • повышение уровня готовности педагогов-наставников к работе с одаренными детьми;
  • активизация участия родителей в работе с одаренными детьми;
  • расширение роли дополнительного образования в школе.  

1.4. Кадровая система реализации целевой программы наставничества в рамках образовательной деятельности  образовательного учреждения предусматривает, независимо от форм наставничества, три главные роли:  

  • наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные  и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции;
  • наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом         и         навыками,         необходимыми для         поддержки         процессов         самореализации и самосовершенствования наставляемого;  
  • куратор – сотрудник образовательной организации либо организации из числа  ее социальных партнеров, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.  

         

1.5. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами:  

  • формирование базы наставляемых, осуществляется непосредственно  куратором  при помощи педагогов и иных лиц образовательной организации, располагающих информацией о потребностях подростков - будущих участников программы;

  ● формирование базы наставников.    

    База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).  

 Куратор назначается решением директора школы, планирующей реализовать целевую модель наставничества.    

 В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль проведения всех этапов реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение  обратной связи от участников программы и иных лиц, причастных к программе.  

 

 

II. Организация деятельности по внедрению Целевой модели

 

2.1. Реализация Программы представляет собой поэтапную работу на «внутреннем контуре» (внутри образовательного учреждения) и «внешнем контуре» (партнеры).

2.2. Инструмент реализации Программы – базы наставляемых и наставников (приложение). Формирование баз осуществляется куратором во взаимодействии с классными руководителями, родителями (законными представителями несовершеннолетних) обучающихся, педагогами и иными педагогическими работниками, располагающими информацией о потребностях педагогов и обучающихся как потенциальных участников Программы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Различают следующие виды одаренности:

  • интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития. Такой ребенок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
  • академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами. Ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников;
  • творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения;
  • художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия - высокие достижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские         способности.         Художественно         одаренный         ребенок         проявляет незаурядные способности в любой из этих областей;
  • социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях. Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором;
  • психомоторная-спортивная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела. Ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

  • уровень развития способностей;
  • высокая степень обучаемости;
  • творческие проявления (креативность);
  • мотивация         -         огромный         интерес,         активность,         увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:

мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность. 

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

               

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития Задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во- вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 

Этапы реализации Программы наставничества  в МБОУ СОШ № 21  

 

Этапы

Мероприятия

Результат

 

Подготовка условий для запуска программы наставничества

  1. Информирование. Создание благоприятных условий для запуска Программы наставничества.

 

  1. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.

 

  1. Выбор         аудитории         для         поиска

наставников, привлечение внешних ресурсов.

 

  1. Выбор форм наставничества.

Протокол заседания

Педагогического совета ОУ.

Анализ наличной ситуации

(характеристика контингента)

 

  Дорожная         карта

реализации наставничества (ход работ, и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т.д.), источники их привлечения

(внутренние         и         внешние)  

Приказ об утверждении Плана реализации Целевой модели.

Пакет         установочных документов.

Программа наставничества.

Формирование базы наставляемых

1.Выявление конкретных проблем обучающихся и педагогов, которые можно решить с помощью наставничества.

2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых

База наставляемых, карта аналитики областей

  запросов потенциальных

  наставляемых          

Формирование базы наставников

 1. Работа внутри школы включает действия по формированию базы из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих  и адаптационных вопросах ;
  • педагогов, заинтересованных в

тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической

атмосферы;

  • родителей обучающихся активных участников родительских советов, других

представителей         родительского сообщества         с         выраженной гражданской позицией.

2.Рабoта с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы наставников из числа:

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;

сотрудников организаций-партнеров.

База наставников, которые  могут участвовать как  

в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Она включает в себя  

-базу выпускников,  

  -базу         наставников         от

предприятий/организаций, базу наставников из числа активных педагогов  

 

  Отбор и обучение    наставников

  1. Выявление наставников, подходящих для конкретной формы.
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми

 

1.Запoлненные анкеты в письменной         свободной форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование.

  1. Приказ         о         назначении наставников.
  2. Обучение наставников

Формирование тандемов/групп

  1. Встреча всех         отобранных наставников и всех наставляемых.
  2. Фиксация сложившихся тандемов/групп в специальной базе куратора.

Сформированные тандемы/группы, готовые продолжить работу в рамках Программы.

Соглашения наставников, наставляемых и их родителей/законных представителей

        Приказ         о закреплении

тандемов/наставнических групп.  Заполнение индивидуального маршрута наставляемого.

