Великая Отечественная война
план-конспект урока (11 класс)

Наталья Петровна Сальква

Открытый урок на тему: Великая Отечественная война 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy.docx30.54 КБ
Файл otkrytyy2.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Великая Отечественная война»

Группа: 303 Повар,кондитер.

Преподаватель: Салькова Н.П.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по событиям Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные: 

систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: 

формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Практический – самостоятельная работа.

Оборудование и материалы:

- Ноутбук, проектор, экран;

- Презентация «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»;

- Рабочие тетради, ручки, карандаши;

- Видеоролик «Водружение советского флага над рейхстагом»;

- Видеоролик «День Победы»;

- Портреты военачальников ВОВ Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева;

- Карточки с заданиями. 

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Путешествие во времени.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Улыбнитесь друг другу. Давайте настроимся на работу.

Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик.

Просмотр видеоролика «Водружение советского флага над рейхстагом». (слайд 1)

Беседа по вопросам:

    - Как вы думаете, какое событие отражено в видеоролике? (Захват Берлина, водружение советского флага над рейхстагом)

- Что такое рейхстаг? (здание, где заседало государственное собрание)

- Когда произошло это событие? (ранним утром 1 мая 1945 года)

- Кто водрузил флаг над рейхстагом? (М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили над Рейхстагом штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, ставший впоследствии Знаменем Победы).

- Как вы думаете, почему мы отправились именно в это время, время взятия Берлина? (Потому что, скоро нас ожидает огромная знаменательная дата – 75-летие Победы над фашистской Германией)

2. Сообщение темы, целей и задач урока:

Правильно, ребята. Тема нашего урока «Великая Отечественная война». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Цель нашего урока – вспомнить и закрепить знания об основных этапах войны, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне.

3. Работа по теме урока:

Слова учителя:

2019 год – год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, победы над фашизмом, над злом, ненавистью, агрессией. Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю.  Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов,  дедов и прадедов. Вспомним, как это было.  Постараемся выяснить, почему же выдающийся советский и российский писатель Виктор Астафьев предостерегает людей: «… Это не должно повториться!». (слайд 2)

«Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве.

Когда Виктору было 7 лет, он остался сиротой, отец был в тюрьме, а мать умерла. Виктор Астафьев получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

? – Как вы понимаете, это выражение? (ответы детей)

Задание «Кластер» (индивидуальная работа, затем у доски). Для того, чтобы вам легче было вспомнить те далекие военные годы, давайте выполним задание. Я предлагаю составить Кластер. Оставьте от темы 5 клеточек и по середине тетради напишите с «Великая Отечественная война», над стрелками запишите то, что вы знаете о Великой отечественной войне. (выполняют) (слайд 3)

Примерные ответы детей: война, 22 июня, День Победы, 70-летие Победы, 1941 г. – начало войны, 1945 г. – окончание войны, Г.К. Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский, Московская битва, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва, взятие Берлина. 

Проверка выполненного задания:

- Давайте проверим, какие знания о Великой Отечественной войне у вас есть? (ответы детей)

Составление кластера на доске.

Учитель:

Молодцы! Я вижу, что у вас есть знания. Мы можем отправиться в наше путешествие во времени. (слайд 4)

Чтобы путешествие прошло успешно, и мы не сбились с пути, у нас должен быть маршрут. Давайте вспомним основные события Великой Отечественной войны. (ответы учащихся)

Раздаточный материал: задание на карточке - соотнесите даты с событиями и запишите в тетради: (проверка на слайде) (слайды 5-6)

1. Московская битва

2. Сталинградская битва

3. Курская битва

4. Блокада Ленинграда

5. Берлинская битва

А) июль 1942 -  февраль 1943 гг.

Б) весна 1945 г.

В) декабрь 1941 – апрель 1942 гг.

Г) июль 1943 г.

Д) сентябрь 1941 – август 1944

 

1.

2.

3.

4.

5.

В)

А)

Г)

Д)

Б)

Учитель:

С этим заданием мы справились, а сейчас давайте вспомним советских военачальников, участников Великой Отечественной войны. (Показываю фотографии, учащиеся называют имя военачальника, портрет вывешивается на доску).

Г.К. Жуков

К.К. Рокоссовский

И.С. Конев

Сообщение ученика

Георгий Константинович Жуков (1896-1974) - советский военачальник. Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа».

