Программа по развитию одаренных детей
рабочая программа на тему

предлагаю свою программу для работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по выявлению, развитию и поддержке

талантливых обучающихся

Предметная область: иностранный язык (Английский) 5  классы

(факультатив: «Страноведение»)

Составитель программы:

Приходько Светлана Михайловна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 14 г. Азова

        2013 – 2014 учебный год

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных и талантливых  детей, реализация их потенциальных возможностей. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности  - в определенной области науки (подростковый образ).
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

 В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Данная программа составлена с целью поддержки и развития способных, талантливых, стремящихся к саморазвитию детей.

Цель программы:

  • выявление одаренных учащихся;
  • создание условий для развития учащихся;
  • повышение качества их обучения;
  • расширение возможностей развития индивидуальных способностей  каждого обучающегося;
  • улучшение условий социальной адаптации учеников;
  • гармонизация отношений в системах «учитель –  одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи:

  • выявить одаренных детей с помощью целенаправленного педагогического наблюдения и психологической диагностики;
  • провести различные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады (внеурочные или на уроках), позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • применить те средства, методы и приемы обучения, которые способствуют развитию интереса к изучаемому предмету (его историческим и культурным аспектам), самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Основные принципы построения программы:

  1. Направленность на развитие познавательной активности ребенка:  развитие логического, творческого  и критического мышления, способности к решению проблем
  2.  Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
  3. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.  
  4. Высокий уровень насыщенности содержания. 
  5. Поддержание интереса, любознательности
  6. Совместное решение проблем и исследовательских задач обучающихся.
  7. Высокая степень самостоятельности в процессе обучения.
  8. Изучение иностранного языка на основе исторических, культурных примеров. 

Этапы реализации программы:

Первый этап -  аналитический (2-3-й год обучения) —  выявление одаренных и талантливых  детей:  учитываются их успехи в изучении английского языка.

Второй этап - диагностический (4-й класс) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Третий этап - формирование, углубление и развитие способностей учащихся.

Функции учителя английского языка:

  • Выявление одаренных и талантливых детей (учащихся)
  • Организация индивидуальной работы с одаренными и талантливыми детьми.
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям.
  • Консультирование родителей одаренных учащихся по вопросам развития способностей их детей.
  • Подготовка отчетов о работе с одаренными и талантливыми учащимися.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4.  Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Показатели эффективности реализации

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  • Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

План мероприятия

Сроки

Пути реализации

1

Изучение круга интересов, личностных потребностей учащихся. Выявление работы одаренных и талантливых детей.

Изучение причин изменения интереса к предмету.

Сентябрь

-

 октябрь

Диагностика, анкетирование, тестирование учащихся. Беседа с учащимися.

2

Организация работы одаренных и талантливых детей на факультативных занятиях в соответствии с уровнем знаний.

В течение года

Факультативные занятия:

5 класс – «Занимательный английский»;

6 класс – «Знакомство с литературой Великобритании и Америки »;

7 класс – «Знаменитые люди Великобритании и Америки»

3

Организация работы по подготовке к участию в  мероприятиях познавательного характера (создание проектов; конкурсы, игры,  олимпиады)

В течение года

Индивидуальная работа, работа с литературой по Английскому языку, консультации учителя,  

4

Проведение предметных недель и декад

В течение года

Конкурсы, викторины, КВНы, игры, соревнования.

5

Теоретическое обеспечение обучающего  процесса

Май

Работа над совершенствованием программы «Одаренные и талантливые дети»

Часть 2. Диагностика и выявление одаренных и талантливых детей

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Однако о признаках одаренности в изучении иностранных языков нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении одаренных детей играют классные руководители, педагоги.

Критерии выявления одаренности:

1)  активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2)  наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;

3)  систематическое самообразование;

4)  креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);

5)  темпераментные особенности;

6)  активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

При выявлении одаренных и талантливых детей в данной предметной области будут использоваться следующие тесты, анкеты:

  • Тест Айзенка (тест на определение уровня интеллекта)
  • Тест на выявление уровня мотивации
  • Тестовое задание на определение уровня знаний учащегося

Список используемой литературы

  1. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета,1997г., 13 мая.
  2. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
  4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
  5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО        

«АиФ Принт» , 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития одаренных детей «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора..."»

Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных детей, определяет план дейст...

Программа музыкального развития одаренных детей "Искорки"

Программа для работы музыкального руководителя с одаренными детьми детского сада....

Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми

В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....

Программа развития одаренных детей учителя русского языка и литературы

Цели программы:·        Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;·...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Программа профессионального развития педагога «Система сопровождения и развития одаренных детей» на 2019-2021 год

Цель:Выявление, поддержка и создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии спо...