Запуск Программы наставничества

 

 

 

Закрепление гармоничных и

продуктивных         отношений         в тандеме/группе так, чтобы они были максимально         комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждом тандеме/группе включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу.

Мониторинг:

•обратная связь от наставляемых (для мониторинга динамики влияния Программы на наставляемых);

•сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации Программы.

Завершение Программы  

  1. Пoдведение итогов работы каждого тандема/группы.
  2. Оповещение участников тандема и родителей/законных представителей наставляемых         об         окончании наставничества.
  3. Подведение         итогов Программы на         итоговом мероприятии.

          4.         Популяризация         эффективных

практик

База потенциальных наставников, банк методических материалов, развитое сообщество образовательного учреждения

Основные направления программы

  1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
  2. Диагностическое: проведение диагностики одарѐнных детей, формирование пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных «Одарѐнные дети».

             

Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:

1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).  

2. Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапе поиска).

  1. Этап самостоятельной оценки.
  2. Этап заключительного отбора. Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и их применение в практической деятельности - основное направление работы с одарѐнными детьми.

Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей.

Научно-методическое направление включает информационную и научнометодическую помощь, создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий, осуществление апробации научных, психологопедагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность, создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одарѐнными детьми, освещение работы на сайте школы.

Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.

Мотивационное:         функционирование         научного         общества         учащихся; проведение мероприятий различного уровня; реализация социально-значимых проектов; дистанционное образование; система стимулирования и поощрения.

Кадровое направление: повышение квалификации педагогов-наставников на разных уровнях; организация семинаров для педагогических работников по проблемам работы с одаренными детьми.

Подготовка педагогов-наставников  к работе с одарѐнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:

-создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

-формирование         комплексного         подхода         (психолого-педагогического         и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;

-определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарѐнными детьми.

 

Участники реализации программы

 

Группа 

Функции 

Административно   координационная

Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.

   директор

Формирование фонда поощрения и стимулирования одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми

 Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы. Подбор диагностических материалов.

Определение критериев эффективности работы с одаренными детьми.

Заместитель

директора по УВР, МР, ВР

  Проведение семинаров, консультаций.

  Аналитическая деятельность, оформление документации, отчетов. Организация сбора банка данных. Организация разработки индивидуальных образовательных программ.

 Руководители ШМО

Планирование и проведение школьных предметных недель, олимпиад.

Руководство разработкой материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам.

Оформление и размещение материалов на сайте  МБОУСОШ№21.

Руководство подготовкой отчетов учителей.

Учителя-предметники

Выявление одаренных детей.

Корректировка программ для работы с одаренными детьми. Осуществление программы в системе урочной и внеурочной работы

Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся.

Подготовка к предметным олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

Оформление своего опыта работы.

Классные руководители

Выявление детей с одаренностью.

Оформление сводных таблиц по видам одаренности детей на основе диагностик, наблюдений, информации учителей. Планирование воспитательной работы с учетом реализации одаренными детьми своих способностей и потребностей. Сотрудничество с учителями-предметниками по поддержке одаренных детей.

Помощь         в         организации         внеурочной         деятельности.

Консультирование родителей.

Педагог-психолог

Психодиагностическая работа.

Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися. Индивидуальные и групповые консультации с обучающимися. Работа с родителями (индивидуальные и групповые консультации).

Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).

Специалисты, сотрудничающие

МБОУСОШ№21

с

Организация профессиональной помощи педагогам. Участие в  мероприятиях ОО

 

Основные формы работы с одаренными детьми

 

Форма 

Задачи 

Конкурсы, олимпиады, фестивали 

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Работа с портфолио 

  • Создание условия мотивации учащегося на достижения
  • Мониторинг достижений учащихся

Ученическая конференция 

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с различными источниками информации
  • Обобщение         и         систематизация         знаний         по         учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Научное общество учащихся «Истоки» 

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Предметная неделя 

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Внеурочная деятельность Кружки, элективные курсы 

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одарѐнными детьми Ориентация на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель- ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

Принцип индивидуализации - подразумевает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.

Принцип целостности образования_- под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения, воспитания учащихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

Принцип вариативности предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих учащемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.

Принцип развивающего обучения - развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.

Принцип обновления содержания и методов обучения - использование эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.

     Целевые индикаторы и показатели результативности Программы

  • Количество одаренных и талантливых детей, принявших участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, фестивалях.
  • Количество программ, курсов по работе с одаренными детьми.
  • Количество детей, учащихся, педагогов, вовлеченных в работу с одаренными и талантливыми детьми.
  • Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по работе с одаренными детьми.
  • Количество методических разработок по работе с одаренными детьми.          Количество учащихся в НОУ «Истоки»
  • Количество исследовательских работ учащихся.
  • Количество призеров и победителей олимпиад различного уровня.
  • Повышение показателей удовлетворенности участников образовательного процесса, родителей.