Когда началась Великая Отечественная война, Жукова назначили начальником Генштаба и заместителем наркома обороны СССР. Он участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны. Почти все эти операции были успешными.

8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Берлин Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии.

Сообщение ученика

Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968) - советский и польский военачальник, Маршал Советского Союза (1944).

Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны. Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945).

Руководил крупными операциями - Битва за Москву, Сталинградская битва, в результате которых были достигнуты выдающиеся успехи в разгроме немецко-фашистских войск.

Во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под командованием К. К. Рокоссовского своими действиями сковали главные силы 3-й немецкой танковой армии, лишив её возможности участвовать в битве за Берлин.

Командовал историческим Парадом Победы в Москве.

Сообщение ученика

Иван Степанович Конев (1897 -1973)

Маршал Советского Союза (1944), прославленный полководец, командующий рядом фронтов в годы Великой Отечественной войны. Дважды Герой Советского Союза.

Блестяще организовал и провел ряд важнейших операций, участвовал в битве за Москву, в Курской битве, штурме Берлина, освобождал Прагу. Решительность в проведении операций принесла Коневу славу мастера окружений, близость к бойцам - звание солдатского маршала.

Физкультминутка (слайд 7).

Учитель: Продолжаем наше путешествие во времени, сейчас мы отправимся по историческим местам Великой Отечественной войны. (слайд 8)

Мозговой штурм «Исторические места».

  1. Крепость, построенная в 1833-39 годах, героически оборонялась в 1941 году с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость) (слайд 9)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город (слайд 10)

1) Смоленск                        3) Ленинград

2) Курск                              4) Брест

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (слайд 11)

1) Москва                                                3) Севастополь

2) Одесса                                                 4) Ленинград

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 года после 250-дневной обороны? (слайд 12)

1) Москва                                                3) Севастополь

2) Одесса                                                 4) Ленинград

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединила блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро) (слайд 13)

6. 12 июня 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка) (слайд 14)

7.  В декабре 1941 года началось контрнаступление советских войск под… (слайд 15)

1) Киевом                                         3) Сталинградом

2) Ленинградом                            4) Москвой

Учитель: Продолжаем наше путешествие…

Рассуждение по вопросам:

 ? - В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах. 

Примерный ответ детей: и Наполеон и А. Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

? - Почему во время Московской битвы Сталин не отменил парад в Москве?

Примерный ответ детей: Парад был проведен, для того чтобы поднять дух всех советских людей; показать, что война не наступление на Москву не сломила жителей этого города.

? - Что случилось бы с городом Ленинградом, если бы немецкие войска захватили его?

Примерный ответ детей: Город был бы разгромлен, разрушены крупнейшие военные предприятия, архитектурные и культурные памятники.

? - Как советскому народу удалось выстоять в Великой Отечественной войне?

Примерный ответ детей: Советские люди во время войны проявили массовый героизм, показали бесстрашие, мужество и стойкость, умение жертвовать собой ради других. Советские люди защищали свое Отечество, свою Родину.

 ? - Только ли взрослое население защищало свою Родину? (Нет, помогали дети)

Работа с учебником: ребята откройте учебник на странице  179, прочитайте последний абзац.

? – Ребята, о чем вы прочитали? (ответы учащихся)

Учитель:

В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, вязали и собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. (слайд 16) В лучшем случае их ждал советский детдом (слайд  17), в худшем – фашистские застенки.

Большую заботу проявляли дети Сернурского района о бойцах Красной Армии. Уже в декабре 1941 года они собрали и передали им 1156 пар валенок, 832 пары варежек, 453 пары теплых носков, 100 меховых жилеток, 238 полушубков и много других вещей. (слайд 18)

Учитель:

В 1942 году когда, развертывается сбор средств для строительства авиаэскадрильи «Марийский колхозник», танковой колонны «Марийский богатырь» в 1944 году.

  На  собрании колхоза «Кугушенский» слово взяла девочка Аня Опалева. Она выложила на стол пачку денег и сказала: «Здесь 2500 рублей. Я хочу, чтобы летчики, которые будут летать на наших самолетах, отомстили за моего брата, убитого фашистами полгода назад, за отца моего».

  - Аня, откуда у тебя столько денег?- спросили ее после собрания.

  - У нас пала корова, за нее выплатили страховку. И мы с мамой решили отдать деньги на самолет.

