Методическая разработка по формированию аппликатурной дисциплины гитаристов в младших классах детских школ искусств.
методическая разработка

Щербакова Дарья Сергеевна

Данная методичексая разработка позволяет ознакомится с формированием аппликатурной дисциплины гитаристов в младших классах детских школ искусств. В данной методической разработке представленн метод формирования аппликатурной дисциплины: от простого к сложному. Таким образом, данная разработка поможет преподавателям гитаристам детских школ искусств формировать у учеников аппликатурную дисциплину. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Щербакова Д.С. ДМШ им. С. М. Старикова

при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова

Методы формирования аппликатурной дисциплины обучающихся детских школ искусств в классе гитары

Начальный период обучения игре на гитаре особенно важен, и ставит перед собой немало сложных педагогических задач. В этом параграфе мы рассмотри одну из многих проблем, стоящих перед педагогами класса гитары, а именно – формирование аппликатурной дисциплины у гитаристов в младших классах детских школ искусств.

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных и востребованных в музыкальной педагогике. В связи с продолжающимся развитием теории и практики музыкального исполнительства взгляды в этой области непрерывно меняются: подвергаются критике самые незыблемые принципы аппликатуры, возникают новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Для более детального изучения темы диссертации, необходимо обратиться к методическим источникам и изучить существующие методы формирования аппликатурной дисциплины в младших классах детских школ искусств.

«Школа игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля предназначается для педагогов и учащихся музыкальных школ, училищ, высших учебных заведений, для руководителей музыкальных коллективов и их участников. Состоит из трех частей. Материал излагается от простого к сложному. Первая часть посвящена краткой информации о инструменте о посадке и постановке с инструментом, о первоначальных умениях и навыках [пухоль с 20].

Вторая и третья части подразделены на «курсы», всего их четыре. В «курсах» поэтапно раскрываются все техники и приемы игры на шестиструнной гитаре. К каждому рассматриваемому приему игры прилагаются развивающие упражнения, далее этюды на определенные виды техники.

Внимание уделяется всем видам техники. На наш взгляд «Школа игры на шестиструнной гитаре» Э. Пухоля является одной из лучших на сегодняшний день в гитарном искусстве.

От правильности подбора аппликатуры зависит не только технический уровень исполнения, но и качество фразировки, голосоведения, художественной выразительности. «Если музыкант желает придать звуку соответствующий смысл и содержательность, он должен предварительно продумать расположение пальцев» - говорил Э. Пухоль [Школа с. 15].

Деятельность Пепе Ромеро испанского гитариста и педагога внесла большой вклад в развитие гитарной педагогики. Им был написан труд, который имеет название «Стиль и техника Пепе Ромеро на примере упражнений Мауро Джулиани и Селидонио Ромеро». Книга имеет две части, информация излагается поэтапно. В первой части идет речь о базовых приемах игры на гитаре, о способах звукоизвлечения «тирандо» и «апояндо». Также речь идет о ногтевом и безногтевом способе звукоизвлечения. Вся первая часть посвящена правой руке.

Во второй части дается информация о левой руке. Большое внимание уделяется «разминке перед концертом», эти упражнения разработал Франсиско Таррега. Попе Ромеро считает, что перед концертом особо важна разминка. Также особое внимание уделяется изучению анатомии кисти. Дается подробное описание, как работают мышцы кистей при игре на гитаре [пепе ромеро].

Особый вклад в развитие гитарного искусства внес Новосибирский гитарист-педагог Ю. П. Кузин. Мы рассмотрим его пособие, которое называется «Азбука гитариста», оно состоит из трех частей. Первая часть посвящена доинструментальному периоду обучения ребенка. Внимание в этой части пособия уделяется формированию естественности и свободы в посадке гитариста. В пособии содержится нотное приложение: пьесы, этюды и упражнения для их освоения.

В последующих второй и третей части речь идет о начальном освоении исполнительства на классической гитаре. Дается информация по закреплению исполнительских навыков, способов звукоизвлечения и различных приемов игры [кузин азбука гитариста донструментальный период].

