Открытое занятие по экспериментированию "Воздух-невидимка"
опыты и эксперименты

Дубейко Ольга Георгиевна

Материал будет полезен воспитателям для формирования у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментально-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по экспериментированию в старше-подготовительной группе

Тема: «Воздух-невидимка»

Вид деятельности: ФЦКМ (формирование целостной картины мира)

Форма проведения: экспериментирование

Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательная:

– уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.

Развивающая:

– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.

– развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.

Воспитывающая:

- воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, опыты, эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, игры-исследования, опыты.

Материал: полиэтиленовые пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, 2 баночки с кусочками апельсина и чеснока, бумажная салфетка и пластмассовый стаканчик, ёмкость с водой, 2 надутых воздушных шарика, привязанных по краям палочки.

Ход занятия

Дети вмести с воспитателем входят в зал и становятся в круг.

Воспитатель: В круг широкий вижу я встали все мои друзья, мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и к гостям здороваться пойдем. Ребята, давайте поздороваемся с гостями, а теперь подойдем к гостям и прикоснемся своими ладошками к их ладошкам. Какие ладошки у гостей? (теплые). Наши гости, добрые и они поделились с нами своим теплом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот эту шкатулку. Как вы думаете, что там внутри? (ответы детей) Давайте посмотрим (осматриваю ее и обнаруживаю загадку)

Воспитатель: Ребята, здесь какая-то загадка! (читаю)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи. Кто такие исследователи? Где они работают? (Они работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется? (Лаборатория)

Воспитатель: Давайте все вместе скажем «лаборатория». Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие? (Соблюдать тишину и осторожность, не трогать без разрешения, не пробовать на вкус, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать только на своем месте, тихо, аккуратно, внимательно, если есть вопросы, обратиться к воспитателю)

Воспитатель: Давайте отправимся в лабораторию проводить опыты. Но сначала нам надо превратиться в настоящих ученых- исследователей. А поможет нам в этом чудо-дерево. (Дети надевают чепчики)

Воспитатель: Вот мы и стали настоящими учеными, и я приглашаю вас в мою научную лабораторию. Проходите и садитесь за столы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)

Я открою вам секрет. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)

Эксперимент № 1.  «Какого цвета воздух?»

Воспитатель: Кажется, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите на столах пустые пакеты. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы ловим в пакет воздух-невидимку, закручиваем пакет и удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите, что внутри пакета? (воздух). Что произошло с пакетом? (ответы). Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

-Какого цвета воздух? (бесцветный).

Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета.

По- другому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).

Воспитатель: Давайте сделаем вывод (обращение к детям): воздух прозрачный, невидимый. Чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.

- Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? (Ответы)

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

Эксперимент № 2. «Чем пахнет воздух?»

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.

Воспитатель: И я вам это докажу. Возьмем баночку с цифрой «1». Чем же пахнет? (апельсином).

Воспитатель: Теперь возьмем баночку с цифрой «2». Чем пахнет воздух в этой баночке? (чесноком).

Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод: Воздух не имеет запаха, но может его переносить.

Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)

Закачалось деревцо,

(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).

Ветерок всё тише, тише,

(замедлять раскачивание)

Деревцо всё ниже, ниже

(приседать, постепенно опуская руки).

Эксперимент № 3. “Кляксография – рисуем воздухом”

Воспитатель: Ребята, а сейчас идите все ко мне. Давайте с вами послушаем нашу грудную клетку. Положите руки на свою грудную клетку, как я. Вдохните и выдохните воздух. Что произошло с грудной клеткой? (при вдохе увеличилась, расширилась, при выдохе уменьшилась)

- А для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- А вы знаете, что воздухом можно ещё и рисовать? Давайте попробуем (дети с помощью трубочки дуют на жидкую краску).

- Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Вывод: нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух нужен, чтобы дышать. Воздухом можно рисовать.

Эксперимент 4. «Фокус с салфеткой»

Воспитатель: А как вы думаете воздух легче или тяжелее воды? (ответы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня? (салфетка) Она сухая. Потрогайте. (Дать детям убедиться, что салфетка сухая) Я помещаю нашу салфетку на дно стаканчика. Сейчас я опущу вот так стаканчик в воду. Как вы думаете, намокнет салфетка? (ответы) Давайте проверим. (Поместить стаканчик в воду, достать его, вытереть снаружи, достать салфетку).

- Салфетка намокла? (нет) Потрогайте. Почему, как вы думаете? (воздух препятствует воде пробраться внутрь стаканчика и намочить салфетку)

Воспитатель: А сейчас давайте снова поместим стаканчик с салфеткой в воду, наклоним стаканчик и посмотрим. Что выходит? (воздух) Что стало с салфеткой? (она намокла) Почему, как вы думаете? (ответы)

Вывод: воздух легче воды.

Эксперимент 5. «Вес воздуха»

Воспитатель: А воздух имеет вес? (ответы)

Воспитатель: Посмотрите. У меня два шарика, привязанных по краям палочки (как весы). Как вы думаете, шарики весят одинаково? (ответы) Давайте измерим вес шариков.  Действительно, сейчас у шариков одинаковый вес.

- Что будет, если мы проткнем один шарик? Как вы думаете? (ответы) Какое положение примут весы? (ответы)

Проткнуть один шарик булавкой.

- Что получилось? (воздух вышел из шарика, и он стал легче) Так воздух имеет вес? (да)

- А если лопнуть второй шарик, что станет с весами? (ответы) Лопнуть второй шарик. Равновесие весов установилось.

Вывод: воздух имеет вес.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня в нашей лаборатории время прошло очень быстро. Вы заметили? Вам понравилось работать в лаборатории? Что самое интересное произошло на занятии? Какие трудности вы испытали при выполнении опытов?

 Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны и активны. Молодцы.  Давайте друг другу улыбнемся. Скажем спасибо нашим гостям и попрощаемся с ними: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...