  А мать, убитая горем, тяжело заболела. Дома нет ни капли молока, и хлеб больше чем наполовину смешан с лебедой и конским щавелем, чай из сушеной моркови, печеная картошка без соли. В таких условиях жили сами, но последние деньги решили отдать для строительства самолета. (слайд 19)

? - О чем рассказывает эта история? (ответы учащихся)

 

Учитель:

По архивным данным с начала Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей Сернурского района, из них погибло 5079 сернурца.

? - Сколько человек вернулось, давайте посчитаем? (4072)

Учитель:

Ребята посмотрите, сколько человек погибло, это только из нашего района. Но все же победа была за нами.

В нашем селе Казанское на сегодняшний день проживает единственный из защитников Отечества. Это Федосимов Леонид Михайлович. (слайд 20)

Родился    в    селе    Казанское    в     1926 г., образование 5 классов. Жил с матерью и  тремя сестрами. После школы, наравне с мужчинами  трудился   в   колхозе.   Пахал и  боронил с ранних лет, в войну работал на конной  жатке  и молотилке. В то время  Леонид  Михайлович был самым старшим из мужчин в колхозе, было ему в ту пору 15 лет.

12   ноября    1943   г. поехал   Леонид Михайлович на фронт, было ему   17 лет. Сразу направили учиться в  Кострому. В начале мая направили на III Белорусский фронт.  В одном из боёв получил ранение.

После госпиталя учился в танковой школе. Только закончил учиться, ещё не успели получить боевые машины, как объявили об окончании войны.

Леонид  Михайлович  имеет  награды  -  Орден  Отечественной  войны   II  степени, медали «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».

А в 2014 год  ему был вручен  Поздравительный адрес от Президента Республики  Беларусь А. Лукашенко и юбилейная медаль, посвященная 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.

- Ребята, какие чувства у вас вызвала история солдата Федосимова Леонида Михайловича? (ответы учащихся)

   - А в вашей семье есть участники великой Отечественной войны?

Задание на доске:

Ребята, какие качества помогли одержать победу? Выберите качества, присущие советскому солдату, объясните:

ТРУСОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ЭГОИЗМ

УМЕНИЕ ЖЕРТВОВАТЬ СОБОЙ

  ГЕРОИЗМ

  БЕССТРАШИЕ

  СЛАБОСТЬ

  МУЖЕСТВО

4. Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде (слайд 21):

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я приобрёл…

Мне захотелось…

5. Подведение итогов:

Всё дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но мы с вами должны всегда помнить беспримерный подвиг советского народа, который одержал великую победу на фронте и в тылу.

На этом наше путешествие во времени окончено. 

6. Объявления оценок за работу.

7. Домашнее задание:

Подготовьте сообщение об участнике Великой Отечественной войне из вашей семьи или из вашего населенного пункта

Урок заканчивается звучанием песни  День победы». (слайд 22)



Предварительный просмотр:

Тема: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941-1945

Дата проведения: 20 октября 2022 г.

Тема урока: «Великая Отечественная война.1941-1945 гг.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование

Методическое сопровождение и зрительный ряд:

  • Конспект
  • Тестовые задания
  • Опорные схемы
  • Пакеты документов и проблемных тексты
  • Карты Великой Отечественной войны
  • Технические средства обучения

Студент должен знать

Студент должен уметь

  • Основные события начального этапа Великой Отечественной войны и их значение;
  • характер Великой Отечественной войны;
  • значение оборонительных сражений летом-осенью 1941 г. и битва под Москвой
  • анализировать текст документов;
  • уметь читать историческую карту, схему;
  • сравнивать явления, аргументировать свою точку зрения;
  • налаживать коммуникацию в процессе познавательной деятельности

Цели урока:

1. Обобщить знания студентов о начальном этапе Великой Отечественной войны вскрыть причины временных неудач Красной Армии.

2. Воспитать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов советского народа.

3.Развить навык работы с документами картой, историческое мышление студентов на основе анализа причин неудач на начальном периоде Великой Отечественной войны.

Оснащение урока: карта «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.», пакет документов, проблемные тексты, опорные схемы, диаграммы, фотодокументы, карты, схемы.

Методические связи: по линиям история-литература, история-география, история-математика.

Макроструктура урока:

1. Организационный момент

  • приветствие;

  • постановка проблемного задания;

2. Беседа с целью актуализации знаний, вступительное слово преподавателя, индивидуальные творческие задания студентов.

Великая Отечественная Война – одно из самых ярких событий не только в отечественной, но и мировой истории. Это время, когда решалась судьба народов СССР. Особенно трагичен был начальный период.

  • Как вы понимаете название войны?
  • Какие еще войны в Истории России получили название «Отечественная»?
  • В каких произведениях искусства отражен начальный период войны? Есть ли в ваших семьях участники Великой Отечественной войны, их награды?
  • Подумайте, исходя из названия темы урока, какой характер будет иметь война со стороны СССР и со стороны Германии?

Вывод преподавателя: таким образом, война со стороны СССР будет носить справедливый, оборонительный характер, а со стороны Германии – захватнический, несправедливый.

Основной вопрос урока: В чем вы видите причины неудач РККА на начальном периоде войны?

3. Изучение нового материала (анализ документов, карты, схемы).

а) На основе работы с пакетом документов № 1 решите следующие задачи:

  • Как назывался план нападения на СССР, когда началась его разработка?
  • В чем заключалась основная идея плана, по каким основным направлениям планировалось наступление гитлеровских войск?
  • Какая судьба была уготована Гитлером народам СССР? Были ли еще в истории человечества такие замыслы, и чем они закончились?

Вывод преподавателя: таким образом, в основе плана «Барбаросса» лежала идея молниеносной войны. Основные направления наступления немецких войск: на Ленинград, Москву и Киев. Война со стороны Германии носила ярко выраженный расовый характер.

б) Нападение Германии на СССР (эвристическая беседа со студентами).

  • Когда произошло нападение Германии на СССР?
  • Какой это был день недели?
  • В какое время суток?
  • Случайно ли были выбраны этот день и время?

Вывод преподавателя:

22 июня 1941 года – не случайная дата, это самый продолжительный световой день в году (продолжительность утра - с 2 до 5 часов), время самого крепкого сна. Все это говорит о тщательной подготовке Германии к войне, даже в мелочах.

Задание:

На основе анализа пакета документов №2 и №3 необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Знало ли советское руководство о готовящемся нападении?
  • Если знало, то почему не были приняты меры отражения нападения?
  • Почему в сводке №1 от 22 июня 1941 г. Сталин исказил информацию?

Переход к пакету документов № 3. (Групповое задание)

Ответить на вопросы:

  • Как определял причины и характер войны В.М. Молотов?
  • Согласны ли вы с версией Гитлера об упреждающем характере нападения Германии?
  • Почему Черчилль и Рузвельт сходились в том, что в этой войне Англия и США должны помогать СССР?

в) Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г.

На основе текста учебника с. 204-206 заполнить таблицу

Дата

Сражения

Значение

Вывод преподавателя:

Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. сорвали осуществление плана «Барбаросса».

г) Битва под Москвой (анализ документов)

Анализ пакета документов № 4

Ответить на вопросы:

  • Когда состоялась битва под Москвой?
  • Какие этапы можно выделить в Московском сражении?
  • В чем вы видите причины победы в битве под Москвой?
  • Какое это имело значение?

Вывод преподавателя:

В результате разгрома немецких войск под Москвой был окончательно сорван план молниеносной войны, которая приобрела затяжной характер.

4. Закрепление.

(«Мозговой штурм», работа в группах)

Тестовый опрос:

В чем заключались причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

а) Мнение советского командования?

б) Мнение гитлеровского командования?

(пакет документов № 5).

5. Домашнее задание.

  • Подготовить сообщение на тему: «Моя семья, город село в годы Великой Отечественной войны» ( обязательно для всех)
  • Творческая работа «Письмо с фронта, на фронт»

(индивидуальное задание)

  • Работа с учебником, с.202-208

6. Подведение итогов урока.

7. Рефлексия:

Предварительное тестирование с элементами взаимопроверка в парах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Презентации к изучению материала по Великой Отечественной войне 1941-1945гг (Техника СССР во Время Великой Отечественной войны)

Классификация техники; Легкие танки, Средние танки, Тяжелые танки, ПТ - САУ(противотанковые самоходные артиллерийские установки), САУ(самоходные артиллерийские установки), Тяжелые танки...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Паспорт проекта «Фестиваль военной песни», посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Актуальность Актуальность проблемы формирования гражданственности и патриотизма учащихся общеобразовательных школ в нынешних условиях обусловлена социальной ситуацией и тенденциями развития совре...

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...