А. Карлеваро в своем пособии «Учебная серия об игре на гитаре. Тетрадь первая, диатонические гаммы» пишет, что в своих пособиях он не критикует имеющиеся школы игры, а пытается систематизировать имеющийся опыт. «Желание предложить и оказать помощь преподавателям и студентам из-за недостатков имеющегося в изобилии образовательного материала - это то, что побудило меня написать эти тома» [карлеваро, диатонические гаммы с. 1].

Он пишет, что аппликатура при игре гамм должна быть проработана сначала теоретически, а потом практически. «Изучение аппликатуры гамм заставляет ученика размышлять о его практике и позволяет четко представлять ее применение к различным тональностям» [карлеваро уч тетрадь 1 диатон. Гаммы. С 3].

А. Карлеваро считает бесплодной изолированную работу над гаммами. Он предлагает играть двухголосные гаммы: «имитация унисона посредством восхождения» [ А. карлеваро с 10]. Как пишет А. Карлеваро практиковать исполнение таких гамм могут как учитель и ученик, или ученик и ученик играя одновременно. «Предмет этого этюда - это вызвать интерес студента к движению голосов» [диатон. Гаммы карлеваро с 10]. Приведем пример: (смотреть рисунок 1).

Рис.1

«Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста» С. Попова это пособие отличается от классических школ. С. Попов пишет, что необходимо развивать аппликатурное мышление гитариста для более совершенного владения инструментом посредством углубления в музыкальную теорию. Необходимо как можно больше запоминать аккордовые последовательности и играть соответствующие упражнения для этого. Таким образом, изучив это пособие, гитарист научится не только подбирать аппликатуру, но и с легкостью импровизировать в любой тональности на гитаре запомнив «боксы» аккордов.

При игре на гитаре левая рука является «ведущей». Как писал Ч. Дункан: «…гриф гитары, если его использовать вдоль и поперек, представляет собой, сотни возможных вариантов и комбинаций всего лишь из четырех пальцев левой руки. Из двух рук, левая – главная "рабочая лошадка"» [Дункан с 13]. Он, также, как и Попе Ромеро большое внимание уделяет изучению механизмов работы обеих рук. У гитариста от аппликатуры левой руки зависит художественная выразительность исполнения.

Школа игры российского педагога и гитариста П. Агафошина представляет собой пособие из четырех частей и нотного приложения. Материал излагается поэтапно и затрагивает все приемы и способы игры на гитаре. Более подробно он говорит о позиционной игре. Например, гамму C dur можно сыграть в разных позициях. «Положение левой руки на грифе называется позицией и обозначается римскими цифрами» [агафошин с. 13]. Если первый палец левой руки находится на первом ладу, то это первая позиция. Если на пятом или каком-либо другом, то это пятая позиция и т.д. Таким образом, например, гамму C dur можно играть в разных позициях и с использованием «отрытых» струн или же только на «закрытых» струнах. Это зависит от целей и задач исполнителя.

М. Каркасси итальянский классический гитарист считал, что приемы игры правой руки гитариста важнее чем левой руки. «Приемы правой руки наиболее важные в приобретении блеска и уверенности» [каркасси школа игры с.2].

Но в отличии от «школ» игры Э. Пухоля и Ч. Дункана «школа» Каркасси на сегодняшний день уже теряет твою актуальность, в связи с устаревшими понятиями о технике игры. Школа игры состоит из трех частей. Первая часть посвящена базовым знаниям по теории музыки. Но термины и понятия, которые он использует изменились. Для краткого изучения теории музыки, необходимо обратиться к современным источникам. Вторая часть посвящена практике. М. Каркасси рекомендует ставить мизинец правой руки на деку гитары, для более устойчивой опоры правой руки. Это сильно задерживает скорость остальных пальцев правой руки при игре. Современная постановка требует, чтобы все пальцы находились над струнами и в нужный момент извлекали звук. Также М. Каркасси допускает использование большого пальца левой руки, но это тоже тормозит скорость перемещения левой руки по грифу. Большой палец должен служить поддержкой грифа, именно он является основной опорой левой руки. Таким образом, аппликатура М. Каркасси не может служить образцом для формирования аппликатурной компетенции в младших классах детских школ искусств.

Тем не менее для нас большой интерес представляет третья часть школы игры М. Каркасси. Она содержит в себе пятьдесят пьес различного уровня сложности и характера. Композитор назвал их «пятьдесят прогрессирующих пьес» [каркасси школа игры с. 92]. Их необходимо использовать, но с более современной аппликатурой, с современной постановкой руки и посадкой.

