Формирование УУД на уроках русского языка и литературы.
статья

Панькова Наталия Николаевна

Формирование УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование УУД19.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование УУД на уроках русского языка и литературы»

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное,  личностное  и  познавательное  развитие  обучающихся,  обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как « научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование  совокупности универсальных учебных  действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Разработчиками ФГОС выделены основные «УУД»: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Рассмотрим, какие «УУД» формируются у учащихся на различных этапах урока.

Для примера возьмём урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е - и».

Урок проходил в нетрадиционной форме (тип урока - открытие нового знания).

Подробнее остановимся на некоторых этапах урока.

  1. Одним из основных этапов урока является этап актуализации знаний и пробное учебное действие.

Цель данного этапа: проверить готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

Учитель раздает карточки с текстом для каждой группы, в котором встречается орфограмма «Чередование е – и в корне слова». В словах с данной орфограммой пропущена буква. Её необходимо вставить.

Вопросы: написание этих слов вызвало у вас затруднение? Почему?

Учащиеся осуществляют взаимопроверку (по группам). Формируют цели урока.

В результате осуществляются следующие «УУД»:

- познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие;

- регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения;

- коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. Целеполагание.

2) Следующий этап: выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения (объяснение материала).

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения; постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Задание. На доске даны две колонки слов с чередованием е – и в корне. Буквы е и и выделены другим цветом.

Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. Для этого учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения:

А) Выделим в слове корень.

Б) Поставим ударение.

В) Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

Г) Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

Д) Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограммы.

В результате осуществляются следующие навыки «УУД»:

- познавательные: преобразование информации из одной формы в другую;

- регулятивные: коррекция, контроль;

- коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

3) Следующий этап: первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Ребятам предлагается выполнить тестовые задания. Кто быстрее (чья группа).

В результате формируются следующие «УУД»:

- познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков;

- коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменном виде (форме).

- регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

В это время один учащийся от каждой группы выполняют индивидуальное задание (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

В результате формируются следующие навыки «УУД»:

- познавательные: умение находить нужную информацию;

- регулятивные: умение решать проблемы

- личностные: способность самооценки своих действий.

4) Последний этап: рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Задание: каждой группе предлагалось написать отзыв: «Понравился урок или нет и почему»

В результате формируются следующие «УУД»:

- познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД;

- коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

Таким образом,  на примере данного урока мы проследили, как формируются «УУД» у учащихся  на различных этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....