План самообразования
рабочая программа

Севостьянова Татьяна Владимировна

План самообразования учителя русского языка и литературы Севостьяновой Татьяны Владимировны по теме: «Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы, как средство повышения качества образования» на 2019 – 2023 учебный год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.plan_po_samoobrazovaniyu.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углубленным  изучением  отдельных  предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

План самообразования

учителя русского языка и литературы

Севостьяновой Татьяны Владимировны

по теме:

«Применение современных образовательных технологий

на уроках русского языка и литературы,

как средство повышения качества образования»

на 2019 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. Современное общество предъявляет и нам, учителям, и нашим выпускникам и всем своим гражданам требование творчески мыслить. Творчество перестает быть уделом единиц. И школа должна была в первую очередь реагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности стало первостепенной задачей современной школы. Более того, внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира.

Творческие способности напрямую связаны с речевыми способностями. Развивать

«дар» осмысления, говорения   от себя, произнесения,   чтобы   язык   ребенка   как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрепанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время особенно необходимо по многим причинам, и прежде всего необходимо сформировать у детей потребность, стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые   умения,   как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.

В поисках новых идей я обратилась к проблеме изучения и использования в личной педагогической практике способов активации деятельности школьника на уроке.

В классе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.

Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Коммуникативно- групповой метод обучения предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них – урок-дискуссия, урок – мастерская, урок-игра, урок-презентация или урок-представление.

Творческая работа. Огромную роль играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности детей.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:

  • организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;
  • строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;
  • активизировать самостоятельную работу учащихся;
  • обеспечивать преемственность и перспективность в работе

Современные требования к урокам достаточно высокие. На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:

  1. Вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков грамматических понятий, их классификация и др.);
  2. Формирование умений практического владения русским языком (его орфографическими, пунктуационными, культурно-речевыми нормами), умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи.

Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики, которые обеспечивают индивидуализацию обучения, развивают самостоятельность учащихся. Используя в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, другие интерактивные методы, отдаю предпочтения технологии развития критического мышления, технологии развивающего обучения которые способствуют развитию мыслительных навыков учащихся.

Проведение дискуссий, семинаров, практикумов, зачётов в групповой форме практикую в 9 -11 классах. Работа в группе, как ведущая форма организации деятельности учащихся на уроке в условиях введения ФГОС, помогает учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие качества:

  1. Умение вырабатывать совместные решения;
  2. Терпимость к другим мнениям и позициям;
  3. Необходимость поиска компромисса;
  4. Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  5. Стремление к диалогу;
  6. Умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы.

Технология Развития Критического Мышления.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества.

Базовая модель ТРКМ включает следующие стадии: вызов-осмысление- размышление». Она помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.

На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. На этой стадии использую следующие методические приёмы: парная мозговая атака, групповой мозговой штурм, ключевые термины, перепутанные логические цепи, свободное письменное задание, создание кластеров.

На стадии осмысления идёт активная самостоятельная работа учащихся. Здесь применяю такие приёмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ, взаимоопрос, двойные и тройные дневники. Многие приёмы, использованные на первых двух стадиях, логически переходят в стадию «Размышление». Возвращение к ключевым терминам, создание синквейна, эссе, мини-сочинений – всё это даёт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы. Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление. Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает ощущение свободы и естественности.

Технология развивающего обучения.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.

Развивающее обучение

  • учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;
  • опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;
  • расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;
  • направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Признаки технологии обучения:

  1. процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;
  2. совокупность приемов, методов;
  3. проектирование и организация процесса обучения;
  4. наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Проблемное изложение знаний предполагает не только сообщение обучаемым выводов науки, но по возможности проведение их по пути открытия, заставляя следить за диалектическим движением мысли к истине и делая соучастниками научного поиска.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Решить задачу теоретически - значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Таким образом, учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, сама являясь особым средством мыслительной деятельности человека.

Методические приемы:

  • Использование специально отобранного дидактического материла
  • Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
  • Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
  • Исследовательский проект.

Что является результатом метапредметного обучения? Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Этим и обусловлено содержание данной программы самообразования.

Копилка приемов: Привлекательная цель Удивляй

Отсроченная отгадка Фантастическая добавка

пресс – конференция Вопрос к тексту

Своя опора (опорный конспект) свои примеры

пересечение тем Три уровня д/з задание массивом идеальное д/з выход за пределы сравнять позиции

завершение урока – слово или действие.

четкая команда «подобное растворяется в подобном» резюме (1 раз в неделю или месяц)

Щадящий опрос кредит доверия золотые крупинки

 Методическая тема:

«Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы, как средство повышения качества образования»

Цель профессионального развития:

Повысить мотивацию учащихся к изучению предметов русского языка и литературы. Развивать способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности

Задачи профессионального развития.

  • Ориентироваться        в        современных        исследованиях        по        предмету,        в информационно – дидактических ресурсах учебного процесса;
  • активизация познавательной деятельности;
  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
  • вести мониторинг саморазвития школьников;
  • создать банк творческих работ учащихся;
  • обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

ИЗУЧАЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология.
  • Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  • Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2012 г.
  • Теоретические положения концепции развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.
  • Коллективный способ обучения – А. Г. Ривин, В.К. Дьяченко.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ:

  • Обобщение педагогического опыта по теме «Технология развивающего обучения и развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы»,

«Активные        методы        обучения        в        начальной        школе»,        «Способы        активации деятельности школьника на уроке».

  • Открытые уроки по русскому языку и литературе.

№ п/п

План мероприятий

Примерный срок реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1.

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в

профессиональных газетах и журналах по методической теме

2019– 2023

2.

Прохождение курсов профессиональной переподготовки

2019-2022

3.

Изучение применения ИКТ в работе ведущих учителей школы

2019 - 2020

4.

Аттестация на первую квалификационную категорию

2022

Использование современных образовательных технологий

1.

Использование возможностей Интернет - ресурсов на уроке.

постоянно

2.

Составление        мультимедийных   презентаций   для        проведения        уроков,

внеклассных мероприятий

постоянно

3.

Приобретение и использование на уроках новых электронных ресурсов

постоянно

4.

Составление собственных авторских разработок, использование их в

обучении русскому языку и литературе.

постоянно

5.

Изучение и применение технологии критического мышления, технологии

развивающего обучения, проблемного обучения

2019 - 2023

6.

Проведение экспериментальной работы по теме «ТРКМ», «ТРО».

«Изучение и использование в личной педагогической практике способов активации деятельности школьника на уроке»

2019 - 2023

7.

Использование средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на протяжении всего периода по направлениям:

  1. развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем проведения нестандартных методов и приемов;
  2. проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе по созданию творческих работ;
  3. индивидуальные формы работы с учащимися;
  4. Введение зачетной системы на уроках литературы в старших классах, её результаты.

2019 - 2023

8.

Проведение открытых уроков

2–3 урока в течение учебного

года

9.

Участие с детьми в научно – исследовательских конференциях

1 раз в год

10.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2019 - 2023

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1.

Выступление        перед        коллегами        на        занятиях        МО,        методических совещаниях:

  1. Обобщение педагогического опыта работы. Система подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
  2. «Применение электронных носителей информации на уроках русского языка и литературы».

2019 - 2023

2.

Проведение обучающего семинара, мастер-класса «Осмысленное чтение»

2019-2021

4.

Профессиональные публикации на профессиональных сайтах

2019 - 2023

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1.

Совершенствовать систему подготовки учащихся к экзаменам в форме

2019 - 2023

ГИА (ОГЭ), ЕГЭ

2.

Систематически пополнять электронные папки результатами работы над

темой самообразования

систематически

3.

Создать условия для результативного участия особо одаренных детей в

различных олимпиадах и конкурсах

2019 - 2023

5.

Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для

участия на районных научно-практических конференциях.

2019 - 2023

6.

Работа над развитием речи учащихся, правильным употреблением и произношением слов, совершенствовать словарную работу на уроках: а) вести орфоэпические словари, проводить диктанты по орфоэпии;

б) разработать карточки с творческими заданиями, развивающими умение употреблять многозначные слова в различных значениях, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составлять с ними предложения; использовать в творческих работах средства выразительности и изобразительноси

русского языка.

2019 - 2023

7

Ведение мониторинга саморазвития школьников.

2019 - 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (Үзбелемеңне күтәрү планы)

2015-2016 нчы елда югары категориягә аттестация үтүче татар теле һәм әдәбияты укытучысы Гыйльманов Дамир Шәрифҗан улының үзбелемен күтәрү планы....

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...