Среди гитарных пособий и школ игры, «Методика игры на гитаре» Н. П. Михаленко, на наш взгляд, достойна внимания. Она состоит из двенадцати разделов, которые делятся на параграфы. В разделе одиннадцатом есть сведения о формировании аппликатурной компетенции студентов и учащихся.

Н. П. Михайленко пишет, что аппликатура зависит от характера и стиля произведения. Использование последовательности пальцев должны служить воплощению тембровой окраски. «Кантилена требует аппликатуры, которая обеспечивает в основном единую тембровую окраску музыкальной фразы» [Михайленко с176]. Поэтому, он советует исполнять такой музыкальный мотив, музыкальную фразу так называемой «линейной аппликатурой». «Линейная аппликатура представляет собой исполнение какой-либо музыкальной фразы или мотива преимущественно на одной струне. Единая тембровая окраска чаще всего соответствует музыкальной фразе с ровной динамической линией с более-менее одинаковым эмоциональным напряжением»[михайленко с. 176]. Так же аппликатура левой руки должна быть выбрана так, чтобы левая рука свободно могла выполнять прием «вибрато».

Наряду с «линейной аппликатурой» используется и «аппликатура задержанной педали» [михайленко], используется она в мелодических пассажах. Вся суть ее состоит в том, чтобы сыграть пассаж связано, но на разных струнах. В произведениях быстрого темпа, необходимо использовать «позиционную аппликатуру». Рука должна находиться как можно дольше в пределах одной позиции, и как можно меньше двигаться по грифу.

«Школа игры на шестиструнной гитаре» Х. Сагрераса, представляет не меньший интерес с точки зрения развития аппликатурной компетенции. Материал излагается последовательно, от простого к сложному. В первой части представлены одноголосные упражнения на «двухпальцевый» метод звукоизвлечения, используется пальцевая связка «i, m». От каждой струны, начиная с первой и до шестой предложены различные последовательности нот, которые нужно играть, соблюдая аппликатуру правой и левой руки. Например: (см. рисунок 2).

Рис. 2

Дальше упражнения пишутся в двухштилевой записи. Показаны упражнения на приемы технического легато восходящего и нисходящего, двойного, тройного, квинтольного.

Вторая часть состоит из произведений Х. Сагрераса для закрепления изученных приемов и воплощение их в пьесах. В отличии от пособия А. Карлеваро, «школа» Х. Сагрераса довольно обширная, но в плане постановки правой руки уже устарела, а от постановки исполнительского аппарата напрямую зависит легкость и свобода исполнения и доступность более обширных аппликатурных решений. Х. Сагрерас предлагает держать правую руку в неестественном положении, то есть в запястье при звукоизвлечении есть изгиб в правую сторону. От этого на сегодняшний день отказались многие гитаристы, так как такое положение руки замедляет скорость исполнения, и вариантность аппликатурных решений.

Развивающие пьесы Х. Сагрераса нацелены на соединение и свободное использование двух способов звукоизвлечения «тирандо» и «апояндо». От свободного владения этими двумя приемами, опять же, зависит и вариантность аппликатуры. Таким образом, мы пришли к выводу, что удобные и подходящие для исполнителя аппликатурные последовательности зависят и от степени развития исполнительского аппарата. «Школа» Х. Сагрераса неплохо поможет развить технику, и изучив базовые аппликатурные последовательности, музыкант сможет приходить к новым удобным для себя конкретно, и воплощающим художественную задачу аппликатурным вариантам.

Так же, как и в выше перечисленных сборниках и школах игры, в книге Скотта Теннанта «Качая нейлон», приводятся только упражнения на развитие техники игры.

Изучив основные гитарные «школы», мы выяснили, что методических рекомендаций по формированию аппликатурной дисциплины достаточно мало. В основном во всех «школах» больше внимания уделено развитию техники гитариста.

Обобщив методические материалы, музыкально-педагогический опыт, взгляды на проблему развития аппликатурной дисциплины гитаристов младшего школьного возраста некоторых музыкантов-гитаристов прошлых лет, будут рассмотрены методические рекомендации, которые ориентированы на работу с гитаристами младших классов детских школ искусств.