          

ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

  1. этап - 2020-2021 гг.- аналитико-проектировочный.

Проведение аналитической и диагностической работы.

Разработка основных инновационных моделей и механизмов, способствующих повышению качества работы с одаренными детьми.

Методологическое совершенствование плана работы с одаренными детьми.

Цель:

Подготовить условия для совершенствования системы работы с одаренными учащимися в МБОУ СОШ №21.

Задачи:

  • Изучение нормативно-правовой базы.
  • Анализ документов и результатов работы с учащимися.
  • Разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы.

        2         этап - 2021-2024 гг. реализующий.

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние в работе с одаренными детьми

 Цель:

апробация системы работы наставников с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся, апробация методик выявления одаренности детей.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Формирование методической копилки, рекомендаций по работе с учащимися с высокой учебной мотивацией.
  • Апробация учебных программ спецкурсов, элективных курсов, программ внеурочной деятельности
  • Повышение квалификации педагогов-наставников, в части организации научно-исследовательской деятельности с учащимися

        3         этап - 2024-2025 гг. аналитико-обобщающий.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшей работы с одаренными детьми.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации Программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения
  • Выявление затруднений педагогов в реализации Программы.
  • Обобщение результатов внедрения Программы работы с одаренными детьми

«Дорожная карта» реализации Целевой модели наставничества

 

Мероприятие

Цель

Время проведения

Ответственный

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций различного уровня по работе с одаренными детьми.

Совершенствование системы         работы с

одаренными детьми, выстраивание плана работы, внесение корректив.

с

Октябрь- ноябрь

Заместители директора по НМР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ0

Корректировка программ учителей, классных руководителей для работы с одаренными детьми. Разработка индивидуальных планов работы.

Создание оптимальных условий для развития

сентябрь

Руководители

ШМО

Учителя- предметники

Организация внеурочной деятельности, элективных курсов. Организация дистанционного образования с одаренными детьми.

Создание оптимальных условий для развития

сентябрь

Зам. Директора по УВР, ВР

Школьные предметные олимпиады

Выявление наиболее подготовленных учащихся по отдельным предметам и образовательным областям

Сентябрь- Октябрь-

Ответственный за работу с одарёнными, руководители ШМО, учителя- предметники

Участие в муниципальных региональных, всероссийских  предметных олимпиадах

Реализация способностей наиболее успешных учащихся в разных предметных областях

В течение года

Ответственный за работу с одарёнными,  руководители ШМО, учителя- предметники

тестирование; -результаты и анализ успеваемости; -наблюдение за детьми в различных видах деятельности

Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях, развитие их творческих способностей.

В течение года

Классный руководитель, психолог, Учитель- предметник заместители

директора по УВР,НМР.ВР

Организация работы по участию детей в региональных , всероссийских и международных программах и конкурсах от МАН «Интеллект будущего» «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Изумруд», «КИТ»

Выявление наиболее успешных учеников в разных предметных областях, развитие их творческих способностей.

В течение года

Заместитель директора по НМР.

-работа с Портфолио ученика

-отчеты классных руководителей

Формирование банка данных одаренных

детей

В течение года

Заместитель директора по НМР , классные руководители

Организация исследовательской работы учащихся в рамках школьного НОУ «Синергия»

Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности

октябрь

Руководители исследовательских работ

Работа над индивидуальными исследовательскими проектами

Развитие у учащихся навыков исследовательской деятельности

С сентября по апрель

Руководители исследовательских работ,  Заместитель директора по НМР

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Защита  исследовательских работ учащихся. Отбор работ для участия в муниципальной НПК

Последняя неделя марта

руководители исследовательских работ, Заместитель директора по НМР

Муниципальная научно-практическая конференция

Защита исследовательских работ

март

Руководители исследовательских работ

Оформление электронного «Сборника исследовательских работ учащихся», информирование на сайте ОУ

Создание БД исследовательских работ учащихся школы

В течение года

 Ответственный за работу с одарёнными

Предметные недели

Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамками учебного

процесса

По плану ШМО

Ответственный за работу с одарёнными

Руководители ШМО

Участие в международных, всероссийских дистанционных курсах

Создание условий для реализации и развития творческих способностей за рамки учебного процесса

В течение года

Зам.дир по УВР, ВР

 Ответственный за работу с одарёнными

Участие в городских конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях.

Возможность реализовать себя в познавательной, творческой деятельности

В течение года

Зам.дир по УВР, ВР, учителя- предметники

Профориентация

Реализация программы в рамках предпрофильного обучения; встречи с представителями различных учебных

заведений

В течение года

Зам.директора по

УВР. Педагог-психолог, классные руководители

Работа постоянно действующего семинара по вопросам работы с одаренными детьми

Повышение квалификации учителей по проблемам работы с одаренными детьми

По плану методической работы

Ответственный за работу с одарёнными,

руководители ШМО

Проведение работы с родителями одаренных детей. -Реализация

совместных проектов -индивидуальные консультации

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей

В течение года

Классные руководители, педагог-психолог

Разработка диагностического инструментария по выявлению одаренных детей

В течение года

Ответственный за работу с одарёнными,  руководители ШМО, педагог- психолог

Мониторинг результативности работы с ОД.

Корректировка банка данных об одаренных детях.

Анализ деятельности

за год

май

Ответственный за работу с одарёнными

Составление плана работы с ОД на 2021 - 2022 учебный год

План работы с ОД

июнь

Директор, зам. дир.по УВР, ВР, руководители ШМО, педагог- психолог,

Ответственный за работу с одарёнными  

 

 

Мониторинг эффективности реализации Программы

 

4.1.Мониторинг эффективности реализации Программы понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе и/или отдельных  ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность представлять, как происходит процесс наставничества, каковы изменения  во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества реализации Программы;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамики образовательных результатов.

4.2.Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы тандемов/групп «наставник-наставляемый». Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательного учреждения, динамику  его показателей социального благополучия, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели:

  1. оценка качества реализуемой Программы;
  2. оценка эффективности и полезности Программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательного учреждения  и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи: 

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации Программы, к личности наставника;
  • контроль процесса наставничества;
  • описание         особенностей         взаимодействия         наставника         и         наставляемого         (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной Программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

 По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT- анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.

 Результатом первого этапа мониторинга является аналитика реализуемой Программы: ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями  и реальными результатами участников Программы.

4.3. Второй этап мониторинга позволяет оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников, в соответствии с учебной и профессиональной успешностью и адаптивностью внутри коллектива. Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый  из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.

Цели:

  • глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы для

наиболее эффективного формирования пар наставник-наставляемый;  

  • оценка динамики характеристик образовательного процесса;  
  • анализ и корректировка сформированных стратегий образования тандемов.  

Задачи:

  • выявление взаимной заинтересованности сторон;  
  • научное и практическое обоснование требований к процессу наставничества, к личности наставника;  
  • экспериментальное         подтверждение         необходимости         выдвижения         описанных         выше

требований к личности наставника;  

  • определение условий эффективного наставничества;  
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок в соответствии с результатами.  
  • сравнение характеристик образовательного процесса «на входе» и «выходе» реализуемой программы.

Результаты второго этапа мониторинга являются материалами отчета в виде статистического анализа собранных данных (выделение значимых корреляционных связей  и различий, качественное описание проведенной математической обработки, визуализация  в графической форме).

 Результатом второго этапа мониторинга является оценка и динамика: развития гибких навыков, необходимых для гармоничной личности; уровня мотивированности  и осознанности участников в вопросах саморазвития и профессионального образования;  степени включенности обучающихся в образовательные процессы организации; качества адаптации молодого специалиста на потенциальном месте работы, удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью, а также описание психологического климата в школе.

 

Механизмы мотивации и поощрения наставников  

      К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.  

Мероприятия по популяризации роли наставника:  

  • организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне;
  • выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
  • проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года",  
  • награждение школьными грамотами "Лучший наставник";
  • предоставление наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по химии "Одаренные дети"

Одаренные дети нуждаются в особом, во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. Для организации работы с ними нужны индивидуальные программы, включающие в себя...

Программа по развитию одаренных детей

предлагаю свою программу для работы с одаренными детьми...

Программа для обучения одаренных детей. Химия 9 класс.

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к предмету химия.2.Способствовать развитию творческих способностей учащегося.3. Научить учащегося логически мыслить и находить пути решенияпроблем. Поясн...

Программа психологического сопровождения "Одаренные дети"

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускоре...

Рабочая программа по математике "Одаренные дети" 7 класс

Программа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Включенные в программу вопросы дадут возможность обучающимся подготовиться к олимпиа...

Рабочая программа по подготовке одаренных детей к олимпиаде по немецкому языку.

    Олимпиада по иностранным языкам, как известно, является одной из традиционных форм внеклассной работы. С одной стороны - это форма проверки знаний, так как задания нацелены на про...

Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"

В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...