Формирование аппликатурной дисциплины происходит с самых первых уроков, когда ученик берет в руки инструмент и начинает извлекать звуки. Необходимо с самых первых уроков привить ребенку внимательность к аппликатурным схемам. Нужно приучать ребенка к контролированию каждого пальца при игре.

С первых уроков необходимо начинать играть по открытым струнам «шестая, третья, вторая, первая, вторая, третья, шестая» аппликатурой p, i, m, a, m, i, p. Это необходимо чтобы у ученика сформировалось четкое ощущение последовательности пальцев при игре «арпеджио». Необходимо, чтобы первую аппликатурную комбинацию, которую изучил ученик было «арпеджио» правой рукой по открытым струнам.

В гитарном исполнительстве, как писал педагог и гитарист Ю. П. Кузин, есть три основных вида техники:

- гаммаобразные пассажи;

- арпеджио;

- аккорды.

Самое простое из этого является исполнение арпеджио, именно с этого и следует начинать. Ученик должен четко соблюдать последовательность пальцев p, i, m, a, m, i, p, все это происходит под контролем педагога. Игра должна осуществляться с метрономом. Для более четкого контроля, во время игры, ученик должен проговаривать названия пальцев вслух, это поможет избежать ошибки в последовательности пальцев.

Упражнение № 1.

Рис.1

Играть необходимо медленно. После, когда ученик будет полностью контролировать пальцы при игре, можно ускорять темп и переходить на восьмые длительности:

Рис. 2

Ускорять темп следует с метрономом, прибавляя по пять или по три единицы. Важно помнить о том, чтобы при ускорять до темпов, в которых ученик перестанет контролировать пальцы при выполнении упражнения.

Упражнение № 2.

Включение в работу левой руки:

Рис. 3

Для освоения совместной игры правой и левой рук можно использовать «Дуэт» Х. Паркенинга. На рисунке 3 приведен фрагмент произведения. Оно очень хорошо подходит для первоначального освоения игры уже с применением «закрытых» струн. На первом этапе обучения важно, чтобы педагог играл в ансамбле с учеником, как пишет Ю. П. Кузин. Это способствует «привитию» ему представления о хорошем звуке. Ученик слышит каким звуком играет педагог, и будет стремиться к такому же звукоизвлечению.

Как только ученик уверенно будет исполнять арпеджио приведенные в предыдущих упражнениях нужно параллельно переходить к гаммам. Начать следует с мажоров. Гамма С dur в V позиции на «закрытых» струнах. Важно играть ее не в I позиции, а в V. Ребенку будет сложно переключать внимание с «открытых на закрытые» струны. Лучше, когда ученик играет в Vпозиции и все звуки будут «закрытыми». Таким образом, ученик будет концентрировать свое внимание больше на аппликатуре и звуковедении.

Гамма до мажор

Рис.4

При исполнении гаммы следует проговаривать вальцы правой руки вслух: i, m. После, как только у ученика будет четкое чередование пальцев i, m без ошибок, можно менять пальцевую последовательность в правой руке – m, i.

Таким же образом следует работать над четкостью пальцевых последовательностей левой руки. Проговаривая вслух играющий в определенный момент палец. Это поможет ученику максимально контролировать пальцы в медленном темпе. А когда темп будет увеличиваться, то проблемы с последовательностью пальцев не будет. Так же нужно использовать пальцы:

 i – a, a – i.

Следует обратить внимание на, так называемый, балалаечный прием исполнения гамм и гаммаобразных пассажей. При использовании этого приема в правой руке активны пальцы p – i.

Далее следует продолжать соединять прием арпеджио с гаммообразными пассажами. Рассмотрим кантилену, которая может иметь массу различных аппликатурных вариантностей, в зависимости от определенной пьесы и ее художественного образа.

Как пишет Н. П. Михайленко: «кантилена требует аппликатуры, которая обеспечивает в основном единую тембровую окраску музыкальной фразы» [михайленко c 176].

 Для этого изучим русскую народную песню «Ручеек» для двух гитар. Эта пьеса идеально подходит для первого года обучения. Необходимо чтобы ученик одинаково хорошо играл и первую и вторую партию.

Рис 5.

Изучение обеих партий позволит работать над аппликатурой в арпеджио второй партии, и над гаммообразной перовой партией. Обязательно первую партию нужно играть в Vпозиции

Рис. 6.

На рисунке 5 представлено произведение для первого класса гитары детских школ искусств. Произведение взято из сборника пьес Ю. П .Кузина «Азбука гитариста». Требуется разобрать произведение с учеником и дать ему возможность самому выбрать аппликатурные варианты. На рисунке пять будет представлен один из возможных аппликатурных последовательностей.

Далее следует изучить русскую народную песню «Я гуляю во дворе»

Рис. 7.

В первой партии мелодия гаммообразная, ее следует играть в V позиции. Это позволит ученику не концентрировать внимание на смене позиций, а более внимательно контролировать аппликатуру правой и левой руки. На рисунке шесть представлен один из возможных аппликатурных вариантов.

В отличии от клавишных инструментов, аппликатура гитариста является и фактором, влияющим на скорость игры и художественную сторону произведения. Аппликатура влияет на соединение звуков. Особенно это важно в кантилене.

Гитарная музыка является полифонической, это заметно так как правая рука озвучивает всю фактуру произведения, в то время как левая является основной рукой, которая исполняет произведения. Например, первые палец левой руки может исполнять и бас, и мелодию, и так же в правой. Например, большой палец «p» может исполнять только мелодию, а пальцы «a, m, i» исполнять аккомпанемент. Из этого можно сделать вывод, что любая музыка, исполняемая на гитаре, за исключением одноголосных мелодий, является полифонической.

Например, фрагмент из «Маленькой пьесы» Ф. Сора.

Рис 8.

На рисунке четырнадцать можно увидеть, что аппликатура левой руки выстраивается таким образом, что и нижние и верхние голоса будут прижиматься на грифе инструмента левой рукой, тем временем правая будет озвучивать все эту фактуру на струнах в районе резонаторного отверстия (в месте самого громкого звучания гитары). Это говорит о том, что нижние голоса будут исполняться пальцем «P», а верхние пальцами «i, m, а», это необходимо, чтобы звуки по силе отличались. Это важно, чтобы мелодия выделялась, а остальные звуки были второстепенными.

Приведем пример из цикла «36 каприсов» для гитары соло Л. Леньяни.

Рис 9.

На рисунке пятнадцать представлен фрагмент каприса номер 13 Л. Леньяни. Тут мелодия проходит в басу, а аккомпанемент в верхнем голосе. И чтобы исполнить это в темпе «Allegro moderato» нужно играть аккомпанемент пальцами «i, m», а мелодия будет проводиться пальцем «p».

Таким образом, правая рука будет выполнять сразу две функции: исполнение аккомпанемента и мелодии, и необходимо чтобы пальцы «i, m» играли тише, чтобы не перекрывать мелодию.

Аналогичным местом в этом произведении является средний раздел.

Рис. 10.

На рисунке шестнадцать представлен фрагмент средней части каприса № 13 Л. Леньяни, который является особенным с точки зрения аппликатурных вариантов. Так как темп быстрый, необходимо и это место сыграть быстро. Для этого нужно использовать «скоростную» связку пальцев в правой руке. А именно, нижние голоса будут исполнять пальцы «p, i», а верхние пальцами «a, m». Аппликатура прописана на рисунке шестнадцать.

Таким образом, проводя компаративный анализ методической литературы по теме исследования мы столкнулись с довольно малым объемом информации о аппликатурной дисциплины гитариста. Выяснили, что некоторая информация устарела, и в свете сегодняшних открытий гитарного мира уже не актуальна. Например, при игре ставить мизинец на деку гитары, использовать большой палец левой руки наравне с указательным, средним, безымянным и мизинцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств

Положение конкурса по сольфеджио "ДоМиСоль" для обучающихся старших классов Детских школ искусств...

Методическая разработка по развитию предикативного словаря у учащихся младших классов с ЗПР

В статье приведена система логопедической работы по уточнению и обогащению предикативного словаря у учащихся с ЗПР за счет антонимов и синонимов....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей в инструментальном классе Детской школы искусств"

Методическая разработка  "Развитие творческих способностей в инструментальном классе  Детской школы искусств"...

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Рабочий коллектив – это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства, это та основа, на которой строится образовательная организация, система производственных и трудовых взаимоотн...

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